Программа деятельности педагогического работника по выявлению и развитию способностей дошкольников
материал
Программа деятельности
педагогического работника
по выявлению и развитию
способностей дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vyyavleniya_i_razvitiya_sposobnostey.docx | 90.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………………..3
Организация работы с одаренными (талантливыми) детьми в дошкольном учреждении…………………………………………………………………………………………….3
Основные приоритетные направления работы с одаренными детьми……………………………5
Мониторинг возможностей и способностей воспитанников дошкольного учреждения…………………………………………………………………………………………..11
Диагностический инструментарий………………………………………………………………….25
Методические рекомендации………………………………………………………………………34
Тесты, анкеты для педагогов, родителей, воспитанников…………………………………………37
Список литературы…………………………………………………………………………………55
«Человечество движется вперед благодаря избранным»
Альфред Бине (французский психолог)
Введение
Качественный скачок в развитии новых технологий привел к востребованности человека, способного нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Выполнить эту потребность возможно через сохранение и преумножение интеллектуального потенциала страны. Именно одаренные дети позволят российскому обществу компенсировать потребность в экстенсивном воспроизводстве интеллектуального человеческого ресурса.
Развитие и поддержка одаренности в настоящее время является актуальной как для учителей общеобразовательных школ, так и для педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Организация работы с одаренными (талантливыми) детьми в дошкольном учреждении
Одаренность - системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Сегодня одаренными называют детей:
с высоким уровнем творческих способностей;
с интеллектом выше среднего;
достигших успехов в определенных областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, танцоры);
хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).
Детская одаренность делится на явную (мы её сразу замечаем), возрастную (исчезает с возрастом), скрытую (непроявленную).
Степень одаренности:
первая — сверходаренные дети, таких называют гениями. Это самая малочисленная группа, к которой относят не более одного человека на десять тысяч;
вторая — высокоодаренные, или талантливые, примерно 2-3 %;
третья — собственно одаренные (15-25 %);
Остальные дети входят в пределы нормы (70 %) .
Типы характеров одаренных детей:
1-й тип подвижный, веселый, коммуникабельный, открытый, речевым с хорошим развитием, лидер, фантазер; 2-й тип – замкнутый, тихий, размышляющий, застенчивый, пугливый.
Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающиеся от сверстников: отмечается высокая любознательность и исследовательская активность. Уже в раннем возрасте они способны прослеживать причинно – следственные связи, обладают отличной памятью, их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко использовать накопленные знания. Чаще всего привлекает их большой словарный запас, способность концентрировать внимание, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна.
Но наряду с положительными моментами существуют и проблемы одаренных детей:
неприязнь к школе.
игровые интересы.
погружение в философские проблемы.
несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием.
Каковы же причины уязвимости одаренных детей:
- стремление к совершенству;
- ощущение неуязвимости;
- нереалистические цели;
- сверхчувствительность;
- потребность во внимании взрослых;
- нетерпимость.
Поэтому нами выбраны приоритетные направления работы с одаренными детьми:
- развитие личности одаренных обучающихся;
- развитие их творческой самостоятельности;
- развитие их коммуникативных умений.
Этапы реализации программы
I. Исследовательско-диагностический этап предусматривает:
- анкетирование родителей и воспитателей с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей;
- методику диагностики общей одаренности «Интеллектуальный портрет» А.И.Савенкова;
- исследование уровня творческого мышления П.Торренса (фигурная форма).
II. Прогностический этап определяет:
- сроки реализации программы;
- сроки реализации каждого этапа;
- прогнозируемые результаты;
- критерии оценивания результатов по этапам работы.
III. Экспериментально-практический этап осуществляется в трех направлениях.
- Работа с педагогами.
- Работа с детьми.
- Работа с родителями.
IV. Аналитко-рефлексивный включает:
- Анализ результатов диагностики.
- Динамику развития детей с предпосылками одаренности.
- Анализ и обобщение полученных результатов, их соответствие или не соответствие поставленным целям и задачам.
- Предложения, рекомендации по дальнейшему совершенствованию данной работы и механизмов совершенствования управленческой деятельности и регулирования процесса реализации программы в целом.
Основная цель программы:
- выявление и развитие уровня общего музыкального развития и вокальных способностей;
- создание условий для развития обучающихся, одаренных в музыкальном отношении;
- улучшение условий социальной адаптации детей.
Задачи программы:
- охранение и развитие единого образовательного пространства ДОУ;
- достижение эффективности и высокого качества образования ДОУ;
- стимулирование и поддержка педагогических инноваций;
- создание условий для выявления и поддержки одаренных детей, обеспечение их личностной самореализации и самоопределения;
- развитие познавательной активности, творческих, музыкальных способностей, воображения, мышления, совершенствование системы управления педагогическим коллективом;
- развитие системы оценки качества образования;
- обеспечение эффективности реализации программы и ее мониторинг.
Основными приоритетными направлениями программы являются:
- повышение разнообразия и качества предоставляемых услуг ДОУ в соответствии с потребностями воспитанников и их родителей;
- обновление содержания и технологий, используемых на занятиях в ДОУ;
- использование новых обучающих систем и педагогических технологий;
- развитие творческих способностей детей через различные виды деятельности;
Данная программа предназначена для воспитателей и музыкальных руководителей ДОУ.
В нашем учреждении приняты такие критерии одаренности ребенка:
- решая мыслительные задачи и осуществляя творческую деятельность, ребенок ярко демонстрирует способность к наблюдательности, хорошую память, легко ведет диалог, обладает подражательной способностью;
- в своих действиях ребенок часто опирается на работу фантазии и воображения, что не редко является основным мотивом деятельности;
- речь ребенка отличается повышенной выразительностью;
- показывает стабильные результаты.
Таким образом, одаренным в нашем учреждении мы считаем ребенка, опережающего своих сверстников в развитии, либо выделяющегося среди других детей специальными способностями (музыкальными, художественными, спортивными и т.д.)
Педагогический коллектив МБДОУ детский сад №10 для себя опередил для использования основные принципы обучения одаренных детей. К ним относятся:
- принцип развивающего и воспитывающего обучения – в соответствии с ним цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств обучающихся;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения. Цели, содержание и процесс должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности обучающихся. Особенно важно при обучении одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой уникальной форме;
- принцип учета возрастных возможностей. Предполагает соответствие содержание образования и методов обучения специфическим особенностям одаренных обучающихся на разных возрастных этапах.
