ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 24» «Мир сенсорики» (младшая группа 3 - 4г)
рабочая программа (младшая группа) на тему

Швыдкина Анна Александровна

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 24» «Мир сенсорики» (младшая группа 3 - 4г)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 24»

Утверждена на                                                                             Утверждено

на педагогическом совете                                                          Заведующий МБДОУ № 24

Протокол № 1 от «7» сентября 2017 г.                                        ___________Е. А. Титаева

Заведующий МБДОУ № 24                                                        Приказ от «7» сентября 2017 г.

______________Е. А. Титаева

Дополнительная общеразвивающая программа по сенсорному воспитанию

«Мир сенсорики»

для детей младшей группы

2017 – 2018 учебный год

Составитель:

 Швыдкина Анна Александровна.

               

г. Ленинск – Кузнецкий 2017 г.

Содержание.

Введение

2 - 3

  1. Целевой раздел

1. 1.Пояснительная записка

4-6

1.1.1.Цели и задачи реализации программы

7

1.1.2.Принципы и подходы к формированию программы

8 - 9

1.2.Планируемые результаты освоения программы

10

  1. Содержательный раздел

2.1. Содержание психолого-педагогической работы с детьми на развитие сенсорных процессов младших дошкольников

11 - 13

2.2. Учебно-тематический план

14 – 16

3. Организационный раздел

3.1. Материально – техническое обеспечение программы

17

3.2. Методические материалы и средства обучения и воспитания

18

3.3. Мониторинг достижений детьми планируемых результатов освоения       Программы:

19 - 20

4. Заключительная часть

21

Приложение

22 - 34

Введение.

       Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Человек рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

      Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

      В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Каменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. Анализ дидактических систем перечисленных авторов с позиций принципов советской теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новейших психолого-педагогических исследований.

       Сенсорное воспитание дошкольников имеет большое значение в системе М. Монтессори. «…Воспитание чувств надо начинать методически с самого раннего возраста и продолжить его во весь период обучения, который подготавливает индивидуума для жизни в обществе…».   Задача не в информации, а насыщение подсознания ребенка опытом, переходящим в сознание, выводам и открытиям. (4, 8) Психологический комфорт и свобода благотворно влияют на психологическое развитие детей. Глубокое осмысливание педагогической идеи на основе анализа ее философских взглядов и понимания ее природы и процессов системы Монтессори возможно лишь на основании анализа ее философских взглядов и понимания ее природы и развития ребенка.

       Центральный метод Монтессори – свободная работа детей в «подготовленной среде»  при ограничении прямого воздействия.

       Важное значение сенсорного воспитания признавали  видные отечественные педагоги Н.П.Сакулина, Е.И.Тихеева, Э.Г.Пилюгина. В настоящее время широко известна и повсеместно используется система дошкольного воспитания Л.А. Венгера и его школы.    Необходимо отметить, что в ее основу положены некоторые идеи М. Монтессори. Главное значение сенсорного воспитания - в создании основы для развития мышления через расширение поля восприятия.

          Другой видный исследователь Л.А. Венгер считает, что главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой, созданной человечеством. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представления о сенсорных эталонах – общепринятых образцов внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности; в качестве эталонов формы – геометрические фигуры; величины – метрическая система мер. Свои виды сенсорные эталоны имеют  в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения),  во вкусовом и  обонятельном.

        Именно с 3 лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их  с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования путем обучения продуктивным видам деятельности (рисованию, лепке, аппликации, конструированию), как на занятиях, так и в повседневной жизни. Каждый вид продуктивной деятельности предъявляет свои требования к детскому восприятию и способствует его развитию.

  1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка.

         Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС, Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г., №1155) на период с 1 сентября 2017 г. по 31 мая 2018 г., направлена на развитие сенсорных процессов детей 3-4 лет.

        Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на развитие сенсорных процессов младших дошкольников,  их интеллектуальное развитие, обеспечивающая социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья детей.

Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений.  Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств (глаз, ушей, чувствительных рецепторов кожи, слизистой рта и носа). Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения, только в этом случае у ребёнка развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.

       Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и пр. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание - сенсорные способности составляют фундамент умственного развития. С развитием сенсорики у малыша растет возможность овладения эстетическими ценностями. Уже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с многообразием форм, цвета и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомятся они и с произведениями искусства - живописью, музыкой, скульптурой. Каждый ребенок, так или иначе, воспринимает все это, но когда усвоение происходит стихийно, оно часто оказывается поверхностным и неполноценным. Процесс развития сенсорных способностей стоит направлять. В развитии сенсорных способностей важное место занимает усвоение сенсорных эталонов - общепринятых образцов внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, в качестве эталонов величины - метрическая система мер. Знакомство ребенка с сенсорными эталонами происходит в следующей последовательности. Сначала его знакомят с основными образцами, а затем - с их разновидностями. При этом разные эталоны должны сопоставляться между собой и называться сначала взрослым, а потом ребенком. Только тогда они будут хорошо закрепляться в памяти.

       Усвоению полученных знаний способствуют игры, когда ребенок самостоятельно изображает, а затем раскрашивает и вырезает различные фигурки. Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. Анализ дидактических систем перечисленных авторов с позиций принципов теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новейших психолого-педагогических исследований. Система сенсорного воспитания была разработана советскими учеными, педагогами и психологами А. В. Запорожцем, А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной, Л. А. Венгером, Н. Н. Поддъяковым и др. на основе современных дидактических принципов. На каждом занятии решение задач преемственно ориентировано на фактический уровень сенсорного развития детей и перспективно направлено на освоение комплексной программы сенсорного воспитания в дошкольном детстве.

Программа кружка «Мир сенсорики» составлена на основании примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»/Под ред. Н.Е Веракса, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой. – Мозаика-Синтез, 2012г.

         

Данная программа разработана с учетом   требований следующих нормативных  документов:

  • Закон  РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012г. №273 - ФЗ,
  • Конвенция о правах ребенка 1989,
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для ДОУ  2.4.1.3049-13,
  • Приказ Министерства образования и науки РФ (от 30 августа 2013г.) № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»,
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября №1155.

Данная рабочая учебная программа является нормативно-управленческим документом образовательного учреждения, характеризующим систему организации образовательной деятельности воспитателя. Рабочая программа показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста воспитатель создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. 

         В условиях дошкольного образования и с учетом его специфики данная система (модель) представляет собой оптимальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие становление общечеловеческих ценностей, базиса личностной культуры, социальную успешность ребенка дошкольного возраста. Составляющими этих условия являются:

        *содержательные условия;

            *организационные условия;

        *технологические условия (принципы, методы, приемы);

        *материально-технические условия (развивающая среда);

        *социально - культурные условия (взаимодействие с родителями, социальными партнерами различных социально-культурных институтов).

Актуальность:

В современных условиях, когда сфера обучающего воздействия значительно расширяется, проблема сенсорного воспитания приобретает особую остроту.

Актуальность заключается в том, что значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.

Однако в последнее время все больше внимания уделяется интеллектуальному развитию ребенка, процессу сенсорного развития внимания уделяется явно недостаточно. Хотя, известно, познание человеком окружающего мира начинается с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Формирование многих способностей, например музыкальных, изобразительных, также связано с развитием ощущений и восприятий. Поэтому сенсорному развитию дошкольников должно уделяться значительно больше времени в воспитательном процессе в дошкольном учреждении.

