Познавательно-творческий проект «Уважение к старшим»
проект (старшая группа) на тему
Цель проекта: Формирование у детей дошкольного возраста положительных морально - нравственных качеств по отношению к старшим (родителям, взрослым людям, старикам)
Задачи проекта:
Образовательные
- формировать представление о положительных морально-нравственных качествах посредством художественной литературы
- создать условия для эффективного ознакомления дошкольников с миром нравственных ценностей
- знакомить с правилами поведения по отношению к взрослым в общественных местах (в транспорте, на улице, в библиотеке и т. п.), в разных ситуациях общения (со знакомыми и незнакомыми людьми).
- показать детям значимость уважительного отношения к старшим.
- предоставить родителям теоретические знания и практические навыки позитивного взаимодействия с детьми с целью воспитания морально-нравственных качеств
Развивающие
- развивать у детей чувства ответственности, взаимной заботы, помощи, уважения по отношению к старшим.
Воспитательные
- воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению.
Работа по формированию морально-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста проводится с учетом следующих принципов:
- опора на личный опыт детей, полученный ими в семье и в ДОУ
- доступность материала для детей дошкольного возраста
- максимальное привлечение родителей и оказание им практической помощи в работе по ознакомлению детей с морально-нравственными ценностями, взаимоотношениями в семье
- интеграция совместной деятельности детей и родителей дома с их деятельностью в дошкольном образовательном учреждении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 333.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 25» пгт. Сибирцево
Познавательно-творческий проект
«Уважение к старшим»
Автор: воспитатель Шевырина Оксана Евгеньевна
Проблема
Нравственная ценность - это этические идеалы, высшие принципы человеческой жизни. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. В своей повседневной жизни мы сталкиваемся с явлениями, свидетельствующими о деградации части нашей молодежи, падении ее моральных устоев, нравственной ценности. Из всех принципов нравственных ценностей, особо хочется подчеркнуть – уважение к старшим.
Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности.
Пушкин А. С.
Наверное, каждый из нас наблюдал картину проявления неуважения детьми к взрослым, больным, беременным и пожилым людям. А ведь у большинства мусульман, все люди старшего возраста - уважаемые и почитаемые люди. Девушки взмахом платка, предотвращают конфликтные ситуации между взрослыми мужчинами. Что же происходит? Наши собственные дети, ни во что не ставят, наших родителей, своих дедушек и бабушек. В самой миролюбивой религии - буддизме, говорится примерно следующее... Общество, в котором не уважают старших, не заботятся о женщинах и детях, а так же духовных людях - обреченно на страдания.
Актуальность
Почему в 21 веке уважение к старшим стало терять свою актуальность? Почему уважение становится не модным для молодого поколения? Почему мы стали стесняться уважать старших, женщин, родителей, стариков? Часто можно услышать от молодых людей такие слова: «За что я должен уважать старших, почему я должен уступать слабым?» Нас всех родила женщина, бессонные ночи у нашей постели, утраченное здоровье, нервы, время. Родители, и в горести и в счастье, всегда находились рядом с нами. Ведь каждый пожилой человек, каждая женщина, каждый больной это мама, папа, брат сестра. Вы хотели бы, что бы кто-то не уважительно относился к вашим родителям? Думаю, нет. Вы хотели бы, что бы кто-то ударил вашу мать, отца, брата, сестру? Думаю, нет.
Во многих семьях с детских лет прививают уважение к старшим. Это очень важно для правильного воспитания человека и его дальнейшей жизни в обществе. Ведь без уважительного отношения к старшему поколению нельзя говорить о высокой культуре, правильном взаимодействии с обществом. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – все эти задачи нужно решать в стенах дошкольного учреждения. Вот почему проблема так актуальна.