Опираясь на Федеральную целевую Программу «Дети России», национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», муниципальную ведомственную программу «Одаренные дети» на 2010-2013 годы, проект программы учреждения «Работа с одаренными детьми», локальные акты, ДОУ ведет активную работу по развитию системы поддержки одаренных (талантливых) детей.
Отметим некоторые особенности работы с одаренными воспитанниками в нашем учреждении. Благоприятная окружающая среда и правильное педагогическое руководство способны превратить «природный дар» в выдающийся талант. Исходя из опыта работы, можно с уверенностью сказать, что с одаренностью детей может справиться любой педагог, если он обладает необходимыми знаниями и уровнем предметной подготовки. Поэтому в ДОУ большое внимание уделяется повышению квалификации педагогов - ежегодно планируются и проводятся теоретические и практические семинары по проблеме, все педагоги проходят курсы повышения квалификации, посещают разноуровневые мастер-классы и творческие мастерские.
Нами подобраны рекомендации для педагогов, работающим с одаренными детьми:
- Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
- Не сдерживайте инициативы и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.
- Научите воспитанников прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные в других областях и при изучении других предметов.
- Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.
- Используйте трудные ситуации, возникшие в школе или дома, как область приложения полученных навыков при решении задач.
- Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.
Выявление и поддержка наиболее одаренных и талантливых детей стала системной и неотъемлемой частью педагогического сопровождения воспитанников нашего учреждения. В обучении одаренных детей в ДОУ приоритетной формой работы является общение ребенка с педагогом, поэтому занятия строятся не в традиционной форме, а виде работы творческих групп, микроколлективов, что дает хорошую возможность каждому ребенку реализовать себя, имея максимум внимания со стороны педагога.
Ведущими и основными являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, исследовательские, проектные, в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.
На занятиях используются технологии обучения и их элементы:
- индивидуальное и дифференцированное обучение;
- интегративный подход;
- технологии кооперативного обучения и творческих мастерских;
- проектное обучение;
- модульная технология;
- технология полного усвоения;
- инновационные компьютерные технологии.
Среди форм и методов работы широкими возможностями выявления и развития одаренных воспитанников обладают различные выставки, мастер- классы, конкурсы, фестивали и т.д. Для систематизации и отслеживания результатов и достижений воспитанников используется метод Портфолио на уровне дошкольного учреждения.
Результативность работы с одаренными детьми ДОУ
- Повышение востребованности ДОУ у населения.
- Увеличение количество квалифицированных кадров.
- Создание новых современных образовательных программ, в том числе интегрированных.
- Формирование единого воспитательного пространства, за счет непрерывности образования.
- Формирование команды единомышленников, и как следствие улучшение психологического микроклимата в учреждении.
- Постоянный поиск, повышение квалификации.
- Сохранность контингента, заинтересованность воспитанников в успехе.
- Престиж работы педагога и учреждения в целом.
- Формирование «субъект-субъектных» отношений между членами педагогического коллектива и педагогов и воспитанников.
- Изменение отношения обучающихся к изучаемой области знания в лучшую сторону.
- Обучающиеся стали активнее на занятиях, развили умения работать самостоятельно более ответственное отношение к обучению в ДОУ.
- Окрепло умение работать в коллективе и отвечать за успех общего результата.
- Развиваются творческие способности, признаками которых являются творческие работы, исследовательские и проектные работы, победы в конкурсах, олимпиадах, фестивалях.
- Повышается положительная мотивация к изучаемой образовательной области знаний
Для систематизации работы в ДОУ создан банк информационно-методических материалов (памятки, диагностики, методическая продукция по проблеме одаренности и т.п.) в помощь педагогам, детям и их родителям. Формируются банк данных «Одаренные дети», отражающий достижения обучающихся в разноуровневых конкурсах и фестивалях, исследовательской и проектной деятельности. Ведется работа по формированию «Портфолио» успешности одаренного обучающегося.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- обеспечение возможности использования преимущества вариативной системы образования;
- апробация и внедрение в практику программ, направленных на художественно-эстетическое, музыкальное, эмоционально-социальное развитие ребенка;
- существенное обновление и укрепление материально-технической базы ДОУ;
- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, воображения, мышления, фантазии;
- развитие коммуникативных навыков детей, установление контактов между детьми, родителями и педагогами;
- создание условий в учреждении для саморазвития и самореализации воспитанников ДОУ.
Показатели результативности:
Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодии, всегда вслушивается в них.
Хорошо поет.
В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
Любит петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.
В пении или музыке выражает чувства, свое состояние.
Хорошо играет на каком-нибудь детском музыкальном инструменте.
