Ролевая игра с педагогами «Хочу спросить» (нравственно-правовое воспитание)
материал на тему

 Мушта Лариса Михайловна

Организация деятельности по формированию и развитию правовой культуры педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rolevaya_igra_hochu_sprosit.docx31.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

детский сад  № 9 «Светлячок»

Ролевая игра с педагогами «Хочу спросить»

(нравственно-правовое воспитание)

к педсовету

«Роль педагога в повышении правового образования

детей и родителей»

Подготовила:

Старший воспитатель

 Мушта Лариса Михайловна

МБДОУ д/с № 9 «Светлячок»

Ессентуки-2017год

Наш девиз: «Дети – будущее каждого народа, каждого государства.                                                    И от того, как мы о них позаботимся,                                                                                                  зависит завтрашний день всего общества».

Цель: Сформировать систему знаний по защите прав детства.

Задачи:

      -   способствовать формированию правовой культуры

и гражданской     активности; 

  • углубить теоретические и методические знания педагогов по вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников;
  • обобщить знания педагогов об этапах, современных формах, методах и средствах патриотического воспитания;
  •  вызвать интерес педагогов к данной теме;
  • воспитывать чувство ответственности за свои поступки, уважения к закону;
  • формировать культуру прав и обязанностей детей.

Оборудование: кодексы РФ (Трудовой, Уголовный, Конвенция о правах ребёнка, Декларация прав человека, Конституция РФ, ноутбук.

Ход игры.

I.Организационный момент.

Вхождение в тему (метод «Ассоциации»).

- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «обязанность»?

 -Давайте придумаем слова к каждой букве данного слова:

О- ответственность

Б – безопасность

Я – явление

З –закон

А – актуальность

Н – независимость

Н – народ

О – обязательство

С – совесть

Т - толлератность

Что такое ответственность?  Это – Необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них.

1. Сообщение темы игры.

Ведущий: Сегодня мы проведём ролевую игру «Хочу спросить». Она посвящена очень важной теме «Правовая самостоятельность и ответственность несовершеннолетних». Фёдор Михайлович Достоевский написал слова, которые сейчас часто повторяются: «Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка». В наше время, когда наука обеспечила большие достижения в сфере производства продуктов питания и других товаров, когда тратятся сотни миллиардов на военные нужды и предметы роскоши, миллионы детей угасают без самого необходимого хотя бы только для физического существования. Вот об этом пойдёт речь на нашей игре.

2. Представление участников игры.

Ведущий. Я представляю участников сегодняшней игры – наших экспертов: -в роли заместителя министра образования РФ – Е.В. Божко, 

-юриста по защите прав человека – Е.В. Кюрджиева,

-заместителя министра труда РФ – Н.А. Сафонова,

-инспектора по охране прав несовершеннолетних – Т.Л. Борисова 

И остальная  группа участников игры – зрители, которые в ходе игры могут представлять свою точку зрения, дополнять выступления и задавать уточняющие вопросы.

II. Основная часть. 

1. Ведущий. Сегодня в России от двух до четырёх миллионов беспризорных детей. Однако Россия подписала Конвенцию о правах ребёнка, президент подписал Постановление «Об основных направлениях государственной политики по улучшению положения детей», создана президентская программа «Дети России». Практически в каждом регионе нашей страны созданы службы социальной защиты, приюты, работают инспекторы по охране прав несовершеннолетних. Проблема социального сиротства в России на сегодняшний день нуждается в пристальном внимании со стороны государства. В общественном сознании перестал быть страшным и постыдным отказ от детей их родителями, и сегодня в России от 1/3 всех детей отказались родители. Проблема требует решения? Да, безусловно. Как же сегодня решаются в нашей стране вопросы социального сиротства, беспризорности и бродяжничества несовершеннолетних? На эти и другие вопросы нам помогут сегодня ответить наши эксперты.

