Проектная деятельность (познавательно-исследовательская) "Воздух - невидимка"
проект (средняя группа) на тему

Терехова Ирина Николаевна

Проект дает детям представление о воздухе, о его свойствах и роли в жизни человека. Развивает познавательно-исследовательскую деятельность.

-Уточняет значение воздуха в жизни человека и других живых организмов;

-знакомит детей с некоторыми свойствами воздуха посредством опытно -  экспериментальной деятельности;

- развивает логическое мышление, расширяет кругозор детей;

- закрепляет у детей знания о таком природном явление как ветер, причинах

  его возникновения;

- развивает свободное общение с детьми и взрослыми.

- Развивает умение  поддерживать беседу, совершенствуя диалогическую речь;

- обогащает речь дошкольника прилагательными, характеризующими

  свойства:  прозрачный, легкий, подвижный, невидимый, бесцветный;

- воспитывает у дошкольников интерес к окружающему миру. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vozduh_nevidimka.docx62.17 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Детский сад № 2655

Средняя группа № 3

П Р О Е К Т

по познавательно – исследовательской деятельности детей

Тема:

«Воздух - невидимка»

                                                       Воспитатель:   Терехова И.Н.

                                                           Москва 2013г.

ПАСПОРТ  ПРОЕКТА.

Проект:  «Воздух-Невидимка»

Тип проекта: краткосрочный, групповой, исследовательский.

Срок:  2 недели.

Возрастная группа: средняя

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Цель:  

     Дать представление о воздухе его свойствами и ролью в жизни человека. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность.

Задачи:

-Уточнить значение воздуха в жизни человека и других живых организмов;

-познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха посредством опытно -  экспериментальной деятельности;

- развивать логическое мышление, расширять кругозор детей; 

- закрепить у детей знания о таком природном явление как ветер, причинах

  его возникновения;

- развивать свободное общение с детьми и взрослыми. Развивать умение

  поддерживать беседу, совершенствуя диалогическую речь;

- обогащать речь дошкольника прилагательными, характеризующими

  свойства:  прозрачный, легкий, подвижный, невидимый, бесцветный;

- воспитывать у дошкольников интерес к окружающему миру.

Предварительная работа.

     Игры с мячами, шарами. Загадывание загадок о воздухе, природных явлениях (ветер, ураган), рассматривание тематического альбома «Природные и погодные явления», наблюдение за ветреной и безветренной погодой на прогулке.

                     План-схема организации образовательной

      деятельности детей в рамках проекта «Воздух - Невидимка»

       1. Постановка проблемы.          

2.  Введение в тему: «Воздух повсюду»

3.  «Где обнаружить воздух?»

4.  «Что такое ветер?…»

5. «Сказка мыльных пузырей»

6. Чтение художественной литературы по теме С. Маршак «Мяч»,  

    «Мыльные пузыри», «Ветрено, ветрено, вся земля проветрена…».  

     Заучивание стихов, отгадывание загадок.

7. Художественное творчество «Хмурая осень. Ветреный день», «Сказка мыльных пузырей».

8. Дидактические игры по теме.

7. Наблюдения.

8. Опытно - экспериментальная деятельность.

Конечный продукт:

1. Выставка детских рисунков в рамках проекта: «Хмурая осень. Ветреный день». «От работы добрых рук волшебство случилось вдруг»

2. Фотовыставка «Я – исследователь»

3.  Презентация

Работа с родителями в рамках проекта:

1. Консультация для родителей с целью знакомства с темой, задачами     проекта, содержанием работы, привлечения к совместной деятельности.

2. Оформление фотовыставки  «Я – исследователь»

3. С помощью родителей сделать для каждого ребёнка веера, бумажные кораблики.

                           

 

                             Постановка проблемы.

     Дети – пытливые исследователи окружающего мира.

    Путей развития познавательной активности детей много, но собственная исследовательская деятельность, бесспорно, одна из самых эффективных. Как своеобразный исследователь ребенок выступает в процессе экспериментирования.

