Деятельность педагогического работника по выявлению способностей воспитанников
материал на тему

Ефимова Наталья Ивановна

         Деятельность педагогического работника по выявлению способностей воспитанников

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Чижовская средняя школа»

«Рассмотрено»

МС

протокол № 1

от 30.08.2017 г.

Принято

 педсоветом

Протокол № 2

от 01.09.2017 г.

Утверждено

приказом

 директора  МБОУ   «Чижовская средняя школа» №60

от 01.09.2017г.

                                                                                                     

Программа

по выявлению и развитию предпосылок одаренности

у детей дошкольного возраста

Актуальность

      Актуальной задачей развития современной образовательной организации  является создание условий для развития инновационного образовательного пространства, способного обеспечить высокий уровень детского саморазвития, самореализации в будущей самостоятельной  учебной  деятельности.

    С целью совершенствования работы по выявлению одарённых детей, была разработана программа работы с детьми, имеющими высокий интеллектуальный, творческий познавательный потенциал.

   Выявление одарённых детей должно начинаться уже на основе наблюдения за ребенком, изучения его психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Одарённые дети: имеют более высокие по сравнению с большинством ровесников интеллектуальные способности,  творческие возможности и способы их проявления; большую познавательную потребность.

    Можно выделить следующие категории одарённых детей: дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями;  дети с признаками умственной одарённости; дети с высокими творческими  способностями; дети с высокими лидерскими  способностями; дети обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

   Цель программы: выявление, развитие  и поддержка одарённых детей;

  Задачи:  выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей,  личностные качества; развивать  целеустремленность, активность  детей в выдвижении перед собой целей, настойчивость и последовательность в их воплощении; поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов  совместно с родителями (тематические родительские собрания, лектории для родителей).

 

  Ожидаемый результат реализации программы: развитие потенциала детей.

  Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными детьми: удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей; повышение уровня индивидуальных достижений  детей в  областях, к которым у них есть способности,  адаптация детей к школе.

  Формы работы с одарёнными детьми

Индивидуальная работа.

Участие в конкурсе.

Проектная деятельность.

Вовлечение в коллективную деятельность.

Работа с родителями.

  Групповые занятия;

  Родители  в системе реализации программы: учитывать личностные способности одаренных детей; оказывать помощь в создании семейного микроклимата,  формировать умение ребенка адаптироваться в социально значимой среде (семье, среди сверстников, педагогов).

   Занятия можно проводить индивидуально или с группой детей  до 8 человек. Каждое занятие длится  20– 25 минут,  имеет определенную цель, задачи и содержит соответствующий набор игр, упражнений, заданий. Минимальное число занятий – 12.  Сигналом к прекращению занятий может служить изменившееся отношение к ним детей, успешное выполнение заданий.  

Данная программа содержит комплекс развивающих игр, упражнений, заданий направленных на развитие познавательных психических процессов, общения, произвольности поведения одаренных  дошкольников.

  В процессе занятий можно использовать элементы изотерапии (рисование страхов, штриховка, пальцевая живопись), музыкальная, танцевальная терапия, библиотерапия (работа со сказками, притчами, рассказами). Каждое занятие можно начинать с упражнения «Зеркало и Я». Создавать воображаемое зеркало из правой руки, «смотрясь в него» покривляться себе, сказать несколько комплиментов, например: «Какой я хороший» или «Какая я красивая» и т.п., убрав зеркало покривляться соседу и сказать ему комплимент. Для создания хорошего настроения.  Каждое занятие можно заканчивать цветописью настроения (нарисуй облако твоего настроения и закрась его, как пожелаешь) или выбором пиктограммы (выбери рожицу с таким же настроением как у тебя).

 

   Методы психологических воздействий, используемые при работе с  одаренными детьми (по Ю.Б. Гатанову):

    «Мозговой штурм». Для его реализации необходимо найти проблему, которая имеет множество решений. Необходимо ценить не качество ответов, а их количество, воздерживаться от критики и оценки идей, пока они не перестанут поступать. Необходимо учесть, что в  первые минуты «мозгового штурма» может быть наибольшее количество ответов, затем они начинают поступать все реже — хотя именно эти последние ответы чаще всего бывают наиболее оригинальными. Затем поступившие ответы обсуждаются — с точки зрения их реализации.

