Главные вкладки

    План по самообразованию «Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста».
    материал на тему

    Cухова Любовь Сергеевна

    С самого раннего детства можно научить ребенка системно мыслить, придумывать сказки, стихи, решать задачи творческого характера и многое другое. Одним из направлений развития интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста является использование технологии ТРИЗ (теории решения изобретательных задач).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл plan.docx29.36 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

    Города_________________________

    детский сад № ________________

     

    План по самообразованию

     «Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста».

    Выполнил: ______________

                                                                                                         воспитатель

     

     

    2017

    Пояснительная записка.

            С самого раннего детства можно научить ребенка системно мыслить, придумывать сказки, стихи, решать задачи творческого характера и многое другое. Одним из направлений развития интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста является использование технологии ТРИЗ (теории решения изобретательных задач).

            Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

            Для достижения данной цели мы определили следующие задачи:

    1. Развивать умения устанавливать причинно – следственные связи, выделять главное, производить аналитические действия.
    2. Побуждать детей к самостоятельным рассуждениям по отношению к объекту, как к единому целому, имеющему определенное назначение, состоящему из взаимосвязанных частей, функционирующему в какой – либо среде и имеющему прошлое и будущее.
    3. Формировать умение самостоятельно использовать разные виды моделей для записи условий задачи и возможных вариантов решений, работа со схемами, на полоске, на морфологической таблице.
    4. Совершенствовать умение сужать поле поиска в играх «Да – нет» разного варианта.
    5. Продолжать побуждать детей самостоятельно играть в игры по сужению поля поиска.

            Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.

            Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

            Итак, проанализировав методическую литературу, мы сделали вывод о том, что:

    • ТРИЗ позволяет развивать воображение, фантазию детей;
    • ТРИЗ позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для детей форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию;
    • ТРИЗ стимулирует развитие мышления дошкольников, проявление творчества как детьми, так и педагогами;
    • ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.

            Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

            Ожидаемые результаты по мере изучения темы:

    Будут обеспечены:

    - положительная динамика качественных показателей высокого уровня сформированности познавательного развития и коэффициента оригинальности у воспитанников;

    - преемственность между семьей и образовательным учреждением в вопросах развития познавательного развития у старших дошкольников;

    - повысится педагогическая компетентность субъектов образовательного процесса;

    - увеличится доля педагогов, владеющих и применяющих технологии ТРИЗ в образовательном процессе;

    - информация о проекте будет представлена на заседаниях ГМО, в средствах массовой информации, интернет-ресурсах.

            На сегодняшний день, в контексте ФГОС дошкольного образования, данная технология является особенно востребованной, т.к. одной из главных целей на современном этапе является овладение детьми способов когнитивной деятельности. 


    Методы и приемы ТРИЗ.

            В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В своей работе планируем использовать следующие методы ТРИЗ:

    - Метод мозгового штурма.

    Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

    - Метод каталога.

    Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.

    - Метод фокальных объектов. 

    Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.

    - Метод «Системный анализ». 

    Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу. 

    - Метод морфологического анализа. 

    В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.

    - Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка». 

    Суть метода заключается в том, чтобы разделить ситуации на составляющие (реальную и фантастическую), с последующим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.

    - Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками). 

    Моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое –газообразное).

    - Мышление по аналогии. 

    Так как аналогия - это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать

    - Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). 

            Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта. Приёмы волшебства: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.

    При разработке НОД  планируется применять  «приемы фантазирования» (эвроритм, бином фантазии, «наоборот», «дробление – объединение» итд), «приемы придумывания нового объекта», «методика рассказа по картинке» (по методике Мурашковской И.Н.), обучение навыку классификации (по методике Сидорчук Т.А.).

    В результате обучения у детей возникает положительное эмоциональное отношение к занятиям, возрастает познавательная активность и интерес; детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными; у детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию; речь становится гораздо более образной и логичной, знания по ТРИЗ начинают применяться на других занятиях и в повседневном общении.

            


    Этапы работы над темой

    I Подготовительный этап (сентябрь 2017):

    1. Изучение методической литературы по теме.

    2. Определение перспективности и практической значимости для повышения воспитательно - образовательного процесса.

    3. Обследование речи и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. 

    II Прогностический этап (сентябрь 2017).

    1. Формулировка темы, выделение стержневой проблемы и целевой установки с учётом возрастных особенностей детей.

    2. Разработка программно - методического обеспечения образовательного процесса:

    - календарно – тематическое планирование;

    - конспекты занятий;

    - план работы с родителями.

    III Практический этап (октябрь 2017 – май 2018):

    1. Работа с детьми по плану.

    2. Работа с родителями по плану.

    IV Обобщающий этап (май 2018).

    1. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности по теме.

    2. Подготовка обобщённых материалов, планирование работы на перспективу.

    3. Отчёт по проделанной работе по плану самообразования с сентября по май,

    V Внедренческий этап (май 2018).

    1. Консультация для воспитателей «ТРИЗ в детском саду. Использование приёма «системный оператор» в работе с детьми от 3–7 лет»

    2. Мастер-класс для педагогов «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада».


    Календарно – тематическое планирование по работе с детьми 6-7 лет

    на 2017 – 2018 учебный год.

    (составлено на основе пособия Гин С.И. «Занятия по ТРИЗ в детском саду»)

    Месяц

    Неделя

    НОД

    октябрь

    1 неделя

    Системный оператор.