Содержание работы по основным направлениям реализации программы
Направление работы | Содержание работы |
Координационное направление |
|
Диагностическое направление |
|
Кадровое направление |
|
Развивающее направление |
|
Информационное направление |
|
Мониторинг возможностей
и способностей воспитанников
дошкольного учреждения
МОНИТОРИНГ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В УДО
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Возможное кол-во баллов | Методы диагностик |
1.Интеллектуальные способности | 1. На занятиях все легко и быстро схватывает. 13. Оригинально мыслит и предлагает неожиданные ответы, решения. | Высокий (качество выражено сильно, выше среднего); Средний (качество выражено средне); Низкий (качество слабо выражено, либо совсем не выражено) | 10 5 1 | Наблюдение, тестирование, анкетирование |
2.Творческие способности | 1. В своих рисунках и картинах изображает большое разнообразие предметов, ситуаций, людей (нет однообразия в сюжетах рисунков). | Высокий (качество выражено сильно, выше среднего); Средний (качество выражено средне); Низкий (качество слабо выражено, либо совсем не выражено) | 10 5 1 | Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др. |
3.Музыкальные способности | 1. Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодии, всегда вслушивается в них. | Высокий (качество выражено сильно, выше среднего); Средний (качество выражено средне); Низкий (качество слабо выражено, либо совсем не выражено) | 10 5 1 | Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др. |
4.Литературное дарование | 1. Может легко построить рассказ, начиная с завязки и кончая разрешением какого-либо конфликта. | Высокий (качество выражено сильно, выше среднего); Средний (качество выражено средне); Низкий (качество слабо выражено, либо совсем не выражено) | 10 5 1 | Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др. |
5.Артистический талант | 1. Легко входит в роль другого персонажа, человека и т.д. | Высокий (качество выражено сильно, выше среднего); Средний (качество выражено средне); Низкий (качество слабо выражено, либо совсем не выражено) | 10 5 1 | Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др. |
6.Технические способности | 1. Хорошо выполняет задания по ручному труду. | Высокий (качество выражено сильно, выше среднего); Средний (качество выражено средне); Низкий (качество слабо выражено, либо совсем не выражено) | 10 5 1 | Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др. |
7.Способности к спорту | 1. Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений, чтобы ощущать себя счастливым. | Высокий (качество выражено сильно, выше среднего); Средний (качество выражено средне); Низкий (качество слабо выражено, либо совсем не выражено) | 10 5 1 | Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др. |
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Возможное кол-во баллов | Методы диагностик |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Ι.Интеллектуальные способности ΙΙ. Практическая подготовка ребенка: 1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой 3. Творческие навыки | минимальный уровень (ребенок овладел менее 1\2 объема знаний, предусмотренных программой); средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1\2); максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период). минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины); средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой); максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием) начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога); репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца); творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества). | 1 5 10 1 5 10 1 5 10 | Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др. Собеседование Контрольное задание | |
ΙΙΙ. Общеучебные умения и навыки ребенка: 1.Учебно-интелектуальные умения: 1.1. Умение подбирать и анализировать специальную литературу 1.2. Умение пользоваться компьютерными источниками информации 1.3. Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования) 2. Учебно-коммуникативные умения: 2.1 Умение слушать и слышать педагога 2.2. Умение выступать перед аудиторией 2.3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии 3. Учебно-организационные умения и навыки: 3.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место 3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности 3.3. Умение аккуратно выполнять работу | минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей); максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых затруднений). Уровни – по аналогии с п. 3.1.1. Уровни по аналогии с п. 3.1.1. Уровни по аналогии с п. 3.1.1. Уровни по аналогии с п. 3.1.1. минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1\2 объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой); средний уровень (объем усвоенных навыков составляет более 1\2); максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период). | 1 5 10 1 5 10 | Анализ исследовательской работы Наблюдение |
КАРТА СПОСОБНОСТЕЙ
Группа __________________________________________
Ф.И.О. педагога _______________________________________
Год обучения __________________________________________
Группа | |||||||||||||||
Уровни сформированности УУД: Красный – высокий уровень Синий – средний уровень Зеленый – низкийй уровень | Фамилия, имя учащегося | ||||||||||||||
I. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ | |||||||||||||||
II.ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ | |||||||||||||||
III. МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ | |||||||||||||||
IV. ЛИТЕРАТУРНОЕ ДАРОВАНИЕ | |||||||||||||||
V. АРТИСТИЧЕСКИЙ ТАЛАНТ | |||||||||||||||
VI. ТЕХНИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ | |||||||||||||||
VII. СПОСОБНОСТИ К СПОРТУ |
МОНИТОРИНГ СПОСОБНОСТЕЙ ВАШЕГО РЕБЕНКА
С помощью этой анкеты, включающей исследование различных специальных способностей, вы можете выяснить, какими из них обладает ваш ребенок. Ниже перечислены восемь областей, в которых ребенок может проявить свои таланты, и даны их характеристики.
Название способностей | Количество баллов | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Интеллектуальные способности | |||||
1. На занятиях все легко и быстро схватывает. | |||||
2.Обладает чувством здравого смысла и использует знания в практических повседневных ситуациях. | |||||
3. Хорошо и ясно рассуждает, не путается в мыслях. | |||||
4. Улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. | |||||
5. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослым, но имеется в виду. | |||||
6. Устанавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. | |||||
7. Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить. | |||||
8. Знает многое о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники и не догадываются. | |||||
9. У ребенка богатый словарный запас, он легко пользуется новыми словами, точно выражает свою мысль. | |||||
10. Любит книги, которые обычно читают не сверстникам, а детям старше на год или два. | |||||
11. Решает сложные задачи, требующие умственного усилия. | |||||
12. Задает много вопросов. Интересуется многим и часто спрашивает об этом взрослых | |||||
13. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас. Часто скучает на уроке из-за того, что учебный материал ему уже хорошо знаком из книг, журналов, рассказов взрослых. | |||||
14. Оригинально мыслит и предлагает неожиданные ответы, решения. | |||||
15. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на новое и неожиданное. | |||||
Творческие способности | |||||
1.В своих рисунках и картинах изображает большое разнообразие предметов, ситуаций, людей (нет однообразия в сюжетах рисунков). | |||||
2.Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь. | |||||
3.Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.). | |||||
4.Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем. | |||||
5.Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.). | |||||
6.Прибегает к рисунку и лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение. | |||||
7.Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может высказать свою собственную оценку и пытается воспроизвести то, что ему понравилось на своем собственном рисунке или в созданной игрушке, скульптуре. | |||||
8. Любит работать с пластилином, глиной, дающими возможность изображать увиденное в трех измерениях. | |||||
Музыкальный талант | |||||
1. Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодии, всегда вслушивается в них. | |||||
2. Хорошо поет. | |||||
3. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств. | |||||
4. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку. | |||||
5. Любит петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо. | |||||
6. В пении или музыке выражает чувства, свое состояние. | |||||
7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии. | |||||
8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте. | |||||
Литературное дарование | |||||
1. Может легко построить рассказ, начиная с завязки и кончая разрешением какого-либо конфликта. | |||||
2. Привносит что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то знакомом и известном всем. | |||||
3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляя главное и наиболее характерное. | |||||
4. Рассказывая о чем-то, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основной мысли. | |||||
5. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства. | |||||
6. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события, и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает. | |||||
7. Любит писать рассказы и стихи. | |||||
8. Изображает в рассказах своих героев очень живыми, передает их чувства, настроение, характер. | |||||
Артистический талант | |||||
1. Легко входит в роль другого персонажа, человека и т.д. | |||||
2. Понимает и хорошо изображает конфликт, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую ситуацию. | |||||
3. Передает чувства через мимику, жесты, движения. | |||||
4. Стремится вызвать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает. | |||||
5. С большой легкостью драматизирует. Передает чувства и эмоциональные переживания. | |||||
6. Пластичен и открыт всему новому, не «зацикливается» на старом. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не использует уже испытанные варианты, не боится новых попыток, всегда проверяет новые идеи и только после экспериментальной проверки может от них отказаться. | |||||
Технические способности | |||||
1. Хорошо выполняет задания по ручному труду. | |||||
2. Интересуется механизмами и машинами. | |||||
3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей, поездов, радиоприемников. | |||||
4. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов. | |||||
5. Разбирается в капризах механизмов, любит загадочные поломки и вопросы «на поиск». | |||||
6. Любит рисовать чертежи и наброски механизмов. | |||||
7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов. | |||||
Спортивные способности | |||||
1. Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений, чтобы ощущать себя счастливым. | |||||
2. Любит участвовать в спортивных играх и соревнованиях. | |||||
3. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры. | |||||
4. Бегает быстрее всех в классе. | |||||
5. Лучше других физически координирован в движениях, двигается легко и грациозно. | |||||
6. Любит ходить в походы. Играть на открытых спортивных площадках. | |||||
7. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, теннис, футбол). |
Условные обозначения:
5 баллов – такое качество сильно выражено у вашего ребенка;
4 балла – выражено выше среднего;
3 балла – выражено средне;
2 балла – слабо выражено;
1 балл – совсем не выражено. Суммируйте баллы по всем качествам внутри каждой из восьми областей. Общее количество набранных баллов внутри одной области разделите на количество вопросов в этой области. Попробуйте составить графическое изображение способностей вашего ребенка. Для этого на горизонтальной оси обозначьте восемь областей способностей, на вертикальной отметьте полученный для каждой из них средний балл. Вы получите ломаную линию – профиль способностей вашего ребенка. Эта анкета – своего рода опорная схема для наблюдений за вашим ребенком. Предлагаемые характеристики способностей могут помочь вам при анализе поведения ребенка, его умственного и физического развития. Конечно, анкета не исчерпывает всех проявлений поведения ребенка. Если вам покажется необходимым, добавьте собственные характеристики его способностей.
