Главные вкладки

    Статья по логопедии (старшая группа) на тему:
    Дидактические игры для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

    Дидактические игры разработаны на основе методике ТРИЗ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_po_trizu.docx25.45 КБ
    Файл statya_po_trizu.docx25.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Дидактические игры для развития творческого воображения детей

    старшего дошкольного возраста

    Каждый ребенок в свое время есть натуральный гений.

    К. И. Чуковский

    К основным видам деятельности дошкольника относят игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит развитие ребенка. Лингвистические (словесные) игры позволяют каждому ребенку проявить интеллектуальную инициативу, являющуюся специфическим продолжением не просто умственной работы, а познавательной деятельности.  Используя элементы технологии ТРИЗ (Г.С. Альтшуллер) в работе с детьми дошкольного возраста можно значительно активизировать познавательную деятельность, расширить их представления об окружающем мире, классифицировать предметы и явления по свойствам, находить взаимосвязи и причинно - следственные отношения. Игра активизирует деятельность детей, развивает их речь, фантазию, учит рассуждать.

    Каждый день работы с детьми – поиск. Педагог не должен раскрывать истину, он должен учить ее находить. Значит каждый проведенный день с детьми в детском саду – проблемы, поиски, цепочки вопросов: как? Откуда? Зачем? Для чего? Чем хорош? Чем плох? Чем полезен? Чем неудобен?  Как быть если?...

    Игра стала частью повседневной деятельности  и  детей и взрослых. В течение одного дня к ней мы возвращаемся многократно – на прогулке или во время обеда, на зарядке или перед сном.  «Хорошо - плохо». « Польза-вред», « Наоборот», « Маленькие человечки» - игры на умение видеть противоречия.

    «Чем может быть», «Превратим в…»- игры на ФСА (функционально стоимостной анализ). На языке дошкольников: что может делать, чем может служить, для кого будет чем. Например, чем может быть листок, палочка, точка, любой предмет. Помимо многообразия функций предмета дети осваивают азы воображения. А воображение, по высказыванию А. Эйнштейна, важнее знания. Ибо знание ограничено, воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником эволюции.

    «Чем связаны», «Чем похожи», «Что общего»- игры на системный анализ. Любые вещи. На первый взгляд, казалось бы, далеки  друг от друга по внешним и функциональным свойствам, могут иметь что-то общее, если установить между ними какую-нибудь связь (временную, пространственную, звуковую, принадлежности и т.д.). Чем связаны пуговица и микроскоп? Что общего у капельки и кузнечика?

    Умение критически оценивать окружающую действительность должно стать нормой для ребенка.

    Более подробно остановимся над описанием игры «Хорошо – плохо».

    Знакомство с игрой начинаем с введения понятия противоречия в общем виде. Детям рассказывается сказка, а лучше всего давать эту сказку как театрализованное представление, чтобы ребенок сам действовал куклами или изобразил героя из самого себя.

    Сказка «Хороший - плохой дождик».

    Как- то раз летела над Волшебным лесом в страшную жару тучка, а в ней сидел дождик. Вдруг он услыхал, как его кто-то зовет: «Помоги мне, хороший дождик, полей меня!» Спустился дождик на землю и увидел, что его зовет зернышко. Полил дождик  землю и выросло дерево, а на нем красивые яблоки. Запрыгал от радости дождик, и облил на кусте птичку. Заплакала птичка: « Злой, плохой дождик, намочил мои перышки, мокрой мне не взлететь и меня может схватить лиса!». Огорчился дождик, пошел не разбирая дороги и угодил в болото. А там лягушки обрадовались: «Здравствуй, хороший дождик! Мы по тебе соскучились, как хорошо, что ты пришел. Помой нас!». Заплясал дождик по тропинке и … облил нарядную девочку. Рассердилась девочка: « Плохой дождик! Испачкал мое новое платье и бантик совсем испортил. Уходи!» Испугался дождик, хотел на тучку убежать, но тут его окликнул мальчик: «Эй, хороший, веселый дождик, полей побольше и подольше: мне нужна большая лужа, чтобы пускать кораблики!» Снова припустил дождик. К вечеру усталый вернулся он на тучку и всю ночь думал: « Хороший я или плохой? Приходить мне на землю или нет?» Но так ничего и не решил. А вы, ребята, как думаете: хороший или плохой?

    Так как без дождика жить родничку в Волшебном лесу очень трудно, то и решил наш родничок попробовать подружиться с дождем. Этот дождик очень любит, когда его рисуют. Ребята, помогите родничку подружится с дождиком, нарисуйте портрет Хорошего - Плохого дождика. Постарайтесь, чтобы на вашем рисунке он одновременно был хорошим и плохим.

    Здесь надо учитывать психологию малышей: некоторые будут считать дождик только хорошим и откажутся рисовать плохой, пусть рисуют, только пусть объяснят – почему дождик всегда прав.