При достаточно обширном рассмотрении теории сенсорного воспитания в отечественной психолого-педагогической литературе и значительными наработками в опыте дошкольных образовательных учреждений в плане сенсорного воспитания все так же существует проблема более результативного его осуществления в образовательном процессе.

1.1.1.Цель программы.

Цель: закрепить у детей отношение к свойствам предметов как к характерным признакам, подвести их к самостоятельному выбору цвета, формы, величины для передачи специфики хорошо знакомых предметов.

Задачи.

1. Учить детей сенсорным эталонам: выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов и накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении предметов по величине.

2. Познакомить детей с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине.

3. Учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов.

4. Развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

1.1.2 Основные принципы программы

  •  Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
  • Принцип системности коррекционных и развивающих задач.
  •  Принцип единства диагностики и коррекции.
  • Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
  •  Принцип блочного подхода – позволяет педагогически воспроизвести многообразие общественной практики, сохранить принцип научности содержания, повысить эффективность его реализации.

Принципы комплектования группы и организации работы

  • Учет интересов и способностей детей.
  • Желание родителей.
  • Добровольное участие.
  • Учет психофизических особенностей детей.

Направления программы

  • Оздоровительное направление-  предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей, стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, сенсорно - перцептивных процессов.
  • Воспитательное направление - обеспечивает социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития, воспитание ребенка с творческими способностями, развитие и коррекцию познавательных процессов (внимание, память, ассоциативность и гибкость мышления, словарный запас речи, воображение), воспитание умения выражать свои эмоции. Развитие и корректирование зрительных, слуховых и тактильных ощущений.
  • Образовательное направление -  обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование сенсомоторных умений и навыков; развитие моторных способностей, предусматривая, в первую очередь, формирование отношения к активной деятельности, интереса и потребности в совершенствовании сенсорных навыков ребенка, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов, формирование представлений об окружающем мире.

Организационно-методическая деятельность по реализации программы

  • Систематический анализ сенсорного развития детей с целью последующей психолого-педагогической коррекции.
  • Создание программно-методического обеспечения педагогического процесса по данной программе, соответствующее современным требованиям дидактики и возрастной психофизической специфике данного контингента детей.
  • Определение содержания педагогического процесса в образовательном учреждении, способствующего формированию сенсорной культуры, сенсорному образованию детей.
  •  Создание условий для кружковой деятельности.

Продолжительность реализации программы:

     Время проведения по 10 – 15 минут каждое. Занятия проводятся 1 раза в неделю. Продолжительность курса составляет 9 месяцев для  первого года обучения.

Работа с родителями

В зону сенсорного развития запланировано  совместно с родителями   изготовить дидактические  игры:

  • «Разложи орешки по цветам»
  • «Разноцветная коробочка»
  • «Украсим бабочек»
  • «Застегни пуговицы»
  • «Веселые карандаши»
  • « Собери хвост петушку»

Совместно с родителями  оформить :

  • «Центр активности »,
  • «Центр спокойных игр»,

Провести  консультации с родителями на темы:

  • «Игры, развивающие движения кисти – пальчиковая гимнастика»,
  • «Я учусь действовать с предметами»,
  • «Массаж рук»,
  • «Игра – спутник детства».

1.2.Планируемые результаты

          Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как целевые ориентиры в ожидаемых  достижениях воспитанников.

  выполняет дидактические задания на подбор, соотнесение и группировку предметов (игрушек).

  сравнение (по форме, цвету, величине и др. признакам);

  обобщение (по выделенным признакам).

  собирает самостоятельно двухместные дидактические игрушки: маленькую игрушку (матрешка, бочонок) складывает и вкладывает в большую. С помощью взрослого и при непосредственном его участии собирает трехместные игрушки; 

 подбирает соответствующие детали-вкладыши при выборе из 2 деталей. При помощи взрослого - из 3 деталей

  подбирает к коробкам крышки подходящей формы (круглой, квадратной, треугольной).

  с помощью взрослого раскладывает предметы по убыванию или возрастанию величины. Понимает слова "побольше" и "поменьше".

 самостоятельно собирает пирамидку из 2-3 колец контрастных размеров. С помощью взрослого - из 4-5 колец разной величины.

 выполняет "поручения" взрослого по подбору предметов того или иного цвета (сначала взрослый показывает нужный цвет).

  выполняет задания по ориентировке на 2 свойства одновременно: цвет и величину (большой и маленький красные шарики), форму и цвет (красные шарики и кубик). При этом используются дидактические и народные игрушки, бытовые предметы.

 в игре с картинками и дидактическими игрушками выполняет задания на ориентировку среди не менее 4 предметов 4 цветов (красный, желтый, синий и зеленый), выбирает один из 2 предметов, запоминает названия и повторяет за взрослыми.

 с помощью взрослого "выстраивает" в практических действиях с предметами и игрушками систему "большой, маленький".

  1. Содержательный раздел
  1.  Содержание психолого-педагогической работы с детьми на развитие сенсорных процессов младших дошкольников

Занятия проводятся 1 раза в неделю всего 35 занятий в год.

Диагностика проводится 2 раза в год:

                                   1 – вводная (сентябрь)

                                   2 - итоговая (май)

          Направлена на развитие сенсорных процессов младших дошкольников,  их интеллектуальное развитие, обеспечивающая социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья детей.

Перспективные планы составлены с учетом  требований программы, возрастных особенностей, материально- технической базы ДОУ и  интеграции образовательных областей:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

         Обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи. Совершенствовать восприятие (активно включая все органы чувств). Развивать образные представления (используя при характеристике предметов эпитеты и сравнения).

         Создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т. п.); развивать умение воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, родной речи.  

         Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.

         Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету.

         Подсказывать детям название форм (круглая, треугольная, прямоугольная и квадратная).

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

          Подводить детей к простейшему анализу созданных построек. Совершенствовать конструктивные умения, учить различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы), сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание), использовать в постройках детали разного цвета. Вызывать чувство радости при удавшейся постройке.

         Учить располагать кирпичики, пластины вертикально (в ряд, по кругу, по периметру четырехугольника), ставить их плотно друг к другу, на определенном расстоянии (заборчик, ворота). Побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали (на столбики ворот ставить трехгранные призмы, рядом со столбами — кубики и др.). Изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд).

         Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу. Продолжать учить детей обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка и дома — улица; стол, стул, диван — мебель для кукол. Приучать детей после игры аккуратно складывать детали в коробки.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

          Развивать умение различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши), дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними.

         Формировать представление о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение; с помощью сна восстанавливаются силы.

         Познакомить детей с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма, подвижными  играми, физкультминутками, игротренингами.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»img-gADhJB

          Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения. Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней полочке, высоко», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»).

          Обогащать словарь детей:

  • существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок), одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама), транспортных средств (автомашина, автобус), овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;
  • глаголами, обозначающими трудовые действия (стирать, лечить, поливать), действия, противоположные по значению (открывать — закрывать, снимать — надевать, брать — класть), действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять), их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться);
  • прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький, холодный, горячий);
  • наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко).

          Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Развитие игровой деятельности:  отражает в играх разнообразные сюжеты;  использует разнообразные игровые действия; активно осваивает способы ролевого поведения;  охотно вступает в ролевой диалог с педагогом и со сверстником»;  в дидактических играх действует в соответствии с игровой задачей.

