Сенсорное развитие у детей младшей возрастной группы посредством дидактических игр
статья (младшая группа) на тему


Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие у детей младшей возрастной группы 

посредством дидактических игр 

Как можно наилучшим образом познакомить детей раннего возраста (1-3 года) с такими значимыми признаками предметов, как цвет, форма, величина и количество, как научить ребенка обследовать предметы и воспринимать их свойства? 

Фундамент общего умственного развития ребенка составляет сенсорное развитие. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходима тренировка органов чувств с самого рождения – только в этом случае развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности. 

Сенсорные ощущения могут быть разными: 

  зрительные ощущения – ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве; 

  слуховые ощущения – ребенок слышит разнообразные звуки – музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь, и учится их различать; 

 осязательные ощущения – ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различные по фактуре материалы, поверхности различных по величине и форме предметов, гладит животных, обнимает близких ему людей; 

 обонятельные ощущения – ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира; 

 вкусовые ощущения – ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда. 

Разные сенсорные ощущения различаются по степени значимости в жизни человека. Доминирующее значение имеют зрительные и слуховые ощущения. 

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. 

Ребенку необходимо предоставлять для восприятия как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений, а также обучать его перцептивным действиям – осматриванию, выслушиванию, ощупыванию, опробованию и др. Но научить ребенка обследовать предметы и воспринимать их свойства еще недостаточно. Необходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. 

Знакомя малыша с различными свойствами предметов, нужно помнить, что сразу не следует в обязательном порядке добиваться запоминания и употребления названий этих свойств. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. Взрослый, занимаясь с ребенком, должен употреблять названия форм и цветов, но не требовать этих названий от малыша. Уже на втором-третьем году жизни у ребенка начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. 

Малыша следует ознакомить с основными разновидностями свойств: 

• цвет – красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, голубой, фиолетовый, черный и белый; 

• форма – круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник; 

• величина – большой, маленький, средний, одинаковый (такой же) по величине; 

• элементарное количество (без счета) – много, мало, один, ни одного, столько же  и т.д. 

Знакомство с цветом. 

Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины, прежде всего тем, что цвет нужно обязательно увидеть, то есть при восприятии цвета можно пользоваться только зрительной ориентировкой. 

В процессе знакомства детей с цветом можно выделить следующий порядок: 

 различение цветов по принципу «такой – не такой». На этом этапе дети сравнивают предметы по цвету, прикладывая их друг к другу. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенку не сложно обнаружить их одинаковость или неодинаковость. При этом он может еще и не знать, что оба предмета красные или один из них красный, а другой желтый, но увидит, что цвета одинаковые или что они разные; 

 зрительное соотнесение цветов – восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу. Например, можно показать ребенку карточку определенного цвета и предложить найти в группе предметы такого же цвета. 

Изучать цвета и закреплять знания о цветах можно несколькими разными способами: 

 используя специальные дидактические игрушки и игры, направленные на изучение цветов – цветные пирамидки, цветное лото и др.; 

  рассматривая и сравнивая по цвету реальные предметы – игрушки, овощи и фрукты, одежду и др.; 

  рассматривая картинки в книжках; 

в процессе занятий продуктивными видами деятельности – рисованием, лепкой, аппликацией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие у детей младшей возрастной группы посредством дидактических игр

Как можно наилучшим образом познакомить детей раннего возраста (1-3 года) с такими значимыми признаками предметов, как цвет, форма, величина и количество, как научить ребенка обследовать предметы и во...

Статья: "Сенсорное развитие у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"

Сенсорное развитие у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучени...

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях...

«Сенсорное развитие у детей младшей группы через дидактические игры»

  Тема самообразования: «Сенсорное развитие   у детей младшего возраста через дидактические игры» Цель: повышение своего педагогического уровня, профессиона...

Консультация для родителей "Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста через дидактические игры".(2 младшая группа)

Сенсорное развитие детей 3-4 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная. Малыш активно интересуется окружающим миром, с удов...

Картотека дидактических игр и пособий своими руками по теме : «Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр»

Картотека дидактически игр и пособий   Дидактическая игра  «Наряди матрешку» Цель: Учить детей запоминать геометрические фигуры. Обучать группировке предметов по ц...