Проект Познавательно-исследовательский «Воздух-невидимка» в средней группе
проект (средняя группа)

Нина Владимировна К

Тип  проекта: Познавательно-исследовательский.

Вид проекта: Групповой

Срок реализации проекта: краткосрочный (1 неделя).

Состав проектной группы: воспитатели Копцева Н.В., Пугачева Е.В., воспитанники средней группы, родители.

 

 

Актуальность.

Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов. Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде. Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался ребенку еще не по силу. Взрослые привыкли передавать ребенку знания в основном через глаза и уши. А вот если они проходили через руки, через деятельность, то мы смогли бы подарить каждому ребенку радостное удивление, пытливый анализ, первый окрыляющий успех естествоиспытателя. Развить у ребенка внимание, мышление, речь. Пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и увлекаться наша задача. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.

Опыты, которые дети проводят в мини - лаборатории, способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Уточняя знания о воздухе и его свойствах воздуха, дети устанавливают причинно-следственные связи, делают суждения, умозаключения. Дети превращаются в «учёных», которые проводят опыты и эксперименты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vozduh-nevidimka.docx68.86 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию

Администрации Городского  округа  Подольск

Муниципальное дошкольное  образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 46

Проект

 Познавательно-исследовательский

«Воздух-невидимка»

В средней группе

                                                       

  Составили и провели:

Воспитатель: Пугачева Е.В.

Копцева Н В

Январь, 2020

Тип  проекта: Познавательно-исследовательский.

Вид проекта: Групповой

Срок реализации проекта: краткосрочный (1 неделя).

Состав проектной группы: воспитатели Копцева Н.В., Пугачева Е.В., воспитанники средней группы, родители.

Актуальность.

Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов. Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде. Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался ребенку еще не по силу. Взрослые привыкли передавать ребенку знания в основном через глаза и уши. А вот если они проходили через руки, через деятельность, то мы смогли бы подарить каждому ребенку радостное удивление, пытливый анализ, первый окрыляющий успех естествоиспытателя. Развить у ребенка внимание, мышление, речь. Пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и увлекаться наша задача. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.

Опыты, которые дети проводят в мини - лаборатории, способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Уточняя знания о воздухе и его свойствах воздуха, дети устанавливают причинно-следственные связи, делают суждения, умозаключения. Дети превращаются в «учёных», которые проводят опыты и эксперименты.

Проблема

Определение педагогических условий в ДОУ,  способствующих наиболее эффективному процессу развития у детей интереса к позновательно-исследовательской деятельности.

Проблемные вопросы, решаемые в ходе проекта:

• Что такое воздух?

• Какой он?

• Зачем он нужен людям, животным и растениям?

• Как можно увидеть воздух?

• Как можно услышать воздух?

• Как можно почувствовать воздух?

• Имеет ли воздух силу и вес?

• Почему нам бывает жарко и холодно?

• Где живет теплый воздух, где - холодный?

Цель:

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования с воздухом .Дать представление о воздухе, его свойствах, значении воздуха для всего живого.

Задачи:

Образовательные:

  • формирование основ экологической культуры дошкольников через практическую деятельность с неживыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом;
  • формирование знаний о значении воздуха в жизни человека;
  • показ положительного и отрицательного влияния человека на                 окружающий мир.

Развивающие:

  • развитие умений наблюдать за явлениями неживой природы, стремление к самостоятельному получению знаний опытным путем по теме «Воздух»;
  • развитие аналитического мышления (поисковая деятельность в ходе решения проблемы, самостоятельно делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениями в процессе экспериментальной работы;
  • развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
  • охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового

образа жизни;

Воспитательные:

  • привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
  • воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;
  • воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды.

Этапы реализации проекта.

1   (подготовительный) этап:

На этом этапе мы проводили следующую деятельность:

  • блиц опрос детей
  • изучение методической литературы и информации по теме проекта
  • разработка проективного плана по теме проекта
  • подбор литературы, иллюстраций, дидактических игр, музыкальных произведений
  • создание предметно- развивающей среды в группе всеми участниками образовательного процесса (оформление лэпбука « Воздух » и « Береги природу», создать картотеку занимательных опытов и экспериментов с воздухом.)
  • Пополнить уголок экспериментирования необходимыми материалами.
  • Разработка конспектов познавательно - экспериментальных мероприятий с воспитанниками
  • анкетирование родителей
  • Индивидуальные беседы "Про влажность воздуха и ОРВИ", "Игры детей на свежем воздухе"
  • Информация для родителей. Полезно узнать:  "Эксперименты для детей в домашних условиях"

Материалы и средства реализации на данном этапе

  • анкеты для родителей (ответы родителей)
  • наглядный материал в игре «Блиц опрос» детей ( ответы детей, наблюдение за детьми)
  • методическая литература
  • художественная литература
  • картотека дидактических игр
  • картотека занимательных опытов
  • совместная работа воспитателей, детей и родителей

В процессе предварительной работы перед аппликацией « Кораблик», читали стихотворения про ветер, корабли. Обсуждали как ветер может раздувать паруса и приводить корабли в движение. Перед рисованием « Воздушные шары» обсуждали почему шарики называются воздушные, почему они могут летать и могут лопаться.

В подобранных нами дидактических играх «Третий лишний», «Найди пару», «Хорошо-плохо» дети учились самостоятельно объединять предметы во множество по определенному свойству.

Проводились подвижные игры  «Ветер-ветерок», « Воздушный шар»,» Мыльный Пузырь».

Коллективная работа конструирование « Город» экологический проект объединила детей по интересам, дети сами выбирали себе задания, увлеченно строили дома из строительного материала и изготавливали макеты деревьев, кустарников и водоемов.

В самостоятельной деятельности дети выбирали себе занятия по душе             (рисование, разукрашивание, лепка, подвижные и дидактические игры, рассматривание альбомов и иллюстраций)

С родителями проводили консультации в индивидуальной и групповой форме, обновляли наглядную информацию по экспериментированию в домашних условиях.

2  (основной) этап

На этом этапе проводились различные формы совместной деятельности с детьми в интеграции всех образовательных областей ( социально-личностное развитие, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие) и самостоятельная деятельность детей. С детьми проводились беседы, непосредственная образовательная деятельность (приобщение к социальным ценностям, развитие речи, рисование, лепка, аппликация). Мы рассказывали о Воздухе и его свойствах, читали стихотворения («Продавец воздуха», «Ветер» Я. Аким, « Ветерок» Г. Ладзынь, «Пахнет в воздухе дождем» Е.Нестеркина), слушали пословицы, отгадывали загадки.

На занятие исследовательской деятельностью мы проводили интересные опыты с воздухом. Детям было интересно проявлять себя в роли маленьких ученых

3 (завершающий)этап

Экологический проект «Чистый город». Этот проект основан на совместной работе родителей и детей. Конструирование города с помощью строительных кубиков. И дополняем его, изготовленными заранее вместе родителями деревьями, кустарниками, водоемами. Тем самым показываем как мы можем очистить воздух в   нашем  городе

Итоги проекта:

В ходе реализации данного проекта: «Воздух» предполагаемые результаты были достигнуты:

  • У детей появился устойчивый интерес к позновательно-исследовательской деятельности.
  • Дети научились понимать карты-схемы для опытов
  • В процессе ознакомления родителей с экспериментальной деятельностью в домашних условиях (через рекомендации, консультации, мастер классы) нами был замечен огромный интерес к этому виду деятельности.
  • Создали необходимую развивающую предметную среду в группе и ДОУ
  • На протяжение всего проекта дети с большим удовольствием и интересом принимали участие во всех видах деятельности. Заучивали стихотворения, что способствует речевому развитию; с удовольствием участвовали с экспериментальной деятельности, что хорошо влияет на развитие логики и мышления; рисовали и создавали аппликации, что развмвает воображение и эстетический вкус.