 Приобщение к элементарным социальным нормам и правилам:  проявляет себя дружелюбным партнёром в совместной деятельности с взрослым и сверстником;  активно вступает в общение по поводу игрушек и игровых действий;  имеет представления о действиях и поступках взрослых;

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

          Закреплять умение детей подбирать предметы по цвету и величине (большие, средние и маленькие шарики 2–3 цветов), собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности 2–3 цвета

Перспективный план работы по сенсорному воспитанию детей младшего возраста.

Задачи.

- научить детей различать основные цвета;

- познакомить детей с величиной и формой предметов;

- сформировать навыки самостоятельной деятельности;

- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

- сплотить детский коллектив.

 

  1. Учебно-тематический план

Месяц

№ занятия

Тема

Количество занятий

Количество минут

Сентябрь

Знакомство с цветами: желтый, красный, синий, зеленый, белый, черный.

1

15

1

Дидактическая игра «Спрячь мышонка».

1

15

2

Знакомство с формой: квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, круг. Дидактическая игра: «Птичка в клетке».

1

15

3

Знакомство с параметрами трех величин. Дидактическое упражнение «Накорми мишек»

1

15

4

Интегрированная НОД: «Найди такой же по цвету и форме».

1

15

Октябрь

1

«Спрячь зайку от лисы» - цвет.

1

15

2

«Кто где спит» - форма.

1

15

3

«Игра с мячами» - величина.

1

15

4

Интегрированная НОД: «Чудесный мешочек» - форма и величина.

1

15

Ноябрь

1

Окраска воды – цвет.

1

15

2

Какой формы предметы в нашей группе.

1

15

3

Построим башню.

1

15

4

Интегрированная НОД Разноцветные комнаты – цвет и величина

1

15

Декабрь

1

«Украшение для ёлочки» - цвет.

1

15

2

«Новогодние елочки» - величина.

1

15

3

«Составные картинки» – форма.

1

15

4

Лото «цвет и форма».

1

15

Январь

1

Дидактическая игра «Хвост у петуха» - цвет.

1

15

2

Дидактическая игра «Магазин» - форма.

1

15

3

Дидактическая игра «Кто выше» - величина.

1

15

Февраль

1

Дидактическая игра «Живое домино» - цвет.

1

15

2

Игра – соревнование «Кто быстрее свернет ленту» - величина.

1

15

3

«Построим башню» - величина.

1

15

4

Интегрированная НОД «Радуга» - цвет и величина.

1

15

Март

1

Игровые поручения – цвет и величина.

1

15

2

Дидактическая игра «Соберем фрукты» – величина.

1

15

3

Игровое упражнение «Найди свой домик» - форма.

1

15

4

Интегрированная НОД «Платочек для мамы» - форма.

1

15

Апрель

1

Дидактическая игра «Разноцветные флажки» - цвет.

1

15

2

Дидактическая игра «Принеси и покажи» – форма и величина.

1

15

3

Игровое упражнение «Найди свою полянку» - цвет.

1

15

4

Дидактическое упражнение«Как звери выбирали себе место».

1

15

Май

1

Закрепление – дидактическая игра «Пришла весна» - цвет, форма и величина.

1

15

2

Закрепление – коллективное рисование «Цвета весны».

1

15

3

Закрепление – коллективная аппликация «Весенняя капель» - величина.

1

15

Итого:

35

9 часов

Раздел 3. Организационный раздел.

3.1. Материально – техническое обеспечение программы

  1. Учебно-наглядные пособия:

- листы бумаги шести цветов с «мышкой» по середине;

          - большие картонные фигуры (круг, квадрат, треугольник с нарисованными «лицами» - фигурки-человечки);

          - геометрические фигуры;

- фигурки-человечки (геометрические фигуры);

- мисочки и ложки постепенно убывающей величины;

- карты лото с пятью геометрическими фигурами.

  1. Инструменты и оборудование:

- мячи;

- куклы;

- медведи трёх размеров;

- мелкие игрушки;

- картинки с изображением диких и домашних животных;

- образец аппликации ёлочки;

- обруч;

- банки с краской;

- образец аппликации кроватки;

- кисти;

- палочки;

- ленты;

- воздушные шарики;

- верёвки.

3.2. Методические материалы и средства обучения и воспитания

Методы обучения:  

  • Игровой метод (дидактические игры).
  • Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
  • Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
  • Словесный метод (объяснение, беседа индивидуальная, фронтальная, поощрение).  
  • Метод стимулирования и мотивации деятельности и поведения (одобрение,похвала, поощрение, пример).

Формы работы:

  • Игры (дидактические, развивающие, словесные).
  • Использование мелких игрушек.
  • Прослушивание аудиозаписи, использование технических средств.
  • Использование рассказов, стихов, загадок.
  • Задания для развития мелкой моторики.

3.3. Мониторинг достижений детьми планируемых результатов освоения Программы:

Ф.И. ребенка

Различает и называет основные цвета: красный, синий, желтый, зеленый

Различает и называет  простейшие геометрические формы и фигуры: круг, квадрат, треугольник

,шар, куб

Различает и называет большой- маленький предмет

Различает и называет длинный, короткий размер

Осуществляет сериацию по построению упорядоченного ряда по возрастанию или убыванию

Имеет представление об упорядоченной послед в сказках

Осуществляет классификацию по одному признаку или свойству

Итого

Критерии уровня знаний детей:

3балла - выполняет задание, отвечает правильно и уверенно

2 балла – отвечает с ошибками, справляется с заданием с небольшой помощью взрослого

1 балл – затрудняется, молчит, отвечает с наводящими вопросами

высокий уровень – 18-21 балла

средний уровень – 11-17 баллов.

низкий уровень – 7-10 баллов

  • Высокий уровень – Умеет сравнивать совокупности на основе взаимнооднозначного соответствия, различает «много», «мало». Находит в окружающей обстановке много предметов и один единственный. Сравнивает 2 группы предметов по величине, высоте, определяет какой предмет длиннее (короче), выше (ниже). Различает и называет форму предметов: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Различает и называет цвет предметов. Умеет собирать пирамидку, матрешку.
  • Средний уровень – Различает понятия «много-мало». Различает и называет форму предметов: круг, квадрат, прямоугольник. Различает и называет цвета.
  • Низкий уровень - Различает понятия «много-мало». Различает и называет форму предмета: круг, квадрат.

Основные требования к уровню подготовки

  • Формировать умение различать понятия “много - мало”, “много – один”.
  • Учить различать предметы по величине (большой – маленький, больше - меньше);
  • Учить различать предметы по форме (кубик, шарик);
  • Образовывать группы однородных предметов;
  • Выделять цвет предметов (красный, синий, желтый, зеленый);
  • Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки, большой красный мяч – маленький синий мяч).

Раздел 4. Заключительная часть

   В результате исследования, было отмечено, что сенсорное развитие может осуществляться в разных видах деятельности – в действиях с предметами в игре, рисовании, лепке, занятиях со строительным материалом и др. Восприятие будет более полным, если в нём участвуют одновременно несколько анализаторов, т.е. ребёнок не только видит и слышит, но ощущает и действует этими предметами.

