Дидактические игры на развитие ЭМП у детей старшего дошкольного возраста
картотека (старшая группа) на тему

Легченко Надежда Владимировна

Дидактические игры на развитие ЭМП у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_emp.docx252.25 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры на развитие ЭМП у детей старшего дошкольного возраста

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=504x10000:format=png/path/s7740ddfca2aa283f/image/i57253870402cfbd9/version/1478761489/image.png

Формирование пространственных представлений:

Д/и «Незнайка в лесу»

 

Воспитатель. Однажды Незнайка пошел в лес, идет он по лесу и рассказывает: «Листья растут в дереве. Птичка села из куста. Муравей вылез в муравейник. Сова сидит на дупле. Дятел стучит к дереву. Заяц убегает к лисе. Стрекоза летает под землей. Гусеница ползет под веточкой. Бабочка порхает в цветке. Цветы растут над деревом». И т. д.

 

Дети должны исправить ошибки Незнайки.

 

Д/и «Где мячик?»

 

Материал. Лист бумаги с нарисованной сеткой, «мячик» (кружочек).

 

Ход игры. - Покатился мячик в самую середину листа. Положите туда «мячик» (кружочек).

 

- Покатился «мячик» на один квадрат вверх. Где теперь «мячик»?

 

- Потом он покатился на один квадрат вправо. Где теперь «мячик»? (На один квадрат вниз и на один влево и т. п.)

 

Воспитатель диктует, дети передвигают «мячик». Более сложный вариант игры – следить глазами и лишь в конце указать местонахождение «мячика». Побеждает тот, кто правильно назовет, где лежит мячик.

 

Д/и «Угадай, где звенит колокольчик»

 

Воспитатель вызывает ребенка и звонит возле него в колокольчик, затем предлагает ему закрыть глаза и определить на слух, где звенит колокольчик: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.

 

Д/и «Динамические картинки»

 

Материал. Фланелеграф, картинки.

 

Ход игры. На магнитной доске или фланелеграфе выставляется елка. К доске выходят по желанию 9 человек. Каждый получает свою картинку: березку, кустик, грибок, зайца, белку, ворону, лису, ежа, домик. Воспитатель вводит детей в игровую ситуацию:

 

– Сейчас каждый из вас превратится в художника, и все вместе мы создадим картину. Надо только точно выполнить команды.

 

Назначается ведущий, по заданию которого дети располагают свои картинки:

 

Березка справа от елки. Ворона под елкой.

 

Заяц слева от елки. Лиса идет к елке.

 

Куст перед елкой. Ежик идет от елки.

 

Грибок под елкой. Домик за елкой.

 

Белка на елке.

 

В менее подготовленных группах роль ведущего может выполнять воспитатель. Если позволит время, в создание картинки можно включить и остальных детей:

 

– Изменим положение вещей: пусть белка будет слева от березки, а кустик – справа от нее.

 

– Пусть зайчик будет справа от ежика, а лиса – слева. И т. д.

 

Д/и «Птичка и кошка»

 

Цель. Усвоение предлогов, имеющих пространственное значение.

 

Оборудование: лист бумаги, дерево, птичка, кошка.

 

Воспитатель говорит: «Во дворе росло дерево. Около дерева сидела птичка. Потом птичка полетела и села на дерево, наверху. Пришла кошка. Кошка хотела поймать птичку и залезла на дерево. Птичка улетела вниз и села под деревом. Кошка осталась на дереве».

 

Д/и «Путаница»

 

Цель. Закрепить различение частей тела, определение сторон на самом себе, различение левой и правой руки.

 

Ход игры. Детям предлагают правой рукой закрыть левый глаз; левой рукой показать правое ухо и правую ногу; дотянутся левой рукой до правого носка, а правой рукой – до левой пятки и т. д.

 

Д/и «Запрещенное движение»

 

Воспитатель предлагает выполнить движения, называя различное положение рук, при этом дети должны быть внимательны и не выполнять «запрещенное движение». Например, «руки вверх». Ребенок, допустивший ошибку, выходит из игры.

 

Д/и «Встань, как я скажу»

 

Воспитатель сообщает детям о том, что они будут учиться находить место, которое он укажет, и называть свое место среди других детей. Он по очереди вызывает ребят и указывает, где они должны стоять: Наташа, встань впереди меня! Алеша, встань впереди Наташи! Кирилл, встань сзади Наташи! Олег, встань позади меня! Никита, встань между Олегом и Наташей! и т. д. Всего вызывает 5-6 детей. В заключении каждому ребенку воспитатель предлагает назвать, где он стоит. Если дети затрудняются, педагог дает образец: «Я стою сзади Наташи и впереди Олега».

 

Другой вариант игры.

 

Дети разбиваются на пары, каждый раз играют двое детей. Один ребенок стоит, другой выполняет команды воспитателя, становясь впереди, сзади, слева, справа, сбоку, около, недалеко от второго игрока и т. д. Затем игроки меняются местами.

 

Д/и «Угадай, что придумали взрослые?»

 

Ход игры. Воспитатель говорит: «Взрослые придумали очень много знаков, чтобы водителям было удобно и безопасно ездить по дорогам. Угадайте, какой знак придумали взрослые, чтобы шофер понял, что недалеко от дороги есть столовая? Какой знак подскажет шоферу, что недалеко находится врач (медпункт, что здесь можно починить машину или заправиться бензином, если он в пути кончился?» Можно вспомнить какие знаки размещают на дороге, чтобы оповестить шофера о том, что близко школа, и чтобы он вел машину осторожнее и был внимательнее; о том, что на дорогу могут выйти животные из леса; какие знаки предупреждают о возможных опасностях в пути – крутой поворот, близость железной дороги и т. п.