Цель проекта: Формирование у детей дошкольного возраста положительных морально - нравственных качеств по отношению к старшим (родителям, взрослым людям, старикам)
Задачи проекта:
Образовательные
- формировать представление о положительных морально-нравственных качествах посредством художественной литературы
- создать условия для эффективного ознакомления дошкольников с миром нравственных ценностей
- знакомить с правилами поведения по отношению к взрослым в общественных местах (в транспорте, на улице, в библиотеке и т. п.), в разных ситуациях общения (со знакомыми и незнакомыми людьми).
- показать детям значимость уважительного отношения к старшим.
- предоставить родителям теоретические знания и практические навыки позитивного взаимодействия с детьми с целью воспитания морально-нравственных качеств
Развивающие
- развивать у детей чувства ответственности, взаимной заботы, помощи, уважения по отношению к старшим.
Воспитательные
- воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению.
Работа по формированию морально-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста проводится с учетом следующих принципов:
- опора на личный опыт детей, полученный ими в семье и в ДОУ
- доступность материала для детей дошкольного возраста
- максимальное привлечение родителей и оказание им практической помощи в работе по ознакомлению детей с морально-нравственными ценностями, взаимоотношениями в семье
- интеграция совместной деятельности детей и родителей дома с их деятельностью в дошкольном образовательном учреждении
Продолжительность проекта - 1 мес.
Этапы проекта:
Подготовительный этап (1 неделя):
- Разработка проекта, определение целей, задач
- Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
Основной этап – практический (3 недели):
Совместная деятельность с детьми:
1. Чтение художественной литературы (см. Приложение 1);
2. Рассматривание иллюстраций (см. Приложение 2);
- Беседы (см. Приложение 3);
- Разбор пословиц о добре и зле (см. Приложение 7);
- Знакомство с пословицами об уважении в других странах (см. Приложение 5);
- Разработка и проведение акции «Дерево добра» (см. Приложение 10);
- Продуктивная деятельность;
- Игровая деятельность: «Игры наших дедушек и бабушек»;
- Проблемные и игровые ситуации (см. Приложение 8);
Работа с родителями:
- Родительское собрание « Вежливое общение в семье. Уважение детей к взрослым» (см. Приложение 9)
- Привлечение родителей к участию в акции «Дерево добра»
- Видео обращение к родителям на тему «Как научить ребенка уважать взрослых»
(Видео прилагается)
- Памятка для родителей: Притча «Об уважении к старшему поколению» (см. Приложение 12)
- Консультация для родителей на тему: "Дружеские отношения взрослых и детей в семье - основа воспитания положительных черт характера ребенка" (см. Приложение 11).
Перспективное календарное планирование деятельности по проекту
1 неделя
Образовательная область | Познавательное развитие | Речевое развитие | Социально – коммуникативное развитие | Художественно- эстетическое развитие | Физическое развитие |
Совместная деятельность | НОД «Взрослые и дети» (см. Приложение 4) | - «Горелки» | |||
Рассматривание иллюстраций. (см. Приложение 4) | НОД «Уважай старика, сам будешь стар» (см. Приложение 4) | ||||
- Чтение рассказа В. Осеевой «Бабка»;
- Чтение рассказа В. А. Осеевой «Просто старушка»; - Чтение рассказа В. А. Осеевой «Волшебное слово»; - Чтение рассказа В.А. Осеева «Сыновья»; (см. Приложение 1) - Разбор пословиц о добре и зле. (см. Приложение 7) | - Беседа «Будь всегда вежливым»; - Беседа «Мы едем в автобусе»; - Беседа «Сила вежливых слов и добрых поступков». - Беседа «о бабушке и дедушке»; (см. Приложение 3) - Игровая ситуация «Вежливая просьба» - Проблемная ситуация «Если вы случайно толкнули кого-то или задели рукой…» (см. Приложение 8) - Детские рассказывания: "Бабушка моя", «Мой дедушка самый лучший» - Сюжетно ролевые игры на тему «Семья» (см. Приложение 6) | - Совместное изготовление дерева добра. - Слушание песни «Дедушка-дедуля» музыка Я. Френкеля, слова К. Ваншенкина. - Аппликация из цветной бумаги «Платочек–подарок для бабушки и дедушки»; - Рисование «Достойные поступки». | |||
