Конструктивная деятельность в раннем возрасте
консультация (младшая группа) на тему

Биннатова Гунель Асим кызы

Конструктивная деятельность в раннем возрасте

 

На вопрос, что больше всего любят делать дети, каждый с уверенностью ответит – играть. Игра – ведущий вид деятельности детей раннего возраста. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах. Развитие ребенка во многом зависит от того, во что и как он играет.

Дети разного возраста с удовольствием играют с конструкторами. При сооружении разных построек  из специальных строительных наборов, конструкторов ребенок ищет способы, как поставить и соединить детали, подбирает лучшие варианты. Здесь необходима наблюдательность, трудолюбие, терпение. Работа над постройками побуждает детей к общению со сверстниками, что очень важно для дальнейшего развития ребенка, для его эмоционального благополучия в детском коллективе.

Специальные строительные наборы для детей раннего возраста могут включать самые разнообразные объемные формы: кубики, кирпичики, цилиндры, бруски и т.д. Интересны и доступны детям третьего года жизни деревянные и  пластмассовые конструкторы из разных строительных деталей. Различают несколько видов конструктивного материала:

- крупный строительный материал, состоящий из разнообразных форм: куб, параллелепипед, цилиндр и другие, он используется для построек на полу.

- настольный строительный материал примерно тех же форм, но меньшего размера, предназначен для игр на столе.

- конструкторы, представляющие собой усложненный строительный материал, отдельные части которого скрепляются.

Многие родители даже не задумываются над тем,  что дают ребенку игры со строительным  материалом. Ваш малыш знакомится с разными деталями и запоминает их название; узнает, что различные формы имеют свои особенности: например, у куба все стороны одинаковые, а у кирпичика разные – две грани узкие и длинные, две узкие и короткие, две широкие и длинные; детали могут по -  разному располагаться на плоскости (кирпичик, например, лежит или стоит), кубики можно поставить один на другой, положить один за другим, выше или ниже, рядом. Ребенок учится соотносить форму детали с ее конструктивными свойствами: у кубика все стороны равны, поэтому не стоит и беспокоится, на какую сторону его положить, когда строишь  башенку  или лесенку, а вот когда строишь  заборчик надо подумать, поставить ли их на узкую сторону или положить на широкую (получится низкий или высокий заборчик). Все это важно для умственного развития малыша.

Игры со строительным материалом развивают воображение ребенка, его конструктивные способности, мышление, приучают к сосредоточенной, упорной деятельности. Они способствуют культуре движений, формированию самостоятельности, активности, ориентировке в пространстве. Строительный материал знакомит с геометрическими формами, величиной, развивает чувство равновесия, знакомит с основными цветами (кубики и кирпичики красные, синие, желтые, синие). Обогащается словарь ребенка за счет названия действий: ставить, приставлять, приложить; названиями качеств и отношений, характеризующих предметы, действия с ними, их пространственное расположение: тонкий, длинный, короткий, узкий, широкий, твердый, в середине, рядом, сбоку, вверху, внизу. Очень большое значение конструирование  имеет для развития кистей рук,  развития силы и координации движений пальцев рук  маленького ребенка. Это активизирует деятельность анализаторных систем, влияет на развитие речи, на интеллектуальное развитие в целом. Совершенствование координации движений пальцев важно для учебной деятельности ребенка в детском саду и в школе.

Прежде чем ребенок сможет задумать конкретную постройку, подобрать для нее необходимые детали и осуществить свой план, он просто нагромождает кубик на кубик, кирпичик на кирпичик. Кубики часто падают, это вызывает у него восторг, веселье и удивление.  Постепенно объемная форма подсказывает ребенку образ предмета: кубик  может быть табуретом для собачки, а если к кубику поставить кирпичик,  то получится стульчик для куколки. Можно сделать дорожку из кирпичиков  по ней поедет  маленькая машинка. Малыш будет многократно повторять знакомую игру: самостоятельно строить стульчик и усаживать на него разные игрушки. Кубики, кирпичики, бруски становятся строительным материалом, из которого можно что – то создать, сконструировать, соорудить.     У детей третьего года жизни строительство может иметь целенаправленный характер, если взрослые создадут к этому интерес, научат их строить. В строительных играх раньше, чем в других появляется цель. Ведь в строительной игре ребенок видит результат своей деятельности. К трем годам у ребенка складывается определенное представление о результате того, что он хочет сделать, и это представление начинает мотивировать действия ребенка с целью получения определенного результата. Таким образом, деятельность приобретает целенаправленный характер. Нацеленность на результат, настойчивость в достижении цели – важнейшие характеристики не только деятельности ребенка, но и его личности в целом.

