Познавательно-творческий проект «Уважение к старшим»
проект (старшая группа) на тему

Шевырина Оксана Евгеньевна

Цель проекта: Формирование у детей дошкольного возраста положительных  морально - нравственных качеств по отношению к старшим (родителям, взрослым людям, старикам)  

 

 

 

Задачи проекта:

Образовательные

- формировать представление о положительных морально-нравственных качествах посредством художественной литературы

-  создать условия для эффективного ознакомления дошкольников с миром нравственных ценностей

- знакомить с  правилами  поведения по отношению к взрослым в общественных местах (в транспорте, на улице, в библиотеке и т. п.), в разных ситуациях общения (со знакомыми и незнакомыми людьми).

- показать детям значимость уважительного отношения к старшим.
         - предоставить родителям теоретические знания и практические навыки позитивного взаимодействия с детьми с целью воспитания морально-нравственных качеств

Развивающие

- развивать у детей чувства ответственности, взаимной заботы, помощи, уважения по отношению к старшим.

Воспитательные

- воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению.

 Работа по формированию морально-нравственных  ценностей у детей старшего дошкольного возраста проводится с учетом  следующих принципов:

-          опора на личный опыт детей, полученный ими в семье и в ДОУ

 -          доступность материала для детей дошкольного возраста

 -          максимальное привлечение родителей и оказание им практической помощи в работе по ознакомлению детей с морально-нравственными  ценностями, взаимоотношениями в семье

-          интеграция совместной деятельности детей и родителей дома с их деятельностью в дошкольном образовательном учреждении
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uvazhenie_k_starshim.docx333.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 25» пгт. Сибирцево

Познавательно-творческий проект 

«Уважение к старшим»

  Автор: воспитатель Шевырина Оксана Евгеньевна

           

Проблема

Нравственная ценность  - это этические идеалы, высшие принципы человеческой жизни. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. В своей повседневной жизни мы сталкиваемся с явлениями, свидетельствующими о деградации части нашей молодежи, падении ее моральных устоев, нравственной ценности.  Из всех принципов нравственных ценностей, особо хочется подчеркнуть – уважение к старшим.

Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности.

Пушкин А. С.

   Наверное, каждый из нас наблюдал картину проявления неуважения детьми к  взрослым, больным, беременным и пожилым людям. А ведь у большинства мусульман, все люди старшего возраста - уважаемые и почитаемые люди. Девушки взмахом платка, предотвращают конфликтные ситуации между взрослыми мужчинами. Что же происходит? Наши собственные дети, ни во что не ставят, наших родителей, своих дедушек и бабушек. В самой миролюбивой религии - буддизме, говорится примерно следующее... Общество, в котором не уважают старших, не заботятся о женщинах и детях, а так же духовных людях - обреченно на страдания.

Актуальность

Почему в 21 веке уважение к старшим стало терять свою актуальность? Почему уважение становится не модным для молодого поколения? Почему мы стали стесняться уважать старших, женщин, родителей, стариков? Часто можно услышать от молодых людей такие слова: «За что я должен уважать старших, почему я должен уступать слабым?»  Нас всех родила женщина, бессонные ночи  у нашей постели, утраченное здоровье, нервы, время. Родители, и в горести и в счастье, всегда находились рядом с нами. Ведь каждый пожилой человек, каждая женщина, каждый больной это  мама, папа, брат сестра. Вы хотели бы, что бы кто-то не уважительно относился к вашим  родителям? Думаю,  нет. Вы хотели бы, что бы кто-то ударил вашу мать, отца, брата, сестру? Думаю, нет.

 Во многих семьях с детских лет прививают уважение к старшим. Это очень важно для правильного воспитания человека и его дальнейшей жизни в обществе. Ведь без уважительного отношения к старшему поколению нельзя говорить о высокой культуре, правильном взаимодействии с обществом. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей –  все эти задачи нужно решать в стенах дошкольного учреждения. Вот почему проблема так актуальна.

