Главные вкладки

    Игры с детьми дошкольного возраста по гендерному воспитанию
    материал на тему

    Игры с дошкольниками по гендерному воспитанию отражают культурные эталоны поведения, способствуют усвоению правил мужского и женского поведения. Эти игры помогают детям овладеть полоролевым репертуаром, способами мужского и женского поведения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igry_gender.docx36.55 КБ

    Предварительный просмотр:

    Игры с детьми дошкольного возраста по гендерному воспитанию

    Дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста

    «Кто что носит?»

    Цель: Учить находить отличия во внешнем облике мальчиков и девочек.

    Материалы: Магнитная доска; фигурки мальчика и девочки, вырезанные из картона.

    Задание: Разобраться, какая одежда нужна куклам - Кате и Пете.

    «Наши прически».

    Цель. Формировать представление о разновидностях причесок; развивать фантазию, воображение.

    Материалы: Картинки, сюжетные и предметные; принадлежности для ухода за волосами: расчески, заколки, резинки, бантики, зеркало.

    Задание: Разобраться, на каких картинках изображен мальчик, на каких – девочка; отметить детали и особенности  причесок: стрижка  короткая, длинная. После обсуждения оборудовать салон красоты.

    «Сундучок русской хозяюшки».

    Цель: Расширить представление о быте русского народа; развивать уважительное отношение к труду женщины, мужчины, желание помогать.

    Задание: Рассмотреть старинные и современные предметы, отобрать те, которые использовали в старину женщины, мужчины.

    Игры-состязания. Игры,  способствующие овладению способом мужского  и женского поведения. Подвижные игры

    «Утка и утята».

    Цель. Создать атмосферу общности, воспитывать чувства сопереживания, ответственности; развивать у девочек способность и желание заботиться о малышах.

    Материал. Покрывало.

    Действующие лица. Мама-утка, маленькие утята (четверо-пятеро детей), коршун (воспитатель).

    Схемы-действия  - отражают культурные эталоны поведения, способствуют усвоению правил мужского и женского поведения. Наиболее интенсивны они на месте встречи мальчиков и девочек, уже заданном пространством учреждения, - там, где дети имеют возможность проявить самостоятельность, свободу.

    Сюжетно-ролевые игры.  Моделирование ситуаци

    Цель. Овладеть полоролевым репертуаром, способами мужского и женского поведения в семье: «Дочки-матери», «У нас гости», «Идем в кукольный театр», «Переезжаем на новую квартиру».

     «Я и моя семья». Дети поочередно берут на себя роли членов семьи и свою собственную; проектируют возможную социальную ситуацию (дома или на улице) и способ поведения.

    Игры, развивающие нравственные качества, характерные для мальчиков и девочек. Совместная трудовая деятельность

    Задание: дети в зависимости от пола распределяют трудовые обязанности, цель которых - получить положительный результат.

    «Стирка кукольной одежды»мальчики носят воду, девочки стирают; мальчики относят чисто белье, девочки развешивают;                                                                            

     «Уборка в природном уголке»: мальчики приносят горшки с цветами в умывальную комнату, девочки протирают листья, орошают их водой; девочки расставляют цветы по местам, мальчики меняют воду в аквариуме.

    Символические игры

    «Кто живет в твоем сердце?»

    Задание. Получив карточки-символы, схематически изображающие понятия «доброта», «красота», «честность», «смелость», «сила»  отобрать те, которые обозначают ценности, определяющие и направляющие поведение мальчика и девочки. В качестве символа можно воспользоваться изображением мишки, выполняющего различные действия.

    Метод диалога с самим собой, содержание которого – реальные проблемы: «Мне грустно, потому что...», «Мне радостно, и я...», «Если бы я был(а) мальчиком (девочкой), то...», «Мне бывает страшно, когда...», «Больше всего я люблю...», «Когда вырасту, я...», «Когда стану папой (мамой), я...» и т.д.

    Дидактические игры  с детьми старшего дошкольного возраста:

    Игры, способствующие формированию полоролевых знаний и представлений.

    Специально организованные виды деятельности.

    Выступают в виде этических индивидуальных и совместных бесед как с мальчиками, так и с девочками.

    Темы бесед с мальчиками:

    «Мальчики-защитники слабых (девочек, женщин, стариков)», «Мальчики — маленькие рыцари», «Мальчики - юные мастера», «Мальчики – будущие папы».

    Темы бесед с девочками:

    «Девочки - маленькие хранительницы и утешительницы», «Девочки - маленькие принцессы», «Девочки – будущие мамы».