    «Мягкое соревнование» реализуется в соответствии со следующими правилами:  групповые соревнования следует использовать более часто, чем индивидуальные;  команды должны постоянно перераспределяться так, чтобы все дети имели возможность побывать в числе победителей  и не было постоянных неудачников; критерии оценки деятельности команд: количество идей и идеи, отличающиеся от остальных.

   Сотрудничество дает возможность научиться жить в группе. Дети учатся взаимопониманию, развивают способности к лидерству, позволяют менее одаренным детям пережить успех, сотрудничая с более  одаренными. При этом важно, чтобы функции в группе распределялись самими детьми.

Упражнение:

    «И все-таки у них много общего».  Нужно выбрать  два понятия, которые, казалось бы, не имеют между собой ничего общего, попытайтесь  «нащупать» между ними какую-нибудь связь. Любым способом.  Даже если понадобится придумать совершенно невероятную историю, сюжет которой свяжет эти два слова между собой. Например:

    «Безумный генетик». Для этого упражнения понадобится листок бумаги и карандаш. Внимание! Здесь важен процесс, а не результат.

Задание: нарисуйте фантастическое животное, которое  будет содержать как можно больше признаков разных реальных животных.

Работая над этим художественным произведением, вы убедитесь, что богатая фантазия может иметь вполне механическое происхождение. Главное - «задушить» логику и здравый смысл, которые  будут мешать в работе.

    «Сумасшедший архитектор». Задание:  необходимо нарисовать дом. Для этого вам  понадобится, прежде всего, произвольно выбрать любых 10 слов. Задача такая: вы архитектор, к вам обратился заказчик, который готов заплатить большие деньги за эскиз своего жилья. Его условие: в эскизе должны быть представлены… (далее следует 10 выбранных слов). Рисуйте дом прозрачным, чтобы внутри можно было разместить мебель.

 Например: «Кастрюля» - отлично, дом будет иметь   форму кастрюли. «Ворона»… пусть крыльцо будет черным, как ворона.  

Рисуя, пусть схематично, старайтесь одновременно представлять, как это могло бы быть в действительности.

    « И это называется…» Упражнение можно повторять несколько раз в день. Каждый раз, когда ваше внимание привлекает что-либо, вообразите, будто видите это на картине. А теперь придумайте картине подходящее название. Можно короткое, можно развернутое. Главное, чтобы оно понравилось вам самим. Например, «Вид из окна, когда у меня плохое настроение» и т. д.                                          

Упражнения для развития творческого восприятия.

Помогают  раскрыть свои возможности и найти личный путь творческого развития.

Упражнение «На одну букву». Педагог считает до десяти, дети в это время находят и запоминают все предметы в кабинете, название которых начинается, например, с буквы «С».

    Упражнение «На несколько букв». Необходимо определить характеристики  представленного предмета, начинающиеся на три выбранные буквы.

Упражнение «Переключение внимания».  Дети  рассматривают предмет в руке,  по команде  переводят взгляд на стену. Затем опять – на предмет в руке, стараясь продолжать ход своих мыслей с того же места, где остановились, а не сначала. Промежутки между командами постепенно сокращаются от минуты до нескольких секунд.

    «Что нового?» Проверяя степень развития наблюдательности и одновременно снимая  напряжение, педагог  спрашивает у детей в начале занятия: «Что нового вы заметили сегодня в нашей группе?».

    «Наполнение слов».  Дети  пытаются понять, на что похоже то или иное слово, что оно им напоминает, какое оно. Раскрывая образный смысл слов, добиваются того, что слово становится наполненным, оживает  в воображении.

    «Цепочка ассоциаций». Оттолкнувшись  от какого – либо слова, отыскиваем ассоциации, которое оно вызывает, потом ассоциации, которые вызывает одно из возникших слов.

«Рассказ по картинкам».  Предложите ребенку придумать рассказ, используя ряд картинок. Пусть он предложит продолжение рассказа. Усложните это задание, добавив ряд иллюстраций, на первый взгляд, не связанных между собой.

