Главные вкладки

    Подборка пальчиковых игр для развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста
    картотека (старшая группа) на тему

    Михайлова Наталья Викторовна

    Подборка пальчиковых игр для развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon mihaylova_n.v._korkinskiy_munitsipalnyy_rayon.doc798 КБ

    Предварительный просмотр:

    Подборка пальчиковых игр для развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста

    Выполнила:

    Михайлова Наталья Викторовна,

    Старший воспитатель МКДОУ д/с №23

    Коркинский муниципальный район

    пос. Первомайский

    Оглавление

    Введение ………………………………………………………………………………..………………3

    Глава 1. Педагогические условия проведения  пальчиковых игр как средства развития речи детей …………………………………………………………………………………………………….4

    1.1. Принцип подбора игр…………………………………………………........................................4

    1.2 Пальчиковые игры……………………………………………….………......................................6

    Заключение …………………………………………………………………………………………..…11

    Список литературы ……………………………………………………………………………………12

    Введение

    «Если руки неумелы,

    Если пальчики несмелы,

    Трудно ручку удержать,

    Буквы ровно написать

    Не удержишь карандаш –

    Не получится пейзаж».

                  В. Лирясова.

    В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. И в то же время этот период в жизни ребёнка не случайно называют «нежный возраст». Нужно быть очень осторожными и деликатными в вопросах развития и образования малышей раннего возраста. Любящие родители, наверняка, заметили, с какой радостью малыш усваивает любую информацию, приобретает любые навыки без дополнительной мотивации с легкостью и азартом.

    Развивать малыша с пелёнок – модно. Но педагоги – психологи, сторонники традиционных методов, считают, что гораздо важнее помочь своим детям легче и комфортнее освоиться в том жизненном пространстве, которое их окружает, нежели нагружать раньше срока лишними знаниями. Как же быть? Просто играть с ребёнком. Согласитесь, это самое благодарное времяпрепровождение.

    При выборе темы творческого отчёта возникло желание осветить и проанализировать не «сухие» страницы теории, а остановиться на какой-нибудь «детали», которая  в ходе работы с детьми дошкольного возраста имела далеко не «детальное» значение. И тут выбор пал на «пальчиковые» игры. Весёлое, увлекательное и полезное занятие, которое и обучением-то назвать сложно! Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов», сказал ещё Аристотель.[4,2]. «Рука – это своего рода внешний мозг», писал Кант. Жан-Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребёнка: «… он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук…»[4,5].

    Как приятно родителю, когда у его ребёнка умелые пальчики: ловко держат карандаш. Аккуратно рисуют, строят из конструктора. А если ещё ребёнок чисто и правильно говорит – вдвойне приятно.                                                                                                                    

    Почему же так важны для детей  игры, тренирующие мелкую моторику движения пальцев и кистей рук? Почему именно «пальчиковая» гимнастика стимулирует речь, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность?  Какую роль играют «пальчиковые» игры в развитии  речи и мелкой моторики детей дошкольного возраста?

    Цель нашей работы: определение  своеобразия «пальчиковых»  игр в развитии мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста;

    создать условия для развития речи дошкольников через пальчиковые игры;

    Задачи: выявить зависимость речи детей от развития мелкой моторики рук;

                   изучить педагогические условия проведения пальчиковых игр как                     средства развития речи детей дошкольного возраста.

    Глава 1. Педагогические условия проведения  пальчиковых игр как средства развития речи детей

    1.1. Принцип подбора игр

    Стандартный набор занятий по развитию тонкой моторики (плетение, конструкторы, мозаика, лепка и т.д.) использует в основном движения сжимания, изредка – растяжения и почти никогда – расслабления. К тому же в эти занятия включена обычно только социальная зона руки – большой, указательный, средний пальцы, смежная с ними часть ладони и соответствующие им двигательное поле – зона, несущая основную нагрузку в быту и в общении. Безымянный палец и мизинец остаются пассивными. Эффективность таких занятий не слишком велика. Для получения максимального «коэффициента полезного действия» игры с пальцами рук и занятия должны быть составлены таким образом, чтобы:

    1. сочетались сжатие, расслабление, растяжение пальцев;
    2. использовались изолированные движения каждого из них.