    Варианты игры « Хорошо - плохо» различают по сложности, последовательности предлагаемых для анализа явлений и объектов, их социально – психологическим особенностям.

    Вариант 1. Для игры выбирают объект безразличный для ребенка, не связанный с некоторыми людьми, не вызывающий у него стойких ассоциаций и не порождающий положительных или отрицательных эмоций. Это может быть ручка, тетрадь, стул, лампа и т.д. Всем играющим надо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте «плохо» и что «хорошо», что нравится и что не нравится, что удобно и что не удобно и т.д.

    Например: настольная лампа.

    -Хорошо, что красивая, плохо - неустойчивая.

    -Хорошо, что фарфоровая от нее много света, плохо – легко может разбиться.

    - Удобно, потому что можно ставить на стол, неудобно – нельзя повесить на стену.

     Вариант 2. Может случиться, что объект, предложенный для игры, вызывает у ребенка стойкие положительные или отрицательные эмоции, что в свою очередь приводит к однозначной оценке: конфета –  «хорошо», лекарство – «плохо» и т. д. В этом случае обсуждение идет в том же порядке. Только взрослый должен помочь ребенку увидеть другую, хорошую или плохую сторону объекта.

    Например:  лекарство.

    - Плохо, потому что горькое, хорошо – быстрее вылечишься.

    -Лекарство не вкусное, но зато, когда я его выпью, меня все хвалят.

    Не обязательно называть хорошее и плохое в паре. Можно вначале выделить все хорошее, а затем все плохое. Наибольший интерес у детей вызывает проведение игры с разделением группы на две команды: первая команда старается назвать максимальное число положительных качеств объекта, вторая – отрицательных, устроив таким образом соревнование. При смене объекта команды меняются обязанностями.

    Понимание детьми противоречивости требований к тем или иным качествам объектов и свойствам, при которых они проявляются, способствует воспитанию у них качеств творческой личности: чувства справедливости, умения в критической ситуации найти верное решение возникшей проблемы.

     Вариант 3.Когда выявление противоречивых свойств перестанет вызывать у детей трудности, следует перейти к динамичному варианту, при котором для каждого выявленного свойства называется противоположное.

    Например.

    - Есть шоколад хорошо - вкусно, но может заболеть живот.

    - Живот болит – это плохо, надо пить лекарство.

    - Лекарство - это хорошо, живот болеть не будет.

    - Лекарство – это плохо, оно горькое.

    - Горькое – хорошо, много не съешь и не отравишься.

    - Отравишься плохо, будут лечить промывать.

    -Лечить – хорошо, можно дома сидеть, вкусные вещи дают (конфеты). И т.д.

    В конце игры дети вспоминают, с какого сочетания начиналась игра.

    Вариант 4. Этот вариант игры отражает диалектический закон перехода количественных изменений в качественные.

    Например: мороженое.

    - Вы любите мороженое?

    - Конечно, это очень вкусно.

    - Скажите, если съесть одну ложку мороженого – это вкусно?

    - Вкусно, но мало.

    - А десять ложек? ...А сто?...  А если ящик мороженого?

    - Превратишься в ледышку.

    Или еще один пример: бумага.

    - Один лист рвется, пачка – не рвется.

    Использование игр по развитию творческого воображения  дает результаты уже через два - три месяца. За это время дети учатся находить противоречия в окружающей жизни, пытаться их понять и правильно сформулировать. Такие игры позволяют организовать работу с детьми в наиболее интересной и увлекательной форме.

     Литература

    1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов-на Дону: Феникс, 2011.

    2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников.- М.: Академ А, 1998.

    3. Белобрыкина О.А. Речь и общение.- Ярославль: Академия развития, 1998.

    4. Бондаренко А.К. Теория дидактических игр и практика их использования в детском саду: Учебное пособие для студентов.- М.: МГПИ им. Ленина, 1985.

    5. Поддъяков Н, Н., Сохин Ф.А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста.- М., 1998.

    6. Программа по развитию творческого воображения и обучению диалектическому способу мышления с помощью элементов ТРИЗ/ Сост. И.Я. Гуткович  и др.- Ульяновск,1994.

    7. Сидорчук Т.А., Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. – Ульяновск, 1996.



    Предварительный просмотр:

    Дидактические игры для развития творческого воображения детей

    старшего дошкольного возраста

    Каждый ребенок в свое время есть натуральный гений.

    К. И. Чуковский

    К основным видам деятельности дошкольника относят игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит развитие ребенка. Лингвистические (словесные) игры позволяют каждому ребенку проявить интеллектуальную инициативу, являющуюся специфическим продолжением не просто умственной работы, а познавательной деятельности.  Используя элементы технологии ТРИЗ (Г.С. Альтшуллер) в работе с детьми дошкольного возраста можно значительно активизировать познавательную деятельность, расширить их представления об окружающем мире, классифицировать предметы и явления по свойствам, находить взаимосвязи и причинно - следственные отношения. Игра активизирует деятельность детей, развивает их речь, фантазию, учит рассуждать.