Показатели эффективности деятельности воспитателя
Ф.И.О. ____________________________________________Дата: _________________
№ п/п | Показатели оценки | Индикаторы/Баллы | Оценка комиссии | ||||||||||||||||||||||||||||||
Реализация современных подходов к организации предметно-развивающей среде | |||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Организация предметно-развивающей среды в групповых помещениях, кабинетах специалистов, музыкальном и спортивном залах, игротеках | соответствует требованиям | соответствует требованиям, динамичность, насыщенность, творческий подход к содержанию, участие детей | участие в оформлении общих помещений (муз.зал, лестничные пролеты и др) | |||||||||||||||||||||||||||||
0 | 1 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Положительная динамика индивидуального развития воспитанников | |||||||||||||||||||||||||||||||||
2. | Достижение воспитанниками более высоких показателей развития в сравнении с предыдущим периодом | без существенных достижений (реализация программы) | своевременное проведение мониторинга индивидуальных показателей развития детей | положительная динамика развития индивидуальных способностей и творческого потенциала детей | |||||||||||||||||||||||||||||
0 | 1 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||
3. | Результативность участия воспитанников в конкурсах, соревнованиях, акциях и т.п | не принимали участие | участие детей в конкурсах, соревнованиях и т.п. | наличие призеров в детских конкурсах, соревнованиях и т.п. | |||||||||||||||||||||||||||||
0 | 1 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Организация работы с родителями | |||||||||||||||||||||||||||||||||
4. | Реализация мероприятий, направленных на взаимодействие с родителями | Отсутствие работы в данном направлении | беседы с родителями по корректировке деятельности воспитанников, высокая посещаемость родительских собраний, участие родителей в выставках, конкурсах | привлечение родителей к участию в жизни группы и ДОУ, вовлечение родителей в образовательный процесс | интерактивные программы мероприятий с семьей | ||||||||||||||||||||||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||
5. | Взаимоотношения с семьями, отсутствие конфликтных ситуаций, обоснованных жалоб со стороны родителей | наличие острых конфликтов, жалоб от родителей | профилактика и предупреждение острых конфликтных ситуаций | конструктивное разрешение конфликтных ситуаций, отсутствие жалоб | |||||||||||||||||||||||||||||
0 | 1 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||
6. | Создание информационного поля для родителей | Отсутствие информации, не актуальна, редко меняется | Папки –передвижки, отчеты, газеты, выставки и т.д., эстетичность, актуальность, сменяемость | Оригинальность подачи наглядной информации, взаимодействие со специалистами | |||||||||||||||||||||||||||||
0 | 1 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Качество воспитательно-образовательного процесса, реализация основной образовательной программы | |||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Своевременное и качественное оформление документации (план ВОП, отчеты, протоколы родительских собраний и др.) | соответствует требованиям, не сданы в указанные сроки | своевременное и качественное оформление документации, участие разработке и реализации ООП | Разработка конспектов, участие в инновационной деятельности, качественное оформление материалов из опыта работы, корректировка образовательной программы группы (разработка тематического планирования и т.д.) | |||||||||||||||||||||||||||||
0 | 1 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Уровень исполнительской дисциплины. | нарушение исполнительской дисциплины (в том числе наличие и провоцирование конфликтов) | самостоятельность и грамотность в принятии решений | проявление инициативы, замещение на период больничного листа | |||||||||||||||||||||||||||||
0 | 1 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Реализация дополнительных проектов (социальных, индивидуальных, групповых и т,д.) | не реализуются | разработка проекта, соответствие требований к содержанию проектной деятельности | Разработка более 2 –х проектов, полнота и качество оформления материалов, презентация результатов | Взаим-вие и расширение связей с другими учр-ми и соц. партнерами в рамках реализации проектов | ||||||||||||||||||||||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Уровень владения ИКТ (Использование на занятиях современных образовательных, в том числе информационно- коммуникационных технологий). | ИКТ не используются | Самостоятельная разработка презентаций для использования в работе (в т.ч. отчетов), работа с текстовым редактором, электронными таблицами | использование на занятиях современных образовательных, в том числе информационно- коммуникационных технологий, | владение мультимедийной техникой, работа с сайтом | ||||||||||||||||||||||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||
11 | Организация работы с детьми по различным направлениям (педагогические технологии) вне ООП | не организованы | своевременное проведение, оформление выставок (продукты деятельности) | наличие программы, тематического планирования | |||||||||||||||||||||||||||||
0 | 1 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||
12 | Организация и проведение мероприятий способствующих сохранению и восстановлению психического и физического здоровья детей; выполнение инструкции по охране жизни и здоровья детей. | нарушение требований инструкции по охране жизни и здоровья детей | выполнение инструкции по охране жизни и здоровья детей | разработка проектов, интерактивных мероприятий, участие в конкурсах по данной теме | |||||||||||||||||||||||||||||
0 | 1 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Профессиональный рост, профессиональная реализация | |||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | Участие педагога в конкурсах (в ДОУ, муниципального, регионального, федерального уровня) | Не участвует | В ДОУ | Муниципального уровня | Регионального уровня | Федерального уровня | |||||||||||||||||||||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||||||||||||||||||||||