   Важно отметить, что впечатление, полученное при наблюдении за действиями взрослых, лучше закрепится в памяти ребёнка, если он воспроизведёт эти действия в своей игре. Поэтому необходимо использовать пособия, игрушки, действуя которыми, ребёнок практически знакомится со свойствами предметов - величиной, формой, тяжестью, цветом и, действуя, воспроизводит впечатления, полученные из окружающей среды. Однако как бы разнообразны ни были пособия, представленные ребёнку, сами по себе они не обеспечивают его сенсорное развитие, а являются лишь необходимыми условиями, способствующими этому развитию. Организует и направляет сенсорную активность ребёнка взрослый человек. Без специальных воспитательных приёмов сенсорное развитие не будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а часто даже неверным. Уже в самом раннем детском возрасте игрушки, показываемые взрослыми, вызывают более длительное, а поэтому лучшее восприятие, чем игрушка, просто висящая перед глазами ребёнка.

   Необходимо различными приёмами во время игр, специальных занятий и наблюдения за окружающим способствовать развитию сенсорных способностей, лучшему восприятию. Без достаточного развития восприятия невозможно познать качества предметов, без способности наблюдать ребёнок не узнает о многих явлениях окружающего.

   В раннем детстве наибольшее значение имеет не объем знаний, который приобретает ребёнок в том или ином возрасте, а уровень развития сенсорных и умственных способностей и уровень развития таких психических процессов, как внимание, память, мышление. Поэтому важнее не столько дать детям как можно больше разных знаний, сколько развивать у них ориентировочно-познавательную деятельность и умение воспринимать.

   В этом возрасте еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые понятия и группировку свойств.

      Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ставит ребенка перед необходимостью выделять и учитывать в действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые имеют практическую значимость для выполнения действий. Успешное выполнение малышом практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Поэтому совершенствовать сенсорные процессы каждого ребенка следует, учитывая содержание его деятельности.

   Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей.

Приложение

 

Календарное планирование кружковой работы на 2017 – 2018 г.

Сентябрь

Занятие1. Дидактическая игра «Спрячь мышку».

Цель: Знакомство детей с шестью цветами спектра и их называние. Обучение индикации цвета.

Материал: Демонстрационный: листы бумаги шести цветов (20/15см), посередине белый квадрат (8/8см), на котором нарисована мышка (Мышкин домик), квадраты тех же шести цветов – дверцы (10/10см), игрушка – кошка.

Раздаточный: такой же материал меньшего размера – цветные листы (10/8см), белые квадраты на них (5/5см), цветные квадраты (6/6см); по три домика и шесть «дверей» на каждого ребенка.

Ход занятия:

 (Дети сидят кругом за столом вместе с педагогом).

 Воспитатель проводит с детьми игру «Спрячь мышку». Сначала он знакомит детей с правилами игры: «Знакомьтесь ребята – к нам мышки в гости пришли, у каждой есть свой домик. Давайте, назовем какого цвета (красный, желтый, синий, зеленый, черный, белый). Мышки очень боятся кошки, и прячутся за дверцами, как только её увидят. У каждой своя дверь, вот видите у мышки в красном домике, красная дверь. У мышки в синим домике, синяя дверь. Давайте вместе подберет всем мышка их дверцы».

Дети играют вместе с воспитателем. Затем дети играют самостоятельно. Они прячут мышек от кошки, подбирая к разноцветным домикам окошки точно такого же цвета, как домик, и закрывая окошки, чтобы мышку не было видно. Дети усваивают названия шести цветов спектра.

Занятие2. Дидактическая игра «Птичка в клетке».

Цель: Знакомство детей с основными геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник). Обучение приему обследования формы – обведению пальцем контура формы. Обучение индификации формы.

Материал: Демонстрационный: большие картонные круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник с нарисованными «лицами» - фигурки – человечки.Раздаточный: комплекты игры «Птички в клетки» - листы с окошками – геометрическими формами, в которых изображена птичка и отдельные «дверцы» в форме треугольника, круга, овала, квадрата, прямоугольника.

Ход занятия:(Дети садятся по кругу за столом с педагогом). Воспитатель показывает веселых геометрических человечков. – К нам гости пришли необычные геометрические фигуры, они вам улыбаются. Знакомьтесь, это круг, это овал, это квадрат, это треугольник, это прямоугольник. Возьмите их, обведите их пальчиком по контуру. У круга и овала нет углов, их сторона гладка, можно проводить пальчиком долго. А у треугольника, у квадрата, у прямоугольника есть углы, острые почувствуйте пальчиком.

(Педагог раскладывает лист для игры «Птички в клетке») – К нам птички прилетели и по клеткам сели, но они могут улететь, давайте закроем дверцы в их клетках. Только подбирайте правильную дверцу. Вот птичка в кругу ей нужна круглая дверца, а здесь птичка в квадрате – найдите её квадратную дверцу. (Педагог проводит игру со всеми детьми)

В заключение малышам предлагается подвижная игра «Птички и автомобиль».

Занятие3. Дидактическое упражнение «Накорми мишек».

Цель:Знакомство с параметрами трех величин (большой, средний, маленький). Обучение выделению параметров величины предметов.

Материал: Три разных по величине игрушки – медведей, соответственно три стульчика, три тарелки, три чашки, три ложки. Две физкультурные скамейки разной высоты, изображающие мости через речки.

Ход занятия.

Педагог предлагает детям пойти в гости к трем медведям. Дети отправляются в путешествие, на их пути встречаются две речки с мостиками: через одну ручку мост пониже, через другую – выше. По низкому мосту дети легко переходят на другой берег, по высокому, страшно упасть в речку.

- Ну вот, мы пришли в гости к нашим медведям. Расскажем о своем путешествии, о том, как переходили через реку по мосту. – По какому мосту было легче идти, по какому труднее, почему – один мост низкий, другой – высокий.Ребята, а наши медведи тоже разные, один выше другой ниже, третий совсем низкий. Как можно еще сказать? – Один большого размера, второй среднего (или поменьше), а третий маленький.

Педагог объясняет правила дидактического упражнения: - Наши медведи собрались пообедать, но не могут решить, кому какую тарелку выбрать, чашку и ложку. Давайте поможем: для большого медведя выберите большую тарелку, для медведя по меньше (среднего) – тарелку по меньше, а для маленького медведя –маленькую тарелку.  (по тому же принципу дети подбирают остальную посуду для медведей).

В заключение благодарные медведи играют с детьми в подвижную игру «Медведь и дети».

Занятие 4. «Найди такой же по цвету и по форме»

Цель: Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификации по основным шести цветам. Обучение сопоставлению формы предметов с эталонами формы.

Материал: По цвету – обруч, квадраты шести цветов, по 3-4 предмета (цветные кубики) каждого из этих шести цветов.По форме – геометрические фигуры пяти форм, по 2 предмета каждой из этих форм. Обруч.

Ход занятия.С цветом. Воспитатель раскладывает все цветные кубики и предметы (игрушки) разных цветов. Затем проводиться игра: педагог показывает образец (кубик одного из шести цветов) и катит обруч к одному из детей. Ребенок выбирает предмет такого же цвета, что и образец, и выбирает ребенка, который назовет цвет предмета. Выбранный предмет кладется рядом с образцом на отдельном столе. Далее игра продолжается аналогично с формой. Воспитатель вместе с детьми рассматривает предметы и игрушки разной формы, лежащие на столе перед ними, говорят, какой формы предмет и игрушки – круглой, овальной, квадратной, треугольной и прямоугольной. Далее игра: воспитатель показывает одну из фигур и предлагает тому, ребенку, к которому катит обруч, выбрать игрушку такой же формы и назвать, какой она формы. Выбранный предмет перекладывают на другой стол рядом с формой- образцом. Игра продолжается до тех пор, пока не будут подобраны к образцам все предметы.

