Выступление на тему: "Использование дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста"
статья (старшая группа) на тему

Закирова Лилия Махмудовна

В данном выступлении освещена важность игры в жизни детей. Подчеркнута значимость игры, а именно дидактической игры, для развития умственных  и творческих способностей детей дошкольного возраста. В работе представлены различные дидактические игры по всем образовательным областям, в которые с большим удовольствием играют дети. Также, в работе  представлен список использованной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_temu_didakticheskie_igry_-_2.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Использование дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста.

Актуальность темы: Основой  современного дошкольного образования является – игра. В своем выступлении постараюсь раскрыть современный подход к организации дидактической игры в ДОУ, позволяющий обеспечить реализацию эффективных психолого – педагогических условий для развития игровой деятельности дошкольников.                                                                  Дети дошкольного возраста познают окружающий мир в игре, на занятиях, прогулке, в общении со сверстниками и взрослыми. И поэтому, моя задача  дать возможность детям самостоятельно находить ответы на свои вопросы в дидактических играх. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр. [1]

Цель: Изучение влияния предметно- игровой среды на развитие детей дошкольного возраста и определение педагогических условий её организации.                                                                                                             Задачи:      

  • на основе научных и психолого – педагогических источников проследить становление воззрений на предметно – развивающую и предметно – игровую среду, теоретически обосновать подходы к её организации;
  • опытно – экспериментальным путём выявить воздействие предметно – игровой среды на развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста;
  • определить педагогические условия организации предметно – игровой среды в ДОУ;
  • найти и экспериментально обосновать совокупность педагогических условий организации дидактических игр с дошкольниками, влияющих на эффективность воспитательно – образовательного процесса;
  • вызывать интерес у детей к дидактическим играм;
  • обучать детей, используя различные игровые ситуации;
  • развивать любознательность, внимание, воображение, память, наблюдательность, творческий потенциал, фантазию  детей;
  • воспитывать в детях стремление к новым знаниям;
  • продолжать развивать навыки самостоятельной деятельности детей, умение сосредотачиваться  на одном объекте, коммуникативные навыки, умственные способности;
  • способствовать формированию дружеских взаимоотношений со сверстниками, умению договариваться, уступчивости;
  • обогатить  предметно – развивающую среду группы.        

    Значительное место в процессе обучения и воспитания имеют дидактические игры. Есть много формулировок дидактическим играм.

Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и использоваться в организованной образовательной деятельности, а также включаться в музыкальные занятия, быть одним из занимательных элементов на прогулке, в режимных моментах. [2]

 Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения. [3]

  Важно, чтобы дети играли в разное  время дня: утром до завтрака, между завтраком и занятием, в перерывах между занятиями, на прогулке, во второй половине дня. Игры в утренние часы способствуют созданию у детей бодрого, радостного настроения на весь день. На занятиях используются те дидактические игры, которые можно проводить со всеми детьми. Они используются в качестве метода закрепления, систематизации знаний детей; С помощью дидактической игры можно проверить усвоили ли дети знания полностью или поверхностно и умеют ли они их применить, в нужной ситуации.                                                                                                            

По формированию элементарных математических представлений можно использовать такие дидактические игры как: « Найди пару», на развитие памяти и зрительного восприятия дошкольников;

«Собери предмет правильно», на развитие зрительного восприятия и  закрепления знаний у детей геометрических фигур. «Сосчитай и составь правильно», на соотношение количества предметов и числа.  

По развитию речи можно использовать такие дидактические игры как: «Собери лото», на изучение и закрепление звуков. «Составь правильно», на развитие памяти и зрительного восприятия дошкольников;

По окружающему миру можно использовать такие дидактические игры как: «Экологическое лото», на развитие памяти и зрительного восприятия дошкольников. «Телевизор»; «Лото», на развитие у детей  памяти,  

По правилам дорожного движения можно использовать такие дидактические игры как: Домино «Дорожные знаки», «Составь правильно»  на закрепление у детей знаний дорожных знаков.

По основам безопасности жизнедеятельности «Определи правильно», на развитие у детей основ безопасного поведения, памяти. «Телевизор»,

В режимные моменты и на прогулке можно использовать словесные игры и игры с предметами (игрушки, природные материалы и т. д.).                            «Петушок – Золотой гребешок», «Матрешка».    

       Воспитание ребенка – это нелегкий труд, который требует от педагога и родителей  много времени, терпения. И поэтому, задача взрослых, дать возможность детям самостоятельно находить ответы на свои вопросы в играх. При помощи игры ребенок учится управлять различными предметами. У детей развиваются самостоятельность, любознательность, умение общаться с окружающими людьми, применять имеющиеся знания на практике и получать новые. Непросто сегодня педагогу увлечь ребенка на занятии, чтобы донести до его сознания те или иные знания. Результат продуктивнее там, где эти знания подаются не скучной и угрожающей моралью, а доброй беседой, игрой. Дети мыслят образами. Они уже умеют делать выводы. [4]                                                                                                       Игра, как и сказка, учит ребёнка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков.[5]                                                                                             Именно поэтому очень важно формировать навыки у детей в процессе игры.                                                                                                                                                                        

                                         

                                                 

Список литературы:

1. С. А. Козлова, Т. А. Куликова «Дошкольная Педагогика»,                                         М.2001г. 322-   335с.                                                                                                                                            

2. А. А. Катаева, Е. А. Стребелева «Дидактические игры и упражнения»,                     М.   «Просвещение» 1991г.4-7с.                                                                                                          

3. Е. В. Зворыгина, Н. С. Карпинская, И. М. Кононова и др. под редакцией    С. Л. Новоселовой.«Дидактические игры и занятия с детьми раннего   возраста», М. «Просвещение»1985 с.5                                                                                                                                                                                                            

4.П. П. Дзюба «Дидактическая копилка воспитателя детского сада»,                              Ростов-на-Дону, 2008,  4с.247с.                                                                                          

5.www/maam/ru