 

Нужно дать ребенку пофантазировать и предупредить о том, что машина обычно мчится быстро и поэтому изображение знака состоит лишь из 1 – 2 предметов. Если ребенок не сразу отгадал значение того или иного знака, предложить ему немного подумать, а потом можно и подсказать. Рассказать ребенку, что подобными знаками пользуются все шоферы и в нашем городе, и во всей стране, и даже в других странах.

 

После подобной игры – беседы дети будут обращать внимание на дорожные знаки, попадающие на пути, и стараться отгадывать их значения.

 

Д/и «Веселые человечки»

 

Материал. Картинки с изображением детей в разных позах, карточки со схематическим изображение детей, счетные палочки.

 

Задание. 1)К каждому человечку найти соответствующую схему.

 

2)К каждой картинке выложить схему из палочек.

 

Д/и «Расскажи, где, что (кто) находится?»

 

Материал. Картинки с изображением детской комнаты с игрушками.

 

Задание. На этой картине изображена детская комната Алеши. В ней много разных предметов и игрушек. Расскажи о том, где находится каждый предмет. Используй слова –

 

предлоги и наречия на, под, перед, вверху, внизу, слева, справа и др. Если ребенок затрудняется определить местонахождение предмета, помогите ему наводящими вопросами.

 

Д/и «Сравни два плана комнаты»

 

Материал. Рисунок с изображением комнаты, два плана комнаты.

 

Задание. Посмотри на рисунок комнаты. А теперь сравни два плана комнаты. Какой из них верный?

 

Д/и «Игра с обручами»

 

Материал. Три разноцветных обруча, набор кубиков.

 

На полу располагаются три разноцветных обруча – красный, желтый и зеленый – так, что все они попарно пересекаются.

 

Воспитатель говорит:

 

- Положите красный кубик так, чтобы он был внутри красного обруча, но снаружи желтого и зеленого.

 

- Положите желтый кубик так, чтобы он был внутри желтого обруча, но снаружи зеленого и красного.

 

- Положите зеленый кубик так, чтобы он был внутри зеленого обруча, но снаружи желтого и красного.

 

- Какие кубики находятся вне красного обруча, вне желтого обруча, вне зеленого обруча?

 

Второй вариант игры.

 

- Положите красный кубик так, чтобы он был одновременно внутри красного и внутри желтого обручей, но снаружи зеленого.

 

- Положите желтый кубик так, чтобы он был одновременно внутри красного, желтого и зеленого обручей.

 

- Зеленый кубик положите тек, чтобы он был одновременно снаружи красного, желтого и зеленого обручей.

 

- Какие кубики лежат внутри красного обруча, желтого, зеленого?

 

- Какие кубики лежат вне красного, вне желтого, вне зеленого обруча?

 

Д/и «Секреты»

 

Материал. План участка детского сада. На плане схематически изображены предметы: песочница, веранда, дом, стол, качели, клумба и т. п., игрушки секреты, красные кружки, которыми на плане отмечаются расположения секретов.

 

Ход игры. Дети выходят на участок. Воспитатель показывает и рассматривает с детьми план участка, устанавливается соответствие изображений на плане с реальными предметами.

 

Воспитатель говорит детям, что на участке спрятаны секреты, а на плане красными кружками обозначены места, где секреты находятся. Двое - трое детей начинают искать эти секреты. Каждый ребенок ищет свой секрет (ориентируется по своему кружку). Выигрывает тот, кто быстрей отыщет свой секрет.

Развитие количественных представлений

«Собери в корзину»

 

Цель: упражнять в счете до пяти; учить сравнивать две группы предметов,добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний; учить ориентироваться в пространстве.

 

Материал: плоскостные изображения овощей и фруктов, корзины.

 

Ход игры: ведущий предлагает детям собрать овощи и фрукты в корзину. Дети раскладывают в ряд огурцы и помидоры. Сравниваем их по количеству. Чего больше? (меньше). На сколько огурцов больше, чем помидор? Что нужно сделать, чтобы помидор стало столько, сколько огурцов? При этом уточняем, как получилось 3 помидора? Как получилось число 3?

 

«Покажи столько же»

 

Цель: продолжать учить соотносить число с цифрой и карточкой с кружками.

 

Материал: цифры, карточки с разным количеством предметов.

 

Ход игры: Ведущий показывает детям карточки с цифрами, а дети находят у себя карточки с таким же количеством предметов, затем объясняют свой выбор.

 

«Соберем букет»

 

Цель: продолжать учить увеличивать число на одну единицу, знакомить детей с образованием чисел путем прибавления единицы к меньшему числу.

 

Материал: плоские изображения цветов, вазы.

 

Ход игры: ведущий предлагает детям собрать букет из разных цветов: одному ребенку – из роз, второму – из тюльпанов. Уточняют, сколько роз, сколько тюльпанов. Чего больше? (меньше). На сколько тюльпанов больше, чем роз? Что нужно сделать, чтобы роз стало столько, сколько тюльпанов? При этом уточняем, как получилось 4 розы? Как получилось число 4?

 

«Мои первые цифры»

 

Цель: закреплять умение соотносить число с цифрой, закреплять знание числового ряда от одного до семи.

 

Материал: цифры, карточки с разным количеством предметов.

 

Ход игры: у каждого ребенка карточки с разными цифрами от 1 до 7 и карточки с разным количеством предметов. По сигналу воспитателя дети находят несколько карточек с количеством предметов, соответствующим цифре. Во втором варианте игры дети берут по одной цифре и ходят по группе. По сигналу взрослого становятся по порядку от 1 до 7, называют свои цифры.