14 | Продуктивное участие в методической работе (конференциях, семинарах, методических объединениях) Обобщение и распространение своего педагогического опыта | Не участвует | В ДОУ | Муниципального уровня | Регионального уровня | Федерального уровня | |||||||||||||||||||||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||||||||||||||||||||||
15 | Поддержание авторитета и имиджа ДОУ | нет | подготовка материалов из жизни группы, информации для родителей для размещения на сайте ДОУ, статьи в газету и т.д. | ||||||||||||||||||||||||||||||
0 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
16 | Совершенствование профессионального уровня | На прежнем уровне | Подтверждение квалификации (в расчетном периоде) | Обучение в ВУЗе Индивидуальный план работы по самообразованию, Повышение категории (в отчетном периоде) | |||||||||||||||||||||||||||||
0 | 1 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Выполнение работ, не связанных с прямыми функциональными обязанностями | |||||||||||||||||||||||||||||||||
17 | Работа на приусадебном участке | не работает | выращивание рассады, разбивка клумб | творческий подход, оригинальность, разработка проектов, сохранение садовых культур | |||||||||||||||||||||||||||||
0 | 1 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||
18 | Участие в общественных мероприятиях ДОУ | не участвовал в данном периоде | Участие в субботниках, ремонтах, благоустройстве территории | ||||||||||||||||||||||||||||||
0 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
19 | Участие в утренниках на другой группе (вне рабочего времени) | нет | да | ||||||||||||||||||||||||||||||
0 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Максимальное количество баллов 42 | Набрано всего баллов: |
Диагностический инструментарий
Диагностический инструментарий на выявление музыкальных способностей ребенка
Диагностика чувства темпа и метроритма
Игра-тест на выявление уровня развития чувства метра «Настоящий музыкант»
Тест позволяет определить реактивно-метрические способности. Все задания предъявляются в размере 4/4 в умеренном темпе в объёме четырёх тактов.
Игра предполагает вовлечение ребёнка в исполнение на музыкальных инструментах, например на фортепиано (возможно, на металлофоне), простой мелодии.
Цель: выявление уровня развития чувства темпа и метрической моторной регуляции в соответствии с изменяющимся темпом.
Критерии оценки:
- адекватное исполнение ребёнком своей партии вумеренном, быстром и медленном темпах, а также с ускорением и замедлением фиксируется как высокийуровень темпо-метрической регуляции;
- адекватное исполнение всех восьми тактов только в двух темпах (например, умеренном и быстром илиумеренном и медленном) соответствует среднему, нормативному уровню развития чувства темпа;
- ситуативно-сбивчивое, но завершённое исполнениепесенки только в умеренном темпе (допускаются аметрические ошибки в 2-4 тактах) показываютслабый уровень двигательного опыта моторной регуляции;
- сбивчивое и незавершённое ребёнком исполнение - низкий уровень.
Тест - игра на изучение чувства ритма
«Ладошки»
Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности. Педагог предлагает ребёнку спеть песню и одновременно прохлопать в ладоши её метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается «спрятать» голос и «спеть» одними ладошками.
Критерии оценки:
- точное, безошибочное воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов - высокий уровень;
- воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шёпотом) - средний уровень;
- адекватное метрическое исполнение с пением 4 -5 тактов - слабый уровень
- неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса - низкий уровень.
Диагностика звуковысотного чувства (мелодического и гармонического слуха)
Игра «Гармонические загадки»
Цель: выявить степень развития гармонического слуха, т.е. способности определять количество звуков в интервалах и аккордах, а также характер звучания в ладовых созвучиях.
Педагог исполняет созвучие (интервал или аккорд) и затем предлагает ребёнку отгадать сколько звуков «спряталось» в нём, а также определить как звучит созвучие: весело или грустно. Следует исполнить 10 созвучий.
Критерии оценки:
- слабый уровень - угадано ребёнком 1-3 созвучия
- средний уровень - угадано ребёнком 4-7 созвучий
- высокий уровень - угадано ребёнком 8-10 созвучий
Критерии оценки:
- слабый уровень - последовательное исполнение звуков вверх или вниз по направлению к тоническому звуку в диапазоне терции;
- средний уровень - опевание тоники и последовательное исполнение тетрахорда (вверх - вниз по направлению к тонике) в удобном для ребёнка диапазоне;
- высокий уровень - опевание, последовательное и скачкообразное (на кварту, квинту, малую или большую сексты) исполнение мелодических линий в диапазоне октавы и более.
Диагностика чувства тембра
Тест - игра «Тембровые прятки»
Цель: выявление уровня развития тембрового слуха по показателю адекватно дифференцированного определения инструментального или вокального звучания одной и той же мелодии. Ребёнку предлагается прослушать аудиозапись музыкального фрагмента в различных исполнениях и определить тембровое звучание музыки.
Критерии оценки:
- низкий уровень развития тембрового чувства - адекватное определение только однородных тембров;
- средний уровень - адекватное определение однородных тембров и смешанных тембров;
- высокий уровень - адекватное определение различных тембровых соотношений в исполнении предъявленного музыкального фрагмента.
Диагностика динамического чувства
Тест - игра «Мы поедем в «Громко-тихо»»
Цель: определение способности адекватной аудиально-моторной реакции на динамические изменения (силу выражения) инструментального и вокально-инструментального стимула. Ребёнку предлагается поиграть в «громко-тихо». Педагог играет на фортепиано, а ребёнок - на бубне или барабане. Ребёнку предлагается играть так, как играет педагог: громко или тихо. Адекватное исполнение контрастной динамики «форте-пиано» оценивается в 1 балл.
Затем педагог исполняет музыкальный фрагмент так, чтобы звучание музыки то усиливалось, то ослаблялось; ребёнку предлагается повторить динамику звучания на барабане или бубне. Адекватное динамическое исполнение "крещендо" и "диминуэндо" оценивается в 2 балла; всего - 4 балла.
