Описание передового опыта для внесения в муниципальный "Банк педагогического опыта"
материал на тему

Воронцова Ольга Викторовна

Документация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_peredovogo_opyta_dlya_vneseniya.docx21.2 КБ

Предварительный просмотр:

Описание передового опыта для внесения

в муниципальный «Банк педагогического опыта».

  • Сведение об авторе: Воронцова Ольга Викторовна. Воспитатель МБДОУ д/с №20 «Снегурочка» г. Оха.

Тема опыта: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством взаимодействия с родителями» 

Актуальность опыта.

Теоретическое обоснование:

  • - Овладение родителями определённой системой знаний и умений, которая поможет детям овладеть основами грамотной речи.
  • Опыт работы направлен на развитие речи детей.
  • Развитие и обогащение опыта освоения детьми знаний и формирование на этой основе речевой активности.
  • Проведение мероприятий по взаимодействию с родителями, как важнейшие условие формирования речевой активности детей.

Условия возникновения:

  • В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделена как основная образовательная область. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.
  • Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста - это владение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развития их коммуникативных способностей.

Цель информационного блока – помочь родителям понять проблему развития речи детей.

Цель действенно-мыслительного блока – направить деятельность родителей и детей на усвоение знаний. Уметь анализировать, делать выводы, общаться.

         Цель блока преобразования – Воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря воспитанников, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи, посредством активизации традиционных методов в работе по развитию речи.

     

Речь - это важнейшая  психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию и к построению своей личности, своего мира через диалог с другими. Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ей как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и с взрослыми, т.е. обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, как бы сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речи.

        В результате ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться родителями, педагогами, общаться со сверстниками. Общение выступает тем инструментом культуры, который приспособлен для развития и становления сознания личности, её мировосприятия, для воспитания гуманного отношения к окружающему его природному, предметному и социальному миру.                                              

Чем раньше будет начато обучение развитию речи, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.                                                                                    

Причины возникновения проблемы:

   - Ухудшение состояния здоровья детей;

  - Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;

  - Значительное сужение объема «живого» общения родителей и детей;

  - Недостаточное внимание родителей  к развитию речи ребенка;

Диапазон опыта – Система мероприятий по вопросам развития речи детей ведется во всех режимных моментах и в свободной деятельности, как в детском саду, так и дома.

Цель: Вовлечение родителей в единое образовательное пространство для обеспечения взаимопомощи участников образовательного процесса, который помогает в преодолении проблем, связанных с  развитием речи детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1.Развивать у родителей потребность и интерес к общению с детьми. Речь взрослого - пример для подражания.

     2. Учить ребенка устанавливать продуктивные   контакты с окружающим миром, взаимодействуя   с взрослым и самостоятельно.

     3. Обеспечить профилактику проблем развития речи у детей старшего дошкольного возраста.

     4. Развивать мелкую моторику руки, это ведёт к развитию речи. Совместные игры взрослого и ребёнка.

    5. Обеспечить профилактику проблем развития речи у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза:

Взаимодействие детского сада и семьи будет способствовать развитию речи детей старшего

дошкольного возраста при следующих условиях:

-  использование различных форм взаимодействия;

-учета индивидуального развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Технология опыта:

1 этап – Констатирующий этап, на котором был проведен «срез», определяющий наличие элементарных речевых умений и навыков у детей 6-7 лет, используя методы наблюдения, беседы с детьми, анкетирование родителей. Индивидуальное знакомство родителей с результатами тестов.

        2 этап – Формирующий этап, проведен с использованием различных методов и приемов для развития речи детей, направленных на улучшение положения дел.

Формирование и развитие речи происходит постепенно. Это довольно длительный и сложный процесс. И если родители часто общаются с ребенком, играют с ним, читают ему книги, учат с ним стихи, то обычно его речь развивается своевременно и правильно.

Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его, смеяться, или, наоборот хвалить его за такие успехи. В то же время нельзя требовать правильного произношения в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен. Родители должны знать, в какие сроки и какие звуки ребенок должен произносить правильно. Неправильное произношение некоторых звуков на определенных жизненных этапах связано с физиологическими особенностями развития детской речи. Обычно в семье поправляют ребенка, когда он неправильно произносит тот или иной звук, или слово, но делают это не всегда верно. К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать малыша за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово

Формы работы: подгрупповые, индивидуальные.

  • Создание благоприятных условий: предметно – развивающая среда, приобретение педагогической и методической литературы, наглядных пособий.
  • Привлечение родителей для изготовления демонстрационного и раздаточного материала, дидактических игр, создание благоприятного микроклимата в группе.
  • Планирование и проведение занятий и других мероприятий с участием родителей (Приложение 5).
  • Планирование и проведение экскурсий, целевых прогулок.
  • Праздники и развлечения (Приложение 7)
  • Дидактические игры (Приложение 6)
  • Сюжетно-ролевые игры с участием родителей.
  • Работа с родителями: планирование, проведение родительских собраний, дни открытых дверей, семинары – практикумы, консультации, папки – передвижки, беседы и другое (Приложение 2-3).

