Формирование логического мышления дошкольников в игровой деятельности
занимательные факты (средняя группа) на тему

Легчакова Оксана Алексеевна

Одна из основных задач, стоящих сегодня перед системой образования - всестороннее развитие личности каждого ребёнка. Ценность дошкольного возраста в развитии личности - неоспоримый факт. Мир детства, внутренний мир ребёнка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Проблемой сегодняшнего дня является воспитание активной, творческой личности. Одним из показателей такой личности является развитие логического мышления.

Логика - «наука о правильном  мышлении», «искусство рассуждения»  — наука о формах, методах правильного мышления. Иногда определяется как наука о способах рассуждения. Логика как наука изучает способы достижения результата. Она служит одним из инструментов почти любой науки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование логического мышления дошкольников в игровой деятельности»

                                             Подготовила: Легчакова О. А., воспитатель

                                                           МАДОУ «Центр развития ребенка  -

детский сад            №33 «Радуга»

2017г.

Одна из основных задач, стоящих сегодня перед системой образования - всестороннее развитие личности каждого ребёнка. Ценность дошкольного возраста в развитии личности - неоспоримый факт. Мир детства, внутренний мир ребёнка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Проблемой сегодняшнего дня является воспитание активной, творческой личности. Одним из показателей такой личности является развитие логического мышления.

Логика - «наука о правильном  мышлении», «искусство рассуждения»  — наука о формах, методах правильного мышления. Иногда определяется как наука о способах рассуждения. Логика как наука изучает способы достижения результата. Она служит одним из инструментов почти любой науки.

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Для развития логического мышления дошкольников использую разнообразные дидактические игры, головоломки, смекалки. Они формируют у детей необходимые личностные качества, такие как находчивость, сообразительность; развивают конструктивные способности и вырабатывают усидчивость.

Конечно, наиболее эффективным пособием являются логические блоки, ведь они  помогают ребенку овладеть мыслительными операциями, важными как в плане пред математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся: выявление свойств, их сравнение, классификация, обобщение. Так же, используя блоки, можно закладывать в сознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических  фигурах, пространственную ориентировку. В своей работе я стараюсь как можно больше использовать логические блоки. Но также я работаю и с плоскостными блоками, которые можно изготовить из картона.

Учить логически, мыслить детей нужно уже с младшего возраста. И помочь в этом могут игры такие как:

«ИГРА — АССОЦИАЦИИ»Эта  игра на развитие логики, фантазии, быстроты реакции. Играть можно вдвоем, втроем и больше. Первый ребенок говорит, например — «Я — гроза», второй — «А я — туча», третий -«А я — дождь», четвертый — «А я — зонтик» и т.д.

«КОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ?» На картинке изображены мальчики и кораблики. Ребенок должен подобрать,  где, чей кораблик, ориентируясь на цвет одежды мальчиков.

По такому же принципу игра «ГДЕ, ЧЬЯ КУКЛА», «ВОЛШЕБНЫЕ ЦВЕТЫ» (бабочку посадить на цветок).

Игра «ЛАБИРИНТ», где ребенок должен, например,  медвежонка провести по дорожке к его маме, и чтобы это сделать ребенку нужно будет подумать несколько раз, чтобы прийти к правильному выходу.

«СЛОЖИ ЧЕЛОВЕКА» Ребенку предлагается собрать фигуру человека по образцу из геометрических фигур. Цель игры учить  выделять сходные и отличительные признаки геометрических фигур, собирать фигуру по образцу.

«Определи по цвету». Где  формируется  сенсорное восприятие форм, размеров, цветовых сочетаний. Знать основные цвета (нужно подобрать определенную фигуру и посадить ее на свое поле  соответствующее цвету.

Задания на нахождение пропущенной фигуры.
Цель, которых  формировать у детей умение обобщать по выделенным признакам, сопоставлять обобщенные признаки одного ряда с признаками другого.

Играя с детьми в игры для развития логического мышления, я столкнулась с играми, в которых используется ТРИЗ технология. И теперь не один день не проходит без таких игр.

Шифровка

Цель:  активизация диалектического  и логического мышления.

Реквизит: картинки с изображением сказочных героев.

Играем!

«Нелегки будни разведчика: ему все время нужно передавать зашифрованные послания. Давайте поможем разведчику в нелегком труде. Будем шифровать способом «наоборот».

Дед Мороз.

Шифровка – Бабушка Жара.

Буратино – веселый мальчик с длинным носом.

Шифровка – грустная девочка с коротеньким носом.

Красная шапочка – маленькая девочка, которая приносит бабушке пирожки.

Шифровка — Синие носки– большой мальчик, который уносит от дедушки бублики.

 

Подбираем предметы с противоположным назначением

Предлагаем подобрать предметы, которые противоположны по назначению (функции). Игра подойдет детям от 5,5 лет.

Цель: развиваем функциональное, логическое  и диалектическое мышление.

Реквизит: можно собрать картинки или сами предметы, чтоб выбирать  функциональные пары.

Например:

Карандаш пачкает бумагу – резинка чистит бумагу,

Ножницы разделяют бумагу – клей соединяет бумагу,

Клей соединяет листы – рука разделяет листы,

Скалка разглаживает тесто – рука деформирует тесто.

 

Ищем противоположное в одном предмете.

Реквизит: предметные картинки или можно рисовать схемы.

Что делаем: находим, где внутри одного предмета спрятались противоположные свойства.

Утюг. Горячая подошва, холодная ручка.

Зебра. Черная полоска, белая полоска.

Роза. Колючие шипы, мягкие лепестки.

Зонт. Мокрый снаружи, сухой внутри.

Детям предлагаются игры с противоречиями, которые они решают с помощью алгоритма.

     Пример: “Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?”

Ответы детей: (На черного зайца легче охотиться лисе . . Особенно его хорошо видно на снегу . . .Теперь ему только под землей надо жить . . .Или там, где вообще нет снега, а только черная земля . . . А гулять ему теперь надо только ночью . . Ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его)

     Пример: идёт дождь. Какие положительные и отрицательные стороны этого явления.

Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, “тайну двойного”. Воспитатель должен всегда побуждать ребенка находить противоречия в том или ином явлении.

Метод «Мозгового штурма». Он необходим тогда, когда обсуждается ситуация, из которой, на первый взгляд, нет реального выхода.

Например, с детьми можно решать такие проблемы  :
-Как спасти колобка от лисы.
-Как выгнать лису из зайкиной избушки.
-На чем рисовать, если нет бумаги.

Благодаря мозговому штурму дети поймут, что из любой, казалось бы, безвыходной ситуации всегда можно найти выход. Таким образом у них формируются основы логического  мышления.

Когда втягиваешься в такие поиски, то даже удивительно, сколько можно обнаружить противоположностей в одном предмете.

Таким образом, используя различные дидактические игры в работе с детьми, я убедилась в том, что, играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания.
Игры с использованием ТРИЗ технологии способствуют не только логическому мышлению у детей, но и  развитию памяти, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.
Применение таких игр повышает эффективность педагогического процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления дошкольников в организованной деятельности

методическая разработка  для  использования   в  работе   при  организации математического  развития старших  дошкольников...

Формирование коммуникативных способностей дошкольников через игровую деятельность

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собс...

"Формирование экологической культуры дошкольников через игровую деятельность"

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безгра...

Формирование речи младших дошкольников через игровую деятельность.

Цель: Развитие речевой активности и коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность.Задачи:1. Обогащение и активизация речевой активнос...