В процессе данного проекта ребята не только познакомились со свойствами воздуха и его важной роли в жизни всего живого, но и получили положительные эмоции, а реализация экологического проекта   «Чистый город» способствовало сближению родителей и детей.

Рефлексивный компонент

Полноценное развитие ребенка-дошкольника должно осуществляться в интересной, значимой для него деятельности. При планировании и проведении данного проекта было учтено не только вышесказанное, а и принцип интеграции образовательных областей во всех видах совместной деятельности. Все части проекта были тесно связаны друг с другом, что способствовало поддержанию интереса у детей на протяжении всего проекта. Каждому ребенку давали возможность участвовать в проекте. Стремились к тому что бы у каждого ребенка было желание участвовать в деятельности.

Воспитательно-образовательный процесс во время непосредственной образовательной деятельности мы старались выстроить на основе создания психологического комфорта у детей, что способствовало: Развитию коммуникативных навыков, избежать эмоциональной перегрузке воспитанников, удовлетворению потребности в исследование чего то нового, двигательной активности детей.

В результате реализации данного проекта у воспитанников сформировалось бережное отношение к  окружающей среде. Дети овладели несложными навыками экспериментирования и у них развились исследовательские умения, соответствующие их возрасту.

Этапы

Основные этапы реализации проекта

Материалы и средства реализации проекта

I  этап

(подготовительный)

  1. Анкетирование родителей
  2. Блиц-опрос детей
  3. Изучение методической литературы и информации по теме проекта
  4. Анализ информации по теме проект, подведение итогов, разработка перспективного плана по теме проекта.
  5. Подбор литературы о воздухе, иллюстраций, дидактических и подвижных игр, картотеку опытов.
  6. Создание предметно-развивающей среды в группе.
  7. Наблюдения на прогулках.

1.  Анкета

2.  Наглядный материал

3.   Методическая литература

4.   Художественная литература, дидактические игры.

5.    Совместная работа: воспитатели- дети-родители.

II Этап (основной)

  1. Познание-ознакомление с окружающим миром

Рассказ воспитателя         «Как мы дышим» (Познакомить с органами дыхания человека).

  1. Развитие речи

Чтение сказки «Вслед за ветром»

  1.  Художественно-эстетическое развитие.

Рисование «Воздушные шары»

  1.  Художественно-эстетическое развитие.

 Аппликация «Кораблик»  

  1. Познавательно-исследовательская деятельность

«Свойства воздуха»  

  1.  Дидактические игры

  • «Хорошо – плохо».

  •  «Береги природу».

  • «Найди пару»

  • «Третий лишний»

  1. Чтение художественной литературы

Беседы на темы:

•        «Что загрязняет атмосферу».

•         «Кому необходим воздух».

•         «Как человек использует воздух».

•        «Из чего состоит воздух».

Материалы:

  • Иллюстрации по теме
  • Макет легких человека

(изготовленного из пластикового пакета и трубочки)

Материалы:

  • Сказка
  • Иллюстрации
  • Загадки

Материалы:

  • Воздушные шары    

 (круглой и овальной формы, разных цветов)

  • Гуашь, кисточки, баночки-непроливайки, тряпочки.

Материалы:

  • Цветная бумага, клей, тряпочки, ножницы
  • Физкультминутка
  • Дидактическая игра «Собери целое»

Материалы:

  • Целлофановый пакет
  • Стаканчики, трубочки
  • Воздушные шарики
  • Тазик с водой
  • Д/и «Кому нужен воздух»
  • Физкультминутка «Самолет»

Материалы:

  • предметные и сюжетные картинки.

Материалы:

  • Картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д.

  • Материалы: картинки с животными, птицами, рыбами (или машины, самолеты, корабли) и картинки с земля, небо, море.

Материалы:

  • картинки с предметами и сюжетами.

  • Загадки о воздухе
  • Пословицы
  • Стихотворения  

«Пахнет в воздухе дождем», «Продавец воздуха», «Ветерок» (Е. Елова),

 «Ветрено» (И. Токмакова),

«Ветер» (Я. Аким).

III Этап

(Заключительный)

Экологический проект « Чистый город»

Материалы:

  • Строительный материал (кубики, крупный конструктор)
  • Макеты деревьев , кустарников, водоемов (изготовленных совместно с родителями)

 

Сообщение для родителей

Зачем детям заниматься опытами и экспериментами?

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей 3–7 лет и предполагает решение следующих задач:

формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);

расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников.

       

Уважаемые папы и мамы!

Полезно узнать:

Как увлажнять воздух и одновременно проветрить помещение?

Вопрос. Как увлажнить воздух и одновременно проветрить помещение? Как только закрывается окно, температура становится 25-26 градусов. Открывая окно, увлажняем улицу.

Ответ. К сожалению, при низкой температуре воздуха на улице практически невозможно, проветривая помещение, оставить при этом воздух в комнате влажным. Поэтому в зимнее время добиваться снижения температуры в помещении следует, главным образом, воздействуя на источник тепла – батарею. Нужно закрутить краник, если таковой имеется, в крайнем случае – закрыть батарею плотным покрывалом, пенопластом или чем угодно, на что хватит вашей фантазии. Это позволит поддерживать в помещении оптимальную температуру, не открывая при этом постоянно окна.

Про влажность воздуха и ОРВИ.

Зимой в отопительный сезон уровень влажности в помещениях может быть 10-25%, а температура воздуха достигать 26-28 градусов. В таких условиях даже здоровому человеку дышать становиться трудно. Сухой воздух – это идеальная среда для развития вирусных инфекций в окружающем пространстве. Низкий уровень влажности в помещении приводит к пересыханию и растрескиванию слизистых оболочек и кожных покровов, тем самым «открывая врата» инфекциям. В условиях излишней сухости увеличивается восприимчивость детского организма к различным респираторным и хроническим заболеваниям, ослабевает местный иммунитет, в итоге дети часто болеют и плохо адаптируются к детскому саду

Сухой воздух - вот главная причина всех ОРВИ, аденоидов, отитов, бронхитов, гайморитов, крупов, хронических тонзиллитов и других болезней дыхательных путей. Также сухой воздух повышает чувствительность слизистых оболочек к пыли и другим аллергенам, отсюда возникает риск развития аллергических болезней – от ринита до астмы.

Различные медикаменты: антибиотики, отхаркивающие средства, капли в нос и т.д. – это лишь бесконечная борьба со следствием. Пока наши дети дышат сухим воздухом, наполненным бактериями и вирусами, они будут болеть. А мы будем их снова и снова лечить, давая им горсти таблеток. Это факт нашей действительности.

Про обеззараживание воздуха.