    Каждый день работы с детьми – поиск. Педагог не должен раскрывать истину, он должен учить ее находить. Значит каждый проведенный день с детьми в детском саду – проблемы, поиски, цепочки вопросов: как? Откуда? Зачем? Для чего? Чем хорош? Чем плох? Чем полезен? Чем неудобен?  Как быть если?...

    Игра стала частью повседневной деятельности  и  детей и взрослых. В течение одного дня к ней мы возвращаемся многократно – на прогулке или во время обеда, на зарядке или перед сном.  «Хорошо - плохо». « Польза-вред», « Наоборот», « Маленькие человечки» - игры на умение видеть противоречия.

    «Чем может быть», «Превратим в…»- игры на ФСА (функционально стоимостной анализ). На языке дошкольников: что может делать, чем может служить, для кого будет чем. Например, чем может быть листок, палочка, точка, любой предмет. Помимо многообразия функций предмета дети осваивают азы воображения. А воображение, по высказыванию А. Эйнштейна, важнее знания. Ибо знание ограничено, воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником эволюции.

    «Чем связаны», «Чем похожи», «Что общего»- игры на системный анализ. Любые вещи. На первый взгляд, казалось бы, далеки  друг от друга по внешним и функциональным свойствам, могут иметь что-то общее, если установить между ними какую-нибудь связь (временную, пространственную, звуковую, принадлежности и т.д.). Чем связаны пуговица и микроскоп? Что общего у капельки и кузнечика?

    Умение критически оценивать окружающую действительность должно стать нормой для ребенка.

    Более подробно остановимся над описанием игры «Хорошо – плохо».

    Знакомство с игрой начинаем с введения понятия противоречия в общем виде. Детям рассказывается сказка, а лучше всего давать эту сказку как театрализованное представление, чтобы ребенок сам действовал куклами или изобразил героя из самого себя.

    Сказка «Хороший - плохой дождик».

    Как- то раз летела над Волшебным лесом в страшную жару тучка, а в ней сидел дождик. Вдруг он услыхал, как его кто-то зовет: «Помоги мне, хороший дождик, полей меня!» Спустился дождик на землю и увидел, что его зовет зернышко. Полил дождик  землю и выросло дерево, а на нем красивые яблоки. Запрыгал от радости дождик, и облил на кусте птичку. Заплакала птичка: « Злой, плохой дождик, намочил мои перышки, мокрой мне не взлететь и меня может схватить лиса!». Огорчился дождик, пошел не разбирая дороги и угодил в болото. А там лягушки обрадовались: «Здравствуй, хороший дождик! Мы по тебе соскучились, как хорошо, что ты пришел. Помой нас!». Заплясал дождик по тропинке и … облил нарядную девочку. Рассердилась девочка: « Плохой дождик! Испачкал мое новое платье и бантик совсем испортил. Уходи!» Испугался дождик, хотел на тучку убежать, но тут его окликнул мальчик: «Эй, хороший, веселый дождик, полей побольше и подольше: мне нужна большая лужа, чтобы пускать кораблики!» Снова припустил дождик. К вечеру усталый вернулся он на тучку и всю ночь думал: « Хороший я или плохой? Приходить мне на землю или нет?» Но так ничего и не решил. А вы, ребята, как думаете: хороший или плохой?

    Так как без дождика жить родничку в Волшебном лесу очень трудно, то и решил наш родничок попробовать подружиться с дождем. Этот дождик очень любит, когда его рисуют. Ребята, помогите родничку подружится с дождиком, нарисуйте портрет Хорошего - Плохого дождика. Постарайтесь, чтобы на вашем рисунке он одновременно был хорошим и плохим.

    Здесь надо учитывать психологию малышей: некоторые будут считать дождик только хорошим и откажутся рисовать плохой, пусть рисуют, только пусть объяснят – почему дождик всегда прав.

    Варианты игры « Хорошо - плохо» различают по сложности, последовательности предлагаемых для анализа явлений и объектов, их социально – психологическим особенностям.

    Вариант 1. Для игры выбирают объект безразличный для ребенка, не связанный с некоторыми людьми, не вызывающий у него стойких ассоциаций и не порождающий положительных или отрицательных эмоций. Это может быть ручка, тетрадь, стул, лампа и т.д. Всем играющим надо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте «плохо» и что «хорошо», что нравится и что не нравится, что удобно и что не удобно и т.д.

    Например: настольная лампа.

    -Хорошо, что красивая, плохо - неустойчивая.