    Темы совместных бесед:

    «Мальчик и девочка – такие разные и такие похожие», «Защита и сострадание - качества мужчины и женщины», «Внешние формы поведения мальчика и девочки», «Мальчики и девочки в совместной деятельности», «Мальчик и девочка –  будущая семья».

    Игры-состязания

    Стимулируют познавательную активность: «Назови смелую профессию», «Опиши словесно портрет девочки (мальчика)», «Кто передаст характер героя (героини) известного произведения?», «Кто составит небольшой рассказ о мальчике (девочке, маме, папе, бабушке, дедушке) по заданным словам (веселая, озорная, забавная, смешливая; герой, храбрец, победитель, рыцарь)?».

    Символические игры  (адаптированные игровые методы P.M.Чумичёвой)

    «Предмет-мужчина, предмет-женщина».

    Задание. Рассмотреть предмет (кувшин, лампа, подушка, карандаш), представить, кем бы он стал, если его оживить (мужчиной или женщиной), и обыграть эти предметы, изображая их взаимодействие – словесно или жестами.

    «Мой любимый герой».

    Задание. Сказочного или литературного: раскрыть словесно его суть; прикосновением волшебной палочки превратиться в того героя, кого нарисовал. 

    Примечание. Правила предусматривают символические действия и творческое взаимодействие с игроками; желательно вхождение в образ посредством мимики и пантомимы.

    «Сбор чемодана».

    Задание. «Собрать в чемодан» те черты характера (овеществленные в знаках и символах), которые помогают мужчине и женщине в жизни, способствуют умению видеть и понимать другого.

    Дидактические игры

    «Волшебный цветок».  Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные.

    • 1 вариант: «За что нам нравятся мальчики  (девочки)?»   Цель: Воспитывать культуру взаимоотношения между мальчиками и девочками.
    • 2 вариант:« Как я дома помогаю?»  Цель: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков        
    • 3 вариант: « Кто я в семье?»   Цель: Формирование представлений о родственных связях. Учить детей правильно употреблять такие слова, как сын, внук, брат, дочь, внучка, сестра и т.д.

    «Мама».

    Цель. Развивать представление об обязанностях мамы в семье и на работе; воспитывать любовь к близким людям, желание доставить им удовольствие; закрепить употребление «волшебных слов», помогающих дарить окружающим радость, сохранять дружбу. 

    Материал. Набор открыток с изображением букетов, сувениров, предметов; карточки с текстом «волшебных слов». 

    Ход игры. По предложению педагога дети сочиняют рассказ на тему «Моя мама дома и на работе» и описывают ее портрет; с помощью открыток разыгрывают ситуации: «Выбираем подарок для мамы (бабушки, сестры)», «Поищем и найдем «волшебные слова» для мамы». Игра заканчивается совместным определением того, кто самый внимательный: дочка, сын, внук; обсуждением, почему сделали именно такой выбор.

    «Кем я хочу стать? Как буду работать?».

    Цель. Формировать умение делать выбор в соответствии с собственными интересами и способностями; осознавать значимость любой профессии.

    Материал. Картинки, изображающие людей разных профессий.                                                                                                        

    Ход игры. 1. Беседа по темам: «Сколько профессий может освоить человек?», «Что определяет название профессии?», «Почему человек стремится овладеть профессией?», «Какая профессия самая лучшая? Почему?», «Кем я мечтаю быть? Чему я для этого должен научиться?».

    2. Чтение стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть?».

    3. Обсуждение темы: «Какие профессии называют мужскими, а какие женскими? Почему женщины овладевают  мужской профессией, а мужчины – женской?».

     4. Вывод, к которому детей подводит педагог: главное - любить и хорошо знать свое дело.

    Игры способствующие овладению способами полоролевого поведения

    Специально организованные проблемные ситуации.

    Педагог описывает те ситуации, которые ежедневно возникают в детском саду, например:

    1. Сегодня, после завтрака все отправились на прогулку, Регина осталась в группе, чтобы помочь Нурие Абдулаевне. Не напоминает ли ее поступок кого-то из сказочных персонажей? Кто так же, как Регина, любил трудиться? С кем можно сравнить? С Крошечкой- Хаврошечкой или с Ленивицей?