Критерии оценки:
- слабый уровень динамического чувства - 1 балл;
- средний уровень - 2-3 балла;
- высокий уровень - 4-5 баллов.
Диагностика чувства музыкальной формы
Тест-игра «Незавершённая мелодия»
Цель: выявить уровень развития чувства завершённости (целостности) музыкальной мысли. Ребёнку предлагается прослушать несколько мелодий и определить, какие из них прозвучали полностью, а какие «спрятались» раньше времени.
Стимулирующий материал строится в следующем порядке:
1-я мелодия - не доигрывается последний такт;
2-я мелодия - доигрывается до конца;
3-я мелодия - не доигрывается последняя фраза мелодии;
4-я мелодия - прерывается на середине второй фразы (из четырёх);
5-я мелодия - доигрывается до конца.
Критерии оценки:
- слабый уровень - правильно определены 1-2 пункты;
- средний уровень - правильно определены 3-4 пункты;
- высокий уровень - правильно определены все 5 пунктов.
Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку
Тест «Музыкальная палитра»
Цель: изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку, т.е. конгруэнтного переживания и смысловой рефлексии содержания музыки.
Ребёнку предлагается прослушать данные музыкальные пьесы и попробовать определить, какое настроение у него вызывает каждая из них, какие образы представляются во время звучания музыки.
1-й (вербальный) вариант задания: подобрать слова, подходящие ребёнку для выражения его переживания музыки;
2-й (невербально-художественный) вариант задания: ребёнку предлагается нарисовать образы, картинки, которые ему представляются во время прослушивания музыки;
3-й (невербально-двигательный) вариант задания: ребёнку предлагается двигаться под музыку так, как ему это представляется во время звучания музыкального фрагмента.
Критерии оценки:
- низкий уровень эмоционально-образного осмысления характеризуется уклонением (фактическим отказом) ребёнка от проекции своих состояний или его неспособностью в ситуации музыкального воздействия даже на простейшее самовыражение своих впечатлений, мыслеобразов, настроений в невербально-художественной, двигательной или вербальной форме. К этому же уровню относятся и неконгруэнтные формы самовыражения ребёнка в ситуации музыкального стимулирования его эмоционального опыта;
- средний (нормативный) уровень развития эмоциональной отзывчивости характеризуется способностью к конгруэнтно репродуктивнойформе отображения уже имеющегося опыта переживаний, состояний, мыслеобразов, вызванных воздействием музыкального фрагмента; соответствующей изобразительной и вербальной характеристикой ребёнком своих переживаний и мыслеобразов основного содержания музыки (без особых детализаций своего отображения);
- высокий уровень эмоциональной отзывчивости характеризуется конгруэнтной характеристикой осмысления эмоционально-образного содержания музыки.
Креативность самовыражения ребёнка в изобразительной, двигательной и словесной форме проявляется в следующих особенностях формы самовыражения:
1. Оригинальность (необычность, новизна) отображения мыслеобраза, идеи;
2. Детализация (разработанность) своей идеи или образа;
3. Беглость порождения идей, т.е. способность порождать большое количество новых, но адекватных музыкальному воздействию мыслеобразов;
4. Гибкость, т.е. различность типов, видов, категорий идей и мыслеобразов на один музыкальный материал.
8. Диагностика когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей
Выявить уровень когнитивного компонента музыкально-эстетических ориентаций ребёнка можно с помощью краткой беседы-анкеты.
Примерные вопросы анкеты.
1.Ты любишь музыку?
2.Нравится ли тебе петь? Если, да, то, что именно, какие песни?
3.Где тебе нравится петь больше - в детском саду, школе, музыкальной школе или дома?
4.Поют ли твои родители (дома или в гостях)?
5.Какие песни тебе нравится петь, а какие - слушать?
6.Где ты чаще слушаешь музыку - в концертном зале или дома по телевидению и радио?
7.Что ты больше любишь - петь, рисовать или танцевать под музыку?
8.Приходилось ли тебе исполнять музыку на каком-либо инструменте? Каком?
9.Нравятся ли тебе телевизионные музыкальные передачи? Если, да, то, какие?
10.Слушаешь ли ты какую-нибудь музыкальную радиопрограмму?
11.Какие исполнители (певцы, музыканты) тебе особенно нравятся и почему?
Критерии оценки уровня когнитивного компонента музыкально-эстетической направленности ответов ребёнка:
- низкий уровень развития когнитивного компонента музыкальных предпочтений, вкусов характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к музыкальным видам деятельности;
- средний уровень - выражается в наличии интереса к музыке, но с явным предпочтением развлекательной направленности музыкальных жанров (конкретных произведений), вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны музыки;
- высокий уровень - ярко проявленный демонстрируемый интерес к музыкальным видам деятельности и разножанровой направленности (по названным ребёнком произведениям - как эстрадно-развлекательных, так и классических жанров).
Тест «Музыкальный магазин»
Цель: изучение практико-ориентированных предпочтений, реального выбора музыкальных ориентаций, характеризующих музыкальные вкусы (поведенческие реакции) личности.
Ребёнку предлагается выбрать в музыкальном магазине понравившуюся музыку. Выбирать можно любое количество музыкальных записей.
ритерии оценки:
- низкий уровень музыкально-эстетических вкусов характеризуется выбором лишь развлекательных образцов музыкального искусства;
- средний уровень - выбор двух образцов различных направлений музыкального творчества;
- высокий уровень - проявление интереса к трём (и более) различным музыкальным направлениям (жанрам) с предпочтением классических произведений.
Изучение мотивационного компонента музыкальных вкусов ребёнка
Тест «Хочу дослушать»
Данный тест предполагает естественную ситуацию слушания музыки на музыкальных занятиях с детьми. В качестве стимулирующего материала предлагается набор разнохарактерных фрагментов музыкальных произведений. Диагностической такая ситуация становится в случае, если педагогнамеренно прерывает музыку на кульминационном моменте её звучания. Ситуация незавершённости музыкальной формы (образа) вызывает у детей с высокой мотивационной направленностью на музыкальную деятельность ярко выраженную реакцию-просьбу завершения прослушиваемой музыки.
Поэтому после остановки музыки на кульминации педагог обращается к детям с вопросом: будем ли дослушивать музыку до конца или достаточно того, что уже прозвучало?