    -Хорошо, что фарфоровая от нее много света, плохо – легко может разбиться.

    - Удобно, потому что можно ставить на стол, неудобно – нельзя повесить на стену.

     Вариант 2. Может случиться, что объект, предложенный для игры, вызывает у ребенка стойкие положительные или отрицательные эмоции, что в свою очередь приводит к однозначной оценке: конфета –  «хорошо», лекарство – «плохо» и т. д. В этом случае обсуждение идет в том же порядке. Только взрослый должен помочь ребенку увидеть другую, хорошую или плохую сторону объекта.

    Например:  лекарство.

    - Плохо, потому что горькое, хорошо – быстрее вылечишься.

    -Лекарство не вкусное, но зато, когда я его выпью, меня все хвалят.

    Не обязательно называть хорошее и плохое в паре. Можно вначале выделить все хорошее, а затем все плохое. Наибольший интерес у детей вызывает проведение игры с разделением группы на две команды: первая команда старается назвать максимальное число положительных качеств объекта, вторая – отрицательных, устроив таким образом соревнование. При смене объекта команды меняются обязанностями.

    Понимание детьми противоречивости требований к тем или иным качествам объектов и свойствам, при которых они проявляются, способствует воспитанию у них качеств творческой личности: чувства справедливости, умения в критической ситуации найти верное решение возникшей проблемы.

     Вариант 3.Когда выявление противоречивых свойств перестанет вызывать у детей трудности, следует перейти к динамичному варианту, при котором для каждого выявленного свойства называется противоположное.

    Например.

    - Есть шоколад хорошо - вкусно, но может заболеть живот.

    - Живот болит – это плохо, надо пить лекарство.

    - Лекарство - это хорошо, живот болеть не будет.

    - Лекарство – это плохо, оно горькое.

    - Горькое – хорошо, много не съешь и не отравишься.

    - Отравишься плохо, будут лечить промывать.

    -Лечить – хорошо, можно дома сидеть, вкусные вещи дают (конфеты). И т.д.

    В конце игры дети вспоминают, с какого сочетания начиналась игра.

    Вариант 4. Этот вариант игры отражает диалектический закон перехода количественных изменений в качественные.

    Например: мороженое.

    - Вы любите мороженое?

    - Конечно, это очень вкусно.

    - Скажите, если съесть одну ложку мороженого – это вкусно?

    - Вкусно, но мало.

    - А десять ложек? ...А сто?...  А если ящик мороженого?

    - Превратишься в ледышку.

    Или еще один пример: бумага.

    - Один лист рвется, пачка – не рвется.

    Использование игр по развитию творческого воображения  дает результаты уже через два - три месяца. За это время дети учатся находить противоречия в окружающей жизни, пытаться их понять и правильно сформулировать. Такие игры позволяют организовать работу с детьми в наиболее интересной и увлекательной форме.

     Литература

    1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов-на Дону: Феникс, 2011.

    2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников.- М.: Академ А, 1998.

    3. Белобрыкина О.А. Речь и общение.- Ярославль: Академия развития, 1998.

    4. Бондаренко А.К. Теория дидактических игр и практика их использования в детском саду: Учебное пособие для студентов.- М.: МГПИ им. Ленина, 1985.

    5. Поддъяков Н, Н., Сохин Ф.А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста.- М., 1998.

    6. Программа по развитию творческого воображения и обучению диалектическому способу мышления с помощью элементов ТРИЗ/ Сост. И.Я. Гуткович  и др.- Ульяновск,1994.

    7. Сидорчук Т.А., Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. – Ульяновск, 1996.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка Использование дидактических игр для развития речи у детей старшего дошкольного возраста

    В методической разработке представлена поэтапность дидактических игр для речевого развития детей. Подобран и систематизирован материал для овладения речи у детей. Методичка адресована воспитателям ДОУ...

    Словесные игры для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

    В материале представлены словесные дидактические игры, котрые помогут сформировать у детей интерес и желание творить....

    Дидактические игры для развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста

    Эффективным методом развития диалогической речи является дидактическая игра.В методике разработано много дидактических игр, направленных на комплексное развитие речи. Задачи обучения диалогической реч...

    Использование дидактических игр для развития речи у детей старшего дошкольного возраста

    Основная цель  методической работы заключается в том, чтобы повысить речевой уровень детей с помощью дидактической игры.Использование дидактических игр способствует решению следующих задач:...

    Комплекс дидактических игр для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста

    Статья расскрывает дидактические игры для развития разных операций(анализ,синтез,обобщение и т.д) операций логического мышления детей старшего дошкольного возраста...

    Консультация для воспитателей: «Использование дидактических игр для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».

    Консультация может быть полезна воспитателям общеразвивающих и специализированных  групп по речевому развитию....

    Картотека квест-игр для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

    В презентации представлены методические материалы и карты-квестов...