    2. Карина строила из кубиков домик. Пробежал Захар, нечаянно толкнул постройку. Строение рассыпалось. Никто не обратил внимания на девочку, на то, как она огорчилась. Только Саша подошел к Карине: собрав кубики, он стал успокаивать девочку. Невольно вспоминается одна из сказок братьев Гримм - «Гензель и Гретель». Кто расскажет, как Гензель заботился о своей сестренке? как успокаивал ее? как по-мужски находил выход из трудного положения? Кто представит, как в такой же ситуации повели бы себя Карабас- Барабас? Буратино? Айболит?

    Прогнозирование ситуации. Его суть – представить свои действия в предлагаемой неприятной действительности. Основная задача, к которой педагог подводит детей: прежде, чем что-то сделать, следует остановиться, подумать: кто ты, мальчик или девочка? как должен повести себя мальчик (девочка), чтобы избежать неприятностей?  Примеры ситуаций:

    1. Алеша и Дима, играя, не поделили машину. Что может произойти, если никто из них не хочет уступить? Как решить конфликт по-мужски?

    2. Мама просит Свету убрать игрушки за собой и положить их на место. Что будет, если Света выполнит мамину просьбу? А если откажется?

    Моделирование жизненно значимой ситуации, включающей проблему и ряд действий, которые следует выбрать и которыми следует руководствоваться в среде сверстников.

    Модель поведения для мальчиков:

    1.Ты едешь в трамвае, сидишь у окна. Входит женщина. Ты уступаешь ей место? Продолжаешь сидеть и смотреть в окно? Взбираешься на колени мамы?

    2.Большие мальчики обижают девочку. Она плачет. Что ты делаешь в такой ситуации? Зовешь старшего брата или маму? Сам заступаешься за девочку?

    Модель поведения для девочек:

    1.Дети вышли на прогулку. У Алеши неправильно застегнуто пальто. Шапка съехала набок. Ты помогаешь Алеше привести себя в порядок? Жалуешься воспитателю на небрежный вид мальчика? Не замечаешь непорядок в одежде Алеши?

    2.Мама заболела. Ты будешь заботиться о ней? Или продолжишь играть как ни в чем не бывало? Станешь капризничать?

    Ребенок моделирует ситуацию не только словесно. С помощью графических средств или демонстрационного материала он должен продумать и обозначить свои связи, отношения и действия с теми людьми, кто находится с ним в одной ситуации.

    Сюжетно-ролевые игры

    «Дочки-матери», «Переезжаем на новую квартиру», «Ожидаем гостей», «Дети заболели», «В семье празднуют именины».

    Игры-драматизации

    «Спящая красавица»

    Цель. Формировать доброжелательные отношения между мальчиками и девочками; развивать способность и желание говорить приятное своим товарищам.

    Задание. Мальчик (девочка) по желанию изображает спящего принца (спящую красавицу). Остальные игроки, соблюдая очередность, подходят к спящему герою и пытаются добрыми словами разбудить принца (или красавицу).

    «Сказка наоборот»

    Цель. Формировать умение входить в образ героя противоположного пола, понимать его интересы и нравственные ценности.

    Задание. Придумать сказку, в которой действуют известные сказочные персонажи. Основное условие: героев (Карлсон, Буратино, Карабас- Барабас, Незнайка) изображают девочки, а героинь (Красная Шапочка, Крошечка-  Хаврошечка, Золушка,  Мальвина) – мальчики.              

    Подвижные игры

    «Найди свою пару».

    Задание. Держась за руки, составить пары.

    Ход игры. По сигналу воспитателя дети разбегаются по площадке, изображая различные предметы. По второму сигналу – находят свою пару. Приз получает та пара, которая первой возьмется за руки и объяснит, как их предметы могут дополнить друг друга.

    Моделирование ситуаций

    «Прими решение»

    ЦельФормировать умение самостоятельно принимать решения, ориентируясь на эталон мужского и женского поведения, принятый в обществе.

    Содержание. Воспитатель читает текст. Задача, поставленная перед детьми – самостоятельно продолжить и закончить сказку. Например: «Жила-была девочка, добрая, умная. Один недостаток был у нее – очень рассеянная. Однажды, отправляясь на день рождения своей подруги, девочка никак не могла найти заколки, чтобы привести в порядок прическу. Наконец нашла. Но тут куда-то запропастились носки... Что делать? Опаздывать нельзя. Помогла мама. И носочки нашла, и подарок для именинницы подготовила. Когда девочка была уже во дворе, у подъезда ее внимание привлек незнакомый малыш. Он сидел на лавочке и тихонько всхлипывал. Рядом никого не было...». Ответы детей обсуждаются.