Самостоятельная деятельность | Закрашивание раскрасок по теме. | «Краски» | |||
Работа с родителями | - Привлечение родителей к участию в акции «Дерево добра»; - Памятка для родителей: Притча «Об уважении к старшему поколению» (см. Приложение 12) |
2 неделя
Образовательная область | Познавательное развитие | Речевое развитие | Социально – коммуникативное развитие | Художественно- эстетическое развитие | Физическое развитие |
Совместная деятельность | - Конспект занятия для дошкольников «Почтительное и уважительное отношение к старшим в устном народном творчестве» (см. Приложение 4). | Подвижная игра «Гуси гуси». | |||
Конспект НОД по этике в старшей группе «Учимся вежливости». (см. Приложение 4) | - Рисование ковриков для бабушек. (Нетрадиционным способом: отпечатывание). - Открытка «Сердечко» в технике торцевания. - «подарки для наших родителей» цветы в технике пластилинография. - Слушание песни «Улыбка» Шаинского. | ||||
- Чтение С. Баруздин. «Когда не бывает скучно»; - Чтение Д. Габе Работа; - Чтение А. Митяев. За что я люблю маму. - Чтение Е. Серова. «Мой папа»; - Чтение С.Погореловский. «Попробуй волшебником стать». (см. Приложение 1 ) - Знакомство с пословицами других стран. (см. Приложение 5) | -Беседа «Мой дом, наведу порядок в нем»; - Беседа «Что такое хорошо? » - Беседа « Как понравиться людям»; - Беседа «Чтобы ты сделал доброго для людей»; (см. Приложение 3) - Игровая ситуация «обращение к взрослому человеку»; -Проблемные ситуации Мама зовет сына: "Миша, помоги, пожалуйста, вымой посуду". Приложение 8 ) | ||||
Игровая ситуация «ведь с улыбки близких солнышко встает» (см. Приложение 8) | |||||
Самостоятельная деятельность | Рассматривание иллюстраций по теме. | - Сюжетно ролевые игры на тему «Семья» (см. Приложение 6) | Закрашивание раскрасок по теме. | ||
Работа с родителями | - Родительское собрание « Вежливое общение в семье. Уважение детей к взрослым» (см. Приложение 9); - Видео обращение к родителям на тему «Как научить ребенка уважать взрослых» (см. Приложение) |
3 неделя
Образовательная область | Познавательное развитие | Речевое развитие | Социально – коммуникативное развитие | Художественно- эстетическое развитие | Физическое развитие |
Совместная деятельность | Презентация об отношении к старшим на материале русских народных сказок в старшей группе «Сказка — ложь, да в ней намёк…» (см. Приложение 4) | - Итоговое занятие по социально-коммуникативному развитию на тему «Уважай старших» (см. Приложение 4) | Подвижная игра «Цепи кованные». | ||
- Конспект интегрированной НОД «Рассказывание нанайской сказки Айога». (см. Приложение 4 ) | |||||
- Чтение сказки «Красная шапочка», - Чтение сказки «Золушка»; - Чтение сказки «Кукушка»; - Чтение Л.Н. Толстого «Косточка»; - Чтение татарской народной сказки «три дочери» (см. Приложение 1) | - Беседа «Умей увидеть тех, кому нужна помощь»; - Беседа «Воспитание добрых чувств»; - Беседа «Старших слушай - младшим помогай» (см. Приложение 3) - Проблемная ситуация Сказка «Репка» (см. Приложение 8) - Сюжетно ролевая игра «детский сад» (см. Приложение 6) | - подарок для бабушек и дедушек «чудесный цветок». - коллективная работа рисование дерева добра с использованием солфеток. - песен «Бабушка рядышком с дедушкой», «Бабушка моя» | |||
Самостоятельная деятельность | - Закрашивание раскрасок по теме. | П./и. «Горелки»; «Гуси- Гуси» и м. др. | |||
Работа с родителями | Консультация для родителей на тему: "Дружеские отношения взрослых и детей в семье - основа воспитания положительных черт характера ребенка"(см. Приложение 11) |
Заключительный этап:
- Подведение итогов реализации проекта.