     Толчком к началу проекта по познавательно-исследовательской деятельности с экспериментированием послужили  свойственные ребёнку бесконечные «почему?». Среди  них были и такие вопросы: «Мыльные пузыри сделаны из мыла?», «Почему лопаются шарики?», «Почему мячик не тонет?», «Почему ветер гудит?»  и т. д. В ходе размышлений, беседы, дети выявили   проблему: «Что такое воздух?», «Где он?», «Откуда он берется?»,

     В процессе реализации проекта дети узнают о значении воздуха, где он находится, происхождении ветра (его разновидностях).

         В соответствие с проблемой, дети вместе с нами поставили

        задачи исследования:

    1)Узнать про воздух, как можно больше.

         2) Провести опыты с воздухом.

 

 

 План реализации проекта через различные виды деятельности.  

Образовательные

области

Направление работы

                      Цели:

                                     Интеграция   О.О. :  «Познание»,          «Коммуникация»,

                                                                          «Физическая культура»,  

                                                                «Чтение   художественной    литературы»

Введение в тему «Воздух повсюду»

Дидактическая игра                          

 «Узнай по запаху».

- Познакомить детей с проблемой;

- доказать необходимость воздуха для всего живого;

- определить некоторые свойства воздуха (невидимый, прозрачный, без запаха);

- доказать, что воздух пахнет веществом, которое в нем находится;

- упражнять детей в различении пищи по запаху. 

НОД по познавательно-исследовательской деятельности с экспериментированием

«Как обнаружить воздух?»

«Что такое ветер?»

Дидактические игры:

«Где спрятался воздух?

«Какой  ветер?».  

Речевая игра «Ветер, ветерок»

Продолжать подводить к пониманию того, что воздух есть вокруг нас;

- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

-закрепить знания детей о таком природном явлении, как ветер, о его особенностях и значении для человека и окружающего мира.

- Обнаружить воздух в предметах.

-закреплять знания детей о явлениях неживой природы, свойствах и разновидностях ветра.

-упражнять детей в правильном произношении звука ш с разной силой воспроизведения

О.О. «Художественное  творчество (рисование)

.     «Чтение художественной литературы»,

                                « Музыка»».

Рисование «Хмурая осень. Ветреный день»,

 «Сказка мыльных пузырей»

-учить отражать на рисунке ветреную погоду через изображение наклоненных в одну сторону веток, через листья, летящие в одном направлении; передать в рисунке колорит хмурого осеннего дня

-познакомить с нетрадиционным методом приема изображения: с помощью мыльных пузырей;

- учить дорисовывать детали объектов для придания им законченности и сходства с реальными или сказочными образами;

- развивать фантазию, воображение;

- поощрять детское творчество, инициативу.

«Чтение художественной литературы»

А. Пушкин «Ветер, ветер ты могуч…»,

«И. Бродский «Ветер»

- определить, какие характеристики ветра, данные в стихотворении, подходят для описания сегодняшней погоды.

«Музыка»

Работа в музыкальном уголке.

Знакомство с духовыми музыкальными инструментами (дудочка, свистульки, рожок и т.д.)

- расширять знания детей о музыкальных инструментах, развивать музыкальные способности детей и дыхательные возможности.

Подвижные игры:

«Надуваем шарик», «Воздушный шар», «Волшебный рожок».

Игры с  воздушными шарами, игры с ветром с помощью вертушек.

- развивать у детей подвижность, умение действовать по сигналу

Наблюдения на прогулке в ветреную и безветренную погоду (за деревьями, облаками за движением ветвей)

 

- помочь детям в ходе наблюдения подтвердить свои знания о воздухе;

- формировать у детей представление о том, что воздух нужен всему живому, что воздух окружает нас повсюду;

- организовать наблюдение

деревьев, вертушек, перемещением облаков;

- помочь в результате наблюдений определить направление, скорость, силу

ветра.

Работа  с родителями

Дома показать детям  «Где работает воздух» (пылесос, вентилятор и т.д.)».

Вовлечение родителей в процесс проекта.

                                     

 

                               

Введение в тему проекта

«Воздух повсюду»

  О.О. «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура»

Цель: 

-  Познакомить детей с проблемой;

 - подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг нас;

 - доказать необходимость воздуха для всего живого;

- выявить некоторые свойства воздуха  (невидимый,  прозрачный, без

  запаха);

- доказать, что воздух пахнет веществом, которое в нем находится;

  - упражнять детей в различении пищи по запаху. 

Материалы: кукла Бибабо Незнайка, тарелочки с нарезанными продуктами, имеющими запах (апельсин, чеснок, лимон…)

                                               ХОД

Дети собираются вокруг воспитателя.

Восп.- Ребята, давайте посмотрим вокруг себя. Что мы видим вокруг?

- правильно, вокруг нас мы видим разные предметы.

- но есть ещё что-то, чего мы не видим. Что же это такое? (затруднения)

-Послушайте и отгадайте загадки:

1. Он нам нужен, чтоб дышать,                   2. Через нос проходит в грудь

     Чтобы шарик надувать.                                  И обратный держит путь.

     С нами рядом каждый час                            Он невидимый, и все же,

     Но невидим он для нас!                                 Без него мы жить не можем.

что это?     

 -Это воздух. Сегодня мы поговорим о воздухе.

                             Появляется Незнайка.

Незнайка. Привет, ребята! А что это вы тут собрались?  А о чем вы говорите?

Восп. - Здравствуй, Незнайка! Мы сегодня говорим о воздухе.

Незнайка: - О воздухе? А кто его видел, этот воздух?  Может, его и вовсе нет?  Я никогда не видел воздух. А вы, ребята, видели?  (Нет)

Восп. Погоди, погоди, Незнайка. Я его тоже не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас и даже внутри нас.

Незнайка: Что-то мне не верится.

Восп.:  Давайте с вами это проверим  (дети садятся на стульчики).

Положим ладонь на грудь, глубоко вдохнем и выдохнем? Что происходит? – она поднимается при вдохе и опускается при выдохе. А что мы вдыхаем? – воздух. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Так дышит человек всегда!

- А теперь попробуйте не дышать (закрыть рот и нос). Можно так жить? Значит, воздух есть вокруг нас и внутри нас и очень нам нужен! Без него не может никто прожить!

-получается, что воздух есть повсюду? (Да)

-А мы его видим? (Нет)

-Значит, его можно назвать невидимым? (Да)

- Да, воздух невидимый и есть вокруг нас и внутри нас!

Незнайка.- Значит, он «воздух-невидимка»? А почему это мы его не видим? У нас что, плохое зрение? У меня со зрением все в порядке.

Восп. Да у нас тоже всё в порядке со зрением. А вот почему мы его не видим? Как вы думаете, ребята? (предположения детей).

- Воздух прозрачный, через него все видно. А что ещё бывает прозрачным? Давайте найдем прозрачные предметы в нашей группе. (Воспитатель обращает внимание детей на стекла в окне, через них все видно, и деревья, и дома, и облака на небе…)

                                 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА 

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже,

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко – легко подышим…(2 раза)

Восп. Ребята, а имеет ли свой запах воздух?  Давайте мы это узнаем.

     Проводится дидактическая игра «Узнай по запаху».

     Дети вдыхают воздух.

Восп. Пахнет  сейчас чем-нибудь? (Нет)

- А теперь закройте глаза. Я буду приносить различные продукты, а вы попробуйте определить по запаху, что я принесла.

 Дети закрывают глаза, воспитатель вносит в группу различные предметы или вещества, имеющие запах (апельсин, лимон, чеснок, духи…), дети по запаху определяют, что это такое. Замечают, что запахи меняются.

Делают соответствующие выводы, что воздух имеет запах продукта или вещества, который в нем находится.

- Имеет  свой запах воздух? (Нет.)

                                               Итог:

Восп - Ребята, что мы можем сказать о воздухе?  (невидимый, прозрачный, не имеет запаха)

- Для чего нам нужен воздух?  (Чтобы дышать)

- Правильно, чтобы дышать, но не только нам, но и всем живым организмам. И животным, и растениям. Растения дышат через маленькие дырочки, которые можно увидеть через микроскоп или увеличительное стекло.

- Вот видишь, Незнайка, как много интересного мы сегодня узнали о воздухе.

Незнайка. Ой, правда,  как интересно. Спасибо вам, ребята. А сейчас мне пора уходить. Я обязательно к вам ещё загляну. До свидания!

Восп. Интересно вам сегодня было, ребята? (Да)

- В следующий раз мы с вами попробуем узнать, где прячется воздух, как его обнаружить, почувствовать и даже увидеть.