 

«Найди пару»

 

Цель: учить соотносить число с цифрой; считать до десяти; развивать мелкую моторику.

 

Материал: карточки с разным количеством предметов, с цифрами, числовые карточки.

 

Ход игры: воспитатель раздает детям карточки с цифрами и предлагаетподобрать к ним числовые карточки и предметные. Позже игры может проводиться в движении.

 

«Отсчитай столько же»

 

Цель: продолжать учить отсчитывать игрушек на одну больше или меньше, чем показывает цифра.

 

Материал: цифры, разные игрушки.

 

Ход игры: воспитатель показывает детям цифры, предлагает отсчитать столько же игрушек, затем дети отсчитывают игрушек на одну больше или меньше, сравнивают с цифрой.

 

«Не ошибись»

 

Цель: упражнять в увеличении и уменьшении числа на одну единицу больше или меньше.

 

Материал: плоскостные игрушки.

 

Ход игры: игра проводится с элементами соревнования. Дети подбирают подарки медвежонку, считают количество медвежат, затем выкладывают малину (груши, яблоки) в количестве больше или меньше на 1, чем медвежат. Сравнивают числа между собой, устанавливают разностные отношения.

 

«В магазине игрушек»

 

Цель: закрепление порядкового счета, развитие внимания и памяти.

 

Материал: разные игрушки.

 

Ход игры: приглашаем детей в магазин игрушек. Чтобы купить какую-нибудь игрушку, надо посчитать их по порядку и назвать ее порядковый номер.

 

«Сколько нас?»

 

Цель: продолжать знакомить детей с числами и соответствующимколичеством предметов.

 

Материал: карточки с разным количеством предметов.

 

Ход игры: ведущий раздает карточки с цифрами детям, а остальные перемешивает и кладет их вверх изображением: отдельно – карточки с пальчиками и с предметами. По команде дети подбирают к своим цифрам карточки с пальчиками и с цифрами. Если они подобрали правильно, то замки на карточках совпадут. Дети объясняют свой выбор.

 

«Головоломка»

 

Цель: продолжать знакомить детей с числами и соответствующимколичеством предметов.

 

Материал: детали головоломки с разным количеством предметов.

 

Ход игры: ведущий предлагает детям сложить из деталей головоломки разные изображения, затем посчитать их и проверить, правильно ли они сложили. Правильность определяется тем, что рядом с предметамидолжна оказаться соответствующая цифра.

«Путаница»

 

Цель: научить детей находить и исправлять ошибку, упражнять в счете.

 

Материал: карточки с разным количеством предметов.

 

Ход игры: ведущий предлагает детям неправильно подобранные ряды,предлагает найти и исправить ошибки, объяснить правильность своего выбора.

 

«Математика на магнитах»

 

Цель: продолжать знакомить детей с числами и соответствующимколичеством предметов.

 

Материал: карточки с разным количеством предметов и цифрами.

 

Ход игры: ведущий предлагает детям рассмотреть карточки с цифрами ипредметами. Детям дается задание: рядом с цифрой выложить ряды карточек с таким же количеством предметов. Вариант 2: к числовым карточкам подобрать карточки, на которых предметов на 1 больше(меньше, затем – на 2 больше или меньше.

 

«Что прибавилось?» «Что убавилось?»

 

Цель: учить собирать логическую цепочку из пяти карточек, комментировать свои действия.

 

Материал: карточки с разным количеством предметов до 4.

 

Ход игры: детям раздают серии карточек, при этом обращают внимание на то, что на одной из них нет предметов (елка без игрушек, ежик без яблок). Предлагают построить ряд, самостоятельно выявить закономерность расположения карточек. При затруднении предлагаем посчитать предметы на карточках, подводим к установлению закономерности расположения предметов. Игра может проводиться в другом варианте, при этом дети раскладывают карточки в порядке убывания.

 

«Выставка игрушек»

 

Цель: учить сопоставлять определенное количество предметов с цифрами, составлять число из единиц и их двух меньших.

 

Материал: цифры, изображения предметов в разном количестве(грибы, бабочки, яблоки, клубника, листики).

 

Ход игры: ведущий приглашает детей на выставку игрушек, обращает их внимание на цифры, которые расположены на полках. К этим цифрам надо расставить определенное количество игрушек. Затем дети объясняют правильность своих действий. Предлагаем детям составить числа 4, 5 из разных игрушек. При этом уточняем, их скольких единиц состоит определенное число. На другие полки дети расставляют по два вида игрушек так, чтобы всего на полке стояло 3 (4, 5) игрушек. Уточняем, как дети составили числа их двух меньших.

 

«Золушка»

 

Цель: продолжать учить составлять группу из пяти предметов; знакомить с составом числа из единиц.

 

Материал: изображения предметов в разном количестве (грибы, яблоки, клубника).

 

Ход игры: ведущий рассказывает о том, что мачеха приказала Золушке разложить угощения для гостей – на каждую тарелку по три предмета(яблоко, клубнику, гриб). Дети раскладывают предметы в заданном порядке, представляют число три в виде трех единиц.

 

«Фрукты на тарелке»

 

Цель: продолжать учить составлять группу из пяти предметов; знакомить с

 

составом числа из единиц, из двух меньших, развивать тактильные ощущения, мелкую моторику.

 

Материал: муляжи фруктов, тарелка.

 

Ход игры: ведущий рассказывает детям о том, что к нам пришли гости, их четыре. На каждую тарелку надо положить по четыре разных фрукта. Предлагаем детям назвать фрукты и их количество и составить число из единиц. Во втором варианте предлагаем детям на одну тарелку положить 4 фрукта из яблок и груш (апельсины и бананы). Уточняем, как можно составить число 4 из двух меньших.

