Главные вкладки

    Консультация (подготовительная группа) на тему:
    "Совместная деятельность воспитателя и детей"

    Ляшко Светлана Александровна

    Консультация для воспитателей: "Совместная деятельность воспитателя и детей"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

       В настоящее время произошли коренные изменения в структуре

    образовательного процесса  в  дошкольных    учреждениях,  что предусматривает  решение  образовательных задач  не только  в непосредственной образовательной деятельности, но и в совместной деятельности  взрослого  и  детей:    увеличивается  объем    совместной  деятельности, изменяется само  содержание понятия  «совместная                 деятельность взрослого и детей. Прежде,    чем  подробно    рассматривать    понятие  «совместная  деятельность педагога и детей», уточним значение понятия  «деятельность». Деятельность можно  определить  как  специфический  вид  активности  человека, направленный  на  познание  и  творческое  преобразование  окружающего  мира,  включая самого себя и условия своего существования. Именно деятельность выступает в качестве

    основы для формирования личности. В содержании деятельности в качестве важнейших обычно выделяются следующие компоненты: познавательные,    

    эмоциональные, волевые.

       В  деятельности  творческой  и  самостоятельной  по  своему  характеру  люди  и  их психика не только проявляются, но и созидаются, формируются, развиваются. В  зависимости  от  того,  какие  изменения  играют  главную  роль  или  имеют наибольший  удельный  вес,  выделяются  разные  типы  деятельности  (трудовая, познавательная, коммуникативная и т. п.).

       Виды детской деятельности (ФГОС ДО)

       - в раннем возрасте (1,5 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода,  тесто  и  пр.),  общение  с  взрослым  и  совместные игры  со  сверстниками  под руководством  взрослого,  самообслуживание  и  действия с  бытовыми  предметами-орудиями  (ложка,  совок,  лопатка  и  пр.),  восприятие смысла  музыки,  сказок,  стихов,

    рассматривание картинок, двигательная активность;

       - для детей дошкольного возраста (3 года - 7 лет) -ряд видов деятельности, таких как  игровая,  включая  сюжетно-ролевую  игру,  игру  с  правилами  и  другие  виды  игры, коммуникативная  (общение  и  взаимодействие  со  взрослыми и сверстниками), познавательно - исследовательская  (исследования  объектов  окружающего  мира  и экспериментирования  с  ними),  а  также  восприятие  художественной  литературы  и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование  из  разного  материала,  включая  конструкторы,  модули,  бумагу, природный  и  иной  материал,  изобразительная  (рисование,  лепка,  аппликация), музыкальная  (восприятие  и  понимание  смысла  музыкальных произведений,  пение, музыкально-ритмические  движения,  игры  на  детских  музыкальных  инструментах)  и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

       - Игровая  деятельность,  являясь  основным  видом  детской  деятельности,

    организуется при проведении режимных моментов, совместной деятельности взрослого и ребенка, самостоятельной деятельности детей.

       - Двигательная деятельность организуется при проведении физкультурных занятий, режимных моментов совместной деятельности взрослого и ребенка.

       - Коммуникативная  деятельность  осуществляется  в  течение  всего  времени

    пребывания ребенка в детском саду; способствует овладению ребенком конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими

    людьми – развитию общения со взрослыми и сверстниками, развитию всех компонентов устной речи.

       - Трудовая  деятельность  организуется  с  целью  формирования  у  детей

    положительного  отношения  к  труду,  через  ознакомление  детей  с  трудом  взрослых  и непосредственного участия детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома.

       - Познавательно-исследовательская деятельность  организуется с целью развития у детей познавательных интересов, их интеллектуального развития.

       - Продуктивная  деятельность  направлена  на  формирование  у  детей интереса  к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение их потребности в самовыражении.  Данный  вид  деятельности  реализуется через  рисование,  лепку, аппликацию.