2. Выступление заместителя министра образования РФ. В современных условиях в регионах России идёт активное реформирование системы образовательных учреждений для детей-сирот. Открываются малокомплектные детские дома, детские дома семейного типа. В школах-интернатах создаются семейные группы. Организуется опека над детьми хотя бы по выходным, создаются приёмные семьи. Также получают развитие и распространение новые виды учреждений ведомственной подчинённости: психолого-медико-педагогические службы, центры семейного воспитания, центры социальной помощи семье, реабилитации детей; центры усыновления, опеки и попечительства, психолого-педагогические

консультации, социальные приюты, кризисные центры, социальные гостиницы и так далее, которые работают с наиболее неблагополучными семьями и детьми «группы риска».

Ведущий : Какую работу проводите Вы с неблагополучными семьями?

3. Составление синквейна. В любом деле, а тем более в жизни людей должны быть определенные правила или права. Предлагаю вам составить синквейн на тему: «Право».  На листиках которые вы вытяните написаны ключевые слова по данной теме. (Закон, Гражданин, Семья, Право, Государство, Конвенция, Документ, Защита, Выбор,  Жизнь).  

 

Резюме, ключевое слово из утверждения в виде имени существительного. Правила. Право возникло очень давно. Тогда, когда появляется первое государство. Это было в 3 тысячелетии до нашей эры в Древнем Египте. С тех пор прошло много времени. Изменились государства, изменилось и право. Но в любом государстве обязательно существует право, т. е. свои правила поведения.

4. Выступление инспектора по охране прав несовершеннолетних.

 С рождением ребёнка родители вступают в новые правовые отношения – отношения родителей и детей, приобретают права и обязанности родителей. Родители имеют следующие права и обязанности:

  • определять имя, отчество и фамилию, гражданство и национальность своих детей;
  • представлять своих детей, то есть защищать их права и интересы, пока они недееспособны;
  • воспитывать своих детей, давать им образование.

Эти права сохраняются за ними до тех пор, пока их собственное поведение и отношение к своим родительским обязанностям соответствует требованиям морали и права. Увы, моральный облик некоторых родителей никак не укладывается в рамки норм нашего общежития. Родительских прав лишаются те родители, которые уклоняются от выполнения обязанностей по воспитанию детей, злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, являются хроническими алкоголиками или наркоманами. Лишая безответственных родителей родительских прав, государство устраняет явно неблагоприятное, вредное влияние их на детей. Конвенцией о правах ребёнка (ст. 9) предусмотрено, что ребёнок не должен разлучаться со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребёнка.

 Ведущий: Опишите наиболее характерные особенности психического состояния и поведения детей дошкольного возраста, подвергающихся физическому насилию?

5. Конкурс «Права человека». 

Все вы знакомы с Конвенцией о правах ребёнка и Декларацией прав человека. Я предлагаю вам небольшую разминку, в ходе которой необходимо  ответить на вопросы, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. Вы должны выбрать правильный ответ и поднять карточку с выбранной буквой (а, б, в, г).

  1. Сколько статей в Конвенции о правах ребёнка?

А) 45;

Б) 37;

В) 54;

Г) 53.