Цель проекта: Формирование у детей дошкольного возраста положительных  морально - нравственных качеств по отношению к старшим (родителям, взрослым людям, старикам)  

Задачи проекта:

Образовательные

- формировать представление о положительных морально-нравственных качествах посредством художественной литературы

-  создать условия для эффективного ознакомления дошкольников с миром нравственных ценностей

- знакомить с  правилами  поведения по отношению к взрослым в общественных местах (в транспорте, на улице, в библиотеке и т. п.), в разных ситуациях общения (со знакомыми и незнакомыми людьми).

- показать детям значимость уважительного отношения к старшим.
         - предоставить родителям теоретические знания и практические навыки позитивного взаимодействия с детьми с целью воспитания морально-нравственных качеств

Развивающие

- развивать у детей чувства ответственности, взаимной заботы, помощи, уважения по отношению к старшим.

Воспитательные

- воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению.

Работа по формированию морально-нравственных  ценностей у детей старшего дошкольного возраста проводится с учетом  следующих принципов: 

-          опора на личный опыт детей, полученный ими в семье и в ДОУ

 -          доступность материала для детей дошкольного возраста

 -          максимальное привлечение родителей и оказание им практической помощи в работе по ознакомлению детей с морально-нравственными  ценностями, взаимоотношениями в семье

-          интеграция совместной деятельности детей и родителей дома с их деятельностью в дошкольном образовательном учреждении

Продолжительность проекта - 1 мес.

Этапы проекта:

Подготовительный этап (1 неделя):

  • Разработка  проекта, определение целей, задач
  • Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

Основной этап – практический (3 недели):

 Совместная деятельность с детьми:

 1. Чтение художественной литературы (см. Приложение 1);

2.  Рассматривание иллюстраций (см.  Приложение 2);

  1. Беседы (см. Приложение 3);
  2. Разбор пословиц о добре и зле (см. Приложение 7);
  3. Знакомство с пословицами об  уважении в других странах (см. Приложение 5);
  4. Разработка и проведение акции «Дерево добра» (см. Приложение 10);
  5. Продуктивная деятельность;
  6. Игровая деятельность:  «Игры наших дедушек и бабушек»;
  7. Проблемные и игровые ситуации  (см.  Приложение 8);


Работа с родителями:

- Родительское собрание « Вежливое общение в семье. Уважение детей к взрослым» (см. Приложение 9)

- Привлечение родителей к участию в акции «Дерево добра»

- Видео обращение к родителям на тему «Как научить ребенка уважать взрослых»

(Видео прилагается)

- Памятка для родителей:  Притча «Об уважении к старшему поколению» (см. Приложение 12)

- Консультация для родителей на тему: "Дружеские отношения взрослых и детей в семье - основа воспитания положительных черт характера ребенка" (см. Приложение 11).

Перспективное календарное планирование деятельности по проекту

1 неделя

Образовательная область

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально – коммуникативное развитие

Художественно- эстетическое развитие

Физическое развитие

Совместная деятельность

НОД «Взрослые и дети» (см. Приложение 4)

- «Горелки»

Рассматривание иллюстраций.

(см. Приложение 4)

НОД «Уважай старика, сам будешь стар» (см. Приложение 4)

- Чтение рассказа В. Осеевой «Бабка»; 

 

- Чтение рассказа В. А. Осеевой  «Просто старушка»;

- Чтение рассказа В. А. Осеевой «Волшебное слово»;

-  Чтение рассказа В.А. Осеева «Сыновья»;

(см.

Приложение 1)

- Разбор пословиц о добре и зле.

(см.

Приложение 7)

- Беседа «Будь всегда вежливым»;

- Беседа «Мы едем в автобусе»;

-  Беседа «Сила вежливых слов и добрых поступков».

- Беседа «о бабушке и дедушке»;

(см. Приложение 3)

- Игровая ситуация

«Вежливая просьба»

- Проблемная ситуация «Если вы случайно толкнули кого-то или задели рукой…»

(см. Приложение 8)

- Детские рассказывания: "Бабушка моя", «Мой дедушка самый лучший»

- Сюжетно ролевые игры на тему «Семья» (см. Приложение 6)

- Совместное изготовление дерева добра.

