Рассказывание по картине в детском саду
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Белова Людмила Викторовна

организация занятий по обучению детей рассказыванию по картинкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasskazyvanie_po_kartine_v_detskom_sadu.docx16.06 КБ

Предварительный просмотр:

Рассказывание по картине в детском саду

Для обучения детей рассказыванию в детском саду используют предметные и сюжетные картины на темы, близкие опыту ребенка: «В детском саду», «На улице», «Времена года», «Домашние животные» и др. Кроме того, для составления детьми рассказа-повествования, начиная со среднего дошкольного возраста, используются серии сюжетных картин – это 3-5 картинок, объединенных одним сюжетом. Например, сюжет «Щенок»: на первой картинке – щенок мокнет под дождем на улице, не второй – девочка проходит рядом со щенком, на третьей – девочка кормит дома щенка, на четвертой – щенок играет с девочкой в мяч. В работе с детьми старшего дошкольного возраста могут использоваться и репродукции картин известных художников. На занятии по обучению рассказыванию детям предлагают, чаще всего, одну картину (или одну серию картин). Исключение составляют занятия по сравнению картин (например, времена года), на которых дети составляют сравнительные рассказы.

Картины для обучения детей рассказыванию должны быть яркими, красочными, вызывать положительный эмоциональный отклик и стимулировать речевые высказывания ребенка. На занятиях используются цветные картины, причем цвета соответственно реальной жизни. Исключение составляют иллюстрации к художественным произведениям, которые отображают особенности содержания литературного текста.

При организации занятий по обучению детей рассказыванию по картинам следует учитывать возрастные особенности восприятия картин дошкольниками. Особенность восприятия картин детьми младшего дошкольного возраста заключается в том, что они не понимают перспективного изображения (уменьшения размеров удаленных предметов на заднем плане картины). Только к 5-6 годам дети осознают специфику изображения удаленных объектов. С возрастными особенностями восприятия связано и количество предметов (объектов) на картине: чем меньше ребенок, тем меньше объектов на картине. Для младших дошкольников рекомендуется 3-4 объекта на картине, для старших – до 7-8. Детям младшего дошкольного возраста свойственны сенсорно-моторные способы восприятия, поэтому им хочется взять картинку в руки, дотронуться до нее, поводить по ней пальчиком. Следует приучать малышей к зрительному восприятию картины, к рассматриванию с речевыми высказываниями.

На занятии важно правильно расположить картину и разместить детей. Картину располагают на мольберте или на доске (на стене) против света. Дети могут располагаться сидя на стульчиках, на ковре или стоя полукругом на расстоянии 1,5 – 2,5 метра от картины. Для показа объектов на картине педагог должен пользоваться указкой и приучать к этому детей. Нецелесообразно усаживать детей за столы при рассматривании картины. Если на занятии используются две картины, дети вместе с воспитателем могут переходить от одной картины к другой. Очень стимулирует речевые высказывания показ ребенком объектов на картине. Картину можно поместить в группе за 1-2 дня до занятия, чтобы дети смогли ее хорошо рассмотреть. Возможен и первый показ картины непосредственно на занятии. После занятия рекомендуется оставить картину в группе на 4-5 дней для индивидуальной работы с детьми и самостоятельного рассматривания детей.

Во второй младшей группе осуществляется лишь подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста еще не могут самостоятельно составить связное описание, поэтому педагог учит их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине. Можно сказать, что полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины целиком определяется предложенными ему вопросами.

В средней группе на занятиях по развитию речи широко используются картины, изданные в качестве учебных наглядных пособий для детских садов. Цель обучения – учить детей описывать изображенное на картине. В средней группе у детей формируют навыки самостоятельного описания картины, которые будут развиваться и совершенствоваться в старшей группе.

В среднем возрасте на занятиях по рассматриванию картин дошкольники упражняются в построении высказываний, состоящих из нескольких предложений, объединенных единым содержанием. Они также учатся сосредоточенно выслушивать рассказы педагога по картинам, так что их опыт восприятия описательных рассказов постепенно обогащается. Все это – подготавливает детей к самостоятельному составлению рассказов на предстоящих этапах обучения — в старшей и подготовительной группах.

В старшем дошкольном возрасте, когда активность ребенка возрастает, а речь совершенствуется, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам. Дети, воспринимая речевой образец, учатся обобщенно подражать ему. Описание педагога раскрывает в основном наиболее трудную или менее заметную часть картины. Об остальном дети высказываются сами.

В подготовительной к школе группе при обучении рассказыванию продолжают широко использовать картины. На протяжении всего учебного года идет работа по совершенствованию и закреплению речевых умений и навыков. При постановке заданий учитывается ранее приобретенный детьми опыт и уровень их речевого развития.

В подготовительной к школе группе повышаются требования к детским рассказам с точки зрения содержания, логической последовательности изложения, точности описания, выразительности речи и т. д. Дети учатся описывать события, указывая место и время действия; самостоятельно придумывают события, предшествовавшие изображенным на картине и последующие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека рассматривания картин в детском саду по теме: Изучаем живопись

Живопись в детском саду.В детском саду дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образы народного искусства и мастеров, педагог воспитывае...

Виды рассказывания с детьми в детском саду

Материал в помощь молодым педагогам...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ ТЕМА: «РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: речевое развитие.

Данное занятие на тему «Поздняя осень» относится к образовательной области – речевое развитие и актуально в связи с тем, что сформированная связная речь – важнейшее условие успешности обучения р...

Конспект организованной образовательной деятельности в образовательной области «Речевое развитие (обучение рассказыванию)» в средней группе детского сада Тема: «Рассказывание об игрушках»

Конспекторганизованной образовательной деятельностив образовательной области «Речевое развитие(обучение рассказыванию)»в средней группе детского садаТема: «Рассказывание об игрушках...

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...

Конспект НОД «Развитие речи в детском саду» средняя группа Тема: «Рассказывание по картине» Собака со щенятами. Чтение стихов о поздней осени

Конспект НОД «Развитие речи в детском саду» средняя группа  Тема: «Рассказывание по картине» Собака со щенятами. Чтение стихов о поздней осени...