В заключение: на пол кладут два обруча, в один нужно принести круглой формы игрушки и красного цвета, в другой положить предметы квадратной формы и зеленого цвета. Можно повторить игру, задав другие параметры формы и цвета.

Октябрь

Занятие 1. Дидактическая игра «Спрячь зайку от лисы».

Цель: Обучение соотносить предметы с учетом цвета и формы.

Материал: Демонстрационный: листы бумаги шести цветов (20/15см), посередине белые «окошки» разные по форме (до 5видов) (8/8см), на которых нарисованы зайцы (зайки домик), «дверцы» разной формы и соответствующего (10/10). Игрушка лиса. Раздаточный: такой же материал меньшего размера – цветовые листы (10/8см), а «дверцы» (6/6см), а «окошки» (5/5см). По три домика и шесть дверей для каждого ребенка.

Ход занятия. Воспитатель проводит с детьми игру «Спрячь зайку от лисы». Вначале он обращает внимание детей на цвет «домиков» и форму «дверей». Показывает как правильно, подобрать «дверцы» в домиках у зайцев, с учетом цвета и формы. Затем предлагает детям играть самостоятельно. Они прячут зайчат от лисы, подбирая к разноцветным домикам с разной формой окошки, точно такие же цвета как домик и такую же форму как окошко.

В заключение подвижная игра «Лиса и зайцы».

Занятие 2. «Кто где спит».

Цель: Продолжаем знакомство детей с пятью геометрическими формами и их названиями. Формирование действия подбора по образцу.

Материал: Демонстрационный: большие круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник (фигурки-человечки).Раздаточный: те же фигурки меньших размеров с «лицами по одному набору на каждого ребенка.  Карточки с контурными изображениями тех же фигур той же величины.

Ход занятия. Дети вспоминают названия знакомых фигур – человечков. Воспитатель поочередно называет фигуры в следующем порядке: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя фигуру пальцем, педагог спрашивает, какой формы этот человечек. Особо фиксируется внимание на углах и пропорциях фигур (овал и прямоугольник - вытянутые). Дети «рисуют» контуры фигур в воздухе. Затем воспитатель предлагает поиграть с маленькими фигурками – человечками. Детям  раздаются карточки, где изображены «кроватки» для каждой из фигурок. «Человечков» надо уложить «спать» в подходящие для них кроватки, т. е. разложить все фигурки на карточки так, чтобы они совпадали с нарисованными.

Примечание. В более сильной подгруппе детей размер фигурок может быть меньше, чем контуры на карточке.

Занятие 3. «Игра с мячами».

Цель: Обучение выделению параметров величины предметов.

Материал: Мяч. Раздаточный: для каждого ребенка комплекты для игры «Найди мячику свое место» - разрезные мячики разного диаметра и цвета и картонная карточка с изображением мячиков тех же цветов и размеров.

Ход занятия: Дети становятся в круг вместе с педагогом. Воспитатель играет с ними в мяч, перебрасывая его друг другу. Затем воспитатель предлагает закрыть глаза  и прячет мяч. Мяч прячется то высоко (его не достать от пола), то низко (мяч легко достать). Дети определяют положение мяча (высоко, низко), ищут способ, как достать мяч, если он лежит высоко.  Игра повторяется несколько раз.

Педагог предлагает детям игру «Найди мячику свое место», на столах перед детьми раскладываются комплекты игры и после показа воспитателя, дети играют самостоятельно.

Занятие 4. «Чудесный мешочек».

Цель: Обучение подбору фигур на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу. Закрепление знания цветовых оттенков.

Материал: Чудесный мешочек, в нем пластмассовые кубики и шарики разного цвета.

Ход занятия.(Дети сидят в кругу на стульчиках). Педагог показывает детям чудесный мешочек и говорит: - Сейчас я из мешочка достану кубик, и не буду заглядывать в него. На ощупь достает кубик, и просит, чтобы дети назвали какого цвета предмет. А теперь я достану круглый мячик, и не буду подглядывать. Опускает руку в мешочек и достает шарик.  Теперь вы попробуйте.

Педагог подносит мешочек к каждому ребенку по очереди и предлагает, не глядя достать из него кубик или шарик. Ребенок достает и называет цвет предмета. Когда все предметы достанутся из мешочка, педагог предлагает разложить предметы по цветовым оттенкам на группы. В заключение дети помогают складывать кубики в одну коробку, а шарики в другую.

Ноябрь

Занятие 1. «Окраска воды».

Цель: Ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: «светлый», «темный», «светлее», «темнее».

Материал: Демонстрационный: 14 прозрачных стаканчиков, 2из них с наклейками – светло – красной и темно – красной, гуашевые краски, отдельная емкость с водой. Раздаточный: красная гуашь, по 2стаканчика с водой на каждого ребенка, кисточки.

Ход занятия: Воспитатель предлагает детям подготовить воду для изготовления цветного льда. Воспитатель показывает, как сделать светло-красную воду, набирая немного краски на кисть и разводя ее в воде, а затем – более темную, макая кисть в краску 2раза. Затем дети готовят воду двух оттенков. Под руководством педагога они вначале делают светло-красную воду в одном стаканчике, а затем темно-красную воду в другом стакане. Приготовив цветную воду, приносят ее воспитателю, называя, где светло-красная вода, где темно-красная.   (Потом воспитатель отнесет их стаканчики для заморозки).

И предлагает развести другие оттенки красок. Для этого выставляются заранее подготовленные одноразовые стаканы с водой и берутся другие цвета гуаши. Предлагает детям назвать какие цвета вышли в стаканчиках.

Занятие 2. «Какой формы предметы в нашей группе».

Цель: Обучение зрительному обследованию предметов и словесному описанию их формы.

Материал: Предметы, находящиеся в групповой комнате.

Ход занятия. Воспитатель вместе с детьми рассматривает предметы в группе, определяя, какой они формы. Затем проводится игра: педагог называет какой-то предмет, ребенок самостоятельно определяет форму этого предмета. Например, какой формы зеркало, какой формы окно, шкаф и т. д.

Занятие 3. «Построим башню».

Цель: Обучение пониманию отношений по величине между объемными и плоскими предметами. Обучение соотнесению 2-3 рядов величин между собой.

Материал. Демонстрационный: картинки с изображением зверей: медведь, лиса, мышка. Кубы разной величины (большой, поменьше, самый маленький). Раздаточный: по три квадрата разной величины на каждого ребенка.

Ход занятия. Воспитатель вместе с детьми рассматривает изображенных на картинках зверей, располагая их по - порядку: самый большой медведь, поменьше лиса, самый маленький мышка. Далее дети вместе с педагогом строят башню из кубиков для зверей, соотнося величину зверей с величиной их «квартир» - кубов. Затем дети самостоятельно строят такие же башни на своих местах за столами, соблюдая последовательность отбора квадратов путем наложения их друг друга при сравнении (дом для зверей).

Занятие 4. «Разноцветные комнаты».

Цель: Закрепление знания основных цветов. Обучение выделению цвета с отвлечением от других признаков предмета.

Материал: У каждого ребенка карточка (30/20см), разделенная на 6 клеток (10/10см)разных цветов; мелкие картонные силуэты игрушек – по одному каждого цвета.