Формирование представлений о величине и форме,геометрических фигурах

«Подбери игрушку»

 

Цель: упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его учить находить равное количество игрушек.

 

Содержание. В. объясняет детям, что они будут учиться отсчитывать столько  игрушек, сколько он скажет. По очереди вызывает детей и дает им задание принести определенное число игрушек и поставить на тот или иной стол. Другим детям поручает проверить, верно, ли выполнено задание, а для этого сосчитать игрушки, например: «Сережа, принеси 3 пирамидки и поставь на этот стол. Витя, проверь, сколько пирамидок принес Сережа». В результате на одном столе оказывается 2 игрушки, на втором-3, на третьем-4, на четвертом-5. Затем детям предлагается отсчитать определенное число игрушек и поставить на тот стол, где столько же таких игрушек, так, чтобы было видно, что их поровну. Выполнив задание, ребенок рассказывает, что сделал. Другой ребенок проверяет, верно ли выполнено задание.

 

«Подбери фигуру»

 

Цель: закрепить умение различать геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал.

 

Материал: у каждого ребенка карточки, на которых нарисованы прямоугольник, квадрат и треугольник, цвет и форма варьируются.

 

Содержание. Сначала В. предлагает обвести пальчиком фигуры, нарисованные на карточках. Потом он предъявляет таблицу, на которой нарисованы эти же фигуры, но другого цвета и размера, чем у детей, и, указывая на одну из фигур, говорит: «У меня большой желтый треугольник, а у вас?» И т. д. Вызывает 2-3 детей, просит их назвать цвет и размер (большой, маленький своей фигуры данного вида). «У меня маленький синий квадрат».

 

«Назови и сосчитай»

 

Цель: учить детей считать звуки, называя итоговое число.

 

Содержание. Занятие лучше начать со счета игрушек, вызвав к столу 2-3 детей, после этого сказать, что дети хорошо умеют считать игрушки, веши, а сегодня они научатся считать звуки. В. предлагает детям сосчитать, помогая рукой, сколько раз он ударит по столу. Он показывает, как надо в такт ударам производить взмах кистью правой руки, стоящей на локте. Удары производят негромко и не слишком часто, чтобы дети успевали их считать. Сначала извлекают не более 1-3 звуков и только тогда, когда дети перестанут ошибаться, количество ударов увеличивается. Далее, предлагается воспроизвести указанное количество звуков. Педагог по очереди вызывает детей к столу и предлагает им ударить молоточком, палочкой о палочку 2-5 раз. В заключение всем детям  предлагают поднять руку (наклониться вперед, присесть) столько раз, сколько раз ударит молоточек.

 

«Назови свой автобус»

 

Цель: упражнять в различении круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, находить одинаковые по форме фигуры, отличающиеся цветом и размером,

 

Содержание.  В.  ставит на некотором расстоянии друг от друга 4 стула, к которым прикреплены модели треугольника, прямоугольника и т. д. (марки автобусов). Дети садятся в автобусы (становится в 3 колонны за стульями Педагог-кондуктор раздает им билеты. На каждом билете такая же фигура как на автобусе. На сигнал «Остановка!» дети идут гулять, а педагог меняет модели местами. На сигнал «В автобус» дети находят сбои автобус и становятся друг за другом. Игру повторяют 2-3 раза.

 

«Хватит ли?»

 

Цель: учить детей видеть равенство и неравенство групп предметов разного размера, подвести к понятию, что число не зависит от размера.

 

Содержание. В. предлагает угостить зверей. Предварительно выясняет: «Хватит ли зайчикам морковок, белочкам орехов? Как узнать? Как проверить? Дети считают игрушки, сравнивают их число, затем угощают зверят, прикладывая мелкие игрушки к крупным. Выявив равенство ж неравенство числа игрушек в группе, они добавляют недостающий предмет или убирают лишний. 

 

«Собери фигуру»

 

Цель: учить вести счет предметов, образующих какую-либо фигуру.

 

Содержание. В. предлагает детям подвинуть к себе тарелочку с палочками и спрашивает: «Какого цвета палочки? По сколку палочек каждого цвета? Предлагает разложить палочки каждого цвета так, чтобы получились разные фигуры. После выполнения задания дети еще раз пересчитывают палочки. Выясняют, сколько палочек пошло на каждую фигуру. Педагог обращает внимание на то, что палочки расположены по-разному, но их поровну - по 4 «Как доказать, что палочек поровну? Дети раскладывают палочки рядами одну под другой.

 

«На птицефабрике»

 

Цель: упражнять детей в счете в пределах, показать независимость числа предметов от площади, которую они занимают.

 

Содержание. В.: «Сегодня мы пойдем на экскурсию - на птицефабрику. Здесь живут куры и цыплята. На верхней жердочке сидят куры, их 6, на нижней - 5 цыплят. Сравнивают курочек и цыплят, определяют, что цыплят меньше чем курочек. «Один цыпленок убежал. Что нужно сделать, чтобы курочек и цыплят стало поровну? (Нужно найти 1 цыпленка и вернуть курочке). Игра повторяется. В. незаметно убирает курицу, дети ищут маму-курицу для цыпленка, и т. д.

 

«Расскажи про свой узор»

 

Цель: учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу.