    Имитационные игры

    «Любящие родители».  Задание. Передать мимикой, эмоциями чувство радости, нежное, заботливое отношение родителей к своим детям.

    «Бездомный котенок». Задание. Проявить жалость, ласку к тем, кто нуждается во внимании.

    «Разъяренная медведица». Задание. Выразить эмоцию гнева; объяснить его причину у людей, животных; способвыхода из этого состояния.

    «Охота Бабы Яги». Задание. Передать характер отрицательного сказочного героя выразительными движениями, мимикой.

    Коммуникативные методы

    «Посмотри в глаза». Задание. Составить пары, посмотреть друг другу в глаза, представить, каким (какой) станет партнер (партнерша), когда вырастет, рассказать об этом.

    «Секретные совещания». Задание. Собраться мальчикам на «совещание» и решить, что приятного, доброго, полезного они могут сделать для девочек.

    «Подарок» Ход игры. Дети, чередуясь (мальчик-девочка), образуют круг. По предложению водящего (воспитатель) преподносят соседу воображаемый подарок: руками изображают, что дарят, говоря при этом что-то приятное. Водящий дает установку: «Подумайте, какой подарок было бы приятно получить вашему (вашей) соседу (соседке)». По окончании игры спрашивает, что подарили. Предлагает сопоставить, насколько верно сосед (соседка) понял преподносимый дар. Дети, в свою очередь, делятся впечатлениями о том, какие они испытали чувства, получая или преподнося подарок.

    «Скажи комплимент» Ход игры. Рассадив детей по кругу, педагог предлагает каждому, соблюдая очередность, сказать своему соседу что-то приятное. Тот, к кому обращаются, обязательно благодарит за доброе слово.                

    Примечание. В следующий раз задание можно усложнить, предложив мальчикам обратиться к девочкам так, как это сделал бы рыцарь или мушкетер, увидев свою королеву, а девочкам – повести себя как Золушка на балу. По выполнении задания обсудить совместно, кто сказал самый необычный или неожиданный комплимент.

    Игры способствующие воспитанию женственности и мужественности, самосовершенствованию женской (мужской) индивидуальности

    Состязательные игры

    «Рыцарский турнир» Ход игры. Турнир проводят мальчики-рыцари, соревнуясь в ловкости, сноровке (попадание в цель, бег с препятствиями, прохождение по лабиринту), силе (перетягивание каната, армрестлинг), смекалке (отгадывание кроссвордов, задач, головоломок), галантности (приглашение на танец), остроумии (изложение забавного случая, придумывание названия к смешным картинкам). Подведение итогов и награждение победителей проводят девочки.

    «Маленькая хозяйка». Ход игры. Девочки соревнуются в кулинарных способностях (приготовление бутербродов, салатов), знании кулинарных рецептов, умении сервировать стол, принимать гостей.                          

    Коммуникативные методы

    «Новое имя». По заданию педагога дети дают характеристику каждому в группеначиная с первой буквы имени, например: Наташа – нежная, надежная, неунывающая; Саша – смелыйсильный, стойкий. Охарактеризовать товарища можно и по ассоциации с каким-либо растением, животным или явлением, например: Таня – травинка (тоненькая, хрупкая, нежная); Вася –василек (глазки  голубые, как у василька); Ксюша – кошечка (ходит тихо-тихо, совсем не слышно, как кошечка); Саша –солнышко (добрый, радостный, согревающий своей улыбкой).Когда станет ясно, что дети усвоили инструкцию, педагог, подзывая к себе каждого воспитанника, предлагает придумать свой вариант характеристики.

    Инсценировки по сюжетам произведений. Задание. Раскрыть поступки героевпроявивших мужественность, женственность («Морозко», «Рукодельница и Ленивица», «Крошечка- Хаврошечка»; С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»; К.И. Чуковский «Айболит»; Г.Х. Андерсен «Свинопас», «Все хорошо, что хорошо кончается»; братья Гримм «Гензель и Гретель»).

    Игры обуславливающие формирование представлений у мальчиков и девочек о народной культуре и народных традициях воспитания

    «Экскурсия в деревенскую избу». Цель. Знакомить с историей предков, их жизненным укладом, одеждой, ролью мужчины и женщины в семье и обществе, символами, знаками, предметами мужского и женского мира, особенностями воспитания мальчиков и девочек; воспитывать интерес к истории родного края, к своей малой родине, чувство гордости за своих предков.