    Игра может быть построена на тренировке только одной из трёх двигательных составляющих (лучше второй и третьей), однако движения пальцев в любом случае должны быть изолированными.

    На наш взгляд, наибольший интерес представляют игры:

    1.  на расслабление;
    2.  в которых активную роль играют безымянные пальцы и мизинцы;
    3. на разнотипные движения рук (пальцы одной руки делают одно, другой руки – другое).

    Таким образом, приведём перечень некоторых игр (для игр со словами даны первые строчки текста, для игр без слов – краткое описание движений; помимо народных игр включены и авторские, имеющие широкое распространение).

    • Сорока-ворона кашу варила…
    • В гости к пальчику большому приходили прямо к дому…
    • Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая…
    • Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка…
    • Мальчик-пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил…
    • Мы капусту рубим-рубим, мы капусту трём-трём…
    • Этот пальчик в лес пошёл, этот пальчик гриб нашёл…
    • Утро настало, солнышко встало. Эй, братец Федя, разбуди соседей!..
    • Засиделись в избушке братцы. Захотел меньшой прогуляться…
    • «Мама, мама!» - «Что, что, что?» - «Гости едут!» - «Ну и что?..»
    • Стала Маша гостей созывать: «И Иван приди, и Степан приди»…
    • У бабы Фроси пять внучат. Все каши просят, все криком кричат…
    • «Тук-тук!» - «Кто там?» - «Два солдата пришли переночевать!..»
    • У Маланьи у старушки жили в маленькой избушке семь сыновей…
    • Я по лавочке иду, перстенёчек хороню в матушкин теремок…                                                                                                                  
    • Вышел козёл из новых сеней. Наставил рожок: «Дай пирожок!..»
    • Маша-хозяйка сметлива была, всем в избе работу нынче задала…
    • Бабушка кисель варила на горушечке, в черепушечке…
    • «Чья копна на моей копне?» - «Моя!» - «Скинь долой, поезжай домой!..»
    • «В баньку впустишь?» - «Водички нет!..»
    • Сунь-ка пальчик – выскочит зайчик! (Она же  - «Колодчик».)
    • «Моя пашет!» - «И моя пашет!» - «Моя сеет!» - «И моя сеет!..»
    • На двери висит замок. Кто его открыть бы смог?..
    • Мы делили апельсин. Много нас, а он один…
    • Две сороконожки бежали по дорожке…
    • Прижми большак. Правые руки двоих играющих сцепляются. Большой палец каждого старается прижать сверху тот же палец соперника.
    • Паучок. Указательный палец левой руки смыкается с большим пальцем правой руки, указательный палец правой руки – с большим пальцем левой руки. Нижняя пара пальцев размыкается, затем смыкается над верхней. Затем те же движения в паре с большим пальцем поочерёдно проделывают остальные пальцы.
    • Моторчик. Руки сцеплены в замок, большие пальцы крутятся вокруг друг друга, всё быстрее и быстрее, не задевая ладонь.
    • Перетяжечки. Двое играющих сцепляются тремя или двумя пальцами рук; каждый старается перетянуть соперника.
    • Камень, ножницы, бумага. Два игрока одновременно выбрасывают вперёд руки, сложенные в одной из трёх позиций: кулак – камень, ладонь – бумага, разведённый указательный и средний – ножницы. Камень сильнее ножниц, бумага сильнее камня, ножницы сильнее бумаги.
    • Колечки. Сомкнутые большой и средний палец правой руки – большое кольцо, сомкнутые мизинец и большой левый пальцы – малое. Пальцы обеих рук одновременно начинают движения, поочерёдно смыкаясь с большими пальцами так, чтобы на правой руке получилось малое кольцо, а на левой руке – большое.

    1.2 Пальчиковые игры

    «Дружба»

    Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

    (пальцы рук соединяются ритмично в    «замок»). 

    Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

    (ритмичное касание одноименных пальцев  обеих

    рук).

    Раз, два, три, четыре, пять,

    (поочередное касание одноименных пальцев,

    начиная с мизинцев).

    Начинай считать опять. 

    Раз,два,три,четыре,пять.

    Мы закончили считать.

    (руки вниз, встряхнуть кистями).

                   

     «В гости»

    В гости к пальчику большому

    (выставляются вверх большие пальцы обеих рук).