    2 неделя

    Анализ сказки по системному оператору.

    3 неделя

    Прием фантазирования «Дробление – объединение»

    4 неделя

    Метод фокальных объектов.

    ноябрь

    1 неделя

    Прием фантазирования «Увеличение – уменьшение».

    2 неделя

    Свойства и признаки объекта.

    3 неделя

    Развитие ассоциативности.

    4 неделя

    Развитие ассоциативности (продолжение).

    декабрь

    1 неделя

    Прием фантазирования «Оживление».

    2 неделя

    Волшебник Времени.

    3 неделя

    Волшебник Времени (продолжение).

    4 неделя

    Морфологический анализ.

    январь

    3 неделя

    Прием фантазирования «наоборот».

    4 неделя

    Сочинение сказок по приему «бином фантазии».

    февраль

    1 неделя

    Обобщающее занятие по приемам фантазирования.

    2 неделя

    Рассказ по картинке: аналитико – синтетические виды работы.

    3 неделя

    Рассказ по картине: системный оператор.

    4 неделя

    Рассказ по картине: выразительные средства речи.

    март

    1 неделя

    Обобщающее занятие по рассказу по картине.

    2 неделя

    Прогнозирование: объект «больница».

    3 неделя

    Прогнозирование: объект «самолет».

    4 неделя

    Фантазирование: объект «магазин».

    апрель

    1 неделя

    Эвроритм: объект «велосипед».

    2 неделя

    Эвроритм: объект «мороженое».

    3 неделя

    Обобщающее занятие по придумыванию новых объектов.

    4 неделя

    Классификация.

    Май

    1 неделя

    Классификация животного мира.

    2 неделя

    Сочинение сказок о животных.

    3 неделя

    Классификация растительного мира.

    4 неделя

    Обобщающее занятие за год.


    План работы с родителями

    Месяц

    Содержание

    Октябрь

    Папка – ширма «Что такое ТРИЗ?»

    Ноябрь

    Консультация «ТРИЗ в детском саду и дома»

    Декабрь

    1. Педагогическая гостиная для родителей:

    «Развиваем речь детей посредством ТРИЗ-игр»

    2. Памятка ««Факторы успешного речевого развития детей».

    3. Анкета для родителей “Речевое развитие ребенка”.

    Январь

    Консультация «Развитие способностей к творчеству у детей дошкольного возраста»

    Февраль

    Консультация «ТРИЗ – в повседневной жизни»

    Март

    Картотека игр по ТРИЗ

    Апрель

    Консультация "Развитие ребенка с помощью технологии ТРИЗ"

    Май

    Мастер – класс «Развитие творческого потенциала детей. Применение методов ТРИЗ в детском саду и дома»


    Список использованной литературы

    1. Белоусова Л.Е. Веселые встречи. СПб.: Детство-Пресс, 2009
    2. Белоусова Л.Е. Удивительные истории. СПб.: Детство-Пресс, 2003
    3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте - М.: Просвещение, 1991.
    4. Гин С.И. Мир фантазии. Часть 1 и 2. Гомель, 1995
    5. Гин. С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. уреждений: 3 – е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 112с. ;
    6. Дыбина О.В. Что было до. М.: Творческий центр СФЕРА, 2004
    7. Жихар О.П. ОТСМ - ТРИЗ в дошкольном образовании Мозырь, 2006
    8. Корзун А.В. Веселая дидактика. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн, 2010
    9. Корзун А.В. Цели, задачи и содержание ТРИЗ-педагогики. Решение проблем многоуровневого образования средствами ТРИЗ-педагогики. Саратов, 2008
    10. Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. Ульяновск, 2003
    11. Сидорчук Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. Ульяновск, 2006
    12. Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. Ульяновск, 2007
    13. Сидорчук Т.А. Методы развития воображения дошкольников. Ульяновск, 2007.
    14. Сидорчкук Т.А. «Я познаю мир» Методический комплекс для работы с дошкольниками - г.Ульяновск, ООО «Вектор – С», 2014 г. – 124 с.
    15. ФГОС дошкольного образования. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.ПРИКАЗ от 17 октября 2013 г. N 1155


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Адаптированные методы ТРИЗ–РТВ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями (часть I)

    Адаптированные методы ТРИЗ–РТВ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями (часть I)...

    Адаптированные методы ТРИЗ–РТВ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями (часть I)

    Возможность некоторого разведения формирования умственных и речевых действий создает условия для поэтапного обучения учебным действиям по полноценному овладению правилами смысловой, содержательной и я...

    Игра как средство активизации коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста

    Морараш Виктория Владимировна, ГБДОУ детский сад №50Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного развития ребёнка, когда закладываются основы развития личности, начальные ключевые компетенции, ...

    План по самообразованию на 2018-2019 учебный год Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»

    Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Эксперимент...

    Круги Луллия как средство активизации речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

       В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказалось, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у дошкольников. &l...

    Опыт работы по теме: Технология проблемного обучения как средство активизации мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с правилами дорожного движения

      Все мы живем в современном обществе увеличивается количество машин.Важным остается тот факт, что дошкольники испытывают трудности в формировании навыка безопасного поведения на...

    план по самообразованию по теме «Дымковская игрушка, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

    Данная тема самообразования актуальна, т. к. предоставляет необходимую нравственно - эстетическую среду общения с миром ценностей, созданным русским народом, с учётом регионального компонента, позволя...