    Диалогово-игровые методы:

    «Беседа с героем сказки»

    Цель. Развивать дружеские взаимоотношения между мальчиками и девочками; обучать умению действовать в соответствии с ролью. 

    Материал. Карточки с изображением различных сказочных персонажей. 

    Ход игры. Из набора карточек выбрать одну и принять на себя роль этого героя или героини (Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Снегурочка, Змей Горыныч, Иванушка- дурачок, Емеля,  Крошечка- Хаврошечка,  Марья- Искусница). Выбрав пару (мальчик-девочка), разыграть ситуацию, предложенную педагогом, например: сочинить беседу между двумя персонажами на определенную тему (о погоде, друзьях, желаниях, любимых занятиях и т.д.); придумать и провести диалог сказочных персонажей по поводу какой-либо совместной деятельности.

    «Главные слова»

    Цель. Находить в сказке главные, значимые слова, раскрывающие полоролевые ценности. 

    Материал. Иллюстрации к знакомым сказкам. 

    Ход игры. По предложению педагога дети вычленяют в сказке слова, раскрывающие нравственный смысл поступков героев. Это могут волшебные слова, сказочные приговоры, слова, что несут смысловую нагрузку. Так, основные слова в сказке «Морозко», сказанные падчерицей: «Тепло, Морозушко, тепло, батюшка!». Отсюда понятно: вовсе не случайно, что ее терпение, доброта, трудолюбие, мягкость вознаграждаются. Главные смысловые слова в былине «Вольга и Микула» произносит богатырь: «Простой крестьянин я, землю пашу. Хлебом Русь кормлю. А зовут меня Микула Селянинович». Важно донести до детей мысль: трудолюбие, отвага, сила,смелость, любовь к Родине на земле Русской всегда являлись и являются ценностями мужественности.

    Игры-состязания.

    Задание.  Назвать пословицы, раскрывающие мужские и женские качества характера; назвать пословицы о семье, почитании родителей, любви к детям; душевно спеть колыбельную песню сыну или дочке; назвать сказки, в которых действуют добрые, заботливые, трудолюбивые, сильные, выносливые, отважные, находчивые герои; нарисовать старинный праздничный наряд мужчины (женщины); назвать старинные предметы быта.

    Русские народные игры

    «В хороводе были мы»

    Цель. Формировать  умение  овладевать  нормами межполового общения.

    Ход игры. Действие разворачивается внутри хоровода, а героями становятся мальчик и девочка, выбранные по жребию. По окончании песни – выбирается новая пара.

    «Утка»

    Ход игры. Играющие (чередуясь: мальчик-девочка) образуют круг. В центре – «утка» (девочка), за кругом – «селезень» (мальчик). Он должен поймать утку, стремясь прорваться в круг. Стоящие в кругу, сцепив руки, мешают ему, защищая утку.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "РАБОТА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ"

    В условиях ломки сложившихся нравственных идеалов российского общества , гражданское воспитание дошкольников приобретает особую остроту и актуальность, очевидна неотложность решения на государственном...

    Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника»

    Задачи:1) расширение представлений об окружающем;2) формирование игровой деятельности:  а/ развивать сюжет  б/ обучение игровым действиям (объединение в игре, взаимодействие по ходу иг...

    Проект для детей старшего дошкольного возраста по гендерному воспитанию "Я мальчик, я девочка"

    Как известно в детстве происходит становление образа Я мальчика (девочки) и приобретения им (ею) полоролевого опыта как пространства, где ребенок открывает для себя свой пол (физический, социальный, п...

    Подвижные игры с детьми дошкольного возраста в семье. Игры и игровые упражнения.

    Подвижные игры и игровые упражнения для детей дошкольного возраста в семье...

    Организация сюжетно – ролевой игры с детьми дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения (методические рекомендации)

    Игра - традиционный, признанный метод воспитания маленьких детей. Игра соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка, и потому в игре дети охотно и с удовольствием делают то, что еще не у...

    Развитие взаимодействия и общения в раннем и дошкольном возрасте. Коммуникативные игры с детьми дошкольного возраста.

    Проблема приобщения ребенка к социальному миру является одной из ведущих в процессе формирования личности. В дошкольном возрасте очень важно развивать у малыша коммуникативные способности. Это необход...

    Гендерные игры с детьми дошкольного возраста.

    Гендерное воспитание дошкольников можно считать новой отраслью педагогики, которая представляет собой одну из составляющих модернизации содержания образования и воспитания, нацеленных на соц...