- Слушание песни «Дедушка-дедуля» музыка Я. Френкеля, слова К. Ваншенкина.

- Аппликация из цветной бумаги «Платочек–подарок для бабушки и дедушки»;

- Рисование «Достойные поступки».

Самостоятельная деятельность

Закрашивание раскрасок по теме.

«Краски»

Работа с родителями

- Привлечение родителей к участию в акции «Дерево добра»;

- Памятка для родителей:  Притча «Об уважении к старшему поколению»

(см. Приложение 12)

2 неделя

Образовательная область

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально – коммуникативное развитие

Художественно- эстетическое развитие

Физическое развитие

Совместная деятельность

- Конспект занятия для дошкольников «Почтительное и уважительное отношение к старшим в устном народном творчестве»  (см. Приложение 4).

 Подвижная игра «Гуси гуси».

Конспект НОД по этике в старшей группе «Учимся вежливости». (см. Приложение 4)

- Рисование ковриков для бабушек. (Нетрадиционным способом: отпечатывание).

- Открытка «Сердечко» в технике торцевания.

- «подарки для наших родителей» цветы в технике пластилинография.

- Слушание песни «Улыбка» Шаинского.

- Чтение С. Баруздин.

«Когда не бывает скучно»;

- Чтение

Д. Габе

Работа;

- Чтение

А. Митяев.

За что я люблю маму.

- Чтение

Е. Серова.

«Мой  папа»;

- Чтение

С.Погореловский.

«Попробуй волшебником стать».

(см.

Приложение 1 )

- Знакомство с пословицами других стран.

(см.

Приложение 5)

-Беседа «Мой дом, наведу порядок в нем»;

- Беседа «Что такое хорошо? »

- Беседа « Как понравиться людям»;

- Беседа «Чтобы ты сделал доброго для людей»;

(см.

Приложение 3)

- Игровая ситуация   «обращение к взрослому человеку»;

-Проблемные ситуации

Мама зовет сына: "Миша, помоги, пожалуйста, вымой посуду".
(см.

Приложение 8 )

Игровая ситуация «ведь с улыбки близких солнышко встает» (см. Приложение 8)

Самостоятельная деятельность

Рассматривание иллюстраций по теме.

- Сюжетно ролевые игры на тему «Семья» (см. Приложение 6)

Закрашивание раскрасок по теме.

Работа с родителями

- Родительское собрание « Вежливое общение в семье. Уважение детей к взрослым» (см. Приложение 9);

- Видео обращение к родителям на тему «Как научить ребенка уважать взрослых» (см. Приложение)

3 неделя

Образовательная область

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально – коммуникативное развитие

Художественно- эстетическое развитие

Физическое развитие

Совместная деятельность

Презентация об отношении к старшим на материале русских народных сказок в старшей группе «Сказка — ложь, да в ней намёк…»

(см. Приложение 4)

- Итоговое занятие по социально-коммуникативному развитию на тему «Уважай старших»

(см. Приложение 4)

Подвижная игра «Цепи кованные».

- Конспект интегрированной НОД «Рассказывание нанайской сказки Айога».

(см. Приложение 4 )

-  Чтение сказки «Красная шапочка»,

- Чтение сказки «Золушка»;

- Чтение сказки «Кукушка»;

- Чтение Л.Н. Толстого «Косточка»;

- Чтение татарской народной  сказки «три дочери»

(см. Приложение 1)

- Беседа «Умей увидеть тех, кому нужна помощь»;

- Беседа

«Воспитание добрых чувств»;

- Беседа «Старших слушай - младшим помогай»

(см. Приложение 3)

- Проблемная ситуация  Сказка «Репка» (см. Приложение 8)

- Сюжетно ролевая игра «детский сад» (см. Приложение 6)

- подарок для бабушек и дедушек «чудесный цветок».

