Круги Луллия как средство активизации речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Котлярова Надежда Васильевна

     В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказалось, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у дошкольников. «Кольца Луллия» - это что-то в виде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее в детском саду. Данный метод я начала использовать в работе с детьми и нахожу его эффективным.

Цель  использования  данной  технологии: развитие  основных компонентов языковой системы (фонематического восприятия и звукового анализа, грамматического строя речи, словарного запаса и связной речи) у старших дошкольников.

Я использую круги Луллия в речевом развитии, как на занятиях (ознакомление с природой и социальным миром, развитие речи, формирование элементарных математических представлений, изобразительная деятельность, основы безопасного поведения), так и в индивидуальной работе с детьми, представляя их детям как чудесные кольца или загадочные круги.

     В современном образовательном процессе это круги с картинками, подобранные по изучаемым темам («Фрукты», «Овощи», «Одежда», «Деревья» и др.), которые накрыты непрозрачным экраном с ромбовидным окошком. Круги вращаются относительно друг друга с помощью пальчиков ребенка, перемещая картинки с целью поиска нужного результата, например в следующих Д/И: «Подбери цвет» (в темах «Овощи», «Фрукты», «Ягоды»), «Найди нужный хвост», «Чей малыш?» (в теме «Животные»), «Соедини части в целое» (в темах «Посуда», «Обувь», «Одежда») и пр.

     На мой взгляд, именно по этим картинкам, реальным, узнаваемым, с характерными признаками, ребенок определяет для себя мир вокруг. Я считаю, что детям интересно играть в картинки, которые расположены особым образом на кругах. Необычная форма заданий позволяет научить ребенка не только различать признаки предметов, но и развивать цветовосприятие, умение группировать, сравнивать, анализировать, обобщать, концентрировать внимание, формировать навыки устной речи, а также способствует активизации зрительных функций (навыков фиксации, прослеживания, зрительного соотнесения). А самое главное – они создают для ребенка условия для того, чтобы почувствовать себя творцом, умеющим объяснять, сочинять, решать пусть пока сказочные, но проблемы и обрести веру в свой успех.

Современными психолого-педагогическими исследованиями

установлено, что мышление и речь взаимозависимы. Проблема развития речи ипознавательной активности дошкольников остается одной из самых актуальных на данный момент, поскольку эти виды деятельности являются непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, еѐ самостоятельности и инициативности.

Детский возраст—период бурной речевой деятельност. Поэтому

каждое занятие по пособию «Круги Луллия»—это игра, по существу,

творческая работа, азначит, интенсивное ощущение радости жизни.

Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребѐнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.

Радость ребѐнку необходима, как кислород, она вызывает прилив сил,

даѐт возможность полнее раскрыться творческим способностям. Свое

общение сдетьми строю так, чтобы ребенок не только овладел определенной суммой знаний, но и мог бы вразумных пределах фантазировать, активно мыслить, изобретать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Круги Луллия как средство активизации речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

     В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказалось, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у дошкольников. «Кольца Луллия» - это что-то в виде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее в детском саду. Данный метод я начала использовать в работе с детьми и нахожу его эффективным.

Цель  использования  данной  технологии: развитие  основных компонентов языковой системы (фонематического восприятия и звукового анализа, грамматического строя речи, словарного запаса и связной речи) у старших дошкольников.

Я использую круги Луллия в речевом развитии, как на занятиях (ознакомление с природой и социальным миром, развитие речи, формирование элементарных математических представлений, изобразительная деятельность, основы безопасного поведения), так и в индивидуальной работе с детьми, представляя их детям как чудесные кольца или загадочные круги.

     В современном образовательном процессе это круги с картинками, подобранные по изучаемым темам («Фрукты», «Овощи», «Одежда», «Деревья» и др.), которые накрыты непрозрачным экраном с ромбовидным окошком. Круги вращаются относительно друг друга с помощью пальчиков ребенка, перемещая картинки с целью поиска нужного результата, например в следующих Д/И: «Подбери цвет» (в темах «Овощи», «Фрукты», «Ягоды»), «Найди нужный хвост», «Чей малыш?» (в теме «Животные»), «Соедини части в целое» (в темах «Посуда», «Обувь», «Одежда») и пр.

     На мой взгляд, именно по этим картинкам, реальным, узнаваемым, с характерными признаками, ребенок определяет для себя мир вокруг. Я считаю, что детям интересно играть в картинки, которые расположены особым образом на кругах. Необычная форма заданий позволяет научить ребенка не только различать признаки предметов, но и развивать цветовосприятие, умение группировать, сравнивать, анализировать, обобщать, концентрировать внимание, формировать навыки устной речи, а также способствует активизации зрительных функций (навыков фиксации, прослеживания, зрительного соотнесения). А самое главное – они создают для ребенка условия для того, чтобы почувствовать себя творцом, умеющим объяснять, сочинять, решать пусть пока сказочные, но проблемы и обрести веру в свой успех.

Современными психолого-педагогическими исследованиями

установлено, что мышление и речь взаимозависимы. Проблема развития речи ипознавательной активности дошкольников остается одной из самых актуальных на данный момент, поскольку эти виды деятельности являются непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, еѐ самостоятельности и инициативности.

Детский возраст—период бурной речевой деятельност. Поэтому

каждое занятие по пособию «Круги Луллия»—это игра, по существу,

творческая работа, азначит, интенсивное ощущение радости жизни.

Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребѐнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.

Радость ребѐнку необходима, как кислород, она вызывает прилив сил,

даѐт возможность полнее раскрыться творческим способностям. Свое

общение сдетьми строю так, чтобы ребенок не только овладел определенной суммой знаний, но и мог бы вразумных пределах фантазировать, активно мыслить, изобретать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Активизация речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР, посредством нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики"

В материале представлен проект по активизации речевой деятельности у детей с ОНР, посредством использования нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики....

План по самообразованию «Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста».

С самого раннего детства можно научить ребенка системно мыслить, придумывать сказки, стихи, решать задачи творческого характера и многое другое. Одним из направлений развития интеллектуальных способно...

Опыт работы по теме: Технология проблемного обучения как средство активизации мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с правилами дорожного движения

  Все мы живем в современном обществе увеличивается количество машин.Важным остается тот факт, что дошкольники испытывают трудности в формировании навыка безопасного поведения на...

Игра как средство активизации коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного развития ребёнка, когда закладываются основы развития личности, начальные ключевые компетенции, главной из которых является коммуникативная. В...

«Скиппинг- технология, как средство активизации двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста»

Скиппинг – это простейшая тренировка, доступная каждому в любом месте и в любое время. Это один из лучших методов повышения уровня физической подготовки и эта форма двигательной активности ...

«Скиппинг – технология как средство активизации двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста»

Без чего нельзя жить, нельзя любить, нельзя быть красивым? Правильно – без здоровья. Ведь еще Сократ говорил, что здоровье, конечно, еще не все, но без здоровья все остальное – ничто. Труд...

Журнал для родителей и детей "Театральная копилка" Тема выпуска: "Театральная азбука маленького актёра" Театральная игра как средство активизации речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Предлагаемый материал предназначен для родителей и детей старшего дошкольного возраста.   Предложенный материал этого выпуска журнала   поможет родителям познакомиться ...