 «Составь комикс». Попросите ребенка составить  комикс. Для этого можно использовать готовые картинки или придумать самим и нарисовать их.

«Музыка». Ребенку предлагается прослушать музыку. Затем ему дают четыре краски: красную, зеленую, синюю, желтую. Используя эти краски, ребенок  должен изобразить услышанную музыку и озаглавить рисунок.

    «Неоконченный рисунок». Ребенку предлагается ряд кружочков (линий, квадратиков, крестиков и т. д.). Его задача – каждому кружочку придумать, используя различные элементы, какой – либо образ. Повторяться нельзя.

« Придумай название». Необходимо придумать как можно больше названий для рассказа, сказки или рисунка. Можно использовать для названий пословицы, поговорки, крылатые фразы.

«Рифмоплет». Сначала предложите ребенку придумать слова, окончания которых звучали бы одинаково (палка – галка); затем -   сочинить двустишия на заданные рифмы; потом подобрать рифму и закончить заданные  двустишья. В завершение игры можно попросить ребенка сочинить стихотворение неограниченной длины, используя как можно больше необработанных рифм.

 Упражнения, направленные на коррекцию мыслительной деятельности:

«Четвертый лишний», «Назови одним словом», «Найди путь», «Продолжи ряд», «Подбери заплатку», «Дорисуй чего не хватает», «Подбери соответствующее слово», «Узнай количество», «Исключение лишнего», «Сравнение понятий», «Простые аналогии»,  скороговорки, неправильные сказки.

Упражнения, направленные на коррекцию и развитие внимания:

 «Графический диктант», «Запоминай порядок», «Найди различия», «Найди пару», «Найди ошибки».

    Упражнения, направленные на коррекцию и развитие памяти:

« Запоминай порядок», «Пары слов», «Запомни фразы», «Узнавание фигур», «Запомни ряд слов», «Запомни ряд фигур»

Упражнения, направленные на коррекцию и развитие мелкой моторики: «Повтори узор», «Соедини точки по порядку», «Обведи рисунок по точкам», «Выполни штриховку».

    Упражнения, направленные на коррекцию и развитие пространственныхпредставлений:

«Лабиринт», «Повтори узор», «Нос», «Графический диктант».

  Упражнения, направленные на коррекцию и развитие эмоционально – волевой сферы:

«Зеркало», «Рисунок семьи», «Мои мечты», «Волшебное путешествие», «Доброта», «Кораблик», «Смотри на руки», «Сосулька», «На берегу моря», «Любопытная Варвара», «Круглые глаза», «Удивление».

Упражнения, направленные на расширение кругозора и развитие креативного мышления, сообразительности, воображения и восприятия:

загадки, «Веселые вопросы», «Фигуры», «Составь слова», «Вставь пропущенные буквы», «Расшифруй слова», «Угадай слово», «Звериный кроссворд», «Собери фигуру», «Слова перевертыши», « Придумай слова с заданной буквы».

Занятия для развития творческого  мышления

Занятие №1

Цель    – развитие познавательных процессов

Задачи -  тренировать наглядно-образное мышление; развивать воображение; развивать память и внимание.

Игра «Цветик - семицветик» Жила-была девочка Женя. Обычная девочка, но однажды ей в руки попал волшебный цветик - семицветик.  Женя очень обрадовалась, так как стоило только сказать волшебные слова,  и цветик - семицветик  мог исполнять любое желание.

Лети-лети,  лепесток,

Через север на восток

Через запад, через юг,

Возвращайся,  сделав круг,

Лишь коснешься ты земли.

Быть по-моему вели.

Вели, чтобы игрушки были раскрашены.

Сначала Женя потратила лепесток, чтобы вернуться домой, так как она сильно заблудилась.

- А кстати, что помогает не заблудиться,  и всегда найти свой дом? -    (Правильно, адрес). Потом Жене понадобился лепесток, чтобы склеить любимую мамину вазочку, которую Женя разбила.

Блок №1.

У вас на столах лежат «разбитые вазочки», помогите девочке Жене их «склеить». Молодцы. Продолжаем сказку.

Решила Женя выйти во двор, хотела поиграть с девочками, но девочки не захотели делиться игрушками. Тогда Женя оторвала лепесток,  сказала волшебные слова,  и к ней прилетело огромное количество игрушек, но все они оказались белыми.

