Проект "Москва - столица России"
проект (подготовительная группа) на тему

Шестопалова Валерия Дмитриевна

Поект в подготовительной к школе группе. Воспитателяи детских садов и учителям начальной школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города  Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
Школа с углубленным изучением иностранных языков №1373

Отделение дошкольного образования №1

Проект в подготовительной

 к школе группе

«Москва — столица нашей родины»

                                                                                    Автор – воспитатель  Шестопалова В. Д.

Москва 2017

Тема проекта: 

«Москва — столица нашей родины»

Актуальность проекта  (проблема) 

      Современные родители, к сожалению, редко выбираются с детьми погулять по Москве, мало кто рассказывает детям об истории города и достопримечательностей.  На самом деле эта тема очень интересна детям старшего дошкольного возраста. Многие ездили на метро, но мало кто знает, что многие станции — исторические памятники. Рассматривая картинки в энциклопедиях и слушая рассказы о Москве, некоторые дети не представляют о чем идет речь, у них возникает много вопросов, им интересно узнавать новое. Мы считаем, что данная тема  поможет  сформировать в детях  первоначальные представления о родном городе, его истории, достопримечательностях. А полученные знания помогут нашим дошкольникам в познании окружающей действительности и освоении школьной программы.

Задачи проекта: 

Образовательные задачи:

-  расширять представления детей о родном городе, познакомить с его историей;

- формировать любознательность, познавательный интерес;

- формировать у детей интерес к чтению научно-познавательной литературы;

Воспитательные задачи:

- воспитывать патриотические чувства

Развивающие задачи:

- развивать воображение, фантазию, образное мышление, речь.

Тип проекта – информационно-познавательный, групповой, среднесрочный.

Участники проекта – воспитанники, педагоги и родители подготовительной к школе группы «Почемучки»

Предполагаемый результат:

- интерес детей к дальнейшему изучению данной проблемы (посещение музеев, прогулки по центру Москвы)

- углубленные знания  детей  по данной теме

-  умение детьми применять полученные знания в разных видах деятельности.

Критерии оценки эффективности проекта 

-участие в проекте детей группы

-участие в проекте семей воспитанников

- выполнение всех задач проекта

Этапы работы над проектом

Этапы

работы  

Содержание

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

Целеполагание  

(подготовительный)

Формулировка проблемы

- опрос родителей по данному вопросу с целью развития интереса к проблеме

- создание определенной атмосферы в группе, обогащение предметно-развивающей среды

- создание атрибутов для организации сюжетно-ролевых игр

- определение  цели и задач проекта

- ознакомление родителей с планом работы по проекту

- рассматривание детьми картин, иллюстраций, пособий, книг, журналов  о Москве

- осознание и принятие детьми проблемы

- приобретение необходимой информации в группе и дома

- участие в обсуждении

- принятие задач проекта темы

2 этап

Проектировочный

-  планирование воспитательно-образовательной  работы с детьми по образовательным областям

- планирование работы с родителями

3 этап

Работа

над проектом

(практический)

«Познание», «Коммуникация»:

- занятия «Прогулка по старой Москве», Экскурсия в Кремль», «Зоопарк», «Метро и Цирк Никулина на Цветном бульваре», Улицы Москвы», «Освоение Космоса», «Аптекарский огород»

- беседы «Почему Москву назвали златоглавой?», «Музеи Кремля», «Чем запомнилась Москва?»

- викторина «Москва. Прошлое и настоящее»

- рассматривание иллюстраций

- математический досуг «Прогулка по центру Москвы»

«Здоровье», «Физическая культура»

- физминутка «Отправляемся гулять…»

- утренняя гимнастика  «Богатыри»

- организация в группе оздоровительных процедур с целью закаливания организма

«Художественное творчество»

- аппликация «Моя усадьба» (работа в парах), «Космический корабль», «Спасская башня Кремля»

- рисование «Вагон метро», «Храм Христа Спасителя», «Стелла-памятник космонавтам», «Большой театр»

- лепка «Космонавт», «Царь-колокол», «Арена цирка»

- ручной труд «Куранты», «Моя Москва» (улица, на которой мы живем), «Часы театра кукол им. Образцова»

«Социализация»

- сюжетно-ролевые игры «Поездка на метро», «Путешествие по Москве», «Экскурсия в Музей кукол», «В театре»

- дидактические игры «Москва — это...», «Продолжи предложение», «Отгадай, о чем скажу», «Откуда взялось название улицы», «Хитрые вопросы», «Что изменилось?», «Зашифрованное слово»