Признаки, по которым оценивается уровень мотивационной направленности, следующие:
- проявленная потребность в завершении музыкального фрагмента оценивается как мотивационная готовность ребёнка к развитию своих музыкальных способностей;
- индифферентное или отрицательное отношение (т.е. отказ от завершения прослушивания) интерпретируется как несформированная мотивация музыкальной деятельности.
Диагностический инструментарий на развитие способностей ребенка
Ряд музыкальных игр и дидактических упражнений на развитие музыкальных способностей детей:
Игра «Музыкальные игрушки»
Динь-динь-динь-динь колокольчик
Динь-динь-динь-динь колокольчик
Динь – слушай колокольчик
Бам-бам-бам-бам – барабанчик
Бам-бам-бам-бам - барабанчик
Бам – слушай барабанчик
Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши
Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши
Хлоп – хлопаем в ладоши!
Для игры понадобятся: колокольчики, барабанчики (по количеству детей в группе). Раздайте детям инструменты и покажите или напомните, как на них играть. Инструменты лежат на полу рядом с малышами. Побуждаем детей в соответствии с текстом брать инструменты по очереди и, поиграв, убирать (делаем паузы в пении).
Игра «Погремушка»
Погремушка-погремушка,
музыкальная игрушка
Хочешь, сразу две возьми
И греми, греми, греми!
Хочешь, сразу две возьми
И греми, греми, греми!
Спрячь за спинку погремушки
Отдохнут от шума ушки
На соседей погляди
И тихонько посиди
На соседей погляди
И тихонько посиди.
Для игры понадобятся погремушки. Рекомендуем использовать одинаковые для всех детей и заранее проверить их звучание (громкость): учитывайте, что будут играть все дети и у каждого будет по две погремушки, поэтому лучше подбирайте негромко «шуршащие», а не гремящие.
Игра проводится в соответствии с текстом: мы помогаем детям ритмично встряхивать погремушки, а затем – спрятать их за спинку. Чтобы малыши не заскучали в тот момент, когда погремушки спрятаны – можно чуть-чуть подбрасывать их на коленях.
Пальчиковые и жестовые игры
«Рыбки»
(1)Пять маленьких рыбок играли в реке,
(2)Лежало большое бревно на песке,
(3)И рыбка сказала: « Нырять здесь легко!»
(4)Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко»
(5)А третья сказала: «Мне хочется спать!»
(6)Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.
(7)А пятая крикнула: «Здесь крокодил!
(8)Плывите отсюда, чтоб не проглотил!»
Покажите детям рыбок – как они плавают, ныряют и крокодила – как он открывает пасть.
Предложите детям «поиграть в рыбок».
Ладони сомкнуты, чуть округлены.
1 - выполняем волнообразные движения в воздухе.
2 - руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок (бревно)
3 -ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.
4 - качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).
5 - ладони кладём под щёчку (рыбка спит).
6 - быстро качаем ладонями (дрожь).
7 - запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются (рот).
8 – прячем руки за спину, педагог старается их поймать.
«Мой зонтик»
(1)Вот это - мой зонтик, я в дождь хожу с ним
(2)Пусть дождь барабанит - останусь сухим.
(3)А вот моя книжка, могу почитать,
(4)Могу вам картиночки в ней показать.
(5)Вот это - мой мяч, очень ловкий, смешной
(6)Его я бросаю над головой.
(7)А вот мой котёнок, я глажу его,
Мяукает он для меня одного!
Перед игрой покажите детям все предметы, о которых идёт речь в песенке. Вам понадобится: зонтик, книжка, мячик, котёнок. Спросите детей: Когда мы открываем зонтик? Что они видят на картинках в книжке? Что мы можем делать с мячиком? Как мы можем играть в мяч? Как разговаривает котёнок? Покажите жесты, необходимые для игры.
1 - Поднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик)
2 – «Барабаним» пальцами левой руки по правой (зонтику)
3 - Раскрываем ладони "книжечкой" (сомкнуты мизинцы)
4 - Руки вытягиваем, ладони открыты (сомкнуты большие пальцы)
5 - Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки
6 – «Мячик прыгает» над головой, ударяясь о ладонь другой руки
Упражнение «Природный оркестр»
Цель. Расширять чувственный опыт детей. Стимулировать стремление детей передавать разнообразные звуки, услышанные в природе, с помощью предметов, материалов, музыкальных инструментов. Развивать воображение.
Рекомендации к проведению упражнения.
Детям предлагается послушать звуки природы. Попробовать определить их источники. Используя разнообразные материалы, предметы, музыкальные инструменты, дети могут воспроизвести услышанные звуки. Оценить их сходство. Когда у детей накопится достаточный опыт, организуйте «природный оркестр». Каждый ребенок выбирает свой способ передачи звуков. Сначала «природный оркестр» составляется произвольно.
Более сложный вариант упражнения: воспитатель подбирает не большой рассказ с описанием природы, а дети, прослушав его, озвучивают.
Упражнение «Забавные танцы»
Цель: Идентификация с животными и растениями. Стимулирование желания передавать их образы в танце.
Рекомендации к проведению упражнения.
Участникам предлагается представить самое любимое растение или животное и попробовать выразить его в движениях. Один ребенок показывает, остальным предлагается угадать, чей это образ. Постепенно упражнение усложняется. Детям предлагается придумать танец улитки, дождевого червяка, засыхающего листочка, надломленного дерева, а далее танец дождя, радуги и других явлений, происходящих в природе. Танец может сопровождаться любой музыкой.
Музыкально-дидактические игры
«Повтори звуки»
Для детей старшего дошкольного возраста.
Для игры потребуются карточки (по числу играющих) с изображением 3 бубенчиков: красный — «дан», зеленый — «дон», желтый — «динь», маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков (на каждой по одному), металлофон.
Ведущий показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его «дан», он звучит так (поет до первой октавы): дан-дан-дан. Зеленый бубенчик звенит намного выше, мы назовем его «дон», он звучит так (поет ми первой октавы): «дон-дон-дон». Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его «динь», он звучит так (поет соль первой октавы): «динь-динь-динь».
«Восьмерка»
Дети встают в круг. По сигналу все игроки делают глубокий вдох, чтобы живот получился надутым, подгибают одну ногу, немного наклоняются вперед и начинают считать до 8, до тех пор, пока живот «не спустится» — выдох. Воздух нужно расходовать постепенно.
