Программа КРУЖКА «Умелые ручки»
методическая разработка (средняя группа) на тему

Ирина Васильевна Федорова

Кружковая работа с детьми средней группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение « Детский сад №2 «Дюймовочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно- эстетическому развитию детей».

Рассмотрена                                                                Утверждаю:

Заведующая МБДОУ

Детский сад № 2 «Дюймовочка»

____________Миндруль  Е.В.

На заседании

Педагогического совета

Протокол №_________

«_____» ____________2016г.

                                Программа

                        КРУЖКА «Умелые ручки»

                                       Группа «Колобок»

        Рассчитана на детей

Средней группы (от 4 до 5 лет)

Направление :

 Художественно – эстетическое, трудовое.

Срок реализации кружка – 1 год.

                                                                        Разработала: Федорова

                                                                                           Ирина Васильевна

                                                                        Воспитатель

                                г. Шарыпово 2016г.

Пояснительная записка

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы в детском саду является художественный ручной труд, создающий условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное.                           Художественный ручной труд способствует развитию сенсомоторики, согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления аппликаций постепенно образуется система специальных навыков и умений. Большое влияние оказывает ручной труд на умственное развитие ребёнка, на развитие его мышления. Непосредственный контакт ребенка с бумагой, природным материалом, или красками, элементарные опыты с ними позволяют знать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе творческой работы дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы. Как показывает опыт практической работы, продуктивная деятельность не только оптимизирует коррекционное воздействие на развитие двигательной сферы, но и способствует устранению недостатков речевых и неречевых психических функций у дошкольников.

        Актуальность и новизна кружка заключается в том ,что используются разные формы работ .                                                                                                                                           Аппликация — интересный вид художественной деятельности — способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги,  тканикожимехавойлока, цветные бусиныбисер, шерстяные нити, всевозможная материя (бархат, атлас, шелк), высушенные листья. Она позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий мир, пробуждает в них радость труда, жажду творчества.

Занимаясь в кружке, посещая выставки, ребята учатся понимать и ценить произведения искусства, знакомятся с изделиями народных промыслов, узнают много интересного об истории и культуре своего края и страны. В значительной степени работа способствует развитию индивидуальных способностей детей, вызывает у них стремление овладевать знаниями сверх обязательных программ.

Благоприятный эмоциональный настрой детей во время занятий по ручному труду, наслаждение, испытываемое в процессе работы, очень важны для общего развития. Постепенно у детей формируются такие качества, как целеустремлённость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. 

Цель

1. Развитие творческого мышления и воображения детей на основе знакомства с технологией изготовления аппликации из бумажных салфеток 

 2. Мелкую моторику рук;

3. Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность

4. Продолжать знакомство со способами аппликации из различных материалов (бумажные салфетки, крупы, макаронные изделия, создание мозаики на пластилиновой основе).

 5. Обогащение познавательного опыта (на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки сюжета, эскиза, аппликации и отражать их в речи), направленное на развитие памяти, мышления, речи, воображения;  

.

Задачи

1.Познакомить со свойствами материалов.

2.Способствовать выработке навыков работы с различными  материалами.

3.Учить наклеивать готовые формы, составлять из них изображения готовых предметов, совершенствуя ориентировку на плоскости.

4. Развивать твёрдость рук, технические навыки.

5.Способствовать развитию внимания, памяти, воображения, творческой фантазии.                                                                                                                                                         6. Отработка приемов сгибания бумаги, резания бумаги и салфеток ножницами;     7. Закрепление знаний по технике безопасности при работе с ножницами, клеем.      8 .  Развитие координации движений рук, мелкой моторики рук.                                                          9. Развитие познавательной активности, воображения, речи.                                         

10. Развитие у них способности к творчеству, пробуждение интереса к 
трудовой деятельности, привитие навыков культуры и товарищеской 
взаимопомощи
11. Обучение более глубокому ознакомлению с окружающим миром, 
наблюдению за происходящими в нём изменениями, выработке у ребят 
таких черт характера, как аккуратность, усидчивость, умение доводить 
начатое дело до конца, работая в коллективе.

Возраст детей: 4-5 лет.

Срок реализации : 1 год.

Подведение итогов: осуществляется в виде составления книжек раскладушек с фотографиями работ, проведение выставок.

 В программу кружка «Умелые ручки» входит ряд разделов :

- Работа с бумагой, салфетками и картоном

- Работа с природным материалом

- Работа с бросовым материалом

- Лепка

     В начале учебного года проводятся ознакомительные занятия для детей с целью формирования интереса к художественному труду. В конце учебного года проводится фото выставка детских работ с целью подведения итогов реализации программы.

