Главные вкладки

    Дидактические игры для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
    статья по логопедии (старшая группа) на тему

    Дидактические игры разработаны на основе методике ТРИЗ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_po_trizu.docx25.45 КБ
    Файл statya_po_trizu.docx25.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Дидактические игры для развития творческого воображения детей

    старшего дошкольного возраста

    Каждый ребенок в свое время есть натуральный гений.

    К. И. Чуковский

    К основным видам деятельности дошкольника относят игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит развитие ребенка. Лингвистические (словесные) игры позволяют каждому ребенку проявить интеллектуальную инициативу, являющуюся специфическим продолжением не просто умственной работы, а познавательной деятельности.  Используя элементы технологии ТРИЗ (Г.С. Альтшуллер) в работе с детьми дошкольного возраста можно значительно активизировать познавательную деятельность, расширить их представления об окружающем мире, классифицировать предметы и явления по свойствам, находить взаимосвязи и причинно - следственные отношения. Игра активизирует деятельность детей, развивает их речь, фантазию, учит рассуждать.

    Каждый день работы с детьми – поиск. Педагог не должен раскрывать истину, он должен учить ее находить. Значит каждый проведенный день с детьми в детском саду – проблемы, поиски, цепочки вопросов: как? Откуда? Зачем? Для чего? Чем хорош? Чем плох? Чем полезен? Чем неудобен?  Как быть если?...

    Игра стала частью повседневной деятельности  и  детей и взрослых. В течение одного дня к ней мы возвращаемся многократно – на прогулке или во время обеда, на зарядке или перед сном.  «Хорошо - плохо». « Польза-вред», « Наоборот», « Маленькие человечки» - игры на умение видеть противоречия.

    «Чем может быть», «Превратим в…»- игры на ФСА (функционально стоимостной анализ). На языке дошкольников: что может делать, чем может служить, для кого будет чем. Например, чем может быть листок, палочка, точка, любой предмет. Помимо многообразия функций предмета дети осваивают азы воображения. А воображение, по высказыванию А. Эйнштейна, важнее знания. Ибо знание ограничено, воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником эволюции.

    «Чем связаны», «Чем похожи», «Что общего»- игры на системный анализ. Любые вещи. На первый взгляд, казалось бы, далеки  друг от друга по внешним и функциональным свойствам, могут иметь что-то общее, если установить между ними какую-нибудь связь (временную, пространственную, звуковую, принадлежности и т.д.). Чем связаны пуговица и микроскоп? Что общего у капельки и кузнечика?

    Умение критически оценивать окружающую действительность должно стать нормой для ребенка.

    Более подробно остановимся над описанием игры «Хорошо – плохо».

    Знакомство с игрой начинаем с введения понятия противоречия в общем виде. Детям рассказывается сказка, а лучше всего давать эту сказку как театрализованное представление, чтобы ребенок сам действовал куклами или изобразил героя из самого себя.

    Сказка «Хороший - плохой дождик».

    Как- то раз летела над Волшебным лесом в страшную жару тучка, а в ней сидел дождик. Вдруг он услыхал, как его кто-то зовет: «Помоги мне, хороший дождик, полей меня!» Спустился дождик на землю и увидел, что его зовет зернышко. Полил дождик  землю и выросло дерево, а на нем красивые яблоки. Запрыгал от радости дождик, и облил на кусте птичку. Заплакала птичка: « Злой, плохой дождик, намочил мои перышки, мокрой мне не взлететь и меня может схватить лиса!». Огорчился дождик, пошел не разбирая дороги и угодил в болото. А там лягушки обрадовались: «Здравствуй, хороший дождик! Мы по тебе соскучились, как хорошо, что ты пришел. Помой нас!». Заплясал дождик по тропинке и … облил нарядную девочку. Рассердилась девочка: « Плохой дождик! Испачкал мое новое платье и бантик совсем испортил. Уходи!» Испугался дождик, хотел на тучку убежать, но тут его окликнул мальчик: «Эй, хороший, веселый дождик, полей побольше и подольше: мне нужна большая лужа, чтобы пускать кораблики!» Снова припустил дождик. К вечеру усталый вернулся он на тучку и всю ночь думал: « Хороший я или плохой? Приходить мне на землю или нет?» Но так ничего и не решил. А вы, ребята, как думаете: хороший или плохой?

    Так как без дождика жить родничку в Волшебном лесу очень трудно, то и решил наш родничок попробовать подружиться с дождем. Этот дождик очень любит, когда его рисуют. Ребята, помогите родничку подружится с дождиком, нарисуйте портрет Хорошего - Плохого дождика. Постарайтесь, чтобы на вашем рисунке он одновременно был хорошим и плохим.