  1. Какие права ребёнка обязуются уважать и обеспечивать государства – участники Конвенции  ООН о правах ребёнка?                                                                    А) право на жизнь, гражданство, образование;                                                                      Б) Право на жизнь, образование;                                                                                                В) Право на жизнь, свободно выражать свои мысли, отдых и досуг;                                      Г) весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.
  2. Кто несёт ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребёнка?                                                                                                        А) органы управления РФ;                                                                                                    Б) Органы местного самоуправления;                                                                                  В) Образовательное учреждение;                                                                                 Г) Родители и другие лица, воспитывающие ребёнка.
  3. Кто должен участвовать в принятии решений, затрагивающих настоящее и будущее ребёнка?                                                                                                             А) родители или другие лица, несущие ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту;                                                                                                               Б) ребёнок и  родители или другие лица, замещающие родителей;                                                                                          В) родители или другие лица,  замещающие родителей, и образовательное учреждение;                                                                                                                         Г) родители и органы местного самоуправления.
  4. Имеет ли ребёнок право на полученные им доходы?                                              А) Да, если они получены с согласия родителей;                                                              Б) Да, если они  получены не в результате правонарушения;                                                                                          В) Нет, имуществом ребёнка должны распоряжаться родители;                                     Г) Нет, ребёнок не должен работать.
  5. Кто несёт ответственность за создание необходимых условий для обучения детей в образовательном учреждении?                                                                      А) Учредитель;                                                                                                                Б) Органы управления образовательным учреждением;                                               В) Должностные лица образовательного учреждения;                                                    Г) Органы управления образовательным учреждением и все органы управления образованием в пределах своей компетенции.
  6. Кто будет вызван в суд в качестве ответчика, если в ОУ нарушены права и свободы детей и дело дойдёт до судебного разбирательства?                                 А) Заведующий как представитель образовательного учреждения;                                 Б) Заведующий как должностное лицо этого учреждения;                                             В) Работник ОУ, допустивший правонарушение;                                                      Г) Учредитель ОУ.

8. Каким образом должна соблюдаться в ОУ охрана здоровья воспитанников?                А) Педагогические работники ОУ обязаны регулярно проходить бесплатное медицинское обследование;                                                                                          

 Б) Правильно организованный режим питания, занятий воспитанников;                     В) Направление ослабленных детей в специальные оздоровительные учреждения;                                                                                                                     Г) Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников.

6. Выступление юриста. Итак, если ребёнок оказался жертвой плохого отношения к нему, физической или эмоциональной, то он должен знать, что на его стороне ст. 37 Конвенции о правах ребёнка: ни один ребёнок не должен подвергаться пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания.

Если ребёнок оказался жертвой жестокости родителей, то помощь он может получить со стороны социальной службы. В России существует «горячая телефонная линия» для жертв насилия – телефон доверия.

Однако существуют ситуации, когда дети сами проявляют жестокость. И их жертвами становятся другие дети, учителя, взрослые. В таком случае несовершеннолетние дети должны знать, что в случае совершения ими преступлений против свободы, чести и достоинства личности, то есть в случае оскорбления, клеветы или же совершения преступления, они несут уголовную ответственность и наказание согласно Уголовному кодексу РФ.

Однако не нужно забывать, что каждый ребёнок, который нарушил уголовное законодательство, имеет следующие гарантии:

презумпция невиновности, пока его вина не будет доказана согласно закону;

полное уважение его личной жизни на всех стадиях разбирательства;

содержание под стражей отдельно от взрослых;

право поддерживать связь со своей семьёй, за исключением особых обстоятельств.

7. Конкурс «Закон и порядок». 

Ведущий. Если человек совершает какое-нибудь правонарушение, то обязательно за этим последует наказание. Вы знаете, что существуют различные кодексы: Трудовой, Семейный, Административный, Уголовно-процессуальный. Вам необходимо выбрать наказания, которые предусмотрены Уголовным кодексом

 (Собирают цветок, приклеивая нужные лепестки)

1 команда цветок прикрепляет на доску, зачитывая виды наказаний.

2 группа цветок прикрепляет на доску, зачитывая виды ответственности.

Слова, написанные на лепестках к цветку 1 команды.

Виды наказаний:

предупреждение;

административный штраф;

арест

лишение права заниматься определённой деятельностью;

обязательные работы;

исправительные работы;

лишение свободы на определённый срок.

Слова, написанные на лепестках к цветку 2 команды.

Что такое ответственность:

Уровень успешности

Понимание последствий

Способность осознания

Умение принимать решения в сложных ситуациях

Выполнять все свои обязанности наилучшим образом

Добросовестность

Контролировать свои действия

Умения играть

8. Выступление заместителя министра труда РФ.