Для формирования этого ценного качества взрослый должен:

- помогать « удерживать» цель;

- направлять на достижение результата.

Маленькому ребенку надо помочь задумать постройку и подобрать детали для выполнения задуманного. Взрослый может сам построить что – то и предложить ребенку рассмотреть: что это такое, из каких деталей построено, какой они формы, как расположены по отношению друг к другу. Обыграйте постройки с мелкими игрушками, чтобы вызвать у ребенка желание строить.. Для обыгрывания построек приготовьте: маленьких куколок, зверюшек, домашних животных, машинки разных размеров, кукольную посудку и т. д.   Можно  во время прогулок понаблюдать за работой строителей, рассмотреть разные виды транспорта. Подберите и рассмотрите картинки с изображением домов, необычных  архитектурных зданий, мостов, грузового и пассажирского транспорта и т.д.  Посмотрите  и  почитайте с малышом детские  книжки про строителей,  разные виды автомобилей, с крупными, понятными и яркими картинками, с забавными и интересными стихотворениями.

 

На картинку погляжу –

Дом из кубиков сложу.

В доме белка будет жить,

Жучка – домик сторожить.

В. Степанов.

Кубик на кубик кладу осторожно.

Башню построить высокую сложно!

Кубики в ряд друг за другом кладу,

И получается поезд! Ду – Ду!

Т. Коваль.

 

Почаще хвалите ребенка, радуйтесь вместе с ним, восхищайтесь его постройками.  После того как ребенок приобретет элементарные строительные навыки можно сделать большую совместную постройку (комнату для кукол или гараж для машинок, сказочный городок, большой необычный дом и т.д.). Главная цель таких игр – заинтересовать  малыша строительным материалом, направить его активность на созидательную деятельность.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstruktivnaya_deyatelnost_v_rannem_vozraste.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конструктивная деятельность в раннем возрасте

 

На вопрос, что больше всего любят делать дети, каждый с уверенностью ответит – играть. Игра – ведущий вид деятельности детей раннего возраста. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах. Развитие ребенка во многом зависит от того, во что и как он играет.

Дети разного возраста с удовольствием играют с конструкторами. При сооружении разных построек  из специальных строительных наборов, конструкторов ребенок ищет способы, как поставить и соединить детали, подбирает лучшие варианты. Здесь необходима наблюдательность, трудолюбие, терпение. Работа над постройками побуждает детей к общению со сверстниками, что очень важно для дальнейшего развития ребенка, для его эмоционального благополучия в детском коллективе.

Специальные строительные наборы для детей раннего возраста могут включать самые разнообразные объемные формы: кубики, кирпичики, цилиндры, бруски и т.д. Интересны и доступны детям третьего года жизни деревянные и  пластмассовые конструкторы из разных строительных деталей. Различают несколько видов конструктивного материала:

- крупный строительный материал, состоящий из разнообразных форм: куб, параллелепипед, цилиндр и другие, он используется для построек на полу.

- настольный строительный материал примерно тех же форм, но меньшего размера, предназначен для игр на столе.

- конструкторы, представляющие собой усложненный строительный материал, отдельные части которого скрепляются.

Многие родители даже не задумываются над тем,  что дают ребенку игры со строительным  материалом. Ваш малыш знакомится с разными деталями и запоминает их название; узнает, что различные формы имеют свои особенности: например, у куба все стороны одинаковые, а у кирпичика разные – две грани узкие и длинные, две узкие и короткие, две широкие и длинные; детали могут по -  разному располагаться на плоскости (кирпичик, например, лежит или стоит), кубики можно поставить один на другой, положить один за другим, выше или ниже, рядом. Ребенок учится соотносить форму детали с ее конструктивными свойствами: у кубика все стороны равны, поэтому не стоит и беспокоится, на какую сторону его положить, когда строишь  башенку  или лесенку, а вот когда строишь  заборчик надо подумать, поставить ли их на узкую сторону или положить на широкую (получится низкий или высокий заборчик). Все это важно для умственного развития малыша.

Игры со строительным материалом развивают воображение ребенка, его конструктивные способности, мышление, приучают к сосредоточенной, упорной деятельности. Они способствуют культуре движений, формированию самостоятельности, активности, ориентировке в пространстве. Строительный материал знакомит с геометрическими формами, величиной, развивает чувство равновесия, знакомит с основными цветами (кубики и кирпичики красные, синие, желтые, синие). Обогащается словарь ребенка за счет названия действий: ставить, приставлять, приложить; названиями качеств и отношений, характеризующих предметы, действия с ними, их пространственное расположение: тонкий, длинный, короткий, узкий, широкий, твердый, в середине, рядом, сбоку, вверху, внизу. Очень большое значение конструирование  имеет для развития кистей рук,  развития силы и координации движений пальцев рук  маленького ребенка. Это активизирует деятельность анализаторных систем, влияет на развитие речи, на интеллектуальное развитие в целом. Совершенствование координации движений пальцев важно для учебной деятельности ребенка в детском саду и в школе.