-  игры со строительным материалом «Мост через реку Москва», «Здание Университета», «Кремлевская стена», «Большой театр»

- настольно-печатные игры «Лото метро», «Лото Достопримечательности Москвы», «Разрезные картинки»

«Чтение художественной литературы»

- чтение рассказов В. Драгунский «Удивительный день», Н. Носов «Метро», В. Лебедев-Кумач «Москва майская», А. Барто «В театре», «Песня ,которую пели на сборе», Ю. Левчук «Москва», И. Токмакова «Красная Площадь», Ф. Глинка «Москва», З. Александрова «Родина»

- организация выставки книг, журналов  о Москве

- заучивание стихотворений «Москва», «Родина»

-  конкурс  загадок

Взаимодействие с семьей

- помощь родителям в определении источников информации

- знакомство родителей с ходом работы над проектом

- помощь в оформлении результатов (книжки-малышки, стенгазета)

- поиск необходимой информации дома (поход в библиотеку, чтение книг о Москве, рассматривание иллюстраций)

- создание совместно с родителями индивидуальных проектов по выбранной теме

- обсуждение полученной информации со сверстниками и воспитателями группы

- прогулки с родителями по Москве, экскурсия с детьми в «Музей космонавтики»

- подбор лексического материала (стихи, загадки)

- совместное создание Книги «О Москве»

- прослушивание фонограммы гимн Москвы.

4 этап

Презентация проекта

(заключительный)

Представление результатов

- открытый показ для  воспитанников других групп ДОУ

«Москва — столица нашей Родины»

- показ родителям презентации  проектной деятельности

- выступления детей и родителей по теме проекта

5 этап

Аналитический

- анализ выполнения проекта

Приложение№1

Лексический материал.   

Стихи о Москве.

         

Москва

(Фёдор Глинка)
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты и дворцы!

Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах:
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!..

На твоих церквах старинных
Вырастают дерева;
Глаз не схватит улиц длинных —
Это матушка Москва!

Кто, силач, возьмёт в охапку
Холм Кремля-богатыря?
Кто собьёт златую шапку
У Ивана-звонаря?

Кто Царь-колокол подымет?
Кто Царь-пушку повернёт?
Шляпы кто, гордец, не снимет
У святых в Кремле ворот?!

Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!

Песня, которую пели на сборе

Деревья в три обхвата,
Дремучие леса.
Среди лесов когда-то
Город поднялся.

Здесь шли тропинки узкие,
Овраги и поля,
Но все дороги русские
Сходились у Кремля.

Река светилась пламенем,
Пожар здесь бушевал,
Но город белокаменный
Из пламени вставал.

Стоял велик и чуден
Московский древний град.
Он дорог русским людям,
Он славою богат…

(Агния Барто)

Москва

Стоят серебряные ели
У стен московского Кремля.
Умолкли вьюги и метели —
Куранты слушает Земля.

Со всей Руси летят в столицу,
Москва, как мать, к себе влечёт,
И каждый к ней в душе стремится,
Свою любовь и грусть несёт.

Любуюсь я родным Арбатом,
Охотным рядом и Тверской,
Они мне дороги и святы,
Отчизны уголок родной.

На Красной площади столицы
Вливаюсь я в поток людской,
И чувствую я крылья птицы,
Когда курантов слышу бой.

У Александровского сада
Живая движется река,
Теплеют и светлеют взгляды:
Москва любима и близка.
(Ю. Левчук)

Красная площадь

Мы с детства запомнили эти слова,
И нету прекрасней и проще
Для города имени — город Москва,
Для площади — Красная площадь.

На свете немало других площадей,
Героев на свете немало,
Но сколько здесь было отважных людей —
Пожалуй, нигде не бывало!

Кто в море уходит, кто в космос летит,
Маршрут пролагая опасный.
Но каждый считает началом пути
Прогулку по площади Красной.

Тут встретишь гостей из столицы любой:
Парижа, Софии, Каира!
Давай же сегодня пройдёмся с тобой
По стартовой площади мира.

(Ирина Токмакова)

Москва

Городов не перечесть:
И Париж, и Лондон есть,
Рим, Венеция, Берлин,
Вена, Токио, Пекин —
Городов великих, славных,
Людных, шумных, ярких самых.
Удивительных… и всё же
Есть один — всего дороже,
Город, близкий и родной,
Тот, что нарекли Москвой.