       - Музыкально-художественная  деятельность  организуется  с  детьми  ежедневно,  в определенное  время  и  направлена  на  развитие  у  детей

    музыкальности,  способности эмоционально  воспринимать  музыку.  Данный  вид  деятельности  включает  такие направления работы, как слушание, пение, песенное творчество, музыкально-ритмические движения, танцевально-игровое творчество. Игра на музыкальных инструментах.

       - Чтение  детям  художественной  литературы  направлено

    на  формирование  у  них интереса  и  потребности  в  чтении  (восприятии)  книг  через  решение  следующих  задач: формирование  целостной  картины  мира,  развитие  литературной  речи,  приобщение  к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического

    вкуса. Дети учатся быть слушателями, бережно обращаться с книгами.

    Схема  развития  деятельности:

       - самостоятельная  деятельность

       - совместная деятельность с взрослым

       - совместная деятельность с сверстниками

       - самостоятельная деятельность

       Формы   организации  детской  деятельности: Двигательная; Игровая; Изобразительная и конструирование; Восприятие художественной литературы и фольклора; Познавательно – исследовательская; Коммуникативная; Самообслуживание и элементарный бытовой труд; Музыкальная.

       Оптимальной  формой  организации  сотрудничества является совместная партнерская деятельность взрослого и ребенка.

       Совместная деятельность – это субъект – субъектные отношения.

       Совместная деятельность – взаимосвязь двух явлений, взаимодействия и взаимные отношения которых отличаются высокой динамичностью

    и процессуальностью. (Е.В. Шорохова)

    Совместную деятельность разделяю  на:

       - непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной   деятельности взрослого и детей;

       - совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную  на решение образовательных задач;

       - совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную  на осуществление функций присмотра и ухода;

       Совместная  деятельность  реализуется  через    организацию  различных  видов детской деятельности. При  этом  совместная  деятельность  взрослого  и  ребенка  –  это  не  только  этап  в развитии  любого  вида  деятельности,  но  еще  и  особая система  взаимоотношений  и взаимодействия. Сущностные  признаки совместной деятельности взрослых и детей – не руководство, а наличие партнерской позиции и партнерской формы организации.

       Понятие  «партнерская  деятельность»  раскрывается  исследователями  по-разному, но  всегда  во  взаимосвязи  с  проблемой  личностного  развития.  В  ходе  совместной деятельности   происходит   обмен   информацией,  действиями,   планирование   и осуществление общей деятельности.

    Что значит быть партнером детей?  (по Н.А. Коротковой):

       - Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.

       - Добровольное  присоединение  детей  к  деятельности  (без  психического  и дисциплинарного принуждения.)

       - Свободное  общение  и  перемещение  детей  во  время  деятельности  (при соответствии организации рабочего пространства.)

       - Открытый  временной  конец  занятия  (каждый  работает в  своем  темпе.)

    Партнерская позиция способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не

    боясь, что получиться неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту.

       На  разных  этапах    деятельности  партнерская  позиция воспитателя  проявляется особым образом. Проявление партнерской позиции воспитателя на разных этапах деятельности (на примере проведения   проектной  деятельности).

       1 этап Целеполагание  и  мотивация  детей  на  деятельность:  воспитатель  акцентирует внимание детей на фактах. Стимулируя детские высказывания, активизируя имеющийся опыт детей, педагог направляет обсуждение на постановку  проблемы. Рассматривается вариативность её решения. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности. Воспитатель  приглашает  к  деятельности  –  необязательной,  непринужденной:  «Давайте сегодня...,  Кто  хочет,  устраивайтесь  по  удобнее...» или:  «Я  буду...Кто  хочет, присоединяйтесь...».

    Наметив  задачу  для  совместного  выполнения,  воспитатель,  как  равноправный участник, предлагает возможные способы ее реализации.