Ход занятия. Педагог обращает внимание детей на разноцветные «комнаты» на карточке, объясняет, что все предметы в них должны быть подходящего цвета, чтобы их не было видно. Рассматривает и называет с детьми игрушки и предметы, отмечает, что есть одни и те же предметы и игрушки разного цвета. Затем дети раскладывают игрушки и предметы по своим комнатам так, чтобы их не было видно. Кукла или мишка проверяют правильность выполнения задания.

Декабрь

Занятие 1.«Украшение для ёлочки».

Цель: Закрепление представления об основных цветах, упражнять в расположение предметов на плоскости в заданном цветовом порядке.

Материал: Демонстрационный: фланелеграф, плоскостные фигуры елочки и елочных шаров одной величины и шести основных цветов. Раздаточный: на каждого ребенка по комплекту плоскостных фигурок елочки и разноцветных елочных шариков.

Ход занятия. (Дети сидят на стульчиках полукругом возле фланелеграфа). Воспитатель обращает внимание детей на яркую, зеленую елочку на фланелеграфе. – Ребята, к нам пришла лесная гостья, взгляните какая елочка. Какого она цвета? Скоро будет Новый год и в каждом доме, будет такая красавица, только чего-то не хватает для праздничного настроения, как вы думаете чего? (украшений, шаров, мишуры) – Вот перед вами на столе разложены елочные шары. Назовем их по цвету. (Педагог показывает по очереди шары разного цвета, дети называют)

- Давайте украсим нашу гостью, я буду называть, кто подойдет и возьмет красный шар (синий, зеленый, желтый). Начнем, Лера возьми красный шар и закрепи его на самом верху нашей елочки. (дети вместе с педагогом украшают елочку).

Затем воспитатель предлагает  детям пройти за стол и украсить свои елочки по образцу с фланелеграфа. Подходит к каждому ребенку уточняет какого цвета у него шарик и куда он его повесит.

В заключение проводится хоровод «Маленькой елочке холодно зимой…».

Занятие 2.  «Новогодние елочки».

Цель: Обучение детей использованию мерки для определения параметров величины.

Материал: Три комплекта елочек: в каждом комплекте по три елочки с различием в высоте в пять сантиметров. Такие же комплекты комнат (прямоугольные листы бумаги), узкие картонные полоски (мерки), соответствующие высоте елок и комнат.

Ход занятия. Воспитатель создает игровую ситуацию: надо, чтобы в каждом домике елка была до потолка. Педагог предлагает всем детям «пойти в лес», чтобы они могли выбрать елочки нужной высоты, раздает им картонные полоски – мерки. По этой мерке каждый ребенок будет подбирать елку нужной высоты. Воспитатель показывает детям, как подбирать елку по мерке (прикладывает мерку от основания  елки до ее верхушки.Если концы совпали – елка «подошла»). Далее дети «едут в лес» за елками, и каждый подбирает елку. Выбранные елки дети «везут в город» и устанавливают в тех домах, где елки помещаются как раз до потолка (примеряют).

Занятие 3. «Составные картинки».

Цель: Обучение расчленению изображения предметов на составные части и воссозданию сложной формы из частей.

Материал: Образцы рисунков, составленных из геометрических фигур: елочка, домик, машина, ракета, уточка.Раздаточный: комплекты геометрических фигур: круги, квадраты, прямоугольники, овалы, треугольники для составления картинок.

Ход занятия: Педагог вместе с детьми рассматривает образцы рисунков. Рисунки анализируются с точки зрения составных его частей: особенности величины, пропорций и форм, особенности расположения их в пространстве. Затем дети выкладывают различные картинки на столах.

Занятие 4. Лото «цвет и форма».

Цель: Обучение ориентировки на два признака одновременно (цвет и форма) с отвлечением от третьего (величина).

Материал: Шесть карт лото с расположенными в разном порядке пятью геометрическими фигурами, все фигуры на карте разного цвета; тридцать вырезанных фигур пяти форм, шести цветов.

Ход занятия. Воспитатель – ведущий, достает из коробки по одной фигурке и спрашивает: «У кого такая фигура?» .Если ребенок отзывается, он получает ее и закрывает соответствующую фигуру на карте. Если никто не отзывается, фигура откладывается в сторону. Выигрывает тот, кто первый закроет все фигуры на карте.

Январь

Занятие 1. Дидактическая игра «Хвост у петуха».

Цель: Закрепление представлений об основных цветах и соотнесение в соответствии с параметрами величины.

Материал: Демонстрационный: фланелеграф, 2 петушка – один с красивым ярким хвостом, второй без хвоста; перышки(6шт. разной величины, разница в 5см) от его хвоста в отдельном комплекте. Раздаточный: на каждого ребенка по петушку и по комплекту перышек разной величины и разного цвета.

Ход занятия. Воспитатель загадывает загадку о петушке. На фланелеграф выставляется два петушка, чем они похожи, чем отличаются. Правильно уодного  петушка нет хвоста, вот беда, без хвоста никак нельзя. Предлагает детям помочь петушку, показывает перышки, дети называют по цвету. Как же правильно закрепить петушку хвост? Перышки не только разные по цвету, но еще по величине. Педагог показывает как найти самое большое перышко и закрепляет петушку, затем подзывает детей по очереди и вместе закрепляют хвост петуху.

Затем педагог, обращает внимание на петушков за столом и просит ребят помочь и им с хвостиками. Дети самостоятельно выполняют задание, воспитатель контролирует процесс.

Занятие 2. Дидактическая игра «Магазин».

Цель: Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификации по цвету, группировке оттенков.

Материал: Игрушки и предметы шести цветов и их оттенков (по 3-4), разноцветные прямоугольники («чеки»).

Ход занятия. Воспитатель предлагает поиграть в магазин. Дети приходят в «магазин» и рассматривают игрушки и предметы, отмечая, какого они цвета и оттенка (надо добиваться четкого определения цвета и оттенка: светло – зеленый, светло –фиолетовый, темно – красный и т.д.). Рассматривая игрушки, дети сравнивают по светлоте пары предметов одного цветового тона. Далее дети получают «Чеки» (прямоугольники разных цветов). Чтобы купить игрушку, надо чтобы ее цвет совпадал с цветом чека (оттенки цветов включаются). Вначале роль продавца выполняет воспитатель, затем дети могут разделиться на «продавцов» и «покупателей».

Занятие 3. Дидактическое упражнение«Кто выше».

Цель: Обучение правилу соизмерения объектов с использованием единой точки отсчета.

Материал: Куклы – девочки разного роста, куб.

Ход занятия: Воспитатель предлагает, детям поиграть с куклами. Он создает игровую ситуацию: дети пришли в детский сад и заспорили, кто из них выше. Куклы меряются ростом (разница в высоте кукол должна быть незначительна). Куклы продолжаются меряться ростом, воспитатель незаметно подставляет под ноги одной из кукол (меньшего роста) куб. Перед  детьми проблемная задача – можно ли так меряться ростом. Дети самостоятельно должны прийти к выводу, что при измерении ноги девочек – кукол должны быть на одной линии.

В заключении дети измеряются ростом между собой.

Февраль

Занятие 1. «Живое домино»

Цель: Закрепление  знания основных цветов. Обучение выделению цвета с отвлечением от других признаков предметов.

Материал: У каждого ребенка карточка (30/20см), разделенная на шесть клеток (10/10см) в которых наклеены силуэты животных и птиц разного цвета. И мелкие силуэты на разрезных карточках.

