Методика Николая Александровича Зайцева "Стосчет"
материал на тему

Попова Надежда Александровна

Методика Н.А. Зайцева "Стосчет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n.a.zaytsev_stoschet_seminar.docx93.34 КБ

Предварительный просмотр:

Методика Н.А.Зайцева «Стосчёт»

Мне сегодня хочется рассказать об уникальности методики Николая  Александровича Зайцева  «Стосчет».

Лично у меня интерес к этой методике появился в этом году , после первого знакомства с пособиями этого мудрейшего человека, патриота и певца нашей сокровищницы — народной педагогики Николая Александровича Зайцева.

Мне захотелось применять эту методику в своей работе. Я поняла, что это как раз , тот клад, который необходим для творческого развития и обучения детей .  

Но были сомнения: смогу ли я довести это до детей так, как рекомендовал Николай Александрович.

Работу со «Стосчетом» начинала в занятиях  средней группе .  Стандартный урок Зайцева продолжается 5-15 минут в игре. Эффект от обучения по Зайцеву сказывается даже при крошечных затратах времени в день! В процессе обучения дети не сидят за столами, а перемещаются по группе, это не позволяет им утомиться. Можно ходить, стоять, лежать на ковре. Не портится осанка и зрение, потому что дети смотрят на большие таблицы и карточки.

За 10 занятий дети хорошо усваивают зрительный и звуковой образы числа в пределах сотни, запоминают порядковое расположение чисел и умеют свободно ориентироваться в числовой ленте. Суть математики по Зайцеву состоит в том, что ребенку предлагают увидеть всю сотню сразу. По методике Зайцева трёх –четырёх летки знакомятся сразу с первой сотней, находят любое число на числовой ленте, выходят на решение задач и примеров на сложение и вычитание в пределах ста.
С первых шагов работы почувствовала ее эффективность

.

 

Игра «Где чей гараж»  (4-6)

Для игры потребуются числовые карточки из пособия Зайцева Н.А. «Стосчет»,  числовая лента и ваш домашний автопарк.

Машинки делятся поровну между играющими. Затем они выбирают такое же количество числовых карточек – пропусков в гараж.

Ведущий обращает внимание на гаражи – числовую ленту. Все машины должны стоять только в своих гаражах. Нужно поставить машины в гаражи. Если лента висит на стене, то машины станут под нужным числом – номером гаража. Если лента лежит на полу, то Ваш малыш с удовольствие разместит свои машины в гаражах.

Моделирование двузначных чисел 

«Угадай и найди» 

1 вариант 

Для работы потребуются числовые карточки из пособия Зайцева Н.А. «Стосчет» от 10 до 20; 2 карточки для моделирования количества предметов. Кружочки одинакового цвета или пуговки, набор пластмассовых цифр. 
Возьмите числовую карточку. Рассмотрите ее. 
 Уточните, что слева нарисован треугольничек, в котором 10 кружочков,  это десяток - дцать. Справа 4 кружочка закрашено. Это единицы. Это 
число четырнадцать
Ведущий молча выкладывает с помощью цифр любое число от 10 до 20, играющий «делает» его с помощью модели. Называет, находит такую же числовую карточку. Забирает  карточку себе – выигрывает, если число на столе получилось такое же как на карточке. 
В конце игры подсчитывается число карточек у каждого. Определяется победитель. Будьте великодушны, допустите ошибку «по рассеянности», пусть ребенок ее заметит. Постарайтесь быть для вашего малыша партнером по игре, а не контролером
http://psihdocs.ru/sovremennie-v2/13049_html_563a947c.png

«Найди клад» (5-7)

Для работы потребуются числовые карточки и монеты. 

На столе раскладывается несколько числовых карточек  - каменные плиты. (Не больше 10). Ребенок – кладоискатель отворачивается.  Ведущий тихонько кладет монетку под одну из карточек – зарывает клад. 
Кладоискатель должен отгадать, где зарыт клад. Он называет число десятков в числе. Ведущий говорит «да» или «нет». 
- в этом числе 2 десятка? 
- нет? 
- 5 десятков? 
- да. 
- В этом числе 2 единицы? 
- нет 
- 7 единиц? 
- да! 
- Значит, клад зарыт под плитой № 57! 
- да!!! 
Теперь играющие меняются ролями. В конце игры можно подсчитать выигрыш.

Сложение 

Научите ребенка решать примеры на сложение путем присчитывания на числовой ленте: 

Для работы понадобятся числовые карточки и числовая лента, иллюстрация. 

Сколько лягушек сидит на полянке (укажите на картинку слева)? Покажи, какой цифрой обозначается это число. Положи такую карточку. Вдруг лягушки повстречали своих подружек. (Демонстрируется средняя картинка). Сколько тут лягушек? Покажи цифру, обозначающую число 3. Когда все лягушки уселись на полянке, их стало больше или меньше? 
- Больше. 3 лягушки добавились к 2 лягушкам. 
- Сколько всего стало лягушек на полянке? Покажи такую цифру. 
Вы заметите, что ребенок пересчитывает всех лягушек, не понимая, что удобнее производить отсчет от того числа, которое уже имеется в данный момент. 
Подскажите, что гораздо удобнее считать сразу от двух. (Показываем 3 картинку) Прибавилась 1 лягушка, стало 3, прибавилась еще 1 лягушка, стало 4, прибавилась еще 1 лягушка, всего стало 5. 
- Чтобы не сбиться со счета, нам поможет числовая лента. 

Правило сложения:  При сложении двух чисел получается большее число. На ленте числа увеличиваются вправо, значит двигаться надо вправо

К двум надо прибавить 3. Нашли число 2 и, показывая на каждую следующую цифру, говорим: «1, 2, 3». Пальчик остановился на цифре 5. Получилось 5 лягушек. Используем прием присчитывания. 
Объясните, что на математическом языке для записи действия сложения используется знак «+». 
2+3=5 .
http://psihdocs.ru/sovremennie-v2/13049_html_55289407.pnghttp://psihdocs.ru/sovremennie-v2/13049_html_m5efaf304.png

Вычитание

Аналогично тому, как вводилось сложение, представление о вычитании формируются на основе предметных действий детей с предметами. С этой целью детям можно дидактические игры «Сбор урожая», «Грибники» и др.

Для работы понадобятся числовые карточки и числовая лента, иллюстрация.

- На лесной опушке веселилось 6 зайчиков. Покажи карточку с нужной цифрой. Что случилось дальше ? Два зайчика ускакали. Покажи, какой цифрой обозначается это число. Положи такую карточку. Сколько зайчиков осталось на опушке? 4 зайчика. Зайцев осталось больше или меньше?

- Меньше.

- Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько зайчиков осталось?

- Надо от шести зайчиков отнять два.

- Как можно назвать действие которое мы выполнили?

В математике ест название этого действия – вычитание, показать обозначение с помощью знака «-».

6-2=4

- Расскажи как ты вычитаешь от шести два?

- От шести отнять 1 получится 5, потом отнять  еще 1 получится 4.

Посмотри как это можно сделать на числовой ленте.

Правило вычитания: При вычитании из большего числа, получится меньшее число. Чем число меньше, тем оно левее, значит двигаться надо влево.

Находим число 6 – это зайчиков было. 2 зайчика ускакало.          Пальчиком показываем числа и считаем: «один, два». Пальчик остановился на числе 4.

- 4 зайчика осталось веселиться на лесной опушке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий музыкально – литературного вечера, посвящённый Сергею Александровичу Есенину.

В сценарии использован материал для систематизации и закрепления знаний детей старшего  дошкольного возраста о творчестве Сергея Есенина. В ходе  мероприятия используется интеграция образова...

Презентация к занятию в подготовительной группе детского сада. Русская поэзия в стихах Сергея Александровича Есенина 125 лет со дня рождения поэта.(3 октября 1895).

Презентация к занятию в подготовительной группе детского сада. Русская поэзия в стихах Сергея Александровича Есенина125 лет со дня рождения поэта.(3 октября 1895)....

Методика обучения чтению Николая Зайцева. "Кубики Зайцева". Презентация для родителей и педагогов.

Методика обучения чтению НиколаяЗайцева. "Кубики Зайцева". Презентация для родителей и педагогов....

Призентация Амонашвили Шалва Александрович

Шалва Александрович Амонашвили родился 8 марта 1931 г. в Тбилиси. В школе работал с 1951 года пионервожатым. После...

Игровые технологии -2 (методика Николая Буракова)

Принцип методики Буракова: формировать потребность ребенка в саморазвитии, которая остается с ним на всю жизнь, чем бы он ни занимался в дальнейшем, через малые шаги-достижения в адаптивной игровой фо...

Технологическая карта: «Куобах кутуруга». Николай Гаврилович Золотарев - Николай Якутскай остуоруйатыттан

laquo;Куобах кутуруга».Николай Гаврилович Золотарев - Николай Якутскай остуоруйатыттан...

Проект «Читаем играя» (Методика Николая Александровича Зайцева)

Цель: Формирование у дошкольников навыков чтения и развитие речи.Обучение должно быть построено на всех формах восприятия ребенка: мышлении, активной практической самостоятельной деятельности, слухе и...