Главные вкладки

    Консультация для воспитателей: "Использование дидактических игр в совместной деятельности воспитателей и детей"
    консультация по математике (средняя группа) по теме

    Консультация для воспитателей по математическому развитию

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №29

    с. Красный Октябрь

    Белгородского района Белгородской области»

    Консультация для воспитателей

    Использование дидактических игр

    в совместной деятельности

    воспитателя и детей

    Подготовила                  

    воспитатель                    

    Каралупова Г. В.            

    с.  Красный Октябрь, 2013 г.

            Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок постигает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Немалую роль в этом играют ежедневные впечатления от общения с людьми.

            Малышу не свойственна созерцательность, он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности, но в то же время порождает у него множество вопросов. Значит, мир, чуть приоткрыв свои тайны, пробуждает любознательность у маленького человека, желание узнать как можно больше. Только взрослый может помочь малышу понять суть интересующих его явлений.

            Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связи между предметами и явлениями позволяет игра.

            Учиться играя! Эта идея увлекала многих педагогов и воспитателей. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разнообразными умениями и навыками, их этому надо учить.

            Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом, не случайно им создано много детских песенок, потешек, игрушек и игр, которые забавляют и учат маленьких детей (взять хотя бы всем известные «Ладушки», которые, кроме, тренировки мелкой моторики, развивают память, дают положительные эмоции, обогащают словарный запас ребенка). Народ создал эти чудесные произведения – потешки, прибаутки, пестушки, заклички с тем, чтобы дети в игре со словом учились тонкостям родного языка.

            Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, неваляшки, разборные шары, вкладыши, пирамидки, матрешки и многие другие. Детей привлекает красочность этих игрушек, забавность действия с ними. Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями. И все это своеобразное обучение элементарным умениям и навыкам осуществляется в игровых формах, увлекательных и доступных ребенку.

            Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения.

            В каждом возрасте познавательная деятельность имеет особые, отличительные черты. Мышление детей младшего дошкольного возраста носит преимущественно наглядно-действенный характер. Основной формой познавательной деятельности является предметно-манипулятивная игра. Это самостоятельная игра, в ходе которой ребенок, манипулируя предметами, практически соотносит их по размеру и форме, знакомится с их внутренним устройством.

            Очень важно создать в детском саду благоприятные условия для такой игры, потому что в ней развивается интеллект детей третьего года жизни.

            Для этого необходимо:

    • создать в группе такую психологическую атмосферу, чтобы ребенок чувствовал себя любимым и желанным, чтобы он не был «зажат», а мог свободно проявлять свои стремления и интересы;
    • предоставлять малышу свободу для игры, поощрять самостоятельность и любознательность;
    • постоянно использовать в речи взрослых слова, обозначающие цвет, размер, форму предметов, их пространственное расположение и количество.

            Дидактическая игра направлена на развитие таких психических процессов, как память, мышление, творческое воображение. Она вырабатывает усидчивость, дает простор для проявления самостоятельности.

            Дидактические игры и занятия необходимы для умственного развития маленьких детей. Во время занятий у ребенка  воспитывается способность сосредоточиться на том, что ему показывает и говорит взрослый.

            Дидактическая игра – разновидность игр с правилами, специально разработанная педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Но при этом, как было сказано выше, дидактическая игра скрыта от детей. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Это делает игру особой формой обучения, когда дети, играя, усваивают необходимые знания, умения и навыки.

            Дидактические игры и занятия имеют определенное значение и в нравственном воспитании детей. У них постепенно развивается умение действовать в среде сверстников, что в начале дается нелегко. Сначала ребенок приучается делать что-то рядом с другими детьми, не мешая им, не забирая у них игрушки и не отвлекаясь. Затем он привыкает к совместной с другими детьми деятельности: вместе смотреть игрушки, картинки, вместе ходить, плясать и т. д. Зарождается интерес к действиям другого ребенка, радость общих переживаний.

            Дидактическая игра хороша еще и тем, что малыш сразу видит конечный результат своей деятельности, достижение результата вызывает чувство радости и желание помочь тому, у кого пока что-то не получается.

            Некоторые дети с большим трудом привыкают к совместным играм. Их надо постепенно приучать к этому, объединяя с более спокойными сверстниками. Такое объединение может быть осуществлено сначала на занятиях с использованием вспомогательных предметов-орудий.

            Характер деятельности на этих занятиях вызывает у детей оживление, речевые реакции, что привлекает внимание других участников игры-занятия, подталкивает к подражанию. Воспитатель побуждает ребят обмениваться игрушками, подталкивает и облегчает установление правильных взаимоотношений. Дидактическая игра хороша как для индивидуальной, так и для совместной деятельности детей.

            Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

            В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Дети учатся сравнивать их, устанавливать сходство и различие; знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. Играя, малыши приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных форм.

            В играх с куклами у дошкольников формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества – заботливое отношение к партнеру по игре – кукле, которое переносится на сверстников.

            Настольно-печатные игры – интересное для ребят занятие. Игры разнообразны по видам (парные картинки, лото, домино) и по требуемым действиям. Это и подбор картинок по парам, и подбор по общему признаку (классификация), и запоминание состава, количества и расположения картинок, и составление разрезных картинок и кубиков, и описание по картинке.

            В дидактические игры входят также и словесные игры. В младшем возрасте они направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря.

            Все воспитатели должны создавать условия для проведения дидактических игр, которые как уже говорилось, помогают обучать ребенка и обогащать его знаниями, развивать умственные способности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование дидактических игр в совместной деятельности воспитателя и детей раннего возраста.

    Материал раскрывает методику формирования познавательных способностей детей раннего возраста...

    Использование дидактических игр в совместной деятельности воспитателя и детей раннего возраста.

    Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок постигает то, что окружает его дома, в детском саду. Постепенно его жизненный опыт обогащается. Немалую роль в этом играют ежедневные впечатл...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ И ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

    Представлен материал по органиизации соместной деятельности с детьми раннего возраста....

    РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ И ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

    Мир входит в жизнь детей постепенно. (1 слайд) Сначала ребенок постигает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Немалую роль в этом играют ежеднев...

    "Использование дидактических игр в совместной деятельности воспитателей и детей"

    Дидактическая игра применима ко всем видам деятельности....

    Консультация для воспитателей "Использование хороводных игр в совместной деятельности с детьми"

    Консультация для воспитателей«Использование  хороводных игр в совместной деятельности с детьми»Россия на рубеже двадцать первого века переживает кризис воспитания порастающего поколен...