Ход занятия. Воспитатель обращает внимание на большие карточки с шестью цветными силуэтами животных и птиц, предлагает выбрать каждому ребенку по одной такой карте. Сам педагог – ведущий предлагает подобрать каждому изображению пару, показывая по одной разрезной карточке. Выигрывает тот, кто всем своим зверюшкам, подберет пару раньше остальных детей.

Занятие 2. Игра соревнование «Кто быстрее ленту свернет».

Цель: Обучение выделению параметров величины предметов.

Материал: 2ленты, закрепленных на палочках, одинаковой ширины, но разной длины и разного цвета: красная – 1м, синяя – 50см.

Ход занятия. Воспитатель показывает детям 2 одинаковые по ширине ленты с контрастной разницей в длине, учит, как надо свертывать ленту. Внимание на длине лент не фиксируется. Далее проводится игра: педагог называет пару ребят, каждый берет по ленте, проводится игра-соревнование. Выигрывает естественно, тот у кого лента короче. Остальные ребята замечают, что тот у кого лента длиннее проигрывает. При повторении игры вызванные дети стремятся «завладеть» короткой лентой, чтобы обеспечить себе выигрыш в соревновании. Дети объясняют свои действия, сравнивают ленты по длине, прикладывая их друг к другу.

В заключении можно предложить ребятам посоревноваться только раздать ленты одинаковой длины.

Занятие 3. Построим башню.

Цель: Обучение пониманию отношений по величине между объемными и плоскими предметами. Обучение соотнесению 2-3 рядов величин между собой.

Материал: Демонстрационный: картинки с изображением зверей: медведь, волк, лиса, заяц, мышь. Пять кубов разной величины. Раздаточный: 5 квадратов разной величины.

Ход занятия. Воспитатель вместе с детьми, рассматривает изображенных на картинках зверей. Располагая их по - порядку: самый большой (медведь), по меньше – волк, еще по меньше – лиса, еще меньше – заяц и самый маленький – заяц. Далее педагог вместе с детьми строит башню из кубов для зверей, соотнося величину зверей с величиной кубов. Затем дети самостоятельно строят такие же башни на своих местах за столами, соблюдая последовательность отбора квадратов путем наложения их друг на друга при сравнении.

Занятие 4. «Радуга».

Цель: Ознакомление детей с системой цветов, включая новый для них голубой цвет

Материал: Демонстрационный: картинка «Радуга», фланелеграф, комплект из отдельных полос «Радуги». Раздаточный: листы бумаги с незавершенной радугой, комплекты полосок для каждого ребенка для завершения «Радуги».

Ход занятия. Дети рассматривают картинку с изображением радуги, слушают стихотворение «Цвета радуги». Педагог предлагает вместе выложить радугу из комплекта полосок перед ними на фланелеграф и называет цвета радуги. При этом педагог обращает внимание на последовательность цветов на картинке. Далее детям предлагается самим закончить свою «радугу» за столами. Дети выполняют задание, а педагог контролирует процесс, подходит к детям просит назвать цвета радуги.

В заключение предлагается подвижная игра «Солнышко и дождик».

Март

Занятие 1.Игровые поручения.

Цель: Обучать различать и называть игрушки, выделять их основные качества (цвет, размер). Развивать слуховое восприятие, совершенствовать речевое общение.

Материал: большая и маленькая игрушечная собака (или медвежата), машинка, красный или синий мяч, большая и маленькая чашки, матрешки.

Ход занятия. Педагог показывает детям игрушки, просит назвать их, рассказать какого они цвета и размера. Затем детям дает поручения.

- Большую собаку напои чаем из большой чашки.

 (Если ребенок ошибается, собака рычит, отворачивается от чашки)

-Поставь матрешку рядом с красным мячом.

- Подари маленькой собачке синий мячик.

-Возьми маленькую собачку и посади ее на коврик. –Посади большую собаку рядом с маленькой.

В конце занятия воспитатель просит детей убрать игрушки и предметы, использованные в игре, на свои места.

(Педагог следит за правильным исполнением поручений).

Занятие 2.«Соберем фрукты»

Цель: Обучение различать и называть величину предметов (фруктов). Развивать слуховое восприятие.

Материал: Демонстрационный: Объемные муляжи фруктов 2-х величин (крупные и мелкие), две корзинки (большая и маленькая). Раздаточный: комплекты игры «Соберем фрукты» для каждого ребенка в плоскостном варианте (фрукты крупные и мелкие и корзинки большие и маленькие).

Ход занятия. Педагог показывает на стол, где разложены объемные муляжи фруктов разного размера. Предлагает назвать фрукты и выбрать по одному фрукту для себя, затем ставит две корзинки и говорит: - В большую корзину мы будем складывать крупные фрукты, вот я кладу одну крупную грушу. А в маленькую корзину, я положу мелкое яблочко. Теперь вы по одному, подходите и положите свой фрукт в нужную корзинку. (Дети подходят и решают, куда положить свой фрукт, педагог просит назвать размер их фрукта и размер выбранной корзины).

Воспитатель предлагает сыграть в игру за столами с плоскостными фигурками (фруктов и корзинок) В конце занятия предложить физминутку.

Занятие 3.Игровое упражнение «Найди свой домик».

Цель: Продолжать знакомство с предметами различной формы и величины. Учить соотносить детали, осуществлять набор предметов двух различных форм (шар, куб) и трех величин (большой, поменьше, маленький). Действовать по словесной инструкции, наблюдать за действиями других детей.

Материал:«занимательная коробочка», имеющая прорези трех размеров: квадратные (7, 5, 3см) и круглые (диаметром 7, 5, 3см); кубики (2, 4, 6см) и шарики (2, 4, 6см) для каждого ребенка. Или использование дидактического пособия – вкладышей по форме на каждого ребенка.

Ход занятия. Вариант 1. – Воспитатель обращает внимание детей на кубики и шарики разной величины, предлагая найти «свой домик», вложить в «занимательную» коробку, а для этого надо отделить кубики от шариков. Когда дети выполняют эту часть задания, педагог по кругу, от одного ребенка к другому, передвигает коробку, предлагая каждому опустить в нее вначале кубик, а потом шарик. Дети выбирают фигуры, произвольно ориентируясь в их величине: маленький предмет могут опустить в любое отверстие «домика», предмет среднего размера – в большое или среднее отверстие, большой предмет – только в самое большое отверстие. Так дети учатся не только соотносить предметы по величине, но и выполнить это действие более рациональными способами.

  Аналогично каждый ребенок помещает в «домик» вторую, а затем третью пару предметов. Воспитатель оценивает «работу» с точки зрения рационального решения задачи.

Вариант 2. Детям предлагаются вкладыши с шестью разными окошками и формами к ним. Педагог предлагаеткаждой форме найти «свой домик».

Занятие 4. «Платочек для мамы».

Цель: Учить выкладывать орнамент из одноцветных геометрических фигур, анализировать, располагать предметы в пространстве. Развивать восприятие формы.

Материал: Для каждого ребенка лист бумаги квадратной формы с нарисованными контурами фигур, одинакового размера (5штук), клей карандаш, разрезные геометрические фигуры. Образец готового «платочка».