    Здесь надо учитывать психологию малышей: некоторые будут считать дождик только хорошим и откажутся рисовать плохой, пусть рисуют, только пусть объяснят – почему дождик всегда прав.

    Варианты игры « Хорошо - плохо» различают по сложности, последовательности предлагаемых для анализа явлений и объектов, их социально – психологическим особенностям.

    Вариант 1. Для игры выбирают объект безразличный для ребенка, не связанный с некоторыми людьми, не вызывающий у него стойких ассоциаций и не порождающий положительных или отрицательных эмоций. Это может быть ручка, тетрадь, стул, лампа и т.д. Всем играющим надо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте «плохо» и что «хорошо», что нравится и что не нравится, что удобно и что не удобно и т.д.

    Например: настольная лампа.

    -Хорошо, что красивая, плохо - неустойчивая.

    -Хорошо, что фарфоровая от нее много света, плохо – легко может разбиться.

    - Удобно, потому что можно ставить на стол, неудобно – нельзя повесить на стену.

     Вариант 2. Может случиться, что объект, предложенный для игры, вызывает у ребенка стойкие положительные или отрицательные эмоции, что в свою очередь приводит к однозначной оценке: конфета –  «хорошо», лекарство – «плохо» и т. д. В этом случае обсуждение идет в том же порядке. Только взрослый должен помочь ребенку увидеть другую, хорошую или плохую сторону объекта.

    Например:  лекарство.

    - Плохо, потому что горькое, хорошо – быстрее вылечишься.

    -Лекарство не вкусное, но зато, когда я его выпью, меня все хвалят.

    Не обязательно называть хорошее и плохое в паре. Можно вначале выделить все хорошее, а затем все плохое. Наибольший интерес у детей вызывает проведение игры с разделением группы на две команды: первая команда старается назвать максимальное число положительных качеств объекта, вторая – отрицательных, устроив таким образом соревнование. При смене объекта команды меняются обязанностями.

    Понимание детьми противоречивости требований к тем или иным качествам объектов и свойствам, при которых они проявляются, способствует воспитанию у них качеств творческой личности: чувства справедливости, умения в критической ситуации найти верное решение возникшей проблемы.

     Вариант 3.Когда выявление противоречивых свойств перестанет вызывать у детей трудности, следует перейти к динамичному варианту, при котором для каждого выявленного свойства называется противоположное.

    Например.

    - Есть шоколад хорошо - вкусно, но может заболеть живот.

    - Живот болит – это плохо, надо пить лекарство.

    - Лекарство - это хорошо, живот болеть не будет.

    - Лекарство – это плохо, оно горькое.

    - Горькое – хорошо, много не съешь и не отравишься.

    - Отравишься плохо, будут лечить промывать.

    -Лечить – хорошо, можно дома сидеть, вкусные вещи дают (конфеты). И т.д.

    В конце игры дети вспоминают, с какого сочетания начиналась игра.

    Вариант 4. Этот вариант игры отражает диалектический закон перехода количественных изменений в качественные.

    Например: мороженое.

    - Вы любите мороженое?

    - Конечно, это очень вкусно.

    - Скажите, если съесть одну ложку мороженого – это вкусно?

    - Вкусно, но мало.

    - А десять ложек? ...А сто?...  А если ящик мороженого?

    - Превратишься в ледышку.

    Или еще один пример: бумага.

    - Один лист рвется, пачка – не рвется.

    Использование игр по развитию творческого воображения  дает результаты уже через два - три месяца. За это время дети учатся находить противоречия в окружающей жизни, пытаться их понять и правильно сформулировать. Такие игры позволяют организовать работу с детьми в наиболее интересной и увлекательной форме.

     Литература

    1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов-на Дону: Феникс, 2011.

    2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников.- М.: Академ А, 1998.

    3. Белобрыкина О.А. Речь и общение.- Ярославль: Академия развития, 1998.

    4. Бондаренко А.К. Теория дидактических игр и практика их использования в детском саду: Учебное пособие для студентов.- М.: МГПИ им. Ленина, 1985.

    5. Поддъяков Н, Н., Сохин Ф.А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста.- М., 1998.

    6. Программа по развитию творческого воображения и обучению диалектическому способу мышления с помощью элементов ТРИЗ/ Сост. И.Я. Гуткович  и др.- Ульяновск,1994.

    7. Сидорчук Т.А., Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. – Ульяновск, 1996.



    Предварительный просмотр:

    Дидактические игры для развития творческого воображения детей

    старшего дошкольного возраста

    Каждый ребенок в свое время есть натуральный гений.