Блок  №2.

      Давайте поможем Жене: сделаем   игрушки красивыми. Возьмите фломастер, и заштрихуйте игрушку в том направлении, какое показано у вас на образце.

(Звучит музыка и волшебные слова)

Лети-лети,  лепесток,

Через север на восток

Через запад, через юг,

Возвращайся,  сделав круг,

Лишь коснешься ты земли.

Быть по-моему вели.

Вели, чтобы игрушки были раскрашены.

Молодцы, вы отлично справились, и мы продолжаем сказку.

Обиделась Женя на девочек и решила играть с мальчиками. Мальчики не взяли ее в игру, тогда Женя решила сама оказаться на настоящем северном полюсе. Еле спаслась она от белых медведей на северном полюсе при помощи лепестка. Вернулась домой,  смотрит, а ее платье оказалось с дырками.

Блок  №3.

Давайте поможем Жене, найдем нужную латку.

Молодцы! Вы хорошо помогли девочке Жене.

А она вернулась с полюса, смотрит, у нее остался один всего -  на всего лепесток.

- Кто знает, на что  она его потратила?

- Правильно, на выздоровление мальчика Вити.

- А как бы вы потратили 1 волшебный лепесток? (ответы детей)

Блок  №4.

Ребята, кто помнит волшебные слова, которые произносила девочка Женя? (ответы детей)

Лети-лети,  лепесток,

Через север на восток

Через запад, через юг,

Возвращайся,  сделав круг,

Лишь коснешься ты земли.

Быть по-моему вели.

Вели, чтобы игрушки были раскрашены.

Продолжаем сказку, когда Витя стал здоров, он смог бегать и играть со всеми ребятами.

Давайте и мы с вами поиграем в игру, которая называется «Дракон».

Занятие №2

  1. Игра «Дракон»

Дети выстраиваются друг за другом, положив руки на пояс друг другу. Первый играющий – это голова Дракона, последний – его хвост. Все остальные игроки – туловище. Игра заключается в том, что «голова» пытается схватить «хвост», «туловище» при этом помогает «хвосту» увернуться.

Когда «голове» удалось схватить «хвост», игроки меняются местами: «хвост» переходит вперед и становится «головой».

Материалы к занятию - разрезные вазочки из цветного картона (30 шт.); матрицы Равенна (30 шт.), бланки методики «Раскрась  фигуру» (30 шт.);   цветик - семицветик  из картона;  музыкальные записи,  фломастеры.

Занятие №3

Задачи: создание психологической атмосферы, свободной от обычных ограничений, развитие коммуникативных навыков.

Оборудование: лист ватмана,  карандаши или фломастеры.

1. Знакомство. «Правило трех «НЕ»»: «Не драться, не кусаться, не обзываться…»

2. Разминка.  Упражнение «Имя и жест»

Назвать  свое имя и изобразить какой-либо жест, обозначающий приветствие.

3. «Дерево сказок» (Азовцева Г. А.)

-  Сейчас  я  нарисую  дерево. У дерева есть корни, ствол… у дерева есть сучья… Вот даже один поломался. У дерева есть большое – большое дупло. У еще у дерева есть листики.

Задача № 1. На этом рисунке найдите точку (местечко), которое нравиться вам больше всего и нарисуйте на этом месте своего любимого  сказочного  героя.

Обсуждение:

- Какого героя вы нарисовали? Из какой сказки?

- Почему  именно  этот  герой  вам нравиться? Какие черты этого героя вам не нравятся?

- В каком  месте  вы  его  изобразили и почему?

- Чем  этот герой похож на вас или чем вы хотели бы походить на вашего героя?

4. «До свидания!»

Изобразить жест прощания и сказать  о впечатлениях от занятия с пожеланиями на будущее.

Занятие №4

Задачи:    учить анализировать зрительный образ, работать со свойствами предметов, сочетать признаки разных предметов, находить общие  и отличительные признаки объектов.

    Разминка. Упражнение «Имя  и качество на первую букву имени»

Назвать свое имя  (или то, каким хотелось бы, чтобы тебя называли),  и  какое-нибудь свое качество, черту характера,  начинающееся на первую   букву имени.

