Духовно -нравственное воспитание "Всему начало здесь-в саду родном"
статья (старшая группа) на тему

Максимова Валентина Юрьевна

В статье представлен опыт работы по духовно- нравственному воспитанию детей дошкольного возраста,раскрываются задачи,содержание, формы работы с детьми и родителями в данном направлении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Всему начало здесь – в саду родном...

                              Максимова В.Ю. воспитатель МБДОУ №43 «Родничок» г.Новочебоксарск, Россия

E-mail: polyamak08@mail.ru

Аннотация к статье:

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, раскрываются задачи, содержание, формы работы с детьми и родителями в данном направлении.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, история,   малая

Родина,культура

 «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина». В.А.Сухомлинский.

Одной из основных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Ключевой ролью детского сада является создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников, ознакомление детей с традициями, обычаями народа, воспитание любви к истории, формирование общей духовной культуры. Актуальность данной проблемы заключается в необходимости формирования и развития у детей дошкольного возраста значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания нравственного развития, просвещения родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания.

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики уделялось большое внимание. Центральной идеей педагогической системы К.Д. Ушинского является идея народности в общественном воспитании, исходя, из которой он определял цели и задачи нравственного воспитания: – «Воспитание русского человека нуждается не во внешних формах, не в замене прежнего, вышедшего уже из моды костюма новым, иностранным, чуждым, но в своей самобытности, самостоятельности, в своем, исконно русском источнике. Этот источник – народность».

Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры – это радость, это труд, приносящий бесценные плоды. Данная работа с детьми выделена, как одно из содержательных направлений педагогической деятельности нашего МБДОУ №43 «Родничок» города Новочебоксарска..,

Задачи этого направления работы:

 - формирование общей культуры детей на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей общества;

- воспитание интереса и любви к национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям;

- повышение компетентности родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания.

Основными формами работы с детьми являются:

   Занятия, беседы, игры духовно-нравственного содержания.

 Проведение православных праздников.

 Экскурсии, целевые прогулки в храмы города.

 Организация творческих выставок к православным праздникам (совместная деятельность детей и родителей).

Реализация поставленных задач духовно-нравственного воспитания предполагает создание в группах особой атмосферы и определённой развивающей предметно-пространственной среды. В старших дошкольных группах оборудованы уголки православного воспитания, где бережно хранятся сувениры, поделки изготовленные детьми ,рисунки, открытки.

Также мы рассказывали ребятам о появлении книги на Руси, знакомили с детской православной литературой. Именно детям, растущим, внимательным ко всем и всему, что их окружает, важно отличать добро от зла. А этому и учит православная книга.  Наш поиск детской духовной литературы не сразу увенчался успехом. Да, на книжном рынке стали заметны художественные произведения, написанные православными авторами. Однако качество этих книг очень разное и многие из них не выдерживают критики.

Нам и нашим детям очень понравились книги Бориса Ганаго – талантливого белорусского писателя. Его рассказы предназначены в основном детям старшего дошкольного возраста. Они несут в себе особый внутренний свет и тепло. Можно и какие-то рассказы раскрыть.

Б. Ганаго "Детям о душе"

Б. Ганаго "Детям о молитве"

Б. Ганаго "Детям о слове"

Б. Ганаго "Детям о вере"

Б. Ганаго "Помыслы сердца"

Б. Ганаго "Небесный гость"

Б. Ганаго "О промысле Божием"

Б. Ганаго "Об образе Божием"

Б. Ганаго "Будем как дети"

На примере своих ровесников, а иногда и взрослых людей, юные читатели учатся видеть и ценить красоту окружающего их мира. Рассказы воспитывают в детях сочувствие, доброту, щедрость, верность слову, умение пожертвовать чем-то очень дорогим для другого человека. Через все произведения проходит мысль о необходимости уповать на Бога и искать его поддержки во всех жизненных ситуациях.

На сегодняшний день для многих коллективов дошкольных учреждений остаётся актуальным поиск активных форм работы по духовно-нравственному воспитанию. В данной работе в нашем детском саду зарекомендовали себя совместные мероприятия педагогов, родителей и детей: праздники, создание мини-музеев, выставки совместного творчества, организация проектной деятельности.

Мини-музей – это прекрасная возможность решить данную проблему ведь в его создании принимают участие и дети и родители. На данный момент в детском саду функционирует два мини – музея: - мини-музей «Русская изба», «Чувашская изба» в него вошли такие предметы-экспонаты, как русская печь, сундук с русскими национальными костюмами, украшениями, головными уборами; предметы русского быта – прялка, керосиновая лампа, самовар, деревянная и глиняная посуда, захваты, корзины, туеса, куклы в русских и чувашских народных костюмах и др. Посетив такой мини – музей дети и родители имеют возможность познакомиться с произведениями русского народного искусства.

Мини-музей стал излюбленным местом детско-родительских встреч, таких как «Горница-узорница», «Народные умельцы», «Сказки у печки» – это действенный, практический способ ознакомления ребенка с бытом, благодатная среда для использования народного фольклора, изучения детьми национальных ремесел и традиций, художественного наследия.