                                                         

                                   

                                   

                                         Конспект НОД

             по познавательно-исследовательской деятельности

                          «Где можно найти воздух?»

Цели:

 - Продолжать подводить к пониманию того, что воздух есть вокруг нас, его свойствах;

-  способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами;

- развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с воздухом;

- пополнять словарный запас детей.

Материалы: кукла Бибабо Незнайка, сачок; целлофановые пакеты стаканчики с водой, палочки для коктейля, игрушка «Мыльные пузыри» на каждого ребёнка, банка с бумажной салфеткой, таз с водой, DVD.

                                         ХОД

    Воспитатель собирает детей около себя.

- Ребята, сегодня к нам в гости обещал прийти Незнайка.

Появляется Незнайка с сачком.

Незнайка: Ух, запыхался, еле успел. Здравствуйте, ребята!

Восп. Откуда же ты так бежишь? Да ещё с сачком.

Незнайка. Откуда, откуда,  на поляне был.

Восп. А почему с сачком? Ты что, там бабочек ловил?  Странно, ведь бабочек осенью не бывает.

Незнайка. И вовсе не бабочек. А воздух я ловил.

Восп. Ах, вот как! И много же ты его наловил?

Незнайка. В том то и дело, что ничего у меня не получилось. Вы же говорили, что его можно поймать и обещали мне показать. А я решил вас опередить. Только, видно, зря, нельзя его поймать.

Восп.  Ну, ничего, ведь ты не знал, как это можно сделать.  Мы с ребятами сейчас  тоже попробуем поймать воздух. Только не сачком, а обыкновенным целлофановым пакетом.

Для этого мы проведем опыт.

- ребята. Помещение, где проводят разные опыты, эксперименты, называется лабораторией. Сегодня наша группа будет лабораторией. Согласны? (Да)

Исследовательская деятельность.

Опыт №1 «Поймай воздух»

Восп. - Воздух не видим. Но воздух мы можем поймать и рассмотреть. Хотите?  (Да)

Детям раздаются пустые целлофановые пакеты.

- Ребята, у вас в руках пустые пакеты. Посмотрите, какие они? (Тонкие, мятые…)

         - Возьмем пакет, встряхнем и начнем его скручивать с открытого края или дунем в него. Что происходит? (пакет надувается).

        - Зажмём пальчиками открытый край и посмотрим, что появилось в пакете?  (Воздух)

        -  В пакете появился воздух. Вот мы его и поймали!

        -  Мы  не можем его сжать, сложить аккуратно.  Почему?  

                                                                                  (предположения детей)

        -  Пакет наполнен воздухом, он занял место в пакете и не дает нам этого

            сделать.

        - Теперь мы можем увидеть какой воздух? (Прозрачный, бесцветный)

        - А сейчас раскроем пакеты и выпустим его. Какими стали пакетики?

           (Опять тонкими)

         - Почему?  (В них нет воздуха)

         - Правильно. Мы его выпустили.

Выводы:

1. Воздух можно «поймать», т.е. что-то наполнить воздухом. Многие игрушки: мячи, шары и другие, с которыми мы обычно играем, наполнены воздухом.

2. Воздух бесцветный, прозрачный.

Восп. Незнайка, теперь ты понял свою ошибку? Почему ты не смог поймать воздух?

Незнайка. Конечно, понял. Сачок-то у меня с дырками, через них воздух и убегал. Сейчас пойду на свою поляну с большим пакетом и наловлю много-много воздуха.

Восп. Но сначала мы хотим показать тебе ещё один опыт.

Опыт №2 «Воздух и вода»

Воспитатель предлагает перейти детям к столу.

 Восп. Ребята, помните, мы с вами говорили, что воздух есть везде? (Да)

 - предлагаю вам посмотреть интересный опыт:  перед вами банка с наклеенной внутри салфеткой.

 -Какая салфетка? ( мягкая, сухая, белая.)

-  Как вы думаете, кроме салфетки в банке что-нибудь есть?  (Предположения детей)

- Сейчас мы проверим.  Для этого нам надо опустить банку в воду, держать ее надо ровно,  горлышком вниз и посмотреть, что же будет. Опускаем банку в воду, немного подождём, а теперь её вытащим.

- Какая теперь салфетка? (сухая)

- Почему салфетка осталась сухой? (Предположения детей)

- Вода не попала в банку.

- Что ей помешало?

- Кроме салфетки в банке есть ещё и воздух, он-то и не пускает туда воду. (Да)

- Ребята, а как вы думаете, если я возьму в одну руку ведро с водой, а в другую ведро, где находится только воздух. Какое ведро будет тяжелее? (Ведро с водой)

- Значит, воздух легче воды?  (Да)

- Сейчас мы это докажем.

- Ту же банку опустим в воду и наклоним её.  Что появилось? (Пузыри). Почему они появились? Вода стала вытеснять воздух из банки, заняла его место, салфетка стала мокрой, а воздух вышел в виде пузырей, потому что воздух легче воды.

Выводы: Воздух есть повсюду. Воздух легче воды.

Опыт№3 «Буря в стакане воды».

Восп. Ребята, а теперь я вам предлагаю похожий опыт  провести самостоятельно.

     Дети подходят к столам, на которых у каждого ребенка стаканчик с водой и трубочкой для коктейля.

 

- Ребята, мы с вами говорили, что воздух есть внутри нас. Посмотрите, что стоит у вас на столе. Что надо сделать, чтобы воздух попал в воду? (Подуть в трубочки).

 - Правильно. Давайте подуем в трубочки.

 -Что происходит?  (Появились пузырьки  -  это воздух).

 -  Мы снова его увидели.- Почему появляются пузыри? (Воздух выходит из воды в виде пузырьков).

- Молодцы!

 Вывод: воздух легче воды.

Игра-забава с мыльными пузырями.

Восп. Незнайка, ребята, а вы знаете, из чего сделаны мыльные пузыри? (Ответы детей)

Восп. Вспомните, в стихотворении  С. Маршака говорится:

Он воздухом надутый,

Но и одной минуты

На свете не живёт.

Воспитатель надувает мыльные пузыри.

 - Из чего образуются мыльные пузыри?  

Дети объясняют, что внутри мыльного пузыря находится воздух.

А сейчас мы поиграем с мыльными пузырями и  понаблюдаем за ними.

Дети начинают пускать мыльные пузыри.

Незнайка говорит, что мыльные пузыри очень красивые. Он узнал очень много интересного, обещает прийти ещё. Прощается.

Воспитатель показывает детям надувной шарик.

- Ребята, а что находится внутри этого шарика?  (Воздух)

- А с шариками мы играем, значит и с воздухом можно поиграть и даже потанцевать.

     Звучит песня «Шарики воздушные»  сл. и муз. Анны Петряшевой в исп. группы «Талисман».

                      Дети танцуют и играют под музыку.

Итог:

Дети отвечают на вопросы воспитателя о воздухе.

Восп. Ребята, о воздухе можно узнать ещё много интересного.  Вам понравилось в нашей лаборатории? Мы продолжим знакомство с воздухом, но только в следующий раз.

                                       

                                      Конспект НОД

                           Тема: « Что такое ветер?»

   О.О.  «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация»

Цели: закрепить знания детей о таком природном явлении, как ветер, о его особенностях и значении для человека и окружающего мира; учить детей самостоятельно делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениями в процессе экспериментальной работы, пополнить словарный запас.

Предварительная работа: наблюдение детей за ветром во время прогулок; беседы о ветре; определять направление ветра с помощью султанчиков, вертушек; рассматривание иллюстраций.

Материалы:  Таз с водой, бумажные кораблики.

                                                  ХОД

 Дети собираются вокруг воспитателя.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

 Он на улице живёт,
Листья осенью несёт,
А зимой несёт снежинки,
Иногда весной - дождинки,
Летом, если он подует -
С головы панамку сдует.

(Ветер)

Дети: Ветер!

 - Вспомните, мы наблюдали с вами на прогулке за деревьями. Что

ними происходит, когда дует ветер? (Они качаются)

 Воспитатель: У меня есть волшебная палочка -  превращалочка. Она может превратить вас в кого угодно. Встаньте  свободно.

Чики-чики-чикалочка,
Игра-превращалочка.
Вокруг себя повернитесь —
И в деревья превратитесь!

             Дети «превращаются» в деревья

 

Имитационная игра «Дерево»

Дети и воспитатель:

Наши ноги - это корни.
Наше туловище – ствол.
Наши руки -  ветви.
Наши пальцы -  листья
!

Воспитатель: Подул легкий ветерок — зашелестели листочки на деревьях. (Дети шевелят пальчиками.) Усилился ветер — затрепетали, закачались веточки. (Дети шевелят кистями рук.)
Совсем испортилась погода, сильный ветер раскачивает ветви деревьев, гнет их стволы, клонит к земле кроны.
(Дети раскачивают руками, наклоняются из стороны в сторону.)
Но вот утих ветер, выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури.
(Дети выпрямляются, шевелят только пальцами и руками).

Воспитатель: Почему ветер, как и воздух,  называют Невидимкой?

Дети: Ветер нельзя увидеть глазами.

Воспитатель: Правильно, а что же такое ветер? (затруднения)

- ветер это движение воздуха. Его можно почувствовать. Для этого нужно заставить воздух двигаться — помахать рукой, подуть друг на друга, помахать веером.

    Опыт №1.  Давайте возьмем веера и помашем ими. (Дети обмахиваются веерами.) Что вы почувствовали?  (Лёгкий ветерок)

Воспитатель: Легкий ветерок освежает нашу кожу, она ощущает приятное дуновение. В жаркую погоду  всегда можно обмахнуться  веерами.

Какие электроприборы могут заменить собой веера?

Дети: Вентилятор (кондиционер).

Опыт №2

Воспитатель: А теперь отправимся к нашему маленькому морю. (Все подходят к столу, на котором установлен таз с водой.)

Какое сейчас море?

Дети: Спокойное.

Воспитатель: Почему вы так решили?

Дети: На море нет волн, вода не движется.

Воспитатель: Можно ли сделать так, чтобы на море появились маленькие волны?

Дети: Надо подуть на воду.

Воспитатель предлагает детям подуть на воду. Образуются «волны».

Воспитатель: Ветер заставляет воду двигаться, гонит волны.

А сейчас давайте вспомним стихотворение про кораблик.

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…

Воспитатель предлагает спустить на воду легкий игрушечный кораблик. Кораблик не тонет и не двигается. Стоит на месте.

Воспитатель: Почему же наш кораблик не плывет?

Дети: Потому что нет ветра.

Воспитатель: Что должно произойти, чтобы кораблик поплыл?

Дети: Надо, чтобы подул ветер.

Дети дуют на воду. Кораблик начинает двигаться.

Воспитатель: Какой бывает ветер?

Дети: Ветер бывает сильный, слабый, теплый, холодный, злой, колючий…

Воспитатель: Как можно узнать, дует ли на улице ветер?

Дети: Нужно посмотреть в окно: если веточки деревьев качаются, листочки шевелятся, значит, ветер есть. На улицу можно взять с собой вертушки. Если вертушки крутятся, значит, ветер дует. Можно открыть форточку: сильный ветер заставит занавески качаться, может сдуть бумажки со стола…

Воспитатель: Давайте подойдем к окну и посмотрим, есть ли сегодня на улице ветер.

Дети описывают свои наблюдения и делают вывод, ветреная ли сегодня погода. 

Воспитатель: А что умеет делать ветер?

Дети: Гудеть в трубе, свистеть, освежать, дуть, кружить листья, качать деревья, поднимать волны на воде (и т.д.).

Воспитатель: Много разных дел умеет делать ветер — и хороших, и плохих.

Как мы назовем ветер, который делает  хорошие дела? (добрый).  А плохие? (злой)

     - Что делает добрый ветер? (освежает, помогает сбрасывать  деревьям листву, с помощью ветра движется парусник…)

     - А злой (очень сильный)? (может перевернуть корабль, повалить деревья…)

     - Правильно, ребята. Такой ветер называется - ураган.

ИТОГ: Ребята, что мы узнали сегодня   про ветер?

           Что такое ветер?

           Какой он?

           Какое зло  может причинить?

           Как он помогает людям? В природе?

           

            Дидактическая игра «Где спрятался воздух?»

Цель: - обнаружить воздух в предметах.

     Незнайка приходит поиграть с ребятами.

     На столе лежат предметы, на полу 2 обруча. На другом столе таз с водой.

Надо разложить предметы:

1- предметы, внутри которых есть воздух; 2- предметы, внутри которых нет воздуха.

