«Повышение профессионального уровня педагогов по организации игровой деятельности дошкольников»
методическая разработка (средняя группа) по теме

Слав Марианна Савельевна

Педсовет «Повышение профессионального уровня педагогов по организации игровой деятельности дошкольников».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение

«Повышение профессионального уровня педагогов по организации игровой деятельности дошкольников»

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»

В.А.Сухомлинский

 « Игра – жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества».

Штерн.

Составили: Слав М.С.

Эффективная тактика воспитателя  заключается не только в предоставлении ребёнку возможности «играть в разные игры», но и в продумывании игрового маршрута, создании к нему соответствующего детского интереса. Прежде чем повлиять на ход игры, необходимо понаблюдать за детскими играми, оценить навыки игровых действий детей, навыки общения.

Результаты опроса родителей детей по игре в домашних условиях, можно отметить, никто из родителей не сказал, что не играет с ребенком дома. Все без исключения отметили важную, значимую роль игры в развитии детей. Родители делились опытом по организации совместных игр – это сюжетно-ролевые игры: школа, больница, магазин, детский сад, дочки-матери, организация концертов. Большинство из родителей искренне готовы участвовать в играх детей, но не всегда и не все знают как это делать.

Наша задача – создать единое игровое пространство дома и в д/саду. А как это сделать? Что сделать, чтобы родители приняли роль игры в развитии ребенка и прикладывали усилия к её организации?

Сюжетно-ролевая игра  является   наиболее значимой для развития детей дошкольного возраста.

Предметно-игровая среда  создана не только в наших групповых  помещениях, но и на участках детского сада: это различные машины,  паровозы с вагончиками, домики со столиками и скамеечками.

 Сюжетно-ролевая игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, т. к. здесь ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

На пятом году жизни ребёнок способён идти от мысли к действию, т.е. способен определить, во что он хочет играть, кем он будет. Но и в этом возрасте у детей часто преобладает интерес к действию, из - за чего цель временами забывается. Однако уже в этом возрасте детей можно научить не только обдуманно выбирать игру, ставить цель, но и распределять роли. На первых порах перспектива игры короткая – устроить ёлку для кукол или  повезти их на дачу.

На пятом  году жизни детей можно наблюдать, что дети иногда включают эпизоды из сказок, большей частью тех, которые им показываем  в кукольном театре.

Условно  выделяются несколько  классов игр:

  • творческие (игры по инициативе детей);
  •   дидактические

     (игры по инициативе взрослых с  готовыми правилами);

  •  народные (созданные народом) 

Творческие игры . Творческими их называют потому, что  дети  самостоятельно определяют цель, содержание и правила игры, изображая чаще всего, окружающую жизнь, деятельность человека и отношения между людьми.

     Творческие   игры  имеют важнейшее значение для всестороннего развития ребенка. Через игровые действия дети, перевоплощаются во взрослых героев художественных произведений. Создавая, таким образом,  игровую жизнь, дети верят в её правду, искренне радуются, огорчаются, переживают.

Творческие игры:

  • Сюжетно - ролевые (с элементами труда, с элементами художественно-творческой деятельностью).
  • Театрализованная деятельность (режиссерские, игры – драматизации)
  • конструкторские

Сюжетно – ролевая творческая игра - Значительная часть творческих игр – это сюжетно – ролевые игры в «кого – нибудь» или «во что нибудь». Интерес к творческим ролевым играм развивается у детей с 3 – 4 лет. Дети изображают людей, животных, работу врача, парикмахера, водителя и др. Понимая, что игра – не настоящая жизнь, малыши в то же время по – настоящему переживают свои роли, откровенно показывают своё отношение к жизни, свои мысли, чувства, воспринимая игру как важное и ответственное дело.  

"Посмотрите,  у  зайчика  болит  ножка,  давайте  его  полечим».

 Насыщенная яркими эмоциональными переживаниями, сюжетно ролевая игра  оставляет в сознании ребёнка глубокий след, который обозначится на его отношении к людям. Повышается уровень детских взаимоотношений. Для играющих  детей становятся  характерными предварительный выбор темы, более спокойное распределение ролей и игрового материала, взаимопомощь в процессе игры.

        Однако существует и обратная связь  -  ролевые отношения становятся выше под влиянием успешных, добрых взаимоотношений в группе. Ребёнок значительно  лучше выполняет свою роль в игре, если чувствует, что дети ему доверяют, хорошо к нему относятся. Отсюда вытекает вывод о значении положительной оценки воспитателем достоинств каждого ребёнка.        

     Детское творчество особенно ярко проявляется в играх – драматизациях.