Прежде чем ребенок сможет задумать конкретную постройку, подобрать для нее необходимые детали и осуществить свой план, он просто нагромождает кубик на кубик, кирпичик на кирпичик. Кубики часто падают, это вызывает у него восторг, веселье и удивление.  Постепенно объемная форма подсказывает ребенку образ предмета: кубик  может быть табуретом для собачки, а если к кубику поставить кирпичик,  то получится стульчик для куколки. Можно сделать дорожку из кирпичиков  по ней поедет  маленькая машинка. Малыш будет многократно повторять знакомую игру: самостоятельно строить стульчик и усаживать на него разные игрушки. Кубики, кирпичики, бруски становятся строительным материалом, из которого можно что – то создать, сконструировать, соорудить.     У детей третьего года жизни строительство может иметь целенаправленный характер, если взрослые создадут к этому интерес, научат их строить. В строительных играх раньше, чем в других появляется цель. Ведь в строительной игре ребенок видит результат своей деятельности. К трем годам у ребенка складывается определенное представление о результате того, что он хочет сделать, и это представление начинает мотивировать действия ребенка с целью получения определенного результата. Таким образом, деятельность приобретает целенаправленный характер. Нацеленность на результат, настойчивость в достижении цели – важнейшие характеристики не только деятельности ребенка, но и его личности в целом.

Для формирования этого ценного качества взрослый должен:

- помогать « удерживать» цель;

- направлять на достижение результата.

Маленькому ребенку надо помочь задумать постройку и подобрать детали для выполнения задуманного. Взрослый может сам построить что – то и предложить ребенку рассмотреть: что это такое, из каких деталей построено, какой они формы, как расположены по отношению друг к другу. Обыграйте постройки с мелкими игрушками, чтобы вызвать у ребенка желание строить.. Для обыгрывания построек приготовьте: маленьких куколок, зверюшек, домашних животных, машинки разных размеров, кукольную посудку и т. д.   Можно  во время прогулок понаблюдать за работой строителей, рассмотреть разные виды транспорта. Подберите и рассмотрите картинки с изображением домов, необычных  архитектурных зданий, мостов, грузового и пассажирского транспорта и т.д.  Посмотрите  и  почитайте с малышом детские  книжки про строителей,  разные виды автомобилей, с крупными, понятными и яркими картинками, с забавными и интересными стихотворениями.

На картинку погляжу –

Дом из кубиков сложу.

В доме белка будет жить,

Жучка – домик сторожить.

В. Степанов.

Кубик на кубик кладу осторожно.

Башню построить высокую сложно!

Кубики в ряд друг за другом кладу,

И получается поезд! Ду – Ду!

Т. Коваль.

 

Почаще хвалите ребенка, радуйтесь вместе с ним, восхищайтесь его постройками.  После того как ребенок приобретет элементарные строительные навыки можно сделать большую совместную постройку (комнату для кукол или гараж для машинок, сказочный городок, большой необычный дом и т.д.). Главная цель таких игр – заинтересовать  малыша строительным материалом, направить его активность на созидательную деятельность.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по теме самообразования «Особенности развития конструктивной деятельности детей раннего возраста от двух до трех лет»

Тему для самообразования мы с Г.Н. Журавишкиной выбрали: «Особенности развития конструктивной деятельности детей раннего возраста от двух до трех лет», она совпадает с особенностью работы с детьми ран...

Программа саморазвития воспитателя II группы раннего возраста Шеиной Валентины Анатольевны на 2015-2016 год тема «Развитие конструктивной деятельности детей раннего возраста средствами игровых приемов»

Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной деятельности, в частности в конструировании. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета, его структуры и ст...

Эффективные формы работы с родителями по ознакомлению с условиями развития конструктивной деятельности детей раннего возраста

В соответствии с новым законом  «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения пол...

Презентация "Конструктивная деятельность детей раннего возраста"

Коструктивная деятельность детей раннего возраста...

Конструктивная деятельность детей раннего возраста "Вагончик на колесах"

Формировать умения выбирать и называть предметы поцвету и форме....

Развитие конструктивной деятельности в раннем возрасте

Вводная часть.Понятие  "Конструирование".Методики обучения конструированию детей в раннем возрасте....

«Конструктивная деятельность детей раннего возраста»

Конструирование –одно из самых любимых детских занятий. Оно является не только увлекательным, но и полезным для малыша. Это создание разных конструкций и модулей из строительных материалов и детских к...