Главные вкладки

    Круги Луллия как средство активизации речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
    статья по развитию речи (старшая группа) на тему

    Котлярова Надежда Васильевна

         В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказалось, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у дошкольников. «Кольца Луллия» - это что-то в виде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее в детском саду. Данный метод я начала использовать в работе с детьми и нахожу его эффективным.

    Цель  использования  данной  технологии: развитие  основных компонентов языковой системы (фонематического восприятия и звукового анализа, грамматического строя речи, словарного запаса и связной речи) у старших дошкольников.

    Я использую круги Луллия в речевом развитии, как на занятиях (ознакомление с природой и социальным миром, развитие речи, формирование элементарных математических представлений, изобразительная деятельность, основы безопасного поведения), так и в индивидуальной работе с детьми, представляя их детям как чудесные кольца или загадочные круги.

         В современном образовательном процессе это круги с картинками, подобранные по изучаемым темам («Фрукты», «Овощи», «Одежда», «Деревья» и др.), которые накрыты непрозрачным экраном с ромбовидным окошком. Круги вращаются относительно друг друга с помощью пальчиков ребенка, перемещая картинки с целью поиска нужного результата, например в следующих Д/И: «Подбери цвет» (в темах «Овощи», «Фрукты», «Ягоды»), «Найди нужный хвост», «Чей малыш?» (в теме «Животные»), «Соедини части в целое» (в темах «Посуда», «Обувь», «Одежда») и пр.

         На мой взгляд, именно по этим картинкам, реальным, узнаваемым, с характерными признаками, ребенок определяет для себя мир вокруг. Я считаю, что детям интересно играть в картинки, которые расположены особым образом на кругах. Необычная форма заданий позволяет научить ребенка не только различать признаки предметов, но и развивать цветовосприятие, умение группировать, сравнивать, анализировать, обобщать, концентрировать внимание, формировать навыки устной речи, а также способствует активизации зрительных функций (навыков фиксации, прослеживания, зрительного соотнесения). А самое главное – они создают для ребенка условия для того, чтобы почувствовать себя творцом, умеющим объяснять, сочинять, решать пусть пока сказочные, но проблемы и обрести веру в свой успех.

    Современными психолого-педагогическими исследованиями

    установлено, что мышление и речь взаимозависимы. Проблема развития речи ипознавательной активности дошкольников остается одной из самых актуальных на данный момент, поскольку эти виды деятельности являются непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, еѐ самостоятельности и инициативности.

    Детский возраст—период бурной речевой деятельност. Поэтому

    каждое занятие по пособию «Круги Луллия»—это игра, по существу,

    творческая работа, азначит, интенсивное ощущение радости жизни.

    Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребѐнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.

    Радость ребѐнку необходима, как кислород, она вызывает прилив сил,

    даѐт возможность полнее раскрыться творческим способностям. Свое

    общение сдетьми строю так, чтобы ребенок не только овладел определенной суммой знаний, но и мог бы вразумных пределах фантазировать, активно мыслить, изобретать.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Круги Луллия как средство активизации речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

         В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказалось, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у дошкольников. «Кольца Луллия» - это что-то в виде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее в детском саду. Данный метод я начала использовать в работе с детьми и нахожу его эффективным.

    Цель  использования  данной  технологии: развитие  основных компонентов языковой системы (фонематического восприятия и звукового анализа, грамматического строя речи, словарного запаса и связной речи) у старших дошкольников.

    Я использую круги Луллия в речевом развитии, как на занятиях (ознакомление с природой и социальным миром, развитие речи, формирование элементарных математических представлений, изобразительная деятельность, основы безопасного поведения), так и в индивидуальной работе с детьми, представляя их детям как чудесные кольца или загадочные круги.

         В современном образовательном процессе это круги с картинками, подобранные по изучаемым темам («Фрукты», «Овощи», «Одежда», «Деревья» и др.), которые накрыты непрозрачным экраном с ромбовидным окошком. Круги вращаются относительно друг друга с помощью пальчиков ребенка, перемещая картинки с целью поиска нужного результата, например в следующих Д/И: «Подбери цвет» (в темах «Овощи», «Фрукты», «Ягоды»), «Найди нужный хвост», «Чей малыш?» (в теме «Животные»), «Соедини части в целое» (в темах «Посуда», «Обувь», «Одежда») и пр.

         На мой взгляд, именно по этим картинкам, реальным, узнаваемым, с характерными признаками, ребенок определяет для себя мир вокруг. Я считаю, что детям интересно играть в картинки, которые расположены особым образом на кругах. Необычная форма заданий позволяет научить ребенка не только различать признаки предметов, но и развивать цветовосприятие, умение группировать, сравнивать, анализировать, обобщать, концентрировать внимание, формировать навыки устной речи, а также способствует активизации зрительных функций (навыков фиксации, прослеживания, зрительного соотнесения). А самое главное – они создают для ребенка условия для того, чтобы почувствовать себя творцом, умеющим объяснять, сочинять, решать пусть пока сказочные, но проблемы и обрести веру в свой успех.

    Современными психолого-педагогическими исследованиями

    установлено, что мышление и речь взаимозависимы. Проблема развития речи ипознавательной активности дошкольников остается одной из самых актуальных на данный момент, поскольку эти виды деятельности являются непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, еѐ самостоятельности и инициативности.

    Детский возраст—период бурной речевой деятельност. Поэтому

    каждое занятие по пособию «Круги Луллия»—это игра, по существу,

    творческая работа, азначит, интенсивное ощущение радости жизни.

    Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребѐнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.

    Радость ребѐнку необходима, как кислород, она вызывает прилив сил,

    даѐт возможность полнее раскрыться творческим способностям. Свое

    общение сдетьми строю так, чтобы ребенок не только овладел определенной суммой знаний, но и мог бы вразумных пределах фантазировать, активно мыслить, изобретать.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Активизация речевого развития детей старшего дошкольного возраста на основе современных способов визуализации образовательной информации"

    В связи с активным внедрением информационно-коммуникационных технологий в педагогический процесс с детьми дошкольного возраста появилось множество средств подачи, визуализации образовательной информац...

    Проект "Активизация речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР, посредством нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики"

    В материале представлен проект по активизации речевой деятельности у детей с ОНР, посредством использования нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики....

    Консультация для педагогов "Мозаичные макеты-карты как средство активизации сюжетной игры детей старшего дошкольного возраст"

    Игра, представляющая собой особую субкультуру детства, передается от старшихдетей к младшим в процессе совместной игровой деятельности. В последниедесятилетия детские игры стали непродолжительными, их...

    Игра как средство активизации коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста

    Морараш Виктория Владимировна, ГБДОУ детский сад №50Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного развития ребёнка, когда закладываются основы развития личности, начальные ключевые компетенции, ...

    Программа по самообразованию 2014-2018 г. по теме: «Речевое развитие как средство активизации познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья»

     Данная тема выбрана не случайно. Научные исследования доказывают недостаточную эффективность применения методов и приёмов работы, привычных для воспитания детей дошкольного возраста, ...

    План по самообразованию «Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста».

    С самого раннего детства можно научить ребенка системно мыслить, придумывать сказки, стихи, решать задачи творческого характера и многое другое. Одним из направлений развития интеллектуальных способно...

    Опыт работы по теме: Технология проблемного обучения как средство активизации мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с правилами дорожного движения

      Все мы живем в современном обществе увеличивается количество машин.Важным остается тот факт, что дошкольники испытывают трудности в формировании навыка безопасного поведения на...