Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста при помощи пальчиковых игр с предметами в условиях реализации ФГОС.
статья (старшая группа)

Елена Ивановна Купчина

Статья на тему:"Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста при помощи пальчиковых игр с предметами в условиях реализации ФГОС".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.57 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста при помощи пальчиковых игр с предметами в условиях реализации ФГОС.
Купчина Елена Ивановна-воспитатель. МБДОУ г. Иркутска детский сад 150. Иркутская область г. Иркутск

Сейчас  у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, и слабое развитие моторики рук, это отрицательно сказывается на формировании навыка письма. При обучении в школе многие школьники ощущают дискомфорт, утомление и переутомление в мышцах руки. Результатом слабости, вялости мышц руки  связано с тем, что многие операции выполняют за человека машины — стиральные машины, пылесосы и др. все это нам облегчает жизнь, экономит время, но лишает ребёнка возможности больше работать руками. Вследствие этого ребенок не может выдержать темп работы, так как мелкая моторика мышц рук не натренирована, силы, нервная энергия детей истощаются. Такие дети требуют от педагога особого внимания, поэтому развитие мелкой моторики руки имеет непреходящее значение для общего физического и психического развития ребенка в период дошкольного детства. Письмо — это довольно сложный навык, он подразумевает выполнение тонких координированных движений руки, особенно, мелких мышц кисти. Поэтому в условиях реализации стандарта, направленного на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, ведется большая работа по физическому развитию воспитанников, поиск новых форм, средств и методов развития мелкой моторики.                                                                                                                Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка сочетать движения со зрительной системой. Необходимо тренировать и совершенствовать крупную и мелкую моторику рук, у дошкольников уже с раннего возраста. Считается, что самое ценное в оздоровительном плане — пальчиковые игры. Целью педагогической деятельности является развитие у старших воспитанников именно тонких движений пальцев рук, для подготовки к овладению письмом, при помощи пальчиковых игр с предметами.                                                                        Проблеме подготовки руки к письму в педагогике уделяется особое внимание и предлагается комплекс мер, способствующих развитию движений пальцев рук. Успешно овладеть письмом в школе можно при условии, если ребенок в дошкольном возрасте выработал и усвоил ряд приемов, которые подготовили и облегчили его к процессу письма, благодаря развитию мелкой моторики.                                                                                  Пальчиковые игры улучшают психические процессы, помогают выработать усидчивость и терпение, развивают творческие способности и фантазию ребенка. Большое значение в развитии мелкой моторики имеет создание обстановки, постоянной разнообразной деятельности и положительного микроклимата.                                                                                               Выстраивать работу необходимо в  соответствии с принципом индивидуализации. Данный принцип заявлен в стандарте дошкольного образования как руководство к действию педагога. При таком подходе, для каждого ребенка исходя из его потенциальных возможностей, можно добиться эффективных положительных результатов. Для этого согласно ФГОС, в группе, создается предметно — развивающая среда, соответствующая возрастным и индивидуальным особенностям и склонностям развития творческого потенциала каждого ребенка, гарантирующая охрану и укрепление физического и психического здоровья детей. Оформляются картотеки пальчиковых игр в стихотворной форме, с применением различных предметов. В «Центре речевого развития» располагаются различные предметы для использования в пальчиковых играх (прищепки, пробки, шишки, орехи, карандаши). Все предметы находятся в свободном доступе, что дает возможность детям самостоятельно выполнять игры и упражнения, без вмешательства педагога. У воспитанников старшего дошкольного возраста по развитию и совершенствованию «тонких» движений пальцев рук применяется комплекс пальчиковых игр с ручками, карандашами, с различным бросовым материалом. Такие игры с предметами способствуют развитию обеих рук ребенка, акцентируя внимание на ведущую руку, а другая развивается как помощница ведущей руки с использованием тех же упражнении. Перед разучиванием игры необходимо создать мотивацию: оказывается, ручкой можно не только писать, но и играть. Во время занятий  используются игры для снятия напряжения, спрашиваем: «Хотят ли ваши пальчики поиграть с ручкой?». И ручка временно превращается в игрушку. Этот прием удовлетворяет потребности детей, так как игра является ведущим видом деятельности у дошкольников, доставляет удовольствие, уменьшает психологическую нагрузку и дает возможность переключиться на другой вид деятельности.                                     С помощью разнообразных комбинаций пальцев рук можно изобразить животных, людей и предметы, воспитанникам предлагается назвать упражнение, что дает возможность легко запомнить его.                                       Зрительный образ служит раздражителем, способствует развитию моторной памяти и воспитанию зрительно-моторного соотнесения. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у воспитанников формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.                                                                                          Пальчиковую гимнастику необходимо начинать с разогрева и разминки мышц кистей рук, способствующих повышению подвижности суставов, с помощью самомассажа, оказывающих тонизирующее воздействие на биологическую активность кровообращения, состояния мышц и суставов кистей рук. Массажером могут являться различные предметы. Упражнения в играх считаются качественно выполненными лишь тогда, когда появляется легкая усталость кисти руки. Признаками переутомления считается сильная усталость, потливость.                                                                                 Фрагменты пальчиковой гимнастики можно использовать во время утренней гимнастики и на занятиях физической культурой, которые выполняются в начале комплекса общеразвивающих упражнений, а самомассаж кисти с помощью массажных мячей в заключительной части. Самомассаж и упражнения пальчиковой гимнастики проводятся сначала с одной рукой, а потом с другой с целью симметричного развития мышц пальцев рук, для равномерной циркуляции крови и поддержания энергетического баланса. После каждого упражнения проводится расслабление кисти руки. Очень важно в организованной образовательной деятельности использовать гимнастику для пальчиков не только на одном занятии, а на нескольких. Повторяемые упражнения помогают поддерживать мышцы и эмоции воспитанников в тонусе, что положительно сказывается на обменных процессах в период формирования организма дошкольника. Можно изготовить «волшебные мешочки» с мелкими предметами, крупами, семенами. Такие игры развивают у детей зрительно — моторную координацию, тонкие движения пальцев, тактильные ощущения детей, психические процессы: мышление, воображение, внимание, необходимые при обучении в школе. Для получения максимального эффекта пальчиковые игры подбираются таким образом, чтобы в них сочетались виды нагрузки, такие как сжатие и растяжение с расслаблением кисти, а также использовались изолированные движения каждого пальца. Умеренная дополнительная нагрузка при удержании ручки, или другого предмета во время упражнений положительно влияет на систему кровообращения, воспитывает дополнительный навык управления мышцами и координации движений. В условиях реализации стандарта, успех развития мелкой моторики у старших дошкольников возможен только при условии тесного взаимодействия педагогов и родителей. Так как именно родители являются для ребенка образцом для подражания. В данном направлении ведётся активная работа. На этапе завершения дошкольного детства стандарт предусматривает требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, представленные в виде целевых ориентиров. Одно из требований: у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. В результате систематической работы по развитию мелкой моторики у старших дошкольников, посредством пальчиковых игр с предметами достигаются значительные успехи у воспитанников: повышается подвижность суставов и эластичность мышц, подъем мышечных движений, развитие психических процессов, активизируются биологические процессы организма и деятельность жизненно важных анализаторов.

