Статья "Использование символики гласных звуков с детьми раннего возраста"
статья по логопедии

Пахтусова Наталья Борисовна

Из представленного материала можно узнать  об использовании  символики гласных звуков по методике Ткаченко в работе с детьми раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

          В настоящее время возросло количество детей с речевой патологией. Зачастую в группы раннего возраста приходят неговорящие дети. И тут приходится говорить не о развитии речи, а о вызывании её. Чтобы ребёнок начал говорить, необходимо развивать речеслуховой (умение слышать звуки речи, понимать и различать их) и речедвигательный анализатор (отвечает за воспроизведение звуков).

          В своей работе мы используем символику гласных звуков по методике Ткаченко. Эти символы можно использовать с детьми разных возрастов, в том числе и с детьми раннего возраста.

          В нашем случае эти символы представлены в виде человечков-звуковичков с ротиками разной формы (А-большой круг, О-овал, У-маленький круг, И-улыбка). При выборе условных обозначений автор подбирал аналогию, которую можно воспроизвести  легко и быстро, а так же проконтролировать в случае затруднения.

          Для работы с детьми раннего возраста используем 4 гласных звука (А,О,У,И), так как у них наиболее выраженная артикуляция. Этих человечков можно использовать как часть непрерывной образовательной деятельности. Например: К нам пришёл человечек. Посмотрите, как у него  широко открыт рот.  Он поёт песенку АААА. Дети смотрят и повторяют. Далее можно обыграть, как он поёт громко - тихо. Таким образом будет развиваться сила голоса.  Здесь же можно показать картинки (ААА -  девочка качает куклу, УУУ- воет волк, дует ветер, ИИИ-говорит ослик,  ООО-девочка удивилась).

         В итоге, при работе с этими символами будет развиваться артикуляционный аппарат ребёнка (рот открывается и закрывается, губы принимают определённое положение), моторика (при  показе движений как качают куклу, как дует ветер), так же будет расширяться пассивный глагольный словарь ребёнка, а глаголы являются основой речи.

           Когда дети хорошо познакомились с этими символами, то можно брать одновременно 2 человечка (один спрятался, другой выходит).  Какой человечек пришёл?

          Когда дети прочно  усвоили все символы с человечками, можно использовать  кубик с символами (только ротики). Ребёнку кидается кубик, какой символ сверху, такой человечек и пришёл.

          Ещё можно использовать кубик с картинками. Его можно соотносить с маленьким кубиком (на большом кубике ослик-на маленьком символ И), а можно показывать  только картинку и воспроизводить звуки.

           Когда дети начнут овладевать речью, на этом материале можно активизировать глаголы (воет, плачет, дует, кричит и т.д). Для детей постарше можно показывать беззвучную артикуляцию звуков, а они  произносят  звук или показывают соответствующий символ.

          Таким образом, на этом материале можно значительно развить и улучшить речь детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога по формированию правильного звукопроизношения гласных звуков у детей раннего возраста в условиях дома ребенка специализированного

Коррекция фонематических нарушений, уточнение и закрепление правильного произношения гласных звуков: а, о, у, и у детей раннего возраста в условиях дома ребенка специализированного....

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...

Игры со звуками с детьми раннего возраста

Вся жизнь дошколенка - игра. Играя, малыш познает мир, узнает свойства предметов и окружающих явлений. За первые годы жизни ребенок успевает накопить достаточный багаж знаний и представлений. Он может...

Из опыт работ с детьми раннего возраста "Использование элементов театрализованной деятельности с детьми раннего возраста".

В период раннего детства маленький ребенок активно познаёт окружающий мир. В детском саду он приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Возможности организ...

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....

Методическая разработка совместной деятельности с детьми раннего возраста по развитию звуковой речи «звук Ы»

Методическая разработка совместной деятельности с детьми раннего возраста по развитию звуковой речи «звук Ы» Составила :ВоспитательСтарцева Е.В.Форма: иг...