Индивидуальные встречи-беседы, на которых родителям даются конкретные рекомендации и задания, рассказывается об успехах и затруднениях в выполнении каких-либо заданий. Взрослые обмениваются впечатлениями и наблюдениями, связанными с речью детей с момента последней встречи.

Многие родители некомпетентны в вопросах своевременного исправления многих речевых проблем. Не секрет, что некоторые родители не слышат недостатков речи своих детей или не придают нарушениям речи серьезного значения, полагая, что с возрастом все пройдет, само собой. Чтобы убедить родителей в необходимости активного участия в процессе преодоления недостатков речи, было решено повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития. Эффективно организованное сотрудничество поможет объединить усилия взрослых (родителей и педагогов) для успешного речевого развития каждого ребенка группы; сформировать у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним; учить преодолевать проблемы, радоваться его успехам.
Вывод. Методы обучения развитию речи определяется как способ работы воспитателя и детей, обеспечивающий приобретение формирование у детей речевых навыков и умений.

В целом, система работы с родителями повысила их компетентность в вопросах коррекционно-речевого и общего развития детей, повысила интерес к жизни группы, повлияла на активность участия в групповых мероприятиях, сплоченность коллектива детей и родителей. 
Обоснование причин ожидаемых изменений в условиях педагогической деятельности, педагогической среде или личностных характеристиках участников процесса: систематичность и планомерность проведения мероприятий  по развитию речи; применение в работе компонентов: программы, применяемой в ДОУ, национально – регионального компонента и компонента ДОУ; диагностические исследования детей и родителей на протяжении всего года, сравнительный анализ результатов; привлечение детей и родителей к наблюдениям,  продуктивной, творческой деятельности  .

3 этап – Итоговый этап, на котором проведен «срез», определяющий как улучшилась речь детей при активном участии родителей с использованием методов, наблюдений, бесед с детьми. Как изменилось отношение родителей к проблеме развития речи детей.

Результативность опыта, степень влияния:

В соответствии с направлениями современных подходов к дошкольному образованию воспитание-процесс, направленный на формирование качества речи при взаимодействии с родителями.

Данный опыт работы имеет:

- Диагностическое обследование детей

- Конспекты занятий, развлечений, праздников.

- Планы и сценарии родительских собраний, практикумов.

- Перечень дидактических игр.

- Консультации для родителей и воспитателей

Ведущие ключевые идеи ППО имеют позитивный характер:

  • Развитие речи ребенка;
  • Развиваются его коммуникативные качества;
  • Происходит ориентация в отношениях между детьми и взрослыми;
  • Развитие и обогащение словарного запаса.
  • Уважительное отношение к окружающим; чувство собственного достоинства; навыки самоорганизации и здорового образа жизни; открытый внешнему миру доброжелательный и отзывчивый; уверенный в себе.
  • Соответствие опыта работы муниципальной, образовательной политике Охинского района; образовательной политике, проводимой в области, где систематически проводят мероприятия по развитию речи детей и обогащению словарного запаса.

Диагностика по «Развитию речи»

На начальном этапе обследования по речевому развитию на высоком уровне -13%, на среднем- 52%, на низком -  35%, а именно, большинство детей не могут четко воспроизводить фонетический и морфологический рисунок слова, передавать в форме рассказа впечатления и события из личного опыта, дают односложные ответы, слабо владеют звуково- слоговым анализом; менее развито речевое воображение и ввиду индивидуальных особенностей детей.

На заключительном этапе у детей обнаружены такие знания: высокий уровень – 60 %, средний уровень – 40 %, низком – 0.

Показатели высокого уровня повысились на 47%, средний уровень снизился на   12%, низкого уровня нет по сравнению с начальным этапом. Ожидаемый результат находит своё подтверждение в соответствии с гипотезой, чем раньше привлечь родителей и показать в каждой возрастной группе определенные стороны деятельности по развитию речи детей, используя при этом соответствующие методы и приемы, тогда речевая активность будет проходить эффективно и интересно. Итог показал высокий уровень развития речи дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка "Порядок внесения передового педагогического опыта в муниципальный банк ППО системы дошкольного образования муниципального образования Северский район"

Порядок внесения передового педагогического опыта в муниципальный банк ППО системы дошкольного образования муниципального образования Северский район...

Приказ о внесении в муниципальный банк данных передового педагогического опыта

Приказ о внесении в муниципальный банк данных передового педагогического опыта...

Справка о внесении педагогического опыта в банк данных

Справка о внесении педагогического опыта в банк данных...

Справка о о внесении актуального педагогического опыта в банк данных от 14.12.2016

Справка от 14.12.2016 № 67 МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка» о внесении актуального педагогического опыта по теме «Система работы ДОУ по физическому развитию воспитанников и ...

Справка о внесении актуального педагогического опыта в банк данных от 18.10.2017

Справка от 18.10.2017 № 43 МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка» о внесении актуального педагогического опыта по теме «Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ через использовани...

Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме «Организация детской проектной деятельности в ДОО (из опыта работы)» в банк данных на уровне образовательной организации» от 14.05.2021

Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме «Организация детской проектной деятельности в ДОО (из опыта работы)» в банк данных на уровне образовательной организации» от 14.05.2021...