Ход занятия: Воспитатель показывает детям аппликацию – образец (платочек для мамы). Дает возможность детям назвать знакомые геометрические фигуры, нарисовать их пальцем в воздухе. Обратить внимание на заготовки на столах, внимательно разглядеть все фигуры и разложить их по своим нарисованным местам. Затем предложить наклеить, педагог помогает выполнить детям аппликацию. Предложить готовые платочки подарить мамам.

Апрель.

Занятие 1. «Разноцветные флажки».

Цель: Учить различать цветовые тона путем сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу. Совершенствовать зрительное восприятие. Приучать точно и старательно выполнять поручения группы.

Материал: цветные флажки четырех основных цветов – по 4 комплекта.

Ход занятия: Воспитатель привлекает внимание детей к лежащим на столе флажкам, называет цвет каждого флажка, предлагает с ними поиграть.

     - Возьмите любой флажок, назовите ее цвет и найдите такой же, используя прием приложения.

Выбирают четверых детей, педагог указывает на стол, на котором ребенок будет искать свой флажок. Тот, кто найдет флажок своего цвета, должен показать ее всем детям, а они посмотрят, правильно ли выполнено задание. Если задание выполнено правильно, все похлопают в ладоши.

(Подобрав флажок по цвету, каждый ребенок отдает один флажок воспитателю, а другой относит на стол и возвращается на стульчик.)

Занятие 2. «Принеси и покажи».

Цель: продолжать учить приемам зрительного обследования формы в усложненных условиях; воспитывать чувство ответственности за выполнение поручения; пополнять опыт дружного игрового партнерства.

Материал: маленькие карточки (6/8см) с изображением геометрических фигур: круга, треугольника, квадрата, прямоугольника по количеству детей; большие карты с изображением этих же фигур.

Ход занятия. В начале занятия педагог вместе с детьми раскладывает один комплект фигур сначала на одном столе, затем на трех остальных; дает возможность детям рассмотреть, все ли фигурки на месте; трогать и брать в руки фигурки не разрешается.

Дети сидят на стульчиках. Воспитатель взывает четырех детей, ставит их напротив остальных. Выбрав контур одной из фигур, воспитатель показывает его сначала сидящим детям, а потом вызванным четырем.

- Принесите нам, пожалуйста, вот такой  треугольник, но сначала внимательно его рассмотрите! (Педагог медленно обводит пальцем контур фигуры, а дети следят за его движениями, затем он предлагает им самостоятельно еще раз обвести глазами фигуру и через несколько секунд убирает ее.)

Дети – Раз, два, три ищи.

   С последними словами каждый из четырех вызванных детей направляется к своему столу и выполняет поручение. Воспитатель в это время выкладывает на столе или доске образец. Каждый ребенок, выполнивший поручение, самостоятельно накладывает на образец выбранную им фигуру, приносит и показывает ее детям.

 Игра носит контрольный характер. Воспитатель продумывает состав каждой четверки, подбирая детей примерно одинаковых способностей. В специально заготовленном списке после игры отмечает успех ребенка (+ или -).

Занятие 3. «Найди свою полянку».

Цель: Закреплять умение соотносить цвет у разных предметов и одинаковые предметыразных цветов.

Материал: большие цветные листы бумаги, силуэты игрушек разного цвета.

Ход занятия: Воспитатель показывает разные способы выполнения задания: на «полянку» - большой лист цветной бумаги кладет предметы такого же цвета.  Если дети ошибаются, отбирая одинаковые предметы разных цветов, воспитатель показывает, что не у всех игрушек цвет совпадаетс цветом полянки, на которой они лежат.

  Важно обратить внимание детей на то, что разные предметы могут быть одного и того же цвета (красный цветок и неваляшка) – тогда поляна у них одна и та же, а одинаковые предметы могут быть разных цветов (желтые и зеленые листья) – тогда полянки у них разные.

Занятие 4. «Как звери выбирали себе место».

Цель: Учить различать и называть игрушки, изображающие зверей, понимать и использовать слова «рядом», «далеко», «подальше», «поближе», «впереди», «позади».

Материал: игрушки средних размеров.

Ход занятия: Воспитатель: Сундук с орехами.

  У белки сундук,                                           Щелк да щелк зубки –

  В нем орехи фундук.                                  Летят  скорлупки.  

 Собрались белки на посиделки.             На весь сыр – бор разговор!

   Э. Мошковская.

Прибежали к белочке ее лесные друзья. Зайчик – побегайчик прискакал и стал рядом с белочкой. Андрюшка, поставь зайчика рядом с белочкой. Ребенок выполняет. Настя, назови, как стоят зайчик и белочка.  (Ребенок, - рядом).

Воспитатель. Грызут орешки, играют вместе. Тут прибежала лисичка, встала далеко и наблюдает, как играют белочка и зайчик, подошла поближе и стала с ними тоже играть. Саша, скажи, где сначала была лисичка? Ребенок – Далеко. Воспитатель – А потом куда она подошла? Ребенок. – Поближе. Воспитатель – Правильно, подошла лисичка поближе к белочке и встала позади нее. Камилла, скажи, где встала лисичка? Ребенок отвечает.  – Правильно, позади белочки. А зайчика прибежал и встал впереди лисички. Аким, поставь зайчика впереди лисички. Ребенок выполняет.  Где Аким поставил зайчика? Дети отвечают. – А теперь, дети, возьмите себе игрушки и тоже будем выбирать себе место. Дети берут по игрушке. Аделина, выходи с белочкой на полянку. Павлик, становись впереди Аделины. Дети встают.

- Правильно. Где встал Павлик? Дети отвечают.

- Денис, встань рядом с Аделиной. Где встал Денис? Дети отвечают.

- Илья встань подальше от Адели и Павлика. Кирилл, подойди поближе к Илье. Дети выполняют.

- Молодцы, вы все хорошо нашли свое место. А теперь мы поиграем с  игрушками.

Дети играют.

Май

В данном месяце проходят три занятия закрепляющих, дети совместно с педагогом создают рисунки, выпускают газету, проводят соревнование с участием родителей.

 Педагог также проводит диагностику по сенсорному воспитанию у детей группы, итоги полученных знаний фиксируются в диагностическую таблицу.

 Отчетное родительское собрание о подведение итогов по кружковой работе с использованием ИКТ в виде презентации слайдов.

Список детей посещающих кружок.

График работы кружка.

Вторник (16.00-16.15)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №14 города Красноармейска Саратовской области» на 2012-2013 учебный год

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАмуниципального  бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №14 города Красноармейска  Саратовской области»на 2012-2013    у...

Рабочая программа Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12» 1 младшая группа № 2

Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО и с учетом комплексной образовательной  программы дошкольного образования «Миры детства: конструирование возможностей» Под редакцией Т. Н. Дороновой...

ПОЛОЖЕНИЕ О ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №24»

Положение о дополнительной общеобразовательной программе (далее Положение) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №24 "   (далее Учреждение) разработа...

Основная общеобразовательная программа муниципальной бюджетной дошкольной образовательной учреждение детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников «Теремок» с. Арыг-Узю.

1.1. Пояснительная записка          МБДОУ детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников «Терем...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 24» «Мир сенсорики» (средняя группа 4-5 л)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 24» «Мир сенсорики» (средняя группа 4-5 л)...

Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №30 комбинированного вида» Старшая группа на 2020 – 2021 учебный год.

Рабочая программа педагога разработана в соответствии с ООП МБДОУ"Детский сад № 30", федеральным  государственным образовательным стандартом  дошкольного образования(приказ Министе...