Основные формы и методы работы.

Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения:

- репродуктивный (воспроизводящий);

- объяснительно - иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

- метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);

- частично- поисковый;

- практический.

В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.  


                                Перспективный план

        Октябрь (Объёмная  аппликация).

1.Вводное занятие.

2. Беседа « Как появились ножницы».

3.«Яблочко».    

Цель: Учить приклеивать маленькие квадратики цветной бумаги в круговую,

соблюдая расстояние между ними.

4.«Листик».    

Цель: Продолжаем учить намазывать клеем небольшой участок рисунка и приклеивать скрученные комочки из салфеток, соблюдая расстояние, и так пока весь рисунок листика не заполнится комочками.

        Ноябрь (обрывная  и объёмная аппликация).

1. « Деревья».            

Цель: Учить конструировать изображение кроны лиственного дерева из клочков зелёной бумаги; обрывать края бумаги закруглённой формы, изображая листья.

2 .« Яблочный сад».       

Цель: Продолжать знакомить со свойствами мягкой бумаги; учить скатывать из неё большие и маленькие комочки  (яблочки); развивать воображение.

3.« В саду много ягод и цветов».     

Цель: Учить конструировать пейзажную композицию, дополнять начатую работу новыми элементами; учить сминать мягкую бумагу в маленькие комочки ягоды, цветы. (Коллективная работа).

4. «Фантазия».

Цель: Учить детей, самостоятельно выполнять работу, предложить самим придумать и изготовить аппликацию.

Декабрь

(объёмные аппликации из бросового материала).

1. «Зимушка, зима».
Цель: Воспитывать у детей терпение, совершенствовать художественно – творческие способности.

2.Украшением на елку (снежинка).

Цель:  воспитывать у детей терпение, самостоятельность и аккуратность.

3.Украшение на окно «Весёлый хоровод».

Цель: Учить детей, аккуратно складывать лист бумаги пополам по длинной стороне, складывать гармошкой, вырезать фигурку снеговика и аккуратно склеивать ее с остальными заготовками.

4.«Елочка»

Цель: продолжать знакомить детей с новым для них видом ручного труда.

        Январь (аппликации из ваты и салфеток)

1.« Зайчик»

Цель: Учить на бархатной  бумаге изображать по силуэту  зайчика из ваты , дополняя  пейзаж деталями из цветной бумаги.

2. «Барашек»

Цель: продолжаем учиться делать аппликацию из скатанных комочков.

3. «Веселый снеговик».

Цели: уточнить и обобщить знания  детей о зиме;

4. «Картина зимний лес».

        Февраль (аппликация из крупы, семян, салфеток).

1.« Декоративные узоры на круге».( Поделка из семян тыквы,  арбуза и семечек).

Цель: Учить задумывать  содержание рисунка на круге и доводить задуманное до конца. Закреплять приёмы лепки. Развивать фантазию, творчество

2.«Цыплёнок». (Аппликация из крупы).

Цель: Продолжать учить, детей приклеивать крупу на готовый силуэт. На цыплёнка посыпаем пшено, червячка  делаем  из гречки, травку из гороха.

3.«Экзотические рыбки».    (Аппликация из семян тыквы).

Цель: Учить, аккуратно приклеивать семена тыквы на элементы аппликации, располагая их в определённом порядке.

4.«Открытка ко дню  защитника отечества».  ( Аппликация из салфеток на тарелке).

Цель: Учить детей, оформлять открытку скрученными салфетками, создавая самолёт, ракету, кораблик по желанию детей. Аккуратно приклеивать на тарелку.

        Март «аппликация из салфеток и природного материала».

1.«Сердечко для мамы».      

Цель: Закрепление умения детей скатывать небольшие комочки из салфеток. Приклеивать не выходя за контур.

2.« Ёжик».      

Цель: Учить детей изготавливать ёжика из каштана , проявлять фантазию, вылеплять мелкие детали из пластилина.

3. «Веточки с листьями»

4. «Беседа о флористике. Картина из листьев».

        Апрель «аппликация из цветной и гофрированной бумаги».                           

1.« Первые цветы».    

Цель: Учить детей, самостоятельно вырезать лепестки из прямоугольника цветной бумаги, составлять из них цветок.

2.« Ракеты и кометы».     

Цель: Учить детей создавать и вырезать ракеты рациональным  способом: делить квадрат на 3 треугольника ( большой треугольник- нос ракеты, два маленьких- крылья).

3.«Аппликация корзина с цветами ». Используем разноцветные салфетки.