Права ребёнка защищает не только известная вам Конвенция о правах ребёнка, но и внутренние национальные законы, например, тот же Трудовой кодекс. Несовершеннолетние должны знать, что Трудовой кодекс предоставляет им довольно большой список льгот. У них короче рабочий день (в 15-16 лет – 24 часа в неделю, в 17-18 лет – 36 часов в неделю, длиннее отпуск, который может быть использован ими в любое удобное для них время года. Они не должны работать в ночную смену, в выходные дни, даже временно командироваться на тяжёлые работы. Если они учатся, то их рабочий день сокращается.

III. Подведение итогов.

Мы сегодня достаточно много говорили о правах детей. Надеюсь, что каждый из вас, ознакомившись с Конвенцией о правах ребёнка, понял, что каждый ребёнок имеет не только права, но и обязанности перед обществом. Помните «золотое правило морали»: никогда не делай того, что не пожелал бы себе.    Хочу вам рассказать небольшую притчу.

 «Жил мудрец, который знал все . Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу: Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках»».

В наших руках возможность создать в детском саду такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома».

Ведущий. О каких правах человека идёт речь в этих отрывках из литературных произведений?

Подумайте и ответьте (кто быстрее):

  • В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь, свободу? Докажите, что выбранное литературное произведение подобрано верно. ( «Красная шапочка», «Серая шейка», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и др.)
  • Какие литературные герои могли пожаловаться, что нарушено право на неприкосновенность жилища? ( «Три поросёнка», «Заюшкина избушка» и др.)
  • В какой известной сказке Маршака нарушено право ребенка на заботу и попечение? ( «Двенадцать месяцев»)
  • В какой сказке нарушено право ребенка на отдых и развлечения? ( «Золушка»)
  • Какое право нарушила ведьма в сказке "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"? (Право на жизнь)
  • Каким правом пользовалась лягушка в сказке Гаршина "Лягушка-путешественница"? (Право на свободное передвижение)
  • Какие права нарушили братья в сказке "Иван Царевич и Серый Волк"? (Право на жизнь и личную неприкосновенность)
  • Какое право Царевны нарушил Кашей Бессмертный, увезя её к себе и решив вступить с ней в брак, в сказке "Царевна Лягушка"? (Вступать в брак по свободному и обоюдному согласию)
  • Каким правом посоветовал воспользоваться говорящий Сверчок Буратино в сказке А.Толстого "Золотой Ключик"? (Правом на бесплатное образование)
  • Какое право нарушил Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост? (Право на личную Неприкосновенность)
  •  Сказка «Кот в сапогах» (Добровольное согласие на вступление в брак).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для педагогов "Роль книги в нравственном воспитании дошкольников"

Данный материал разработан  для педагогов ДОУ. Деловая игра будет полезна воспитателям, методистам и специалистам дошкольных образовательных учреждений для повышения своего профессионального рост...

Рефлексивно-ролевая игра для педагогов «Что поможет ребенку быть здоровым в детском саду»

Цель: определить актуальность проблемы "здоровья" в настоящее время, выявить причины, мешающие ребенку быть здоровым в нашем д/у, выбрать путь реализации задач по сохранению и укреплению здоровья дете...

Сценарий деловой игры с педагогами ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию «Правовая академия»

Повысить уровень профессионального мастерства педагогов по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. ...

деловая игра для педагогов "Защита прав и правовое воспитание детей"

Цель: закрепить знания педагогов по проблеме «Защита прав и правовое воспитание ребенка» Задачи: используя знания, систематизировать материал; упражнять в активном изучении нормативно – правовых докум...

Рефлексивно-ролевая игра для педагогов

laquo;Система здоровьесберегающих технологий»...

Игра на общение( в рамках проекта "Сюжетно-ролевая игра- школа") Я хочу пойти в школу,потому что...

Игра входит в краткосрочный проект "сюжетно-ролевая игра- школа"....

Рефлекторно-ролевая игра для педагогов «Что мешает ребёнку в нашем детском саду быть здоровым»

Здоровье зависит от многих факторов и все эти факторы немаловажны. Но у каждого человека есть своё мнение о том, какой же фактор является наиболее значимым....