    Приходили прямо к дому («дом»):

    Указательный и средний,

    (поочередно называемые пальцы соединяются с

    большими на обеих руках одновременно).

    Безымянный и последний —

    Сам мизинчик-малышок.

    (пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только

    мизинцы).

    Постучался на порог.

    (кулаки стучат друг о друга).

    Вместе пальчики — друзья,

    (ритмичное сжимание пальцев в кулаки). 

    Друг без друга им нельзя.

               

     «Домик»

    Раз,два,три,четыре,пять

    (разжимание пальцев, по одному,

    начиная с большого).

    Вышли пальчики гулять.

    (ритмичное разжимание всех пальцев одновре-

    менно).

    Раз,два,три,четыре,пять,

    (сжимание по очереди широко расставленных

    пальцев, начиная с мизинца).

    В домик спрятались опять.

    (ритмичное сжимание всех пальцев одновременно).

       

     «Прогулка»

    (При выполнении этого упражнения дети сидят на

    своих местах и ритмично, поочередно, скачками

    двигают по поверхности стола от себя к его

    противоположному краю прямые пальцы обеих

    рук).

    Пошли пальчики гулять,

    (пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опущены

    вниз и как бы прыжками двигаются по столу).

    А вторые — догонять,

    (ритмичные движения по столу указательных

    пальцев).

    Третьи пальчики — бегом,

    (движение средних пальцев в быстром темпе).

    А четвертые—пешком.

    (медленное движение безымянных пальцев по

    поверхности стола).

    Пятый пальчик поскакал

    (ритмичное касание поверхности стола мизинцами).

    И в конце пути упал.

    (стук кулаками по поверхности стола).

    «Человечки»

    Побежали вдоль реки

    (движение указательных и средних пальцев по

    поверхности стола от себя к краю).

    Дети наперегонки.

    (Повторить несколько раз.)

     

                       

    «Засолка капусты»

    Мы капусту рубим,

    (резкие движения прямыми кистями рук вниз и

    вверх).

    Мы морковку трем,

    (пальцы рук сжаты в кулаки, движение кулаков к

    себе и от себя).

    Мы капусту солим,

    (движение пальцев, имитирующее посыпание

    солью из щепотки).

    Мы капусту жмем.

    (интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки).

     «Замок»

    На двери висит замок,

    (ритмичные быстрые соединения пальцев рук в

    "замок»).

    Кто открыть его бы смог?

    (повторение движений).

    Потянули,

    (пальцы сцеплены в «замок", руки потянуть в одну,

    потом другую сторону).

    Покрутили,

    (движение кистями рук со сцепленными пальцами

    от себя к себе).

    Постучали

    (пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга).

    И — открыли!

    (пальцы расцепить, ладони в стороны).

                                           

     «В домике»

    Стол стоит на толстой ножке,

    («стол»).

    Рядом стульчик у окошка,

    ("стул").

    Два бочонка под столом.

    («бочонки» обеими руками).

    Вот такой я видел дом.

    («дом»).

     «Цветок»

    Вырос высокий цветок на поляне,

    ("цветок с закрытыми лепестками»).

    Утром весенним раскрыл лепестки.

    (развести пальцы рук).

    Всем лепесткам красоту и питание

    (ритмичные движения пальцами- вместе и врозь).

    Дружно дают под землей корешки.

    ("корни").

    «Зайцы»

    Скачет зайка косой

    ("зайчик» правой рукой).

    Под высокой сосной.

    ("дерево» правой рукой).

    Под другою сосной

    ("дерево" левой рукой).

    Скачет зайка второй.

    («зайчик» левой рукой).

                       

    «Козы»

    Идет коза рогатая,

    ("коза» правой рукой).

    Идет коза бодатая.

    К ней другая спешит,

    («коза» левой рукой).

    Колокольчиком звенит.

    («колокольчик").

     «Птички»

    Птички полетели,

    («птички»).

    Крыльями махали.

    (махи ладонями с широко

     расставленными пальцами).

    На деревья сели,

    («деревья»).

    Вместе отдыхали.

    («птички»).

                               

    «Кошка и собаки»

    Вышла кошечка вперед,

    («кошка» правой рукой).

    К нам идет, хвостом играет,

    (левой ладонью машем у основания правой кисти).

    Ей навстречу из ворот

    («ворота»).

    Две собаки выбегают.