- Ребята, а как люди используют такой «запертый» воздух на море или речке? Как вы думаете?

Варианты предположений детей.

- Надувной матрас, спасательные нарукавники и круги для детей…

Незнайка: Значит,  если внутри чего-либо есть воздух, это будет  

плавать?       

- Посмотрим, есть ли воздух в игрушках на 1 подносе? На 2 подносе?

     Дети берут игрушки и опускают в таз с водой. Игрушки с воздухом внутри не тонут.

Восп. А почему же эти игрушки не тонут?

Ребята вспоминают, что воздух легче воды.

- Теперь и Незнайка, и ребята знают, что внутри резиновых игрушек есть воздух и  они могут плавать.

Восп. Молодцы! Вы справились с заданием.

              Подвижная игра «Воздушный шар»

Дети стоят по кругу, взявшись за руки, и выполняют движения в соответствии с текстом и по показу педагога.

С мамой в магазин ходили, (Идут по кругу)

Шар воздушный там купили.

Будем шар там надувать,

Будем с шариком играть. (Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга, держатся за руки, выполняют «пружинку»)

Шар воздушный надувайся,

Шар воздушный, раздувайся. (Идут назад мелкими шагами, надувая шар)

Надувайся большой

Да не лопайся!

Шар летел, летел, летел,

Да за веточку задел,

И лопнул! (Хлопают в ладоши)

Поднимают руки вверх, покачивают ими из стороны в сторону. Руки ставят на пояс, медленно приседают, произносят (ш-ш-ш).

Подвижная игра «Волшебный рожок»

Цели: развивать у детей подвижность, умение действовать по сигналу.

Правила:

Количество игроков должно быть четным, не менее шести человек. Посередине игровой площадки чертится одна сплошная длинная линия.

Дети распределяются на две команды. Каждая команда занимает свою половину площадки.

По сигналу ведущего, который дует в дудочку, команды бегом меняются местами. Выигрывает та команда, которая первой в полном составе окажется на другой стороне.

     Речевая игра «Ветер-ветерок!»

 Цель: упражнять детей в правильном произношении звука ш с разной силой воспроизведения.

     Ветерок поёт песенку (ш-ш-ш). «Дует сильный ветер» - дети произносят звук ш громко; а когда «Дует слабый ветер» - произносят звук ш тихо.

                                          Конспект НОД

                     Тема: «Сказка мыльных пузырей»

О.О. «Художественное творчество (рисование)», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Музыка»

Цели:

-познакомить с нетрадиционным методом приема изображения: с помощью мыльных пузырей;

- учить дорисовывать детали объектов для придания им законченности и сходства с реальными или сказочными образами;

- развивать фантазию, воображение;

- поощрять детское творчество, инициативу.

Материалы и оборудование:  половинка альбомного листа, трубочки для коктейля, пастельные мелки, разноцветный мыльный раствор в баночках, DVD, готовые работы по данной технике изображения.

                                           ХОД.

Дети собираются около воспитателя.

Восп. Ребята, вы любите сказки? (Да)

- Я их тоже очень люблю. А ещё я очень люблю их рассказывать. Сегодня я помогу вам попасть одну чудесную сказку, где вы сможете превратиться в добрых волшебников и своими руками сотворить чудо.

     Дети садятся на ковер.

                               Сказка «Фея мыльных пузырей»

     - В некотором царстве, в  некотором государстве, в одном сказочном королевстве живет Фея мыльных пузырей. Всему свету дарит она свое волшебство. Взмахнет волшебной палочкой, и по всему свету полетят мыльные пузыри. Летают они по всему свету и играют в «превращалки».

  Опускаясь в лесу, они превращаются в рыб и морских животных. Оказавшись на полянке – в цветы и насекомых или превращаются в сказочных персонажей.

    Летают они по Земле и радуют людей, а дети любят с ними играть. Ой, слышите? Фея манит нас в свою сказку, обещая чудо.

     Звучит музыка. Дети садятся за столы, на которых стоят стаканчики с разноцветным мыльным раствором.

- В красивой коробочке подарок Феи – мыльные пузыри.