    К. И. Чуковский

    К основным видам деятельности дошкольника относят игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит развитие ребенка. Лингвистические (словесные) игры позволяют каждому ребенку проявить интеллектуальную инициативу, являющуюся специфическим продолжением не просто умственной работы, а познавательной деятельности.  Используя элементы технологии ТРИЗ (Г.С. Альтшуллер) в работе с детьми дошкольного возраста можно значительно активизировать познавательную деятельность, расширить их представления об окружающем мире, классифицировать предметы и явления по свойствам, находить взаимосвязи и причинно - следственные отношения. Игра активизирует деятельность детей, развивает их речь, фантазию, учит рассуждать.

    Каждый день работы с детьми – поиск. Педагог не должен раскрывать истину, он должен учить ее находить. Значит каждый проведенный день с детьми в детском саду – проблемы, поиски, цепочки вопросов: как? Откуда? Зачем? Для чего? Чем хорош? Чем плох? Чем полезен? Чем неудобен?  Как быть если?...

    Игра стала частью повседневной деятельности  и  детей и взрослых. В течение одного дня к ней мы возвращаемся многократно – на прогулке или во время обеда, на зарядке или перед сном.  «Хорошо - плохо». « Польза-вред», « Наоборот», « Маленькие человечки» - игры на умение видеть противоречия.

    «Чем может быть», «Превратим в…»- игры на ФСА (функционально стоимостной анализ). На языке дошкольников: что может делать, чем может служить, для кого будет чем. Например, чем может быть листок, палочка, точка, любой предмет. Помимо многообразия функций предмета дети осваивают азы воображения. А воображение, по высказыванию А. Эйнштейна, важнее знания. Ибо знание ограничено, воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником эволюции.

    «Чем связаны», «Чем похожи», «Что общего»- игры на системный анализ. Любые вещи. На первый взгляд, казалось бы, далеки  друг от друга по внешним и функциональным свойствам, могут иметь что-то общее, если установить между ними какую-нибудь связь (временную, пространственную, звуковую, принадлежности и т.д.). Чем связаны пуговица и микроскоп? Что общего у капельки и кузнечика?

    Умение критически оценивать окружающую действительность должно стать нормой для ребенка.

    Более подробно остановимся над описанием игры «Хорошо – плохо».

    Знакомство с игрой начинаем с введения понятия противоречия в общем виде. Детям рассказывается сказка, а лучше всего давать эту сказку как театрализованное представление, чтобы ребенок сам действовал куклами или изобразил героя из самого себя.

    Сказка «Хороший - плохой дождик».

    Как- то раз летела над Волшебным лесом в страшную жару тучка, а в ней сидел дождик. Вдруг он услыхал, как его кто-то зовет: «Помоги мне, хороший дождик, полей меня!» Спустился дождик на землю и увидел, что его зовет зернышко. Полил дождик  землю и выросло дерево, а на нем красивые яблоки. Запрыгал от радости дождик, и облил на кусте птичку. Заплакала птичка: « Злой, плохой дождик, намочил мои перышки, мокрой мне не взлететь и меня может схватить лиса!». Огорчился дождик, пошел не разбирая дороги и угодил в болото. А там лягушки обрадовались: «Здравствуй, хороший дождик! Мы по тебе соскучились, как хорошо, что ты пришел. Помой нас!». Заплясал дождик по тропинке и … облил нарядную девочку. Рассердилась девочка: « Плохой дождик! Испачкал мое новое платье и бантик совсем испортил. Уходи!» Испугался дождик, хотел на тучку убежать, но тут его окликнул мальчик: «Эй, хороший, веселый дождик, полей побольше и подольше: мне нужна большая лужа, чтобы пускать кораблики!» Снова припустил дождик. К вечеру усталый вернулся он на тучку и всю ночь думал: « Хороший я или плохой? Приходить мне на землю или нет?» Но так ничего и не решил. А вы, ребята, как думаете: хороший или плохой?

    Так как без дождика жить родничку в Волшебном лесу очень трудно, то и решил наш родничок попробовать подружиться с дождем. Этот дождик очень любит, когда его рисуют. Ребята, помогите родничку подружится с дождиком, нарисуйте портрет Хорошего - Плохого дождика. Постарайтесь, чтобы на вашем рисунке он одновременно был хорошим и плохим.

    Здесь надо учитывать психологию малышей: некоторые будут считать дождик только хорошим и откажутся рисовать плохой, пусть рисуют, только пусть объяснят – почему дождик всегда прав.

    Варианты игры « Хорошо - плохо» различают по сложности, последовательности предлагаемых для анализа явлений и объектов, их социально – психологическим особенностям.

    Вариант 1. Для игры выбирают объект безразличный для ребенка, не связанный с некоторыми людьми, не вызывающий у него стойких ассоциаций и не порождающий положительных или отрицательных эмоций. Это может быть ручка, тетрадь, стул, лампа и т.д. Всем играющим надо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте «плохо» и что «хорошо», что нравится и что не нравится, что удобно и что не удобно и т.д.