Литература:  Бачина, О. В. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6–8 лет. Практическое пособие для педагогов и родителей. / О. В. Бачина, Н. Ф. Коробова. — Москва; Аркти, 2016. — 88с. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — Санкт Петербург; «Союз», 2004. -224с. Новиковская, О. А. Ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры / О. А. Новиковская. — Москва; АСТ, 2007. — 94с. Ткаченко, Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков / Т. А. Ткаченко. — Москва; ЭКСМО, 2010. — 48с. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. — М.:ТЦ Сфера, 2015. — 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста через реализацию программы «Творческая мастерская ткачества»

Эта работа представляет собой обобщение опыта работы по данной теме. Она содержит новизну, актуальность, цель, задачи, практические наработки , а так же теоретические предпосылки. представлена результ...

Подборка пальчиковых игр для развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста

Понятие: мелкая моторика, пальчиковая игра, пальчиковая  гимнастика. Значение пальчиковой игры в старшем дошкольном возрасте. Подборка пальчиковых игр....

Подборка пальчиковых игр для развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста

Подборка пальчиковых игр для развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста...

Дидактические игры на развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта ДОУ

Дидактические игры на развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта ДОУ...

«Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста»

В статье разобраны основные вопросы, связанные с пальковыми играми:1. Для чего нужны пальчиковые игры?2. Главная цель пальчиковых игр.3. Рекомендации по проведению пальчиковых игр.4. Этапы разучи...

Дидактическая игра для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста «Пальчиковый твистер»

Цель: развивать координацию движений пальцев рук, мелкую моторику, межполушарное взаимодействие, внимание, закреплять понятия: большой-маленький, цвета и их оттенки; ориентировка в пространстве: ...