Загадки о Москве

Главный город государства,
Хоть республики, хоть царства.
Тут смекалка пригодится:
Вот Москва, она – … (Столица.)

Бронзовый памятник –
Вам не игрушка,
Он ведь - орудие,
Это – … (Царь-пушка.)

Уверен, друзья, отгадаете вы
Ту крепость старинную в центре Москвы.
На шпилях её ярко звёзды горят,
На башне там Спасской куранты звонят. (Кремль.)

Назовёте сразу вы
Символ города Москвы.
Площадь там зовётся Красной,
Бьют часы на башне Спасской. (Кремль.)

Над рекой, поперек,
Великан врастяжку лег.
Через реку по спине
Он ходить позволил мне. (Мост)

Приложение №2

Викторина «Расскажем о Москве»

  1. Кто основал Москву?
  2. Главное место в Москве?
  3. Каким был Кремль?
  4. Кто построил деревянный и белокаменный Кремль?
  5. Сколько башен в стенах Кремля?
  6. Назовите некоторые из них.
  7. Какая самая главная башня?
  8. Чем она знаменита?
  9. Достопримечательности Кремля?
  10. Что произошло с Царь-колоколом?
  11. Как называется главная площадь страны? Почему?
  12. Какие сооружения есть на Красной площади?
  13. По приказу какого царя был построен Покровский собор?
  14. Почему его называют Собор Василия Блаженного?
  15. Что за место находится возле одной из стен Кремля?
  16. Чем оно знаменито?
  17. Какая площадь находится недалеко от Красной? Почему так названа?
  18. Как называется главный театр Москвы?

Приложение №3

Столица нашей Родины — Москва.

(занятие в подготовительной к школе группе)

Ход занятия:

Ребята, в какой стране мы с вами живем? (В России)

Как нас можно назвать? (Россияне)

Как называется столица России? (Москва)

Кто знает как называется место в самом центре Москвы? (Кремль)

Что же означает это слово? (Крепость)

        Нынешний Кремль выложен из красного кирпича, но не всегда Кремль был таким. Заглянем с вами в прошлое, когда на месте Москвы были непроходимые леса, в которых водились звери и глубокие реки, в которых было много рыбы. На этой территории стали селиться люди, образовалось много маленьких сел. В то время жил князь Юрий Долгорукий. Свое прозвище он получил за стремление расширить свои территории. И вот Юрий Долгорукий решил объединить эти села. В летописи упоминается, что Юрий Долгорукий писал князю Святославу «Приди ко мне, брате, в Москв». Отсюда и пошло название. В то время на Москву часто нападали и Иван Калита построил дубовый Кремль на Боровицком холме. Но помимо хазаров и печенегов у Деревянного Кремля был еще один враг — огонь. Кремль не раз горел и его приходилось восстанавливать.

        В очередном пожаре Кремль сгорел дотла. По указу князя Дмитрия Донского был возведен Кремль из белого камня, известняка. С той поры пошло название Москва-белокаменная. Москва росла и расширялась. А 500 лет назад Кремль построили из красного кирпича, таким он и сохранился до наших дней.

        В стенах Кремля 20 башен. Каждая из них имеет свое название. Самая известная? (Спасская). Правильно. В ней находятся ворота, через которые проходят разные делегации. Обычный человек через эти ворота не пройдет. Спасской башня называется по тому, что на ней висели иконы Спаса. Чем же еще знаменита Спасская башня? (На ней находятся главные часы страны — куранты). Да, ребята, все правильно.

        Я вам назову еще несколько башен: Набатная, на которой висел огромный колокол; Боровицкая, вокруг которой был дремучий бор; Арсенальная, в ней находился оружейный вклад; Никольская, над воротами которой висела икона Николая Чудотворца; Тайницкая, самая старая башня Кремля. В ней находился тайный колодец, обеспечивающий обороняющихся пресной водой и тайный проход к реке.

        На территории Кремля находятся памятники истории, про 2 из них я вам сейчас расскажу.

        Царь-пушка. Ее отлил чуть меньше 500 лет назад знаменитый русский мастер-литейщик Андрей Чохов. Это оружие относится к дробовикам, то есть стеляет мелкими камнями и кусочками железа. Царь-пушка предназначалась для обороны Кремля, но из нее так ни разу и не стреляли. Огромные ядра, которые лежат рядом, никакого отношения к пушке не имеют.