Диагностика
Критерии | Начало проекта (кол – во чел./ %) | Конец проекта (кол – во чел./ %) |
Знает правила поведения по отношению к взрослым в транспорте; | 13/ 54% | 24 / 100% |
Знает правила поведения по отношению к взрослым на улице; | 9/ 38 % | 24 / 100% |
Знает правила поведения со знакомыми и незнакомыми людьми; | 8/ 33 % | 24 / 100% |
Может дать определение поступку сверстника или литературного героя (плохой, хороший). | 6/ 25 % | 24 / 100% |
Демонстрирует эмоции восприятия художественного произведения по теме. | 4/ 17 % | 21 / 90% |
Демонстрирует чувства ответственности, взаимной заботы, помощи, уважения по отношению к старшим. | 14/ 58 % | 24 / 100% |
Проявляет любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению. | 12/ 50 % | 24 / 100% |
Вывод:
В ходе проекта была проведена работа по решению поставленных задач.
В заключение данного проекта была проведена диагностика. По полученным данным заметна положительная динамика, по сравнению с началом работы по теме.:
- Все дети усвоили правила поведения по отношению к взрослым в общественных местах (в транспорте, на улице), в разных ситуациях общения (со знакомыми и незнакомыми людьми) -100 %;
- Дети могут дать определение поступку сверстника или литературного героя (плохой, хороший) – 100 %;
- Дети демонстрируют эмоции восприятия художественного произведения по теме – 90%;
- Дети демонстрируют чувства ответственности, взаимной заботы, помощи, уважения по отношению к старшим – 100 %;
- Дети проявляют любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению - 100%;
Все эти данные подтверждают, что поставленная цель в этом проекте достигнута.
- Итоговый продукт проекта: «Акция дерева добра» (см. Приложение 10).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-творческий проект "Космос" для детей старшего возраста.
Проблема: Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, космическом пространстве, космонавтах, так как всё неведомое, непонятное, недоступное будоражит детскую фантазию. Д...
Познавательно-творческий проект «Космос» для детей старшего возраста.
12 апреля- День космонавтики. Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, космическом пространстве, космонавтах, так как всё неведомое будоражит детскую фантазию. Данный проект направлен ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/08/picture-520419-1415480356.jpg)
Познавательно-творческий проект "Птицы зимой" для старших дошкольников.
Проектная деятельность со старшими дошкольниками очень увлекательная и познавательная деятельность, как для самих детей, так и для педагогов. А если увлечь родителей, то и для них....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/12/picture-236962-1365772784.jpg)
Познавательно - творческий проект для детей ОНР старшая группа тема:"Природа и рукотворный мир человека"
Проект напрвлен на расширение представлений детей на разнообразие рукотворного мира и приобщение родителей к сохранению и созданию поделок из природного материала, бросового материала....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/12/picture-236962-1365772784.jpg)
Мультимедийная презентация познавательно - творческого проекта для детей ОНР старшая группа тема: "Природа и рукотворный мир человека"
Расширять и обобщать представления детей о живой и неживой природе. Развивать художественно творческие способности детей в изготовлении поделок из живой и неживой природы. Привлекать родителей к совме...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/12/picture-689858-1447347566.jpg)
Познавательно – творческий проект «Школа» для детей старшего дошкольного возраста.
Цель проекта: Воспитание положительного отношения к школе и формирование мотивационной готовности у детей подготовительной группы детского сада....
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/03/picture-421806-1693691734.jpg)
Познавательно-творческий проект "Золотая осень"в старшей группе детского сада.
Тип проекта:долгосрочный, познавательно-творческийгрупповой, детско-родительский, педагогический.Способы разработки проекта:системная «Паутинка»Способы реализации:метод мыслительных карт Т...