Главные вкладки

    Статья на тему:
    ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

    Коньшина Екатерина Михайловна

    Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического и психического развития ребенка дошкольного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_po_zozh.docx33.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    Коньшина Екатерина Михайловна

    ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

    Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического и психического развития ребенка дошкольного возраста.

    В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Не секрет, что уже при поступлении в детский сад дети дошкольного возраста имеют очень слабое физическое развитие, поскольку испытывают «Двигательный дефицит» :дети стали вести малоподвижный образ жизни, практически не играют во дворах в подвижные и спортивные игры, много времени проводят у компьютера и телевизора.

    Ухудшение здоровья населения страны и особенно детей становится национальной проблемой. Подписанное президентом России В.В.Путиным постановление «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения» показывает беспокойство государства за будущее нашей страны.

    Дошкольный возраст является решающим в формировании физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и к окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность  систематических занятий физической культурой и спортом.

    Детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые лавным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в ДОУ не создано детско-взрослое сообщество ( дети-родители-педагоги). Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов. В том числе в «Концепции дошкольного воспитания», « Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении» (приказ Минобрнауки РФ от 27.10.2011 №2562), Законе «Об образовании» федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации», где родители являются первыми педагогами своих детей. Но взаимодействие семьи и детского сада по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста – это длительный процесс,  долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов  родителей терпения, творчества и взаимопонимания. Воспитание здорового ребенка – одна из главнейших задач семьи и дошкольного учреждения. Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией семьи. Но зачастую родители, занятые работой, с оной стороны, не могут дать ребенку личный положительный пример здорового образа жизни, а с другой не противостоят отрицательным внешним влияниям.

    Новая форма взаимодействия с родителями способствуют реализации принципа партнерства, диалога. Разнообразие, интерактивность форм взаимодействия с родителями, позволят воспитателям значительно улучшить отношения  семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям. Интерактивные формы взаимодействия родителей и ДОУ означает способность взаимодействия в режиме беседы, диалога. Основные цели интерактивного взаимодействия – обмен опытом, выработка общего мнения, формирование умений, навыков, создание условия для  диалога, групповое сплочение, изменение психологической атмосферы.

    В нашем дошкольном учреждении работа по физическому воспитанию ведется в следующий направлениях:

    1. Дни открытых дверей. Родители могут присутствовать на любом оздоровительном и физкультурном занятии, на утренней гимнастике, ознакомиться с формами оздоровительной работы в ДОУ, познакомиться с организацией питания, дневного сна, прогулок, закаливания и тд.
    2.  Совместные праздники и развлечения ( дни здоровья , « Мама- папа –Я- спортивная семья). Эта форма работы пользуется популярностью в детских садах. Целью таких мероприятий является пропаганда здорового образа жизни. Вовлечение родителей в такие формы досуга, когда они вместе с детьми бегают, прыгаю, соревнуются, полезна всем, а особенно детям – это создает хороший эмоциональный настрой и дарит огромную радость от взаимного общения.
    3. Циклы лекций для родителей по вопросам здоровья.
    4. Родительские собрания ( семейный отдых)
    5. Консультации по темам.
    6. Физкультурные занятия совместно с родителями.
    7. Наглядная агитация ( папки-передвижки , тематические выставки « О здоровье всерьёз», фоторепортажи « Семейный отдых»).
    8. Индивидуальные беседы.
    9. Анкетирование « Что такое здоровье».
    10.  Игротека « На зарядку становись»
    11. Проектная деятельность.
    12. Консультации («Валеология-основа ЗОЖ).

    В результате РАБОТЫ по данным направлениям удается:

    • Формировать мотивацию здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни у членов семьи;
    •  обогащать опыт оздоровительной деятельности в семье, способствовать накоплению у родителей знаний по грамотной организации оздоровительной деятельности в семье;
    • Активизировать родительский интерес, творчество, самостоятельный поиск способов решения проблем в области здоровья;
    • Оказывать адресную помощь родителям в вопросах сохранения и укрепления здоровья;
    • Изучать, обобщать и распространять положительный опыт семейного воспитания;
    • Создать установку на совместную работу с целью решения всех психолого-педагогических проблем развития ребенка;
    • Валеологическое просвещение родителей в создании экологической  психологической среды в семье

    Быть здоровым – естественное желание каждого человека. Основа физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте. Роль и значение семьи, семейного воспитания в этом процессе трудно переоценить.  Родителям необходимо ежедневно, изо дня в день, незаметно и неуклонно вести воспитание своего ребенка, чтобы он осознал необходимость укрепления здоровья и научился этому искусству.

    «Здоровье – это вершина, которую должен каждый покорить сам» - так гласит восточная мудрость.  Задача педагогов  -  научить семью покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов и любых высот.  В ходе совместной деятельности с детьми, педагог, сотрудничая с семьей, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.

    Коньшина Екатерина Михайловна-воспитатель
    Назарова Ирина Николаевна-воспитатель
    г.Тамбов МБДОУ детский сад №69 «Мальвина»
    тел.89204807534


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация работы в ДОУ по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста.(Из опыта работы)

    В данном докладе сформированы основные мысли об организации работы в детском саду по формированию культуры ЗОЖ...

    "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни детей"

    Большую часть дня дошкольник проводит в детском саду, поэтому именно там все дети могут и должны получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобрести нео...

    Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста

    Формировать профессиональную позицию педагога, характеризующую мотивацией к здоровому образу жизни, ответственности за своё здоровье и здоровье детей.Формировать у детей интегративные качества: овладе...

    Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников инструктора по физической культуре на 2016-2017 учебный год

    Программаформирования культуры здорового и безопасного образажизни у дошкольниковинструктора по физической культуремуниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детски...

    Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников на 2018-2019 учебный год

    Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников на 2018-2019 учебный год...

    Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников на 2017-2018 учебный год

    Программаформирования культуры здорового и безопасного образажизни у дошкольниковинструктора по физической культуремуниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад ...

    Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников МАДОУ "Детский сад № 6"

    Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников представляет собой систему необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здо...