Публикации в методических сборниках
статья по теме

Бутенко Мария Александровна

Из опыта работы, методическая разработка для педагогов дошкольных учреждений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры-драматизации как средство формирования

 нравственных представлений дошкольников

Бутенко М.А.. воспитатель

МБДОУ детский сад № 14 «Сказка»

        Игра в детском возрасте - это главный вид деятельности. Она пронизывает всю жизнь дошкольников, способствует их физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации,

методом воспитания и обучения.

        Детские игры отличаются большим разнообразием: подвижные, строительные, творческие, дидактические, игры-драматизации. В современной дошкольной педагогике игры-драматизации относятся к разновидности творческих игр.

       Выделяют следующие игры-драматизации: непосредственное выполнение ролей детьми; показ детьми настольного театра с использованием игрушек и персонажей; конструирование декораций, изготовление героев для театра.

       К театральным играм я подвожу детей постепенно: сначала знакомлю с текстом, затем - игра-беседа  персонажами, повторное чтение –разыгрывание текста; далее- беседа по картине или серии картин и драматизация фрагментов текста; подготовка к театральной игре по усвоенному сюжету и, непосредственно,  игра- спектакль по сказке.

       На мой взгляд, тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждом литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Как правило, сказочные герои становятся образцами для подражания. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Таково влияние на дошкольников, как положительных, так и отрицательных образов. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные- осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создает у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.

       Однако дети, наряду с положительными героями, могут подражать и отрицательным, что бывает довольно часто. Преимущество игр заключается в том, что их можно использовать не только на занятиях и в совместной деятельности воспитателя с детьми, а также в том, что они создают благоприятный эмоциональный фон для формирования нравственных ценностей.

       Если в произведении, прочитанном в группе и понравившемся детям, есть четко противоположные персонажи и ситуации нравственной направленности, что особенно характерно для сказок, его можно предложить для разыгрывания.

       Игра-драматизация позволяет ребенку психологически сблизиться с героем сказки, пережить его полбеды и поражения, счастье и беду. Одно это уже раздвигает границы жизненного опыта дошкольника, обогащает его. В играх-драматизациях дети могут в определенных рамках изменять отдельные моменты сюжетной линии, т.е. все хорошее, что пережили ребята во время чтения сказки и кукольного спектакля, они могут реализовать в игре, проявить свою активность, преданность, отзывчивость. Эти качества находят соответствующий отклик у детей, исполняющих и положительные, и отрицательные роли.

       Сказки и рассказы по-разному отражаются в играх детей разных возрастов. Малыши, обычно, воспроизводят лишь отдельные эпизоды. С возрастом дети начинают передавать сказку целиком, иногда внося в нее изменения, используя при этом свой жизненный опыт.

       Таким образом, в играх-драматизациях происходит сближение детей с персонажами произведения, что позволяет не только выявить уровень развития нравственных ценностей, но и создать условия для их формирования- как в отношении своих сверстников, так и в отношении взрослых. Дошкольники получают возможность «дочувствовать» в процессе игр-драматизаций то, что ими было пережито во время восприятия художественного произведения.

Литература:

1.Губанова Н. Педагогические возможности игры-драматизации //Детский сад от А до Я. 2008.№ 4.С.28-35.

2.Смирнова Е. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам //Дошкольное воспитание.-2003.-№ 8. С.73-76.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействие детского сада и семьи в сохранении и укреплении здоровья дошкольников" (публикация статьи с сборнике научно-практической конференции)

Ни одна,  даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано сообщес...

Публикация статьи в сборнике I

Публикация статьи в сборнике I...

Публикация статьи в сборнике II

Публикация статьи в сборнике II...

Публикация в научно-методическом сборнике "Образование. Дети. Творчество.Проектная деятельность как средство повышения познавательной активности детей дошкольного возраста" 2016г.

Научно-методический  сборник  №4/2016 "Образование. Дети. Творчество.Проектная деятельность как средство повышения познавательной активности детей дошкольного возраста"WWW .TFD.UCOZ.CO...

Публикации в научно-методических сборниках

Вы сможете ознакомиться со статьями старшего воспитателя  Николаевой А.Л. и педагогов МАДОУ "ЦРР - Детский сад №88" по разным направлениям дошкольного образования.  Выбирайте заинтересовавши...

Публикация статьи "Методическое сопровождение игры-путешествия как формы познавательно-исследовательской деятельности дошкольников " в сборнике VIII Международной конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы", 2017г.

В статье рассмотрены вопросы актуальности познавательно-исследовательской деятельности в развитии детей; организация познавательно-исследовательской деятельности детей в форме игры-путешествия по стан...