 

Содержание. У каждого ребенка картинка (коврик с узором). Дети должны рассказать, как расположены элементы узора: в правом верхнем углу - круг, в левом верхнем углу – квадрат. В левом нижнем углу - овал, в правом нижнем углу - прямоугольник, в середине - круг. Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине большой круг - от него отходят лучи, в каждом углу цветы. Вверху и внизу-волнистые линии, справа и слева - по одной волнистой линии с листочками и т. д.

 

«Вчера, сегодня, завтра»

 

Цель: в игровой форме упражнять в активном различении временных понятий «вчера», «сегодня», «завтра».

 

Содержание. По углам игровой комнаты мелом рисуют три домика. Это «вчера», «сегодня», «завтра». В каждом домике по одной плоской модели, отражающей конкретное временное понятие.

 

Дети, идут по кругу, читают при этом четверостишие из знакомого стихотворения. По окончании останавливаются, а воспитатель громко говорит: «Да, да, да, это было … вчера!» Дети бегут к домику под названием «вчера». Затем возвращаются в круг, игра продолжается.

 

«Почему овал не катится?»

 

Цель: познакомить детей с фигурой овальной формы, учить различать круг и фигуру овальной формы

 

Содержание. На фланелеграфе размещают модели геометрических фигур: круга, квадрата, прямоугольника, треугольника. Сначала один ребенок, вызванный к фланелеграфу, называет фигуры, а за тем, это делают все дети вместе. Ребенку предлагают показать круг. Вопрос: «Чем отличается круг от остальных фигур?» Ребенок обводит круг пальцем, пробует его покатить. В. обобщает ответы детей: у круга нет углов, а у остальных фигур есть углы. На фланелеграфе размещают 2 круга и 2 фигуры овальной формы разного цвета и размера. «Посмотрите на эти фигуры. Есть ли среди них круги? Одному из детей предлагают показать круги. Внимание детей обращают на то что на фланелеграфе не только круги, но и другие фигуры. , похожие на круг. Это фигура овальной формы. В. учит отличать их от кругов; спрашивает: «Чем фигуры овальной формы похожи на круги? (У фигур овальной формы тоже нет углов). Ребенку предлагают показать круг, фигуру овальной формы. Выясняется, что круг катится, а фигура овальной формы нет.(почему?) Затем выясняют, чем отличается фигура овальной формы от круга? (фигура овальной формы вытянута). Сравнивают путем приложения и наложения круга на овал. 

 

 «Палочки в ряд»

 

Цель: закрепить умение строить последовательный ряд по величине.

 

Содержание. В. знакомит детей с новым материалом и объясняет задание: «Нужно палочки построить в ряд так, чтобы они уменьшались по длине». Предупреждает детей, что задание нужно выполнять на глаз (примеривать и перестраивать палочки нельзя). «Чтобы выполнить задание, верно, нужно каждый раз брать самую длинную палочку из всех, которые не уложены в ряд» - поясняет В.

 

 «Кто быстрее найдет»

 

Цель: упражнять в соотнесении предметов по форме с геометрическими образцами и в обобщении предметов по форме.

 

Содержание. Детям предлагают сесть за столы. Одного ребенка просят назвать фигуры стоящие на подставке. В. говорит: «Сейчас мы поиграем в игру «Кто быстрее найдет». Я буду называть по одному человеку, и говорить какой предмет надо найти. Выигрывает тот, кто первым найдет предмет, поместит его рядом с фигурой такой же формы». Вызывает сразу 4 ребенка. Дети называют выбранный предмет и описывают его форму. В. задает вопросы: «Как ты догадался, что зеркало круглое? Овальное?» и т. д.

 

В заключение  В. задает вопросы: Что стоит рядом с кругом? (квадратом и пр.). Сколько всего предметов? Какой формы эти предметы? Чем все они похожи? Сколько их?

 

 «Сложи дощечки»

 

Цель: упражнять в умении строить последовательный ряд по ширине, упорядочивать ряд в 2-х направлениях: по убыванию и возрастанию.

 

Материал. 10 дощечек разной ширины от 1 до 10 см. Можно использовать картонки.

 

Содержание. Участвующие делятся на 2 группы. Каждая подгруппа получает набор дощечек. Оба набора помещаются на 2 столах. Дети двух подгрупп сидят на стульях с одной стороны стола. С другой сторон столов расставляются свободные скамейки. Обе подгруппы детей должны выстроить дощечки в ряд (одна по убывающей ширине, другая по возрастающей). По очереди один ребенок подходит к столу и ставит в ряд 1 дощечку. При выполнении задания исключаются пробы и перемещения. Затем дети сравнивают. Определяют, какая подгруппа справилась с заданием правильно. 

 

 «Незаконченные картинки»

 

Цель: знакомить детей с разновидностями геометрических фигур округлых форм.

 

Материал. На каждого ребенка листок бумаги с незавершенными изображениями (1-10 предметов). Для их завершения необходимо подобрать круглые иди овальные элементы. (1-10) бумажных кругов и овалов соответствующих размеров и пропорций. Клей, кисть, тряпочка.

 

Содержание. В. предлагает детям узнать, что изображено на картинках. Когда все вместе это выяснить, предлагает подобрать фигуры, недостающие в рисунках и наклеить их. Перед наклеиванием проверяет правильность подбора фигур. Законченные работы выставляются, дети сами находить друг у друга ошибки.

 

 «Чиним одеяло»

 

Цель: продолжать знакомить с геометрическими фигурами. Составление геометрических фигур из данных деталей.

 

Содержание. С помощью фигур закрыть белые «отверстия». Игру можно построить в виде рассказа.  «Жил-был Буратино, у которого на кровати лежало красивое краснее одеяло. Однажды Буратино ушел в театр Карабаса-Барабаса, а крыса Шушера в это время прогрызла в одеяле дыры. Сосчитай, сколько дыр прогрызла крыса? Теперь возьмите фигуры и помогите Буратино починить одеяло».