       2 этап Представляет  собой разработку совместного плана действий по достижению цели. Сначала  проводится  общее  обсуждение,  чтобы  дети  выяснили,  что  они  уже  знают  об определённом предмете или явлении. Воспитатель обсуждает с детьми возможные пути решения  проблемы.  Ответы  детей  можно  фиксировать  наглядно  (лист  ватмана, интерактивная доска),  используя  условные обозначения, понятные детям. Чтение книг, энциклопедий,  обращение  к  родителям,  специалистам, проведение  экспериментов, тематических экскурсий - все эти действия могут стать решением поставленного вопроса. Таким образом, составляется план совместных действий, интегрирующий готовый проект педагога и предложения детей. Умение проявить гибкость в планировании, способность

    подчинить  свой  план  интересам  и  мнениям  детей,  включая  детские  мероприятия  в учебный план, пожертвовав некоторыми запланированными формами работы – является показателем  высокого  профессионального  мастерства  воспитателя,  его  готовности работать в проектном режиме. Индивид становится субъектом, когда начинает осознавать себя, свои цели, интересы, идеалы и на этой основе вырабатывает программы действий,

    занимает  определенную  позицию  Главные  задачи  данного этапа  -  обучение  детей планированию и формирование навыков взаимодействия.

       3 этап Практическая  часть , в ходе которой дети исследуют, экспериментируют, творят. Воспитатели  на  равных  правах  с  ребенком  участвуют  в процессе  достижения  цели, осуществляя  постоянный  обмен  информацией  и  действиями,  являются  соучастником деятельности  ребенка,  распределяя  права,  обязанности,  ответственность.  Функция педагога по отношению к детям заключается не трансляция информации, а организация исследовательской  деятельности  по  её  усвоению,  решению  выявленных  проблем  на данном этапе осуществляется обучение ребёнка действиям контроля и самоконтроля.

       4 этап Заключительным этапом   деятельности является презентация. В зависимости от возраста  детей  и  темы  проекта  презентация  может  проходить  в  различных  формах: итоговые  игры-занятия,  тематические  развлечения,  игры  -  викторины,  оформление фотовыставок, альбомов, мини-музеев, творческих газет и т.д.

       Значимым является утверждение В. А.Сухомлинского о том, что педагогическое взаимодействие направлено на развитие ребенка и не только. В самом педагогическом взаимодействии заложена необходимость и возможность саморазвития педагога. В итоге взаимодействие  дает  целостное  развитие  (саморазвитие)  всех  участвующих  в  нем субъектов.

    Таким   образом,   сотрудничество   взрослых   и   детей на фоне совместной

    деятельности, их содружество в реальных и живых контактах друг с другом - это та среда, где возникают качества развивающейся личности ребенка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект совместной деятельности воспитателя и детей первой младшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) по сенсорному развитию.Тема: «Ёжик»

    Занятие  на закрепление основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий) при помощи заготовок ежей из картона и прищепок четырех основных цветов....

    Консультация для педагогов: «Организация игр-драматизаций в совместной деятельности воспитателя и детей по ознакомлению дошкольников с местом человека в истории и культуре».

    Содержание:Значение игр-драматизаций в развитии представлений о месте человека в истории и культуре.Методика организаций театральных балаганов, развлечений, праздников и т.д.Литературные произведения ...

    Методическая разработка совместной деятельности воспитателя и детей 1-ой младшей группы по направлениям «Познавательно – речевое развитие» и «Социально – личностное развитие» Тема: «Овощи»

    Методическая разработка совместной деятельности воспитателя и детей 1-ой младшей группы на лексическую тему «Овощи» составлена по направлениям «Познавательно – речевое развитие» и «Социально - личност...

    Использование тестопластики для создания поделок и композиций в совместной деятельности воспитателя и детей с ЗПР.

    Презентация для педагогов с разработкой по формированию и совершенствованию тонкой моторики кистей и пальцев рук у детей с ЗПР.                    ...

    Конспект совместной деятельности воспитателя и детей по сказке В. Сутеева "Петух и краски"

    Конспект мероприятия совместной деятельности воспитателя и детей средней группы с использованием ИКТ по сюжету сказки В. Сутеева «Петух и краски»....

    Проекты как форма совместной деятельности воспитателя и детей и родителей в дошкольном образовательном учреждении.

    Проекты как форма совместной деятельности воспитателя и детей и родителей в дошкольном образовательном учреждении. ...