    Например: настольная лампа.

    -Хорошо, что красивая, плохо - неустойчивая.

    -Хорошо, что фарфоровая от нее много света, плохо – легко может разбиться.

    - Удобно, потому что можно ставить на стол, неудобно – нельзя повесить на стену.

     Вариант 2. Может случиться, что объект, предложенный для игры, вызывает у ребенка стойкие положительные или отрицательные эмоции, что в свою очередь приводит к однозначной оценке: конфета –  «хорошо», лекарство – «плохо» и т. д. В этом случае обсуждение идет в том же порядке. Только взрослый должен помочь ребенку увидеть другую, хорошую или плохую сторону объекта.

    Например:  лекарство.

    - Плохо, потому что горькое, хорошо – быстрее вылечишься.

    -Лекарство не вкусное, но зато, когда я его выпью, меня все хвалят.

    Не обязательно называть хорошее и плохое в паре. Можно вначале выделить все хорошее, а затем все плохое. Наибольший интерес у детей вызывает проведение игры с разделением группы на две команды: первая команда старается назвать максимальное число положительных качеств объекта, вторая – отрицательных, устроив таким образом соревнование. При смене объекта команды меняются обязанностями.

    Понимание детьми противоречивости требований к тем или иным качествам объектов и свойствам, при которых они проявляются, способствует воспитанию у них качеств творческой личности: чувства справедливости, умения в критической ситуации найти верное решение возникшей проблемы.

     Вариант 3.Когда выявление противоречивых свойств перестанет вызывать у детей трудности, следует перейти к динамичному варианту, при котором для каждого выявленного свойства называется противоположное.

    Например.

    - Есть шоколад хорошо - вкусно, но может заболеть живот.

    - Живот болит – это плохо, надо пить лекарство.

    - Лекарство - это хорошо, живот болеть не будет.

    - Лекарство – это плохо, оно горькое.

    - Горькое – хорошо, много не съешь и не отравишься.

    - Отравишься плохо, будут лечить промывать.

    -Лечить – хорошо, можно дома сидеть, вкусные вещи дают (конфеты). И т.д.

    В конце игры дети вспоминают, с какого сочетания начиналась игра.

    Вариант 4. Этот вариант игры отражает диалектический закон перехода количественных изменений в качественные.

    Например: мороженое.

    - Вы любите мороженое?

    - Конечно, это очень вкусно.

    - Скажите, если съесть одну ложку мороженого – это вкусно?

    - Вкусно, но мало.

    - А десять ложек? ...А сто?...  А если ящик мороженого?

    - Превратишься в ледышку.

    Или еще один пример: бумага.

    - Один лист рвется, пачка – не рвется.

    Использование игр по развитию творческого воображения  дает результаты уже через два - три месяца. За это время дети учатся находить противоречия в окружающей жизни, пытаться их понять и правильно сформулировать. Такие игры позволяют организовать работу с детьми в наиболее интересной и увлекательной форме.

     Литература

    1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов-на Дону: Феникс, 2011.

    2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников.- М.: Академ А, 1998.

    3. Белобрыкина О.А. Речь и общение.- Ярославль: Академия развития, 1998.

    4. Бондаренко А.К. Теория дидактических игр и практика их использования в детском саду: Учебное пособие для студентов.- М.: МГПИ им. Ленина, 1985.

    5. Поддъяков Н, Н., Сохин Ф.А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста.- М., 1998.

    6. Программа по развитию творческого воображения и обучению диалектическому способу мышления с помощью элементов ТРИЗ/ Сост. И.Я. Гуткович  и др.- Ульяновск,1994.

    7. Сидорчук Т.А., Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. – Ульяновск, 1996.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Цикл занятий по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

    Занятия направлены на развитие творческого воображения. В них входят задания на развитие невербального воображения, релаксация, пальчиковая гимнастика, игры....

    Технология развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством техники рисования «по мокрому»

    В процессе своей работы я не ставила целью повысить уровень технических навыков и умений детей и поэтому из множества изобразительных техник  способ рисования «по-мокрому» выбран намеренно....

    Коррекционная работа по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через изодеятельность

    Возникающее в дошкольном возрасте творческое вооброжение  важный показатель развития не только познавательной сферы, но и формированияличности ребенка в целом....

    Реферат на тему: «Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста»

    Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста....

    Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования.

    Как разные виды деятелности, такие как игры с цветом, лепка и рисование влияют на развите творческого воображения....

    Доклад на тему: "Интегрированная педагогическая психология развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста"

    Старший дошкольный возраст является наиболее сензитивным для развития творческого воображения, что обусловленно возрастными и физиологическими особенностями ребенка....