 

 «Новогодние елочки»

 

Цель: учить детей пользоваться меркой для определения высоты (одного из параметров высоты).

 

Материал. 5 наборов: в каждом наборе 5 елочек высотой 5, 10, 15, 20, 25 см. (елки могут быть изготовлены их картона на подставках). Узкие картонные полоски той же длины.

 

Содержание. В. собирает детей полукругом и говорит: «Дети, приближается Новый год, и всем нужны елочки. Мы будем играть так: наша группа поедет в лес, и каждый найдет там елочку,  по мерке. Я вам раздам мерки, и вы будете подбирать елочки нужной высоты. Кто найдет такую елочку, подойдет ко мне с елочкой и меркой и покажет, как измерил свою елочку. Мерить надо, поставив мерку рядом с елочкой, чтобы низ у них совпадал, если верх тоже совпадает, значит вы нашли нужную елку (показывает прием измерения)». Дети едут в лес, где на нескольких столиках вперемешку стоят разные елочки. Каждый подбирает нужную ему елочку. Если ребенок ошибся, то он возвращается в лес и подбирает нужную елочку. В заключение обыгрывается поездка по городу и доставка елок по местам.

 

«Путешествие по комнате»

 

Цель: учить находить предметы разной формы.

 

Содержание. Детям показывают картинку, изображающую комнату с различными предметами. В. начинает рассказ: «Однажды к мальчику прилетел Карлсон: «Ах, какая красивая комната, - воскликнул он. - Сколько тут интересных вещей! Я такого никогда не видел». «Давай я тебе все покажу и расскажу,  - ответил мальчик и повел Карлсона по комнате. «Вот это стол» - начал он. «А какой он формы?» - тут же спросил Карлсон. Тогда мальчик  стал очень подробно рассказывать все про каждую вещь. А теперь попробуйте вы так же, как тот мальчик, рассказать Карлсону все-все про эту комнату и предметы, которые в ней находятся. 

 

«Мастерская форм»

 

Цель: учить детей воспроизводить разновидности геометрических фигур.

 

Материал. У каждого ребенка спички без головок (палочки), окрашенные в яркий цвет, несколько кусков ниток или проволочек, три-четыре листа бумаги.

 

Содержание. В.: «Дети, сегодня мы  поиграем в игру «Мастерская форм». Каждый постарается выложить как можно больше разных фигур». Дети самостоятельно строят знакомые и придуманные разновидности фигур. 

 

«Сломанная лестница»

 

Цель: учить замечать нарушения в равномерности нарастания величин.

 

Материал. 10 прямоугольников, величина большого 10x15, меньшего 1xl5. Каждый последующий ниже предыдущего на 1 см; фланелеграф.

 

Содержание. На фланелеграфе строится лестница. Затем все дети, кроме одного ведущего, отворачиваются. Ведущий вынимает одну ступеньку и сдвигает остальные. Кто раньше других укажет, где лестница «сломана», становится ведущим. Если при первом проведении игры дети допускают ошибки, то можно использовать мерку. Ею измеряют каждую ступеньку и находят сломанную. Если дети легко справляются с задачей, можно одновременно вынуть две ступеньки в разных местах.

 

«Сестрички идут по грибы»

 

Цель: закрепить умение строить ряд по величине, устанавливать соответствие 2-х рядов, находить пропущенный элемент ряда.Демонстрационный материал: фланелеграф, 7 бумажных матрешек (от 6см до 14 см.), корзиночки (высотой от 2см до 5 см.). Раздаточный: тот же, только меньшего размера.

 

Содержание. В. говорит детям: «Сегодня мы будем играть в игру, как сестрички идут в лес по грибы. Матрешки - это сестрички. Они собираются в лес. Первой пойдет самая старшая: она самая высокая, за ней пойдет самая старшая из оставшихся и так все по росту», вызывает ребенка, который на фланелеграфе строит матрешек по росту (как в горизонтальный ряд). «Им надо дать корзиночки, в которые они будут собирать грибы», - говорит педагог.

 

Вызывает второго ребенка, дает ему 6 корзиночек, спрятал одну из них (только не первую и не последнюю), и предлагает расставить их в ряд под матрешками, чтобы матрешки их разобрали. Ребенок строит второй сериационный ряд и замечает, что одной матрешке не хватило корзиночки. Дети находят, в каком месте ряда самый большой разрыв в величине корзиночки. Вызванный ребенок расставляет корзиночки под матрешками, чтобы матрешки их разобрали. Одна остается без корзиночки и просит маму дать ей корзиночку. В. даст недостающую корзиночку, и ребенок ставит ее на место.

 

«Незаконченные картинки»

 

Цель: знакомить детей с разновидностями геометрических фигур округлой формы разной величины.

 

Вариант № 2.

 

Содержание. У каждого ребенка лист бумаги, на котором 8 незавершенных рисунков. Чтобы закончить рисунок, необходимы предметы разных пропорций, соответствующие бумажные фигуры (клей, кисточка, тряпочка).

 

«Разделим пополам»

 

Цель: научить детей делить целое на 2, 4 части складыванием предмета пополам.

 

Демонстрационный материал: полоска и круг из бумаги. Раздаточный материал: у каждого ребенка - по 2 прямоугольника из бумаги и по 1 карточке.