Мини-музей «Кукол», предлагает знакомство как с народными куклами, такими как кукла «Пеленашка» ,тряпичными куклами, так и с современными куклами, сделанными из различных материалов. В работе по сбору и созданию экспонатов принимали участие и дети, и родители, в ходе организации мини-музея была организована детско-родительская площадка «Любим в куклы мы играть», проведён мастер-класс по изготовлению куклы Пеленашки.

Создание мини-музеев в детском саду подарило нашим воспитанникам и их родителям много ярких, незабываемых впечатлений. Наши мини-музеи всегда открыты для посетителей, а экспонаты используются для проведения игр и занятий. Каждый наш мини-музей это – познавательный и воспитательный центр, а самое главное результат творческой, совместной работы воспитателей, детей и родителей.

Проектная деятельность ориентирована на развивающее, личностно-ориентированное обучение. В проектной деятельности особое место мы отводим семье, как первому наставнику ребёнка, а также организации совместной творческой деятельности. В группах старшего дошкольного возраста реализованы проекты «Что расскажет нам на ушко эта русская игрушка?», «Русская каша – сила наша», «Сказки наших бабушек», «Мой дом, моя семья».

Одним из наиболее очевидных поводов обращения к православной культурной традиции в дошкольном учреждении являются праздники. Проведение народных праздников – это яркая и интересная форма работы и с детьми, и с родителями. Праздник – это мероприятие, к которому мы готовимся длительное время. Совместная подготовка к празднику детей, воспитателей, музыкального руководителя, и родителей, способствуют развитию детского творчества, общения, взаимопонимания и сплочения. В ожидании праздника дети мастерят предметы для оформления зала, знакомятся с народными играми, песнями, танцами, делают подарки, а взрослые шьют детям нарядные костюмы. Объединение различных видов искусства – музыкального и художественного фольклора, драматизации, хореографии и народного танца, представленных на празднике, доставляют детям истинную радость и яркие эмоциональные переживания.

Покров – один из самых почитаемых в народе осенних церковных праздников. Этот праздник мы встретили ярмаркой и хороводами, фольклорными песнями и танцами, веселыми играми и забавами. Фольклорный праздник «Осенняя ярмарка» сопровождается русскими народными песнями и хороводами, играми, считалками, пословицами, загадками, частушками, народными приметами и конечно угощением.

Любим и незабываем для детей и родителей самый долгожданный праздник – Рождество Христово, Крещение. Он имеет в нашем детском саду особые давние традиции. Дети инсценируют Рождественскую историю, играют в народные игры, принимают от родителей угощения. С удовольствием рассказывают ,  как их родители на крещение  купаются в проруби ,ходят к святым источникам за святой водой. И то  что они замечали ,что святая вода ,принесенная в этой день обладает целебными свойствами.  

Не забываем и про Масленницу, также  с детьми и родителями на улице проводим развлечения  ,катаемся  на лошадях.

Праздник всех праздников — «Святая Пасха». При подготовке проводятся беседы о том, как православные люди готовятся к нему, рассказывается, что такое Великий пост, о великой радости людей в День Воскресения, разучиваются песни, танцы, народные игры. На этом празднике дети  радуют всех гостей Пасхальной сказкой , расписными яйцами ,куличом и вылепленными жаворонками.

В начале лета мы празднуем день Святой Троицы, когда кругом зелень, веточки красавицы – березки. Много народных примет, загадок, закличек, народных игр рассказывают дети в этот день.

Мы откликнулись на прекрасную идею светлого праздника «День семьи, любви и верности» в честь благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии, святых чудотворцев – покровителей семьи. В этот день наши дети мастерят прекрасный нежный символ праздника – ромашку и веселятся вместе с родителями на празднике.

Творческие выставки детей, родителей, педагогов «Пасхальный сувенир», «Рождественская ёлочка» являются традиционной формой работы в данном направлении.

 Сохраняя светский характер образования, воспитательно-образовательная работа, сложившаяся в  МБДОУ содействует духовно-нравственному и социальному развитию, формированию внутреннего мира и направлена на развитие духовной, нравственной позиции ребенка и семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через любовь к родному краю"

    Родина, Россия, родная природа – эти слова неотделимы. Любовь к своей стране невозможна без любви к природе своего края. Мы  живем в очень красивом  и непохо...

открытое занятие по духовно-нравственному воспитанию "С любовью к тебе - Родная"

Каждого человека всю его жизнь спасает, хранит и бережёт великое и неповторимое чувство - материнская любовь.Любовь материнская самая искренняя, самая нежная, самая бескорыстная....

Проект по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе "Природа родного города"

Природа - один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Знакомя с природой родного края,  решаются не только природоохранные задачи, н...

Духовно – нравственное воспитание дошкольников через любовь к родному краю

Духовно – нравственное воспитание одно из важнейших направлений нашей работы. « Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая...

«Воспитание патриотизма и духовной нравственности через ознакомление с культурными традициями родного Отечества и многообразие песенного репертуара».

Изучение истории родного края способствует росту патриотического самосознания граждан, формирования гордости за тот город, село, в котором вырос, где проходят годы учёбы и труда.Духовно-нравственное и...

Конспект интегрированного занятия по духовно- нравственному воспитанию «Начался Великий пост. Чин прощения обид»

Конспект интегрированного занятия по духовно- нравственному воспитанию «Начался Великий пост. Чин прощения обид» (для детей старшей группы)...