- А для того, чтобы совершить чудо, нам надо самим превратиться в добрых волшебников, необходимо срочно раздобыть волшебные палочки. Но где же мы их возьмем? Волшебными палочками нам послужат палочки для коктейля. С их помощью можно творить волшебство. И скажу вам по секрету, я уже попробовала их волшебную силу и посмотрите, что у меня получилось.

     Дети рассматривают готовые работы.

- Хотите  попробовать? А я вам немного помогу, ведь вы пока только учитесь волшебству.

- Вы умеете пускать мыльные пузыри?  (Да, умеем)

      Воспитатель показывает, а дети действуют по образцу воспитателя.

Прием изображения мыльными пузырями:

  • Раздувание мыльных пузырей.
  •  Прикладывание альбомного листа к пене.
  •  Рассматривание и дополнение изображения с помощью пастельных мелков.

Деятельность детей:

 - «Начинаем волшебство. Берём волшебные палочки и раздуваем мыльные пузыри».

     Делаем глубокий вдох через нос и медленно выдыхаем воздух через трубочку. Стараемся дуть как можно дольше, чтобы получились большие пузыри.

- «Начинаем колдовать, в чудеса всё превращать». Дети дорисовывают детали изображения. Одновременно воспитателем задаются вопросы-подсказки: «Кто бывает зелёным?», «У кого такие ушки?», «Как ты думаешь, чей это хвостик?» и т.д.

- Вот и получилось у нас настоящее волшебство, настоящее чудо, «Сказка мыльных пузырей».

     Дети рассматривают рисунки. Рассказывают по очереди о своём изображении.

Итог.

Восп. Молодцы, ребята. Вы такие замечательные волшебники, такие интересные «превращалки» у вас получились. Вот мы и побывали с вами  в чудесной сказке.

- Давайте оформим выставку наших работ  и назовём её «От работы добрых рук волшебство случилось вдруг».

Итоги проекта «ВОЗДУХ –  НЕВИДИМКА»

- Вокруг нас везде есть воздух.

- Воздух не видим, но его можно найти разными способами.

- Мы с вами дышим воздухом.

- Воздух нужен для всего живого.

- Воздух помогает людям, животным, растениям.

- Ветер - это движение воздуха. Ветер бывает разным.

-Воздух используется…

                         Беседа «Что запомнилось?»

Цель: Выявить полученные знания в результате проекта.

    Восп. Ребята, мы с вами узнали много нового о воздухе, ветре.

  - Что вам запомнилось?

          Ответы детей:

« Что воздух двигается»

« И он не пахнет тоже»

«Он прозрачный»

«Через него все видно»

«Ты можешь его поймать»

«Можно играть в мячик, и в шарик»

«Можно подуть, и появляются мыльные пузыри»

«Что невидимый, он Невидимка»

«Что он везде», «Вокруг есть», «Окружает нас», «И внутри у нас есть тоже»,

«Мы дышим»

«Он легче воды»

«Когда дуешь, и создается ветер»

«Если откроешь окно, дует ветер и можно простудиться»

«Он в парус дует, и парусник плывет»

«Когда дуешь в рожок, оттуда выходит музыка»

«Он срывает листики, он помогает срывать листики деревьям»

«Он помогает собирать яблоки»

«Он может снести дом, крышу,  игрушки, телевизор…»

«Это ураган такой, он злой»

«Воздух пахнет супом, надо за столы садиться, я кушать хочу».

Используемая литература. 

     Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет». Изд. «Учитель», Волгоград, 2010 г.

     Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Изд. «Детство – Пресс», Санкт-Петербург, 2010г.

     Н.А. Рыжова «Воздух-невидимка». Изд. ТОО фирма «Линка-Пресс», г. Москва 1998 г.

   

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"

В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Проект Познавательно-исследовательский «Воздух-невидимка» в средней группе

Тип  проекта: Познавательно-исследовательский.Вид проекта: ГрупповойСрок реализации проекта: краткосрочный (1 неделя).Состав проектной группы: воспитатели Копцева Н.В., Пугачева Е.В., воспитанник...

Развитие познавательной активности через проектную деятельность. «Воздух-невидимка»

Развитие познавательной активности через проектную деятельность на примере проекта «Воздух-невидимка» в старшей группе...

Развитие познавательной активности через проектную деятельность. «Воздух-невидимка»

Развитие познавательной активности через проектную деятельность на примере проекта «Воздух-невидимка» в старшей группе...