 

Содержание. В.: «Внимательно слушайте и смотрите. У меня бумажная полоска, я сложу ее по полам, точно подравняю концы, проглажу линию сгиба. На сколько частей я разделила полоску? Верно, я сложила полоску пополам и разделила на 2 равные части. Сегодня мы с вами будем делить предметы на равные части. Равны ли части? Вот одна половина, вот - другая. Сколько я половинок показала? Сколько всего половин? Что же называется половиной? Педагог уточняет: «Половина-это одна из 2-х равных частей. Половинами называются обе равные части. Это половина и это половина целой полоски. Сколько всего таких частей в целой полоске? Как я получила 2 равные части? Что больше: целая полоска иди половина? и т. д. ».

 

Аналогично: с кругом.

 

Далее дети учатся самостоятельно делить прямоугольник пополам.

 

  

 

«Найди игрушку»

 

Цель: учить овладевать пространственными представлениями.

 

Содержание. «Ночью, когда в группе никого не было, - говорит В,  -  к нам прилетел Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме он написал, как их можно найти». Распечатывает конверт и читает: «Надо встать перед столом, пойти прямо и т. д. »

 

«Путешествие в булочную»

 

Цель: учить детей делить предметы на 2, 4 равные части складыванием и разрезанием, устанавливать отношения между целым и частью.

 

Содержание. «Сегодня вечером я пойду в булочную за хлебом, - говорит  В. - мне нужна половина буханки хлеба. Как продавец разделит буханку? Возьмите прямоугольник, это как будто буханка хлеба. Разделите его так, как разрезал бы буханку продавец. Что вы сделали? Что у вас получилось? Покажите 1 из 2-х равных частей. А теперь обе половины. Соедините их вместе, как будто остался целый прямоугольник (Сравнивают целую часть с половинами. Находят 1, 2 части). Догадайтесь, как разделил бы продавец, если бы мне было достаточно четвертушки хлеба. Правильно, он бы разделил буханку на 4 части и дал бы мне одну их из них. Второй прямоугольник дети делят на 4 части.

 

 «Составь фигуру»

 

Цель: упражнять в группировке геометрических фигур по цвету, размеру.

 

Содержание. По просьбе  В. дети достают фигуры из конверта, раскладывают их перед собой и отвечают на вопросы: «Какие у вас фигуры? Какого они цвета? Одинакового ли размера? Как можно сгруппировать фигуры, подобрать подходящие? (по цвету, форме, размеру). Составьте группу  из красных, синих,  желтых фигур. После того, как дети выполнять задание, В. спрашивает: «Какие получились группы? Какого они цвета? Какой формы оказались фигуры в первой группе? Из каких фигур составлена вторая группа? Сколько их всего? Сколько фигур разной формы в третьей группе? Назовите их! Сколько всего фигур желтого цвета?» Далее В. предлагает перемешать все фигуры и разложить их по форме (величине).

 

«Найди на ощупь»

 

Цель: учить детей сопоставлять результаты зрительного осязательного обследования формы предмета.

 

Содержание. Занятие проводится одновременно с 2-4 детьми. Ребенок кладет на стол руку с мешочком, затянутым на запястье. В. по одному предмету кладет на стол, - ребенок, глядя на образец, находит в мешочке такой же предмет на ощупь. Если он ошибается ему, предлагают внимательно рассмотреть предмет я дать словесное описание. После этого ребенок снова разыскивает на ощупь, но уже другой предмет. Повторность игры зависит от степени усвоения детьми способа обследования.

 

 «Кто быстрее подберет коробки»

 

Цель: упражнять детей в сопоставлении предметов по длине, ширине, высоте.

 

Содержание. Выяснив, чем отличаются друг от друга коробки, стоящие на столе, В.объясняет задание: «Коробки расставлены вперемешку: длинные, короткие, широкие и узкие, высокие и низкие. Сейчас поучимся подбирать коробки, подходящие по размеру. Давайте поиграем «Кто быстрее подберет коробки нужного размера?» Я буду вызывать по 2-3 человека, давать им по одной коробке. Дети расскажут, какой длины, ширины, высоты их коробки. А потом я дам команду: «Подберите коробки, равные вашей длине (ширине, - высоте). Выиграет тот, кто быстрее подберет коробки. Детям может быть предложено, построить коробки в ряд (от самой высоко до самой низкой или от самой длиной до самой короткой).

 

 «Сложи фигуру»

 

Цель: упражнять в составлении моделей знакомых геометрических фигур.

 

Содержание. В. помещает модели геометрических фигур на фланелеграф, вызывает ребенка и предлагает ему показать все фигуры и назвать их. Объясняет задание: «У каждого из вас такие же геометрические фигуры, но они разрезаны на 2, 4 части, если правильно приложить их друг к другу, то получится, целая фигура». Выполнив задание, дети рассказывают, из какого количества частей они составили очередную фигуру.

 

«Кто больше, а кто меньше?»

 

Цель: закрепить счет и порядковые числительные; развивать представления: «высокий», «низкий», «толстый», «худой», «самый толстый»; «самый худой», «слева», «справа», «левее», «правее», «между». Научить ребенка рассуждать.

 

Правила игры. Игра делится на две части. Вначале дети должны узнать, как зовут мальчиков, а затем ответить на вопросы.

 

«Как зовут мальчиков?» В одном городе жили-были неразлучные друзья: Коля, Толя, Миши, Гриша, Тиша и Сева. Посмотри внимательно на картинку, возьми палочку (указку) и покажи, кого, как зовут, если: Сева — самый высокий, Миша, Гриша и Тиша одного роста, но Тиша — самый толстый из них, а Гриша — самый худой; Коля — самый низкий мальчик. Ты сам можешь узнать, кого зовут Толей. Теперь покажи по порядку мальчиков: Коля, Толя, Миша, Тиша, Гриша, Сева. А теперь покажи мальчиков в таком же порядке: Сева, Тиша, Миша, Гриша, Толя, Коля. Сколько всего мальчиков?