        Царь-колокол. Его история началась с того, что однажды русская императрица Анна Иоановна задумала отлить самый большой колокол в мире. Два русских литейщика, отец и сын, Иван и Михаил Моторины вызвались отлить колокол. Три года готовились к отливке мастера, а вместе с ними 100 их помощников, наконец, колокол был отлит. Но в это время случился страшный пожар и в яму, в которой стоял колокол стали падать горящие балки. В яме огонь стали тушить ледяной водой, от перепада температур от колокола откололся огромный кусок. Долго потом лежал колокол в земле. И только через 100 лет его извлекли из ямы и поставили на постамент. Так и не суждено было колоколу звонить.

        Рядом со стенами Кремля находится главная площадь Москвы. Как она называется? (Красная). Почему ее назвали Красной (От слова красивая). Красная площадь вымощена брусчаткой. На Красной площади есть известные сооружения: Исторический музей, Храм Василия Блаженного или Покровский собор. У этого собора интересная история. Давным давно в нашей стране правил царь Иван Грозный. Был он очень жестокий. Решил царь завоевать Казанское Ханство , потому что казанские татары, которые жили в этом ханстве часто совершали набеги на окраины Руси и мешали спокойно жить русскому народу. Собрал Иван Грозный могучее войско и двинулся на Казань. Долго ли коротко ли шла битва, но Казанское ханство было разбита и эти земли тоже были присоединены к Руси, там тоже стал править Иван Грозный. Решил Иван Грозный воздвигнуть в честь своей победы. Пригласил он зодчих и приказал построить собор такой красоты, какой не видывали до сей поры люди. И, спустя 2 года, был воздвигнут храм необыкновенной красоты. Доволен был царь и спрашивает зодчих могут ли они построить храм краше этого. «Можем, коли прикажешь» ответили зодчие. И тогда царь велел ослепить зодчих, чтобы они не смогли больше построить храм лучше этого.

        Рядом с этим собором был похоронен юродивый того времени Василий Блаженный и в углу собора возвели церковь, как раз над тем местом, где был похоронен Василий Блаженный. Церковь назвали его именем, а затем и весь собор.

        Вдоль одной из стен Кремля находится Александровский сад, в котором находится одно из известнейших мест в Москве «Могила неизвестного солдата». На ней в любое время года горит вечный огонь в память о погибших солдатах.

        Мы покидаем Красную площадь и движемся дальше к Театральной площади. А театральной она называется потому, что на ней находятся театры: Большой, малый и молодежный. Большой театр — самый главный театр города. В нем проходят оперы и балеты, в которых выступают знаменитые артисты.

        Все эти достопримечательности лишь малая часть того, чем знаменит наш город. У Москвы, также как и у других городов существуют свои символы: герб, флаг, гимн.

        Герб города Москвы представляет собой четырехугольный с закругленными нижними углами и заостренный в оконечности темно-красный геральдический щит с изображением развернутого вправо от зрителя всадника — Святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще), на серебряном коне с серебряной сбруей, поражающего золотым копьем черного Змия.
        
Современный герб города Москвы был восстановлен распоряжением Мэра Москвы в 1993 г. по образцу первого официального герба Москвы 1781 г. В основу герба положен сюжет «Чуда Георгия о Змие».
        
Образ всадника-змееборца приобрел в XIV — XV вв. на Руси особую популярность и символизировал борца с иноземными завоевателями, а также народного защитника. Святой Георгий был небесным покровителем князя Юрия Долгорукого. Со времен Дмитрия Донского Святой Георгий становится патроном и покровителем города Москвы.

        Флаг Москвы официально принят 1 февраля 1995 г. и представляет собой темно-красное прямоугольное полотнище с двусторонним изображением в центре развернутого от древка основного элемента герба города Москвы — Святого Георгия Победоносца на коне, поражающего копьем Змия.
        Флаг Москвы обязательно вывешивается на зданиях организаций и на жилых домах во время праздников. Флаг Москвы должен быть всегда поднят на зданиях Московской городской думы, правительства, городского суда, арбитражного суда, префектур административных округов, управ районов, представительств Москвы в субъектах РФ и за рубежом.

        Гимном города Москвы является музыкально-поэтическое произведение, созданное на основе песни И. О. Дунаевского на стихи М. С. Лисянского и С. И. Аграняна «Моя Москва». Давайте послушаем.

         В словах гимна отражена история Москвы, красота природы и величие города.

Итоговое занятие в подготовительной группе

«Москва — столица нашей Родины»

        Здравствуйте, дорогие гости. Мы рады приветствовать вас. Сегодня мы предлагаем вам отправиться вместе с нами на экскурсию, а куда, вы сейчас узнаете.