    («собаки» обеими руками).

           

     

                       

         

    «Мышиная семья»

    Это папа -  мышь.

    ( дети показывают большой палец)

    Он красивый, как все мышки:

    У него мягкая шкурка,

    (дети гладят одной рукой кисть другой руки)

    у него большие уши,

    (рисуют в воздухе пальцем уши)

    у него острый носик,

    (дети складывают кончики пальцев вместе и  приставляют их к носу)

    А хвост во-о-о-о-т такой!

    (дети показывают отрезок примерно 30 см).

    Повтор: для мамы мыши  - указательный палец, для брата мыши – средний палец, для сестры мыши – безымянный.

    А это мышка-малышка.

    (дети показывают мизинец)

    Она совсем не похожа на других мышей!

    (дети качают головой)

    Шёрстка у неё гладкая, ушки маленькие, носик остренький,

    а хвостик во-о-о-т такой!

    (показывают руками всё, как и прежде, только меньших размеров, хвост примерно 5-7 см).

    «Весёлый гном»

    Жил да был весёлый гном

    (дети показывают руки над головой, изображая колпачок)

    с круглыми ушами.

    (описывают руками большие круги вокруг ушей)

    он на сахарной горе

    (локти на столе, руки прямо, ладони сложены так, что образуется треугольник)

    спал под воротами.

    (пальцы изображают ворота)

    Вдруг откуда ни возьмись великан явился,

    (руки высоко подняты над головой)

    съесть он гору  захотел,

    (подносят руки ко рту)

    только подавился!

    (дети смеются)

    Ну а что ж весёлый гном?

    Так и спит глубоким сном!

    (дети изображают спящего гнома)

    Заключение

    Как вы думаете, почему пальчиковые игры стали фантастически популярны в наши дни?

    Известно, что между речевой и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Известно и то, что в последние 5 – 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле – аудио – видео…) они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно.

    Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее.

    Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного  мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

    Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

    Список литературы

    1. Агаян, Г.Г. Мы топали, мы топали [Текст]: учеб, пособие для родителей и воспитателей / Г.Г. Агаян. – Дмитров: Карапуз, 2003. – 20 с., ил.
    2. Александрова, Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок [Текст] / Т.В. Александрова // Дошкольная педагогика. – 2008. - №7. – (С. 33-37.)
    3. Игры для малышей от 2 до 6 лет [Текст] / Сост. Р. Граббет. – М.: Росмэн, 1999. – 160 с., ил.
    4. Коноваленко, В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика [Текст]: Комплекс упражнений / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: ООО «Гном-пресс», 2000. – 18с., ил.
    5. Любина, Г. Как учить стихи… играючи [Текст] / Г. Любина // Дошкольное воспитание. – 2000. - №1. –( С. 56-58.)
    6. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей [Текст] / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. – 2005. - №1. –( С. 60-64.)
    7. Соколова,  Г. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков [Текст] / Г. Соколова // Дошкольное воспитание. – 2005. - №6. – (С. 34-36.) 
    8. Соколова, Ю.А. Игры с пальчиками [Текст] / Ю.А.Соколова. – М.: 2004.-20с.
    9. Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст]/ В.В. Цвынтарный. – Нижний Новгород: Флокс, 1995. – 230с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект «Рисование пластилином как средство развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»

    Дошкольное воспитание ставит перед педагогами задачу всестороннего развития личности ребенка и его подготовку к обучению в школе. Но, в отличие от обычно развивающихся дошкольников, дети с ограниченны...

    «Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста через реализацию программы «Творческая мастерская ткачества»

    Эта работа представляет собой обобщение опыта работы по данной теме. Она содержит новизну, актуальность, цель, задачи, практические наработки , а так же теоретические предпосылки. представлена результ...

    Подборка пальчиковых игр для развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста

    Понятие: мелкая моторика, пальчиковая игра, пальчиковая  гимнастика. Значение пальчиковой игры в старшем дошкольном возрасте. Подборка пальчиковых игр....

    Проект Первая младшая группа «Носики – Курносики ». Тема: «Игры для развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста».

    Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом. Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не ...

    Использование пальчиковой гимнастики в развитии мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста

    "Пальчиковые игры" являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игр...

    Проект "Игры для развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста"

    quot;Игры для развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста"...