Проветривание помещения, влажная уборка, УФ облучение – действенные меры по очистке помещения от патогенных микроорганизмов в отсутствии детей. Что же происходит, когда детки возвращаются с прогулки?  Сколько времени потребуется, чтобы воздух в замкнутом помещении, тем более сухой, наполнился новыми бактериями и вирусами? Пара чихов - и снова пошел процесс обмена заразой.

Итак! Влажность воздуха в норме, значит слизистые оболочки ребенка увлажнены, местный иммунитет работает.  Шансы не заболеть уже значительно выросли! Но! Кто-то из родителей привел в сад недолеченных детей, а вместе с ними новые вирусы. Открыть окна, постоянно проветривать помещение в присутствии детей, тем более, зимой, не возможно. Речи о кварцевании и различных видах ультрафиолетового облучения в присутствии детишек, вообще и быть не может. Как еще можно остановить развитие болезнетворных микроорганизмов в воздухе и снизить риск передачи инфекции от одного ребенка к другому? На сегодняшний день, если говорить только о безопасных для детей способах  очищения воздуха от болезнетворных микроорганизмов, разрабатываются и существуют новые подходы к этой проблеме. Современная технология насыщения распыляемой в воздух воды ионами серебра позволяет решать сразу две важнейшие задачи: увлажнять воздух и очищать его от болезнетворных микроорганизмов на молекулярном уровне. Ионное серебро - природный антибиотик, и в определенной концентрации абсолютно безопасный и нетоксичный, уничтожающий более 700 видов болезнетворных бактерий и вирусов, воздействующий на патогенные микроорганизмы, которые в результате не приобретают к нему устойчивости, а также в отличие от фармацевтических антибиотиков, не разрушающий клетки тканей, продуцирующих полезные ферменты.

Анкета для родителей

1.    Что такое экология?

2.    Вы считаете домом только то место, где вы непосредственно живете с семьей?

3.    Что, по вашему мнению «Общий дом» для всех людей?

4.    Вы часто гуляете с ребенком? Где?

5.    Как ваш ребенок относится к объектам природы?

6.    Какую погоду вы любите, почему?

7.    Зачем ваш ребенок любит наблюдать? Как долго это происходит?

8.    Рассказываете ли вы ребенку о явлениях природы?

9.    Ваша беседа проходит в форме диалога, или монолога с вашей стороны?

10.Как ребенок выражает свои эмоции, если видит   необычное   в природе (радуга, гроза, роса…)?

11.Показываете ли вы ребенку фокусы или занимательные опыты с воздухом, водой, снегом, льдом?

12.Как вы думаете, получит ли ваш ребенок   знания о природе в детском саду.

Загадки про воздух

  • Чем мы дышим?     (Воздух)

  • Что мы не видим?   (Воздух)

  • Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.

          Он невидимый, и все же, без него мы жить не можем.  (Воздух)

  • Чего ни в комнате, ни на улице не увидишь?  (Воздух)

  • Чего в комнате не видишь? (Воздух)

  • Есть невидимка: в дом не просится, а прежде людей бежит, торопится. (Воздух)

  • Ни веса ни цвета у него нету! (Воздух)

  • Такой большой, что занимаю мир. Такой маленький, что в любую щель пролезаю. (Воздух)

  • Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, с ног сбивает, слышишь его, да не видишь его. (Ветер)

  • Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица. (Ветер)

  • Всё ломаю, всё срываю, ничему пощады нет. (Вихрь)

  • Без рук, без ног, а ворота отворяет и нас погоняет. (Ветер)

Пословицы, поговорки о воздухе

• В запас воздухом не надышишься.

• Нам победа, как воздух, нужна.

• Воздух, сколько ни глотай, сыт не будешь.

• Воздуха словами не наполнишь.

• Люди работали, а он воздухом торговал.

• Нечего зря воздух сотрясать, лучше бы тебе помолчать.

• Победа в воздухе не вьётся, а руками достаётся.

• Счастье в воздухе не вьётся, а руками берётся.

• Гонять деньги по воздуху.

• Воздух – символ свободы.

• Свежая струя воздуха

• Воздух словами не наполнить.

• Идея повисла в воздухе.

• Взлететь на воздух.

• Сделан из воздуха (практически из ничего) .

• Строить воздушные замки.

• Воздушный поцелуй.

• Воздух! (команда тревоги) .

• Держаться за воздух.

Стихи о воздухе

«ПАХНЕТ В ВОЗДУХЕ ДОЖДЕМ»

Пахнет в воздухе дождем!

Как хочу я босиком

Пробежаться по траве,

Улыбаясь детворе.

Ветерок меня подхватит,

Развевая мое платье.

Полечу я в небеса,

Вновь поверив в чудеса.

Сверху мир, как на ладошке!

Я в небесное окошко

Выгляну и улыбнусь,

И по радуге спущусь!

Воздух нежится грозой…

Воздух нежится грозой,

В облаках - дождинки,

Небо брызнуло слезой -

Слезками, слезинкой.

Славный праздничный салют

Молнии и грома!

Пусть потоки переждут,

Дав дойти до дома.

Мчится ветер-ураган,

Зонтики срывает.

Дождь в награду Богом дан -

Даже дети знают.

-----------

«ПРОДАВЕЦ ВОЗДУХА»

На рынке,

Где всегда народ,

Стоит торговец ловкий.

Он

Людям

Воздух

Продаёт

В красивой упаковке.

И видно,

До того хорош

Его цветной товар! -

Я сам

Последний

Отдал

Грош,

Купил

Воздушный шар.

------------

Три клада у природы есть:

Вода, земля и воздух – три ее основы.

Какая бы не грянула беда – целы они –

Все возродится снова.

                                                С. Викулов

-------------

Задохнулся я от газа,

Зачесалися глаза –

Это три машины сразу

Отпустили тормоза.

Над дорогой сизый дым,

Как вам дышится под ним?

Дым клубится над трубою.

Бедный шарик, что с тобою?

Ты от дыма почернел,

Я же – просто заболел:

Стал и кашлять, и чихать, и опять глаза чесать.

                                                    Н. В. Старшова

-------------

«Дуйте, дуйте, ветры, в поле,

Чтобы мельницы мололи,

Чтобы завтра из муки,

Испекли нами пирожки!»

(С. Маршак)

«ВЕТЕРОК»

«Ветерок к нам в окошко влетел,

По шуршал, позвенел, поскрипел.

Лист бумаги смахнул,

Рядом с кошкой уснул.

За секунду все сразу успел».

(Е. Елова)

------------

«ВЕТРЕНО»

«Ветрено, ветрено,

Вся земля

Проветрена!

Ветер листья с веток,

Разогнал по свету.»

(И. Токмакова)

------------

«ВЕТЕР»

«Ветер, ветерок, ветрище,

Ты чего по свету рыщешь?

Лучше улицы мети,

Или мельницы крути».

(Я. Аким)

---------------

«ВЕТЕРОК»

«Видел я, как ветерок,

К нам летел на огонек!

Скрипнул он оконной рамой,

Тихо форточку толкнул,

Поиграл моей панамой, повозился и уснул».

(Г. Ладзынь)

Дидактические игры

  • Дидактическая игра «Хорошо – плохо».

Цель: расширять представления детей об использовании воздуха и ветра людьми.

Перед ребенком предметные и сюжетные картинки. (Например: фен, пылесос, ураганный ветер срывает крыши домов, надувная лодка, парусник, ветряная мельница, кислородный коктейль, и. т. д…). Дети рассматривают изображения, делают выводы о пользе или вреде предметов и явлений.

  • Экологическая игра       Кто (что) летает?

Цель: расширять представление детей о летающих и нелетающих предметах

Дети стоят в кругу. Выбранный ребенок называет какой-нибудь предмет или животное, причем поднимает обе руки вверх и говорит: «Летит». Когда называется предмет, который летает, все дети поднимают обе руки вверх и говорят «летит», если нет, руки не поднимают. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры.

  • Экологическая игра        Игра с мячом «Воздух, земля, вода»

Цель: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

Вариант№1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.

Вариант№2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.

  • Экологическая игра       «Береги природу».

Цель: закреплять знания об охране объектов природы.

На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.

  • Экологическая игра   «Живое – неживое».

Цель: закреплять знания о живой и неживой природе.

Воспитатель называет предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, дети - машут руками, если предмет неживой природы - приседают.

  • Дидактическая игра    «Найди пару»

Цель. Развивать у детей мышление, сообразительность.

Вариант1: Воспитатель раздаёт детям по одному листу и говорит: «Подул ветер. Все листочки разлетелись». Услышав эти слова, ребята кружатся с листочками в руках. Педагог  даёт команду: «Раз, два, три – пару найди!» Каждый должен встать рядом с тем деревом, лист которого держит в руках

Вариант2: Воспитатель раздает картинки с животными, птицами, рыбами ( или машины, самолеты, корабли) и картинки с земля, небо, море. Дети должны подобрать пары.

  • Дидактическая игра    «Третий лишний»

Цель: учить объединять предметы во множество по определенному свойству.

На каждом рисунке изображение четырех предметов, один из них лишний, ребёнку необходимо выбрать лишний предмет.

  • Дидактическая игра «Разрезные картинки»

Цель: научить ребенка составлять целое из нескольких частей.

Перед детьми на столе лежат разрезные картинки с изображением предмета, иллюстрации, рисунка и т. д. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть и собрать картинку из отдельных частей. По окончании выполнения задания детям предлагается сравнить полученное изображение с изображением на конверте.

  • Дидактическая игра «Кому нужен воздух»

Цель: Расширить знания о живой и неживой природе

Раздаются карточки с изображением живой и неживой природы

Ставится две корзины. Около одной корзины лист, на котором изображен воздух, а возле второй – лист на котором его нет. Попросить разложить картинки по очереди в корзины.

Подвижные игры и физкультминутки

  • Игра «Ветер-ветерок»

Цель: развивать координацию, учить четко, произносить звук (ш).

Ход проведения:

Воспитатель предлагает детям встать около стульчиков. На слово

«Ветер» дети поднимают руки вверх, покачивают ими из стороны в сторону (как деревья качаются от ветра) и громко петь песенку ветра — ш-ш-ш.

 На слово «Ветерок» дети приседают, тихонько поют песенку ветерка — ш-ш-ш, слегка покачивают руками (как качается травка от слабого ветерка).

  • Подвижная игра «Воздушный шар»

Цель: развивать координацию, умение ходить по кругу.

Ход проведения:

Дети стоят по кругу, взявшись за руки, и выполняют движения в соответствии с текстом и по показу педагога.

«С мамой в магазин ходили,   (Идут по кругу)

Шар воздушный там купили.

Будем шар там надувать,

Будем с шариком играть.   (Останавливаются, поворачиваются лицом в

центр круга, держатся за руки, выполняют «пружинку»)

Шар воздушный надувайся,

Шар воздушный, раздувайся.   (Идут назад мелкими шагами, надувая шар)

Надувайся большой

Да не лопайся!

Шар летел, летел, летел,

Да за веточку задел,

И лопнул!»   (Хлопают в ладоши)

Поднимают руки вверх, покачивают ими из стороны в сторону. Руки ставят на пояс,

медленно приседают, произносят (ш-ш-ш).

  • Подвижная игра «Ветер»

Цель: развивать внимание, учить выполнению подражательных упражнений.

Ход проведения:

«Я ветер сильный,

Я лечу, лечу, куда хочу    (руки опущены, вдох через нос)

Хочу – налево посвищу   (дуют налево),

Могу подуть направо       (дуют направо),

Могу подуть вверх – в облака (дуют вверх),

А пока – я тучи разгоню» (круговые движения руками).

  • Подвижная игра «Пузырь»

Цель: учить детей вставать в круг, водить хоровод.

Ход проведения:

Все берутся за руки и встают в маленький круг. Воспитатель рассказывает стишок и не спеша отступает назад. Дети повторяют за ним.

«Надувайся пузырь,

Надувайся большой.

Оставайся такой

Да не лопайся».

Круг расширяется. Пока педагог не скажет: «Лопнул пузырь». Все хлопают в ладоши, хором говорят: «Хлоп».

Наблюдения во время прогулки.

  • За воздухом. Ответить на вопрос: каким бывает воздух? (Холодный, теплый, прохладный, прозрачный, влажный, морозный…)

  • За ветром. Ответить на вопрос: каким бывает ветер? (Теплый, порывистый, легкий…) Уточнить, что такое ветер? (Это движение воздуха). Как образуется ветер? (Солнце греет планету Земля неравномерно. Теплый воздух легче холодного. Поэтому теплый воздух поднимается вверх и освобождает место холодному. Таким образом, в атмосфере происходит движение воздуха). При помощи вертушек и султанчиков определить направление ветра.

  • За облаками. Сравнить движение облаков в тихую и ветреную погоду.

  • За деревьями. Сравнить движение деревьев в тихую и ветреную погоду.

Беседы на темы:

  • «Как мы дышим» (Познакомить с органами дыхания человека).
  • «Что загрязняет атмосферу».
  •  «Кому необходим воздух».
  •  «Как человек использует воздух».
  • «Из чего состоит воздух».

Конспект Нод  познавательной- исследовательской деятельности

в средней группе  «Воздух-невидимка»

Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха: невидимый, прозрачный, перемещается,  необходим для дыхания.

Задачи:

  • Развивать логическое мышление, умение решать проблемные задачи,
  • формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
  •  Активизировать речь детей.
  •  Воспитывать умение внимательно слушать педагога, воспринимать задание, отвечать на поставленные вопросы.

Оборудование:

Воздушные шарики, стаканчики с водой, салфетки, трубочки, , прозрачные пакеты, мыльные пузыри, карточки, обозначающие свойства воздуха.

Ход Занятия:

Ребята, на адрес нашего детского сада сегодня пришла  посылка. Давайте посмотрим, что в ней.

 Из коробки вылетает воздушный шар с запиской

 Посмотрите, какой красивый шарик, а у него письмо. Я его сейчас прочту.

«Здравствуйте, ребята. Я шарик из страны волшебных воздушных шаров. У нас приключилась беда. Злой волшебник сдул моих друзей. И его злые чары можно победить только, разгадав секреты воздуха.»

Воспитатель: Дети, давайте поможем шарикам вновь наполниться воздухом.

Дети: Да.

Воспитатель:    Тогда нам нужно отправиться в нашу детскую лабораторию

 на волшебном парашюте.

Игра с воздухом «Парашют».

из коробки достается кусок ткани

Воспитатель:     Посмотрите, какой он легкий, воздушный, воздуху

 послушный. Давайте встанем все в круг, возьмемся  за края и отправимся в путь.

 Руки вверх все поднимаем,

 Парашют наш надуваем.

 Вот какой наш парашют

 Легким воздухом надут.

Воспитатель: Вот мы и попали с вами в волшебную лабораторию.

 Ребята, скажите, вы когда-нибудь видели воздух?

 Почему мы называем его невидимкой? Какой он?

Дети: Невидимый.

 Опыт № 1: Поймай воздух-невидимку полиэтиленовым пакетом.

Возьмите каждый в руки полиэтиленовый пакет. Он сейчас пустой. У всех пустой? (дети подтверждают). Ловите пакетом воздух, захватывайте воздух-невидимку как можно больше и закручивайте пакет, удерживайте его внутри пакета. Ответьте на вопросы:

- Что внутри пакета? (воздух)

- На что похож мешок? (на подушку, шар)

- Воздух занял все место в пакете.

Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Каким стал пакет? Почему так произошло? (пакет стал пустым, тоненьким, плоским, потому что в нем нет воздуха).

- Давайте сделаем вывод: (обращение к детям): воздух прозрачный, невидимый, воздух-невидимка, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать!

Воспитатель: Дети, подумайте и вспомните, как и где люди используют «запертый» воздух? (Надувной матрас, воздушные шары, надувной мяч, шины, надувные игрушки, лодки, спасательные нарукавники, спасательный круг)

Значит, все надувные предметы не тонут в воде? Давайте проверим.

Опыт № 2: Плавающие предметы.

Воспитатель приглашает детей подойти к столу, на котором стоит надувной бассейн с водой.

Дети по очереди опускают в воду мяч, надувные игрушки, наблюдают, что они не тонут в воде.

Вывод: Воздух легче воды! И если внутри надувного предмета воздух, то он, плавает на поверхности воды и не тонет!

Воспитатель: Итак. Ребята, предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будьте осторожны, если внутрь попадет вода и вытолкнет воздух из предмета, то что с ним случится? (этот предмет может утонуть.) Поэтому. Чтобы не случилось беды, на речке вы плаваете с надувным кругом только под присмотром родителей.

- Дети, как вы думаете, а внутри человека воздух есть? (версии детей)

Давайте проверим?

Д/и «Кому нужен воздух»

Воспитатель: А сейчас давайте поиграем в игру, которая называется «Кому

 нужен воздух?». Я вам раздаю карточки.

 Раздаются карточки с изображением живой и неживой природы

 Посмотрите на них внимательно. Перед вами две корзины. Около

одной корзины лист, на котором изображен воздух, а возле второй – лист на

котором его нет. А сейчас я вас хочу попросить разложить ваши картинки по

очереди в корзины.

Воспитатель: Мы с вами определили, что воздух нужен для жизни дереву,

 цветку, кошке, белке, бабочке. Это все живая природа. А то,

чему воздух для жизни не нужен, называется неживая природа. Вот мы с вами открыли еще один секрет воздуха, он нужен всему живому. Добавим к нашим карточкам еще одну: «Воздух нужен всему живому».

Ребята, скажите, а зачем нам с вами нужен воздух? (чтобы

 дышать). Можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо?

 Давайте проверим. Зажмите нос и рот. Как мы себя чувствуем?

 (плохо). Значит, для чего нужен воздух? (чтобы дышать и

 жить).

Вывод: Человек не может жить без воздуха. Человеку воздух необходим

 для дыхания.

Опыт № 3: Пузырьки в стакане.

Воспитатель: Ребята пройдите за лабораторные столы. У каждого приготовлено оборудование: стакан с водой и трубочка. Опустите трубочку в воду и подуйте в нее. Что вы видите? (В воде появились пузырьки)

- Что происходит? Откуда взялись эти пузырьки? (Мы дуем в трубочку, и воздух выходит, появляются пузырьки).

Вывод: Мы выдыхаем воздух, который внутри нас. Воздух есть внутри нас.

Воспитатель: Мы разгадали еще один секрет воздуха. Это значит, что  нам пора отправляться назад.

Физ. Минутка с элементами дыхательной гимнастики. «Самолет».

Мы отважные пилоты

За штурвалом самолета. (Руками изображают, как крутят штурвал).

Самолетик-самолет (развести руки в стороны ладошками вверх, поднимаем голову, вдох).

Отправляется в полет (задерживается дыхание).

Ж-ж-ж (опускаем руки вниз, выдох).

Я налево полечу (поворот налево, вдох, задерживаем дыхание).

Ж-ж-ж (опускаем руки вниз, плавный выдох).

И направо полечу (поворот направо руки в стороны, вдох, задерживаем дыхание).

Ж-ж-ж (опускаем руки вниз, плавный выдох).

Мы летаем высоко (руки поднять вверх).

Мы летаем далеко! (Ладошки складывают, как  если бы человек смотрел в бинокль).

Мы летали, утомились

И на стульчики приземлились! (Присесть).

Воспитатель:    Вот мы снова в нашей группе. А нас уже поджидает наш шарик с письмом: «Ребята, огромное спасибо за вашу помощь. Вы помогли всем моим друзьям и жителям нашей страны победить злого волшебника. И в благодарность  за помощь жители волшебной страны приготовили для вас подарок. (Из коробки воспитатель достает мыльные пузыри). При помощи чего мы надуваем мыльные пузыри? Я предлагаю вам дома с родителями провести это опыт. И на следующем занятии мы с вами это обсудим.

Воспитатель.    Ребята, наше путешествие в детскую лабораторию подошло к

концу, вы все прекрасно потрудились и узнали много нового и полезного о

воздухе. Давайте подведем итог наших опытов.

-Вам понравилось быть молодыми учеными? Вы хотите еще побывать в нашей лаборатории? (Ответы детей)

- Какой опыт вам понравился больше всего? (Высказывания детей)

Опыты с воздухом

  • Опыт №1 Способ обнаружения воздуха, воздух невидим

      Цель: Доказать, что мешочек не пустой, в нем находится невидимый воздух.

   Оборудование:

1.     Прочный прозрачный полиэтиленовый мешок.

2.     Мелкие игрушки.

 Опыт: Наполним пустой мешочек разными мелкими игрушками. Мешочек изменил свою форму, теперь он не пустой, а полный, в нем – игрушки. Выложим игрушки, расширим края мешочка. Он опять раздулся, но мы ничего не видим в нем. Мешок кажется пустым. Начинаем скручивать мешочек со стороны отверстия. По мере скручивания мешочек вздувается, становится выпуклым, как будто он наполнен чем-то. Почему? Его заполняет невидимый воздух.

  Вывод:   Мешочек только кажется пустым, на самом деле – в нем воздух. Воздух невидимый.

  • Опыт №2. Невидимый воздух вокруг нас, мы его вдыхаем и выдыхаем.

      Цель: Доказать, что вокруг нас невидимый воздух, который мы вдыхаем и выдыхаем.

 Оборудование:

1.     Стаканы с водой в количестве, соответствующем числу детей.

2.     Коктейльные соломинки в количестве, соответствующем числу детей.

3.     Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей.

  Опыт: Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги  и поднесем свободной стороной поближе к носикам. Начинаем вдыхать и выдыхать. Полоска двигается. Почему? Мы вдыхаем и выдыхаем воздух, который двигает бумажную полоску? Давайте проверим, попробуем увидеть этот воздух. Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. Воздух содержит много веществ, полезных для сердца, головного мозга и других органов человека.                                                                                              Вывод:   Нас окружает невидимый воздух, мы его вдыхаем и выдыхаем. Воздух необходим для жизни человека и других живых существ. Мы не можем не дышать.

  • Опыт №3. Воздух может перемещаться

 Цель:  Доказать, что невидимый воздух может перемещаться.

 Оборудование:

1.     Прозрачная воронка (можно использовать пластиковую бутылку с отрезанным дном).

2.     Сдутый воздушный шарик.

3.     Кастрюля с водой, слегка подкрашенной гуашью.

 Опыт: Рассмотрим воронку. Мы уже знаем, что она только кажется пустой, на самом деле – в ней воздух. А можно ли его переместить? Как это сделать? Наденем на узкую часть воронки сдутый воздушный шарик и опустим воронку раструбом в воду. По мере опускания воронки в воду шарик раздувается. Почему? Мы видим, что вода заполняет воронку. Куда же делся воздух? Вода его вытеснила, воздух переместился в шарик. Завяжем шарик ниточкой, можем играть в него. В шарике – воздух, который мы переместили из воронки.

Вывод:  Воздух может перемещаться.

  • Опыт №4. Воздух содержится в различных предметах

  Цель: Доказать, что воздух находится не только вокруг нас, но и в разных предметах.

      Оборудование:

1.     Стаканы с водой в количестве, соответствующем числу детей.

2.     Коктейльные соломинки в количестве, соответствующем числу детей.

3.     Стеклянная кастрюля с водой.

4.     Губка, кусочки кирпича, комки сухой земли, сахар-рафинад.

      Опыт:   Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. В воде мы видим воздух в виде пузырьков. Воздух легче воды, поэтому пузырьки поднимаются вверх. Интересно, есть ли воздух в разных предметах? Предлагаем детям рассмотреть губку. В ней есть отверстия. Можно догадаться, что в них воздух. Проверим это, опустив губку в воду и слегка надавив на нее. В воде появляются пузырьки. Это – воздух. Рассмотрим кирпич, землю, сахар. Есть ли в них воздух? Опускаем поочередно эти предметы в воду. Через некоторое время в воде появляются пузырьки. Это воздух выходит из предметов, его вытеснила вода.                                                                                                          Вывод:  Воздух находится не только в невидимом состоянии вокруг нас, но и в различных предметах.

Опыт№5 « Воздух имеет вес»

Оборудование:

  1. Шарик надутый и ненадутый
  2. Весы

Опыт: Положите на чаши весов надутый и ненадутый шарики: чаша с надутым шариком перевесит.

Вывод: Воздух имеет вес.

Опыт№6  «Буря»

Оборудование:

1.Тазик с водой

2.Кораблик с парусами

Опыт: Опустите парусные кораблики на воду. Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с корабликом, если нет ветра? А если ветер очень сильный?  Начинается буря и кораблик может потерпеть настоящее кораблекрушение.

Вывод: Воздух может передвигать предметы.

Опыт№ 7. «По воздуху передаются запахи »

Оборудование:

1.Флажные салфетки

2. Корки апельсина , чеснок и тд

Опыт: Воздух не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха. Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсинов и т.д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.

Вывод: Воздух переносит запах.

Сказка «Вслед за ветром»

Высоко в Небе, в небесном Царстве-государстве жили-были братья Ветры. Самым старшим братом был Ураган. Он был такой огромный, а борода и волосы на голове такие длинные, что, когда он летал над Землей, казалось, будто страшное лохматое чудище закрывает Небо. Дул Ураган с такой силой, что разрушал все вокруг, принося много бед людям, животным, растениям. Поэтому обычно старший брат спал, и все вокруг ходили на цыпочках, чтобы его не разбудить.

Второго брата звали Шквал. Характер у него был резкий: дул он очень сильно да еще прихватывал с собой Ливень с Грозой для того, чтобы скучно не было. Вот уж веселились они, когда гремел Гром, сверкала Молния, лил Дождь, дул шквалистый Ветер! Все люди разбегались по домам, чтобы переждать Шквал. Но в море от него могли тонуть корабли и гибнуть люди. Зная свой резкий, скверный характер, Шквал старался занять себя каким-либо делом. Он убирался в замке, собирал в сетку облака, чтобы выжить с них воды, штопал старую одежду братьев иглой-молнией, брался за любую работу, которая отвлекала его от дурных мыслей и делала добрее.

С юга в гости к братьям прилетал часто третий брат — Суховей. Он был такой сухой и горячий, что сразу высушивал влагу всех облаков, речек, прудов. На Земле высыхали все растения. Люди и животные очень страдали от засухи. Братьям совсем не нравилась такая картина. Они завязывали Суховею рот большим шарфом, чтобы он не дул, и быстро нагоняли дождевые облака, которые нежились над морем и океаном. Шквал пригонял Ливень, который хорошенько проливал Землю. Оживали все растения, облегченно вздыхали люди и животные.

Высоко в башне замка, под замком сидел еще один брат — Смерч. Его имя было так похоже на слово смерть, что часто его так и обзывали. Смерч так любил закручиваться в огромный столб, который высотой был от Земли до Неба, делал это с такой скоростью, что забирал с собой все, что попадалось ему на пути. В Небо взлетали животные, машины, целые дома! После вихря, который устраивал Смерч, на Земле оставались только одни разрушения, погибшие люди и животные. Поэтому братья вынуждены были посадить Смерча под замок. Они, конечно, кормили его, разговаривали с ним, любили его, но знали, что если его выпустить, случится беда. Смерч очень обижался на братьев и копил в себе свой гнев. Когда от гнева и обиды он раздувался как шар, то становился такой силы, что сдержать его не мог никто, тогда он вырывался наружу и сметал все на своем пути. Вылив на Землю свою злость, Смерч успокаивался и добровольно возвращался в башню, очень жалея о том, что натворил.

Самым спокойным из братьев был Ветер-ветерок, который отличался мягким характером, жизнерадостностью и желанием всем помочь.

С самого утра Ветер-ветерок носился по всему Небу, то гоняя облака, то раздвигая тучи. Потом он спускался к Земле, чтобы развеять семена растений или пыльцу с цветков, подарить прохладу в жаркий день животным и людям. Зимой он помогал Снегу ровно лечь на Землю, укрыть все растения теплым снежным одеялом до весны. Весной опылял растения, помогал насекомым быстрее добраться до цветов, полных нектара. А осенью играл с разноцветными листьями, укрывая Землю прекрасным ковром, да помогал деревьям подготовиться к зиме. Еще он проделывал очень важную для людей работу — крутил ветряные мельницы. Раньше на них перемалывали зерно в муку, а сегодня от них получают электрический ток. Очень нравилось Ветру-ветерку шалить на воде, гнать вперед парусники. Яркое Солнце, голубое Небо, лазурная Вода так нравились ему, что совсем не хотелось улетать домой к сердитым братьям. Все живое всегда радовалось Ветру-ветерку. От этого он становился еще добрее и ласковее. Братья тоже любили мальца, часто его баловали, рассказывали интересные истории.

Вот так и жили братья Ветры. Как и все братья, они любили вместе поиграть, побегать наперегонки, покататься на пушистых облаках, окунуться в воды океана, намутив их, пролететь сквозь крону деревьев, чтобы поменять им прическу, пошептаться с колосьями ржи и пшеницы, поколыхать их, как будто волны в море. Они могли быть сердитыми и добрыми, работящими и немного ленивыми, игривыми и строгими, жаркими и ледяными, сильными и слабыми. Они были разными, как и мы — люди.

Вопросы и задания

— Назовите имена братьев Ветров, которые жили в небесном замке.

— Расскажите о характере каждого брата.

— Какую пользу приносит ветер всему живому?

— Какой вред он может нанести людям, животным, растениям?

— Почему поведение братьев Ветров может быть разным? От чего это зависит?

— Нарисуйте братьев, как вы их представляете.

— Придумайте историю, которая случилась с братьями на земле, на море или в горах.

— Какие стихи вы знаете о ветре?

— Как вы думаете, о каком из братьев говорится в стихотворении «Проказник-ветер»? Почему вы так думаете? Как изменяется ветер в стихотворении «Изменчивый ветер»?

Конспект НОД по рисованию «Воздушные шары» для детей средней группы

Цель: учить изображать предметы овальной формы –воздушные шары.

Задачи:

  • продолжать знакомить детей с приёмами изображения предметов круглой и овальной формы,
  • развивать моторику рук;
  • воспитывать стремление добиваться хорошего результата.

Материал:

  • Шары круглой и овальной формы, краски, альбомные листы, баночки с водой, подставки для кистей,  салфетки.

Ход Занятия:

Воспитатель: Ребята сегодня к нам в детский сад пришло письмо, но не простое,  а электронное. Давайте посмотрим.

  • Просмотр отрывка из мультфильма « Винни Пух и День Забот»

Воспитатель: Про что это письмо.

Правильно, Про то как Вини Пух и Пятачок хотели поздравить ослика Иа с днем рождения и подарить ему воздушный шарик.

А что случилось? Почему Пяточек такой грустный?

Правильно, потому что он бежал по лесной дорожке и нес  воздушный шарик. Споткнулся и упал. И что произошло?

Правильно, его шарик лопнул и им нечего больше подарить ослику Иа на День Рождения. А почему он лопнул?

Предполагаемый ответ детей: Потому что он стал дырявый

Воспитатель: Правильно, в нем образовалась дыра и он сдулся.

Воспитатель демонстрирует как из шарика выходит воздух ( если его развязать и если его проткнуть).

Воспитатель: Ребята, как мы можем помочь Вини Пуху и Пятачку, успокоить и развеселить?.

Предполагаемый ответ детей: Надо ему новый шарик купить.

Воспитатель: Купить мы ему сейчас не сможем, а вот нарисовать для них новые шарики мы можем! Давайте?

Предполагаемый ответ детей: Да, давайте.

Воспитатель: Пятачок , не грусти, мы с ребятами нарисуем тебе новые воздушные шарики.

Воспитатель: Ребята, а перед тем как мы начнем рисовать, давайте немного поиграем, покажем , как мы умеем играть.

        Подвижная игра «Воздушный шар»

Дети стоят по кругу, взявшись за руки, и выполняют движения в соответствии с текстом и по показу педагога.

«С мамой в магазин ходили,   (Идут по кругу)

Шар воздушный там купили.

Будем шар там надувать,

Будем с шариком играть.   (Останавливаются, поворачиваются лицом в

центр круга, держатся за руки, выполняют «пружинку»)

Шар воздушный надувайся,

Шар воздушный, раздувайся.   (Идут назад мелкими шагами, надувая шар)

Надувайся большой

Да не лопайся!

Шар летел, летел, летел,

Да за веточку задел,

И лопнул!»   (Хлопают в ладоши)

Поднимают руки вверх, покачивают ими из стороны в сторону. Руки ставят на пояс,

медленно приседают, произносят (ш-ш-ш).

Воспитатель приглашает ребят пройти за столы, где заранее приготовлены краски, кисти, альбомные листы бумаги, непроливайки и бумажные салфетки.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть изображение воздушных шаров.

Воспитатель: Ребята, а какой формы шарик?

Предполагаемый ответ детей: круглый, овальный.

Воспитатель предлагает детям обрисовать эту форму в воздухе движением руки и показ приема рисования. Воспитатель показывает прием рисования овала карандашами, сопровождая словами направление движения: «круглой , длинной формы, опять круглой и снова длинной формы».

Дети самостоятельно выполняют работу. Воспитатель наблюдает за работой детей, оказывает помощь тем, у кого не получается.

После окончания работы воспитатель предлагает детям прикрепить готовые рисунки на магнитную доску .

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие замечательные шарики у нас получились». Я думаю что Пятачек будет очень рад.

В конце занятия воспитатель уточняет у ребят, чем сегодня занимались? Что рисовали? Какой формы воздушные шарики? Каким цветом рисовали воздушные шарики? Для кого рисовали воздушные шарики?

Конспект НОД аппликация «Кораблик» для детей средней группы

Цель: Формирование у детей умения создавать изображения предметов из геометрических фигур способом аппликации.

Задачи:

  • Учить создавать изображение предмета, срезая углы у прямоугольника и разрезая квадрат по диагонали.
  • Закреплять умение составлять красивую композицию.
  • Продолжать учить работать ножницами, соблюдая технику

безопасности.

Предварительная работа:

  • Рассмотреть иллюстрации и картинки с изображением кораблей, парусных судов, моря.
  • Закрепить знания о геометрических фигурах.
  • Беседа о движении кораблей под воздействием ветра

Оборудование:

  • Листы картона голубого цвета,  
  • Желтого и синего цветов,
  • Прямоугольник для кораблика,
  • Квадрат для паруса (по количеству детей).
  • Тазик с водой.
  • Кораблик с парусом

Ход занятия

Здравствуйте ребята!

Воспитатель: Сегодня я Вам предлагаю отправиться в кругосветное путешествие. А как Вы думаете на чем можно совершить это путешествие?

Дети: ответы детей. ( машине, самолете, вертолете и тд.)

Воспитатель: Я приготовила вам то, на чем мы будем путешествовать, но сначала Вы должны отгадать загадку:

В океане среди волн,

Металлический весь он,

Но не тонет, а плывет,

За собою след ведет!

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Правильно это корабль. Молодцы.

 Воспитатель открывает накрытый салфеткой тазик с водой, в котором плавет кораблик с парусом.

Воспитатель: Ой, ребята посмотрите, а почему наш кораблик не плывет?

Дети: ответы детей.

 

Воспитатель: А что надо что бы наш кораблик поплыл? Правильно, нужен

 ветер. А как мы можем сделать ветер, правильно подуть на него. Давайте подуем. Посмотрите как поплыл наш кораблик. И мы можем отправляться в путешествие.

Но кораблик у нас только один, а  нас много и  я предлагаю вам сделать себе кораблики для себя. Хорошо?

 Но перед тем как мы начнем работать давайте немного поиграем

Физкульминутка:

«Корабль»

Волны плещут в океане: (Дети машут руками, изображая волны.)

Что нам чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперед).

Это мачты кораблей (Дети вытягивают руки вверх).

Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками)

Мы по берегу гуляем,

Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте)

Ищем ракушки в песке (Наклоны)

И сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки)

Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте пройдем к своим столам и начнем работу.

Воспитатель объясняет ход работы, показывает как надо вырезать по начерченной линии и как располагать детали корабля на листе бумаги.

Самостоятельная деятельность детей. Воспитатель помогает детям у кого не получается и следит за безопасностью во время работы с ножницами.

Воспитатель: Все закончили работы? А пока наши кораблики высыхают, давайте сделаем пальчиковую гимнастику:

"Капитан"

Я плыву на лодке белой  

По волнам с жемчужной пеной.     (концы пальцев направить вперед,           прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв как лодка)

Я - отважный капитан,                              

 Мне не страшен ураган.

(проговаривая стишок, показывать, качается на волнах, а затем плавными движениями рук сами волны, потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе)

Чайки белые кружатся,                              

Тоже ветра не боятся.                                

Лишь пугает птичий крик                        

Стайку золотистых рыб.                            

И, объездив чудо-страны,    

Посмотрев на океаны,              

(выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок)

Путешественник-герой

К маме я вернусь домой.                   

(плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде)

Воспитатель: Посмотрите какие красивые кораблики у нас получились.

Какие же вы молодцы ребята! Наши кораблик уже в предвкушении  новых путешествий.

Рефлексия: Ребята, рассмотрите соседские кораблики и похвалите ваших друзей! А вы бы хотели путешествовать с корабликом? (Ответы детей).

Экологический проект «Чистый город»

Цель: Выявить причины загрязнения воздуха и возможные способы его очищения

Задачи:

 - развивать умения строить постройки, отражая в них свои представления об окружающей действительности города.

- развивать творчество, умение работать самостоятельно по заданной теме.

-Упражнять в пространственном моделировании.

-Приобщать к совместной деятельности – умению объединятся в небольшие группы.

-Упражнять в пространственном моделировании.

-Приобщать к совместной деятельности – умению объединятся в небольшие группы.

-Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру.

Оборудование:

-крупный строительный конструктор.

-макеты деревьев

, кустов, водоемов, машин.

Предварительная работа:

-изготовление макетов деревьев, кустов, водоемов, машин

-беседа на тему: « Воздух вокруг нас»

-наблюдение на  прогулке « Что нас окружает?»

Ход Занятия

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Как я рада Вас всех видеть, как хорошо, что Вы  все сегодня пришли. А кто может рассказать что Вы видели по дороге в Детский сад. Кто то из  вас шел пешком,  а кто-то ехал на машине или автобусе.

Дети: ответы детей

Воспитатель: Да, Интересно. Но все равно вы все видели практическт одно и тоже: дома, дороги, машины, фабрики.

А я предлагаю вам стать строителями и всем вместе построить свой город. Согласны?

Но перед тем как отправится на стройку предлагаю вам немного поиграть

Физкультминутка:

Кладу кирпич за кирпичом, (Согнутыми в локтях руками попеременно кладут один кирпич на другой)

Я строю, строю новый дом.

Стена всё выше, выше, (Тянуться, подняв руки вверх.)

А это будет крыша. (Вверху руками изображают треугольную крышу.)

Вот здесь - окно. (Перед собой руками рисуют квадрат.)

А тут крыльцо. (Правой рукой, слегка нагнувшись, показывают на крыльцо.)

Ступеньки посчитай: (Выпрямляются, слегка разведя руки в стороны.)

Один, два, три, четыре, пять - (Шагают на месте, высоко поднимая колени.)

И дверку открывай. (Правой рукой как бы открывают дверь на себя.)

Сейчас мы превратимся в юных строителей и пойдём на строительную площадку.

Детям предлагают подумать, что есть в каждом городе и построить свой игрушечный город.

Самостоятельная деятельность детей.

Воспитатель: Какие вы молодцы какой красивый город у вас получился.

Но мне кажется, что в вашем городе будет грязный воздух. Что в вашем городе будет загрязнять воздух?

Дети: ответы детей

Давайте поиграем в игру «Хорошо-плохо»

Перед ребенком предметные и сюжетные картинки. (Например: фен, пылесос, ураганный ветер срывает крыши домов, надувная лодка, парусник, ветряная мельница, кислородный коктейль, и. т. д…). Дети рассматривают изображения, делают выводы о пользе или вреде предметов и явлений.

Воспитатель: Подумайте, что можно сделать , что бы городской воздух стал чище?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Правильно! Заводы и автомобильные дороги расположить подальше от жилых домов , посадить деревья, разбить парки, создать искуственные водоемы.

Давайте перестроим наш город так, чтобы он стал экологически чистым.

Самостоятельная деятельность детей. Дети перестраивают город, сажают деревья и располагают водоемы.          

Воспитатель: Какой город красивый у нас получился. Расскажите что в городе изменилось?                            

Используемая литература:

  • Е.П. Горошилова, Е.В. Шлык « Опытно-эксперементальная деятельность дошкольников», ООО Детство- пресс, 2018г
  • М. Султанова « Простые опыты с воздухом»,  ООО Халтбер-пресс,2016г
  • Е.В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование», ООО Детство- пресс, 2019г
  • Т.А. Шорыгина «Мир природы.Стихи для занятий с детьми» ТЦ Сфера 2018г
  • О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»,ТЦ Сфера 2018г
  • Е.А. Алябьева «Познавательное развитие ребенка. Сказки о природе» ТЦ Сфера 2017г.
  • И.А Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» ИД Цветной мир 2017г
  • Э.Я. Степаненкова « Сборник подвижных игр» Мозайка-Синтез 2018г
  • М.М. Борисова « Малоподвижные игры и игровые упражнения» Мозайка-Синтез 2017г
  • Л.Ю. Павлова « Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром» Мозайка-Синтез 2017г
  • Т.С. Комарова « ИзобразительнаЯ деятельность в детском саду» Мозайка-Синтез 2018г
  • Л.В. Куцакова «Конструирование из строительного материала» Мозайка-Синтез 2018г
  • В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду», Мозайка-Синтез 2017г
  • Е.А.Дмитриева «Детское Экспериментирование» ТЦ Сфера 2018г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Воздух-невидимка" для детей средней группы.

В конспекте отражена работа по систематизации знаний о воздухе, его свойствах и необходимости....

Конспект НОД в области познание по теме: «Воздух – невидимка» в старшей логопедической группе

Конспект непосредственной–образовательной деятельности в области познание    по теме: «Воздух – невидимка»   в старшей логопедической группе...

Воздух-невидимка во 2ой мл. группе

изучаем  свойства воздуха...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Воздух-невидимка» для воспитанников старшей группы

Задачи:- дать представления о свойствах воздуха: прозрачный, невидимый;- развивать речевое дыхание;- развивать мелкую моторику, сообразительность, мышление;- развивать умение ориентироваться в простра...

ВОЗДУХ-НЕВИДИМКА Конспект НОД Старшая группа

Знакомство детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека....

План-конспект НОД «Воздух невидимка» для детей старшей группы

План-конспект НОД «Воздух невидимка» для детей старшей группыЦель: Формирование у детей знаний о свойствах воздуха.Задачи: Образовательные: - дать представление о том, что воздух есть вокр...

Конспект открытого мероприятия по экспериментированию тема: "Воздух-невидимка" во второй младшей группе.

Материал поможет воспитателям познакомить детей младшего дошкольного возраста с понятием "Воздух"....