    Чтобы дети могли передать соответствующий образ у них надо развивать воображение, учить ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами, переживаниями.

        Ещё один вид – конструкторские игры. В конструкторских играх ярко проявляется интерес детей  к свойствам предмета, и желанием научиться с ним работать. Материалом для этих игр могут быть конструкторы разных видов и размеров, природный материал, из которого дети создают различные вещи, по собственному замыслу или по заданию воспитателя.

              В процессе конструкторских игр ребёнок активно и постоянно создаёт что-то новое. И видит результаты своего труда.       Игры со строительным материалом развивают воображение ребенка, его конструктивные способности, мышление, приучают к сосредоточенной упорной деятельности. Строительный материал знакомит с геометрическими формами, величиной, развивает чувство равновесия. Работу  необходимо начинать с простых построек, постепенно усложняя их. Детей не активных в работе, объединять с теми, кто любит строить, и у кого получаются неплохие постройки. Чтобы игры стали более увлекательными можно устраивать  соревнования на  скорость выполнения задания. В них могут участвовать и взрослые.     

         По содержанию и ведению игры  с правилами  делятся на две группы: дидактические и подвижные.

Дидактические игры способствуют, главным образом развитию умственных способностей детей, поскольку содержат  умственное задание. Обязательным условием дидактической игры являются правила.

      В хорошо продуманной игре именно правила, а не воспитатели, руководят поведением детей.                     

Виды дидактических игр:

  • ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ;
  • НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНЫЕ ИГРЫ;
  • СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ.

    В играх с предметами. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.

               В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. Виды игрушек: готовые игрушки (машины, куклы и т.п.), народные игрушки, театральные игрушки, полуготовые игрушки (кубики, картинки, конструкторы, строительный материал), материал для создания игрушек(песок, глина, верёвки, шпагат, картон, фанера, дерево и т.п.)

Все игрушки независимо от их назначения нужно группировать так, чтобы они соответствовали росту ребенка. Так сидя за столом малышу удобнее играть маленькими игрушками, а для игры на полу нужны более крупные игрушки.

       Настольно -  печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото и др.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Дети описывают предметы, выделяя их характерные признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам.

Необходимо внимательно  и  тактично  наблюдать  за  свободной  игрой детей,   включаясь в нее по мере необходимости.

Очень важно обращать особое  внимание на  "изолированных" детей .

Всю работу мы стараемся проводить совместно с родителями, поэтому проблемам сюжетно – ролевой игры планируем  провести и посвятить родительские собрания на тему:

1.  «Игра в жизни детей»

2. «Роль семьи в развитии творчества в  сюжетно – ролевых играх».

            Хотелось бы предоставить вашему вниманию мастер – класс на тему:

«Криотерапия или увлекательные игры со льдом».

Мы  начали  использовать в августе. Сегодня я познакомлю вас с одним из нетрадиционных методов развития мелкой моторики. Это – криотерапия. Криотерапия или контрастная терапия.

Криотерапия (от латинского «крио» - холод и «терапия» – лечение, воздействие).

Эффект основан на переменном воздействии холода и тепла на нервные окончания пальцев. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объёме, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона.

Обычно игры со льдом очень нравятся детям, но иногда вызывают опасение у родителей. Поэтому перед использованием этой методики целесообразно побеседовать с родителями ребенка, рассказать им, о сущности процедуры, правилах ее проведении.

 Для её проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в «шашечках» или подставках от шоколадных конфет.

Криотерапия проводится в три этапа.

Предлагаю Вам повторить этапы криотерапии на практике.

1 этап криоконтраст (попеременное воздействие холода и тепла).

Участникам раздаются льдинки. У каждого из Вас в руках есть льдинка, нам нужно перебирать ее в руках в течение 5-10 секунд (над тарелкой). Как вы понимаете, с детьми мы это время просто отсчитывать не можем, поэтому мы одновременно воспроизводим какой-либо стихотворный текст. Например: «Льдинку сильно пожимаю и ладошку поменяю» и т. д. Льдинки можно положить в тарелку, салфеткой вытереть руки.

Теперь нам нужно наши руки разогреть. Дети делают это на пластиковых бутылках. Такая процедура повторяется три раза, так как перед нами сейчас стоит исключительно ознакомительная цель, мы эту последовательность три раза повторять не станем, сразу перейдем к следующему этапу.

2 этап – пальчиковая гимнастика. После трехразового криоконтраста проводят растяжки с каждым пальцем правой и левой руки. При этом большое внимание уделяют большому пальцу каждой из рук, т. к. данный элемент связан с зоной мышления головного мозга.