               Май «аппликация из ткани и нити »

1.«Беседа откуда нитки к нам пришли. Аппликация Верба» 

Цель: Познакомить детей техникой вытягивания ваты из комочка, изготовления веток из нити и завязыванием узелков для утолщения.

2.«Морковка».     (Аппликация из ниток).

Цель: Учить детей, самостоятельно приклеивать готовую форму на лист  картона с добавлением пряжи.

3.« Красивое платье».       ( Аппликация из ткани).

Цель: Учить выполнять аппликацию из ткани, правильно располагать  элементы украшения. Развивать творческую фантазию.

В результате обучения в кружке дети должны получить знания:

- О материалах, инструментах;

- О правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

- О месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека;

- О видах декоративно - прикладного искусства

- Об особенностях лепных игрушек;

- О способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага и т.д.)

- О проектной деятельности.

Ожидаемые результаты

К концу года:

 - научатся различным приемам работы с бумагой, тканью, природными и другими материалами;

 - будут знать основные понятия, базовые формы и виды аппликации;

 - научатся следовать устным инструкциям, работать с эскизами;

 - создавать изделия аппликации, обогатят познавательный опыт;

 - разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение;        -  мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие   способности и фантазию;

  - овладеют навыками культуры труда;

  - улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Заключение

Напомним, что способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребенка, можно выявить, а затем и развить его способности. К.Д. Ушинский писал «Основной закон детской природы можно выразить так: ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием или односторонностью».

Таким образом, в деятельности, направленной на достижение определенной цели, совершенствуются не только сама эта деятельность, но и зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира. Продуктивные виды деятельности способствуют совершенствованию речи детей, формирования моральных качеств личности, как самостоятельность, инициатива, организованность и ответственность при выполнении задания. Эффективность коррекционного процесса в ходе продуктивной деятельности напрямую зависит от методов и приемов, которые используются в работе. По мнению ученых, целесообразно проводить специальную работу с помощью природного материла.

Литература

  1. Агнешка Байраковска-Пженёсло «Чудесные поделки из макарон», Харьков/Белгород, изд. «Клуб семейного досуга», 2013г.
  2. Грин Д. «Всё пригодится», изд-во «Махаон», 1998г.
  3. Гульянц Э.К., Базик И.Я. «Что можно сделать из природного материала», книга для воспитателя детского сада, 2-е издание М,«Просвещение»,1991г.
  4. Кошелев В.М., Афонькин С.Ю. «Вырезаем и складываем», Спб, изд. «Кристалл», 1999г.
  5. Куцакова Л.В. «Мама, я умею мастерить», М., изд. «Мой мир», 2007г.
  6. Макарова Н.Р «Секреты бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез», 2007г.
  7. Макарова Н.Р. «Тайны бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез», 2008г.
  8. Машинистов В.Г. «Дидактический материал по трудовому обучению», М., «Просвещение», 1989г.
  9. Роенко И.П. «Поделки, обереги, картины, открытки, украшения, подарки из природных материалов», Харьков/Белгород, изд. «Клуб семейного досуга», 2012г.
  10. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Умные руки», изд.дом «Федоров», 2000г.

«Забавные поделки» /сост.В.И. Федорова, М.: «Мой мир», 2008г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Умелые ручки" для детей 3-7 лет

Содержание занятий кружка «Умелые ручки» по каждому разделу составлено с учётом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения.   Детское творчество...

Программа кружка "Умелые ручки".

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  «УМЕЛЫЕ  РУЧКИ».ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Работа кружка «Умелые Ручки» нацелена на общее развитие ребёнка и содержит задания различных видов с...

Программа кружка «Умелые ручки»

Дошкольное  детство является благоприятным периодом для развития творчества потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Накоп...

Программа кружка «Умелые ручки»

Программа кружка «Умелые ручки» в детском саду.Пояснительная записка.Программа кружка «Умелые ручки» рассчитана на 2 года.Вид группы комплексный.Группы 1-го и 2-го, т. к. обучения переменные, т. к. од...

Программа кружка «Умелые ручки у почемучки»

В настоящее время у многих детей  недостаточно развита мелкая моторика. Дети неумело  держат  карандаш, ручку или кисть в качестве рабочего инструмента.Развитие мелкой моторики детей до...

Дополнительная общеразвивающая программа кружка "Умелые ручки"

Дополнительная общеразвивающая программа «Умелые ручки» для детей 5-7 лет  имеет художественно-эстетическую направленность. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творчес...

Программа кружка "Умелые ручки"

Развитие способностей происходит в процессе социализации личности, под влиянием социальных обстоятельств в широком смысле слова. Способность, которая не получает своего совершенствования, которая не р...