- коллективная работа рисование дерева добра с использованием солфеток.

- песен «Бабушка рядышком с дедушкой», «Бабушка моя»

Самостоятельная деятельность

- Закрашивание раскрасок по теме.

П./и. «Горелки»; «Гуси- Гуси» и м. др.

Работа с родителями

Консультация для родителей на тему: "Дружеские отношения взрослых и детей в семье - основа воспитания положительных черт характера ребенка"(см. Приложение 11)

Заключительный этап:

  • Подведение итогов реализации проекта.

Диагностика

Критерии

Начало проекта (кол – во чел./ %)

Конец проекта (кол – во чел./ %)

Знает правила поведения по отношению к взрослым в транспорте;

13/ 54%

24 / 100%

Знает правила поведения по отношению к взрослым на улице;

9/ 38 %

24 / 100%

Знает правила поведения со знакомыми и незнакомыми людьми;

8/ 33 %

24 / 100%

Может дать определение поступку сверстника или литературного героя

 (плохой, хороший).

6/ 25 %

24 / 100%

Демонстрирует эмоции восприятия художественного произведения по теме.

4/ 17 %

21 / 90%

Демонстрирует чувства ответственности, взаимной заботы, помощи, уважения по отношению к старшим.

14/ 58 %

24 / 100%

Проявляет любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению.

12/ 50 %

24 / 100%

Вывод:

В ходе проекта была проведена работа по решению поставленных задач.

В заключение данного проекта была проведена диагностика. По полученным данным заметна положительная динамика, по сравнению с началом работы по теме.:

- Все дети усвоили правила поведения по отношению к взрослым в общественных местах (в транспорте, на улице), в разных ситуациях общения (со знакомыми и незнакомыми людьми) -100 %;

- Дети могут дать определение поступку сверстника или литературного героя (плохой, хороший) – 100 %;

- Дети демонстрируют эмоции восприятия художественного произведения по теме – 90%;

- Дети демонстрируют чувства ответственности, взаимной заботы, помощи, уважения по отношению к старшим – 100 %;

- Дети проявляют любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению -  100%;
Все эти данные подтверждают, что поставленная цель в этом проекте  достигнута.

  • Итоговый  продукт проекта: «Акция дерева добра» (см. Приложение 10).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий проект "Космос" для детей старшего возраста.

Проблема:  Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, космическом пространстве, космонавтах, так как всё неведомое, непонятное, недоступное будоражит детскую фантазию. Д...

Познавательно-творческий проект «Космос» для детей старшего возраста.

12 апреля- День космонавтики. Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, космическом пространстве, космонавтах, так как всё неведомое будоражит детскую фантазию. Данный проект направлен ...

Познавательно-творческий проект "Птицы зимой" для старших дошкольников.

Проектная деятельность со старшими дошкольниками очень увлекательная и познавательная деятельность, как для самих детей, так и для педагогов. А если увлечь родителей, то и для них....

Познавательно - творческий проект для детей ОНР старшая группа тема:"Природа и рукотворный мир человека"

Проект напрвлен на расширение представлений детей на разнообразие рукотворного мира и приобщение родителей к сохранению и созданию поделок из природного материала, бросового материала....

Мультимедийная презентация познавательно - творческого проекта для детей ОНР старшая группа тема: "Природа и рукотворный мир человека"

Расширять и обобщать представления детей о живой и неживой природе. Развивать художественно творческие способности детей в изготовлении поделок из живой и неживой природы. Привлекать родителей к совме...

Познавательно – творческий проект «Школа» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель проекта: Воспитание положительного отношения к школе и формирование мотивационной готовности у детей подготовительной группы детского сада....

Познавательно-творческий проект "Золотая осень"в старшей группе детского сада.

Тип проекта:долгосрочный, познавательно-творческийгрупповой, детско-родительский, педагогический.Способы разработки проекта:системная «Паутинка»Способы реализации:метод мыслительных карт Т...