Скажите, в каком городе мы живем? (В г. Москва). Правильно. Как нас можно назвать? (Москвичи). А что вы знаете о Москве? (Ответы детей). По Москве мы и предлагаем вам отправиться на экскурсию. Экскурсоводами будут ребята. А поедем мы на автобусе. Готовы? (Да). Тогда занимайте свои места.

Самое главное место в Москве, конечно, Кремль. Туда мы с вами и отправляемся. А чтобы в дороге было не скучно, давайте вспомним что такое Кремль? (Крепость. Место, окруженное стеной с 20-ю башнями).

        Правильно. Вот мы и прибыли с вами в Кремль. Вы сказали, что он окружен стенами. А для чего они нужны? (Для защиты от врагов). А с помощью чего люди оборонялись в Древней Москве? (С помощью луков, пушек).

Мы оказались с вами перед одним из видов оружия. Кто знает, что это? (Это Царь-пушка). Правильно. А расскажут нам про Царь-пушку…

        В Кремле есть еще один объект, тоже Царь, догадались какой? (Царь-колокол). Да, ребята, это Царь-колокол. А чем же он знаменит? (Рассказ детей о Царь-колоколе).

В Кремле еще очень много достопримечательностей: Соборная площадь, Колокольня «Иван Великий» и многие другие. Вы можете съездить туда с родителями и погулять.

А мы с вами отправляемся дальше. Выходим из стен Кремля и оказываемся на Манежной площади, на которой друг напротив друга находятся Покровский собор и Исторический музей. Кто может рассказать об этих сооружениях другим ребятам?

В Историческом музее огромное количество старинных предметов. Некоторые из этих предметов есть в моем волшебном сундуке, хотите узнать какие? (Да) Ой, ребята, а тут все перепуталось с современными, поможете мне навести порядок? (Да). Тогда нам нужно разделиться на 2 команды.

        Игра «Волшебный сундучок»

        Молодцы, ребята, справились! Занимайте свои места в нашем автобусе. Отправляемся с вами дальше. Мы попали на ВДНХ, что это за место? (Рассказ детей), рядом находится останкинская башня (рассказ ребенка). Из Останкинской башни транслируются все передачи на наши телевизоры, и ваши любимые мультфильмы тоже. Предлагаю сейчас поиграть в игру: вы по очереди показываете сказочного героя, а мы отгадываем. Готовы? (Да)

        Игра «Отгадай сказочного героя»

        Ну что ж, ребята молодцы, весело играли! Без телевизора нам сейчас действительно жить очень непривычно, но кроме фильмов и мультфильмов есть еще театры для детей и взрослых. Хотите о них узнать? (Да). Тогда едем дальше.

Перед нами «Театр Кукол им. С. В. Образцова». Этот театр необычный. (Рассказ детей), дальше попадаем в «Музыкальный детский театр Натальи Сац». (Рассказ детей). Если вы попадете в эти театры, они перенесут вас в настоящую сказку.

Но самый главный театр находится на Театральной площади. Как он называется? (Большой театр). Правильно, ребята. Кто может рассказать о Большом театре? В Большом театре показывают только оперы и балеты. Кто знает, что это такое? (Опера — это когда все артисты поют, а в балете все действие рассказывается танцем). Правильно. Мы предлагаем вам посмотреть нашу танцевальную композицию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Москва-столица России."

Познакомить детей с изображением герба Москвы....

НОД. Тема: Москва- столица России

Занятие по окружающему миру....

НОД "Москва - столица России"

ОО "Познание (формирование целостной картины мира)". Занятие проводилось в рамках семинар-практикума "Воспитатель-профессия творческая" в ДОУ....

"Москва - столица России"

Конспект непосредственно образовательной деятельности  (подготовительная к школе группа)...

Санкт-Петербург культурная столица России

Материал создан в целях приобшить детей  к историческим и культурным ценностям родного города Санкт-Петербурга....

Москва - столица России. Герб Москвы

Уточнение знаний детей о родном городе, закрепление знаний о понятии «столица».Знакомство детей с понятием "герб", с символикой московского герба....

Рекомендации для родителей подготовительной группы 4 неделя апреля "Наша Родина - Россия. Москва - столица России"

В рекомендациях для родителей размещается:Минимальный словарь по теме неделиФормирование слоговой структурыПальчиковая гимнастика Координация речи с движением Лексико-грамматические игры и у...