  Изобразить жест прощания и сказать  о впечатлениях от занятия с пожеланиями на будущее.

Занятие №5

Задачи:    продолжать учить искать альтернативные способы действия, развивать воображение и творческое мышление.

    Разминка «Имя»

Оборудование: мягкая игрушка.

Игрушка передается любому человеку, называется его имя. Затем  в обратном порядке   восстановить последовательность.

    «Передай предмет»

Оборудование:  карандаш.

По  кругу передается  карандаш,  изображаемый  жестами  в разных образах.

    «Волшебная пуговица» Используется для выявления уровня активности процесса  воображения и его развития. Эффективно для развития причинно-следственных зависимостей при решении мыслительных задач.  

п/и «Кочан капусты» - держась за руки, свернуться в один большой «кочан», затем развернуться.

Занятие №6

Задачи:   учить  составлять сюжетный рассказ, развивать речь, использовать и расширять активный словарь.

    Разминка «Бегущие огни»

Каждый  называет свое имя, а все его повторяют по кругу, как эхо.

    «Совместная сказка»

По кругу составляется совместная сказка, каждый говорит только одно  предложение на предложенную тему.

    «Волшебный мешочек» Попробуй  составить рассказ об одном из предметов из волшебного мешочка, составленный  от  первого лица.

п/и «Слоники, обезьянки, уточки, зайчики» - с движениями.

   

Занятие №7

Задачи:  формирование представлений об относительности размеров, развитие воображения и творческого мышления.

    Разминка «Волна»

По  кругу  называется  имя  и  передается  рукопожатие, остальные повторяют.

    «Гулливер в стране Лилипутов» Прочитать детям  о приключениях Гулливера в стране лилипутов и стране великанов.  Например, как лилипуты кормили Гулливера.

    «Незнайка в цветочном городе» Рассказать о том, как маленькие коротышки могли лакомиться арбузом, превосходящим по размеру их  небольшие дома

п/и «Луноход»

По кругу:

«Я – станция Лена. Вызываю станцию Таня» - «Я – станция Таня – отвечаю станции Лена и вызываю станцию  Света»…

Кто засмеялся – уходят в «шумовые помехи» – ходят на четвереньках в центре и говорят: «Я – Луноход - 1»

Выигрывает тот, кто останется один.

   

Занятие №8

Задачи: учить подбирать слова, противоположные по значению, слова-синонимы,  учить сравнивать предметы между собой, выделяя в них общее и различное.

«Антонимы» Подобрать слова, противоположные по значению.

    «Найди ошибки» Для  сравнения предметов  нужно сопоставить только признаки, противоположные по значению.  Найди  ошибки с сопоставлениях и исправь  их.

    «Поиск противоположных предметов»– формирует способность «вычерпывать» из предмета различные его свойства и использовать их для поиска других предметов.

  Называется предмет. Надо назвать как можно больше предметов, противоположных  данному. При этом надо ориентироваться  на различные признаки предмета и систематизировать его противоположности по группам.

Например:

Дом – сарай (по степени комфорта и размеру)

Дом – поле (открытое и закрытое пространства)

Дом – вокзал (свое или чужое помещение) и т.д.

Занятие №9

Задачи: учить классифицировать и соединять слова в предложении, согласовывать их в предложении, понимать социальные связи.

«Придумай предложение из заданных слов»

Придумай как можно больше предложений, в которых  бы использовалось как можно больше перечисленных выше слов. Можно дополнять предложение своими словами, а слова менять по числам, падежам.  Сколько  предложений ты составишь за 3 минуты.

Задачи:  учить придумывать сказки, развивать вербальную беглость, развивать способность к придумыванию оригинальных историй.

    «Необычная сказка»,    «Придумай продолжение»  

Жил-был маленький гиппопотамчик. Многие звери смеялись над ним, что он такой маленький. Больше всех смеялась одна муха. Среди мух она была самая большая. И вот однажды муха села на ветку рядом с  гиппопотамчиком  и стала его дразнить…

Занятие №10

    «Как можно изменить сказку»

Придумай сказку про трех поросят, Ниф-Нифа, Наф-Нафа и Нуф-Нуфа, и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые, а волк добрый и доверчивый.

Задачи:  учить управлять процессом творчества, описывать характер героев.

1. Разминка  «Космический  зоопарк»

- знакомство глазами.

- знакомство жестами

2.  «Учимся описывать характер героев» Выбери из списка эмоций те, которые испытывает главный герой. Какую основную черту  характера можно обнаружить у главного героя?

Литература:

1.«Секреты орфографии» (Г.Гранник, С.Бондаренко,Л.Концевая).Москва. «Просвещение» 1991 год.

2. «Занимательно о русском языке» (В.Иванова, З.Потиха, Д.Розенталь).Ленинград. «Просвещение». Ленинградское отделение 1990 год.

3. «Превращения слов» (А.Полякова) .Москва. «Просвещение» 1991 год.

4. «Сборник тестовых заданий»  (В.Баталова, Е.Каткова, Е.Литвинова).Москва «Интеллект – центр» 2001 год.

Диагностика.

Вопросы: каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли тебе …»

    Решать логические задачи.

 слушать, когда тебе читают сказки, рассказы, повести.

    Петь.

    Заниматься физкультурой.

    Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры.

Слушать, когда тебе читают рассказы о природе.

    Собирать технический конструктор.

    Самостоятельно рисовать.

    Играть в спортивные, подвижные игры.

    Руководить играми детей.

    Ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.

    Когда тебе читают  книги о технике, машинах, космических кораблях и др.

    Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).

    Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.

    Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.

    Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми.

    Содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.).

Убирать за собой  игрушки и др.

Конструировать, рисовать  самолеты, корабли и др.

    Знакомиться с историей (посещать исторические музеи).

    Самостоятельно, без побуждений взрослых заниматься различными видами художественного творчества.

    Слушать, когда тебе читают книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.

    Объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение).

    Ухаживать за домашними растениями.

Помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и др.).

    Считать самостоятельно.

    Заниматься спортом в секциях и кружках.

    Помогать другим людям.

Родительское анкетирование

    У моего ребенка хорошо развита речь. Он ясно выражает свои мысли, имеет большой словарный запас (Да / нет)

    Мой ребенок настойчив и самостоятелен, доводит начатое дело до конца. (Да / нет)

    Мой ребенок овладел навыками слогового чтения (Да / нет)

    Он очень любит рисовать (Да / нет)

    Он очень любит заниматься художественным трудом (Да / нет)

    Любит слушать музыку, петь песни, импровизировать и танцевать (Да / нет)

    Мой ребенок занимается спортом (Да / нет)

    Чем больше всего любит заниматься ваш ребенок в свободное время? _____________________________________________________________

     С удовольствием ли ваш ребенок собирается идти в детский сад, если нет, укажите причину. ____________________________________________

Портрет одаренного ребенка.

Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его. Склонен к рискованным действиям. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен      преобразованием, улучшением общества, предметов. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях,  которые могут не казаться другим смешными.

Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.  Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результативность деятельности педагогического работника по развитию способностей воспитанников

  Результативность деятельности педагогического работника по развитию способностей воспитанников...

3.2. Результативность деятельности педагогического работника по развитию способностей воспитанников Форма 10

Развитие мелкой моторики дошкольников. Данная деятельность развивает творческие способности дошкольников....

3.1. Деятельность педагогического работника по выявлению способностей воспитанников Форма 9

Мероприятия по развитию способностей воспитанников по теме мелкая моторика...

Программа деятельности педагогического работника по выявлению и развитию способностей дошкольников

Программа деятельности  педагогического работникапо выявлению  и развитию способностей дошкольников...

Программа деятельности педагогического работника по выявлению и развитию способностей дошкольников

Программа  деятельности педагогического работникапо выявлению и развитию способностей дошкольников...

Программа деятельности педагогического работника по выявлению и развитию способностей дошкольников

Программа деятельности педагогического работника по выявлению  и развитию способностей дошкольников...

Результативность деятельности педагогического работника по развитию способностей воспитанников основной образовательной программы дошкольного уровня

Результативность деятельности педагогического работника по развитию способностей воспитанников основной образовательной программы дошкольного уровня...