 

«Кто где стоит?» Теперь ты знаешь, как зовут мальчиков, и можешь ответить на вопросы: кто стоит левее Севы? Кто — правее Толи? Кто стоит правее Тиши? Кто левее Коли? Кто стоит между Колей и Гришей? Кто стоит между Тишей и Толей? Кто стоит между Севой и Мишей? Кто стоит между Толей и Колей? Как зовут первого слева мальчика? Третьего? Шестого? Если Сева уйдет домой, сколько останется мальчиков? Если Коля и Толя уйдут домой, сколько останется мальчиков? Если к этим мальчикам подойдет их друг Петя, сколько будет мальчиков тогда?

 

«Найди парную картинку»

 

Цель: учить узнавать по описанию узор, составленный из геометрических фигур.

 

Содержание. Назначают ведущего. Он берет одну из карточек на столе у педагога и, не показывая. Описывает ее устно. Тот, у кого такая же карточка поднимает руку. Выигравшим считается тот ребенок, который узнал карточку по словесному описанию и составил пару. Каждую карточку описывают 1 раз.

 

Первую карточку педагог описывает сам. В ходе игры он назначает нескольких ведущих.

 

 «Магазин»

 

Цель: развитие наблюдательности и внимания научить различать аналогичные предметы по величине.

 

Игра делится на 3 этапа.

 

1. «Магазин». У овечки был магазин. Посмотри на полки магазина и ответь на вопросы: Сколько полок в магазине? Что находится на нижней (средней, верхней) полке? Сколько в магазине чашек (больших, маленьких)?. На какой полке стоят чашки? Сколько в магазине матрешек? (больших, маленьких). На какой полке они стоят? Сколько в магазине мячей? (больших, маленьких). На какой полке они стоят? Что стоит слева от пирамида? Справа от пирамид, слева от кувшина, справа от кувшина, слева от стакана, справа от стакана? Что стоит между маленькими и большими мячами? Каждый день утром овечка выставляла в магазине одни и те же товары.

2. «Что купил серый волк». Однажды на Новый год в магазин явился серый волк и купил своим волчатам подарки. Посмотри внимательно. Угадай, что купил серый волк?

3. «Что купил заяц?» На следующий день после волка в магазин пришел заяц и купил новогодние подарки для зайчат. Что купил заяц?

Формирование временных представлений

«Части суток»

 

Цель: упражнять детей в различении частей суток.

 

Материал: картинки: утро, день, вечер, ночь.

 

Содержание. Воспитатель чертит на полу 4 больших домика, каждый из которых соответствует одной части суток. Позади каждого домика закрепляется соответствующая картинка. Дети выстраиваются в шеренгу лицом к домикам. Воспитатель читает соответствующий отрывок, из  какого - либо стихотворения, а затем подает сигнал, Отрывок должен характеризовать часть суток, тогда игра будет проходить занимательнее и интереснее. 

 

  1.Утром мы во двор идем, листья сыплются дождем,  под ногами шелестят,                 

 

     И летят, летят, летят…                                                                         

 

 2.Случится в солнечный денек.   Ты в лес уйдешь поглуше. Присядь, попробуй на  пенек.   Не торопись… Послушай…                                      

 

3. Вот уж вечер.   Роса блестит на крапиве.  Я стою на дороге,  прислонившись к иве…                                                                        

 

4.Плакали ночью желтые клены:  вспомнили клены,  Как были зелены…

 

«День и ночь»

 

Цель: закреплять знания детей о частях суток.

 

Содержание. Посередине площадки чертят две параллельные линии на расстоянии 1-1,5 м. обе стороны от них - линии домов. Играющих делят на две команды. Их ставят у своих линий и поворачивают лицом к домам. Определяется название команд «день» и «ночь». Воспитатель стоит у средней линии. Он ведущий. По его команде «День!» или «Ночь!»- игроки названной команды убегают в дом, а противники их догоняют. Осаленных пересчитывают и отпускают. Команды снова выстраиваются у средних линий, а В. подает сигнал.

 

Вариант №2. Перед подачей сигнала В.  предлагает детям повторить за ним разнообразные физические упражнения, затем неожиданно подает сигнал.

 

Вариант № 3.Ведущий  - один из детей. Он подбрасывает картонный круг, одна сторона которого окрашена в черный цвет, другая - в белый. И, в зависимости от того, какой стороной он упадет, командует: «День!», «Ночь!».

 

 «Назови скорей»

 

Цель: усвоение последовательности недели.

 

Содержание. Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий. Он бросает кому-либо мяч и говорит: «Какой день недели перед четвергом?» Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Среда». Теперь он становится ведущим, бросает мяч и спрашивает: «Какой день был вчера?» и т. д.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

Игры направлены на развитие грамматического строя речи, помогают ребенку в активизации речи, обогащению словаря. Формируют познавательные и речевые способности, навык составления описательных рассказо...

Современные дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста....

Влияние дидактической игры на развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста

Главная задача дидактических игр — в доступной форме приобщить детей к музыке, заинтересовать основами музыкальной культуры. Так как они доступны для детского сознания, то вызывают интерес и желание у...

Дидактические игры для развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста

Эффективным методом развития диалогической речи является дидактическая игра.В методике разработано много дидактических игр, направленных на комплексное развитие речи. Задачи обучения диалогической реч...

Консультация для родителей."Современные дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. У детей старшегодошко...

дидактические игры по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

краткое содержание дидактических игр по развитию речи для старшего дошкольного возраста...