Счет (один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь) повторяется, пока не закончится дыхание. Ребенок может выдохнуться на счет пять во втором повторе. В этом случае, как только он чувствует, что живот «спустился», опускает ногу и ждет, пока остальные закончат считать.
Как только все дети перестают считать, воспитатель снова дает сигнал и повторяет упражнение. Его можно повторять до тех пор, пока дети не начнут на один вдох повторять счет несколько раз до восьми.
Ведущий следит за тем, чтобы дети считали четко. Игра позволяет тренировать дыхание перед распевками.
«Зов»
Дети встают полукругом, повернувшись к окну. Лучше проводить эту игру на улице, на открытом пространстве или в помещении с хорошей акустикой.
По сигналу руководителя дети набирают воздух, делая вдох, и начинают выкрикивать слова «речка», «печка», немного потянув гласный: ре-е-чка-а, пе-е-чка-а.
Слова произносятся громко и четко. Это звучит как зов. Голосом нужно посылать слово куда-то вдаль (за крышу, в небо).
Игра продолжается до тех пор, пока все дети не начнут произносить слова громко и весело, нараспев, правильно взяв дыхание. Игра способствует развитию слуха.
Игра для детей младшего дошкольного возраста «Где мои детки?»
Потребуются четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих). На больших карточках изображены гусь, утка, курица, просто птица; на маленьких — утята, гусята, цыплята, птенчики в гнездышке.
Дети сидят полукругом напротив ведущего, у каждого по одной маленькой карточке. Ведущий предлагает поиграть и начинает рассказ: «В одном дворе жили курица с цыплятами, гусыня с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку): «Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!» (поет на ре первой октавы (мелодия начинается со звука ре), слоги тя-тa в слове «утята» и «бя-та» в слове «ребята» поются на фа).
Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают: «Кря-кря, мы здесь» (поют на звуке ля первой октавы).
Ведущий забирает у детей карточки и продолжает: «Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и тоже стала звать своих детей: «Где мои цыплята, милые ребята? Ко-ко!» (поет на ми первой октавы — ход мелодии тот же). Дети, у которых на карточках изображены цыплята, поют на звуке си первой октавы. Гусята «отвечают» на фа первой октавы (тональность си мажор); птенчики «отвечают» на до второй октавы (тональность фа мажор).
Затем ведущий дает возможность детям побыть «мамами-птицами».
Рекомендации музыкальному руководителю
по развитию музыкальных способностей детей в ДОУ:
1.Обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными произведениями и сведениями о них.
2.Приобщать к различным видам музыкальной деятельности, обучать способам и навыкам пения и музыкально-ритмических движений, игре на детских музыкальных инструментах.
3.Формировать певческие голоса детей, добиваться выразительного пения, образности и ритмичности движений, и координации, точности игры на музыкальных инструментах, развивать музыкальные способности.
4.Стимулировать творческие проявления в музыкальной деятельности (инсценировки песен, импровизации несложных попевок, движений, комбинирование элементов танцев).
5.Познакомить с музыкальными инструментами и приемами игры на них.
6. Исполнять небольшие песенки-распевки с постепенным мелодическим движением.
Рекомендации к педагогу
по развитию музыкальных способностей детей в ДОУ:
1.Побуждать активный интерес к музыке, развивать правильное ее восприятие, формировать чувства и представления детей, стимулировать их нравственно - эстетические переживания, способность к эмоциональной отзывчивости.
2.Побуждать к самостоятельным действиям: высказывать свои впечатления о музыке, исполнять (без помощи взрослых) знакомые песни, применять их в самостоятельной деятельности.
3.Воспитывать музыкальный вкус детей, оценочное отношение к прослушанным произведениям, к собственному исполнению песен, танцев, хороводов и т.д.
4.Развивать у детей чувство уверенности в себе.
5.Развивать коммуникативные функции речи у детей.
6.Формировать у детей чувство коллективизма и ответственности.
Рекомендации для родителей:
1.Приобщать детей к музыкальной деятельности.
2.Поощрять творческие способности детей.
3.Развивать у детей эстетическое отношение к музыке.
4.Привлекать внимание детей к богатому и разнообразному миру звуков.
Список использованной литературы
1. Арисменди А. Л. Дошкольное музыкальное воспитание. - М.,1989.
2. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. - Л.. 1971.
3. Ветлугина Н.А.. Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. Музыкальные занятия в детском саду. М., 1984.
4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. М., 1967.
5. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993.
6. Гусева Е.П.. Левочкина И.А.. Печенков В.В.. Тихомирова И.В. Эмоциональные аспекты музыкальности. Художественный тип человека (комплексные исследования). М.,1994,
7. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? М..1982.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА – СИНТЕЗ «НЕИССЯКАЕМЫЙ РОДНИК» Ознакомление дошкольников с культурными общечеловеческими ценностями, обычаями, обрядовыми праздниками народов России и Европы в условиях детского сада. Ч.3
Русские с интересом осваивают европейскую и мировую культуру, но и богатейшая российская культура, одна из наиболее своеобразных и богатых культур Евразии, не должна оставаться тайной за семью п...
Программа развития эмоционально-личностной сферы дошкольников, воспитывающихся в детском доме
Для многих воспитанников детских домов характерны неразвитость произвольных форм поведения, повышенная конфликтность, агрессивность. Программа коррекционно-развивающих занятий направле...
Учебная программа "Формирование позитивной самооценки у дошкольников"СОГЛАСИЕ"
Заниженная самооценка может привести к нарушению поведения ребенка. Проявления негативной самооценки могут быть самые разные: от снижения работоспособности, до проявления агрессии.Негативная самооценк...
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ОБЩЕНИЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ДОШКОЛЬНИКОВ»
Коррекционо-развивающая программа составлена для детей старшего дошкольного возраста. Направлена на развитие эмоциональной сферы и формирования навыков общения....
Проект программы по развитию психологического здоровья дошкольников.
Проект программы «Краски Природы» по реализации антропологической модели психологического здоровья в детском саду. Проект программы «Краски Природы» разрабатывался с использованием...
Из опыта работы. Реализация программы "Родничок" по патриотическому воспитанию дошкольников
Мероприятия, проводимые в ДОУ в целях выполнения намеченного по патриотическому воспитанию. Результаты....
Формирование финансовой культуры дошкольников по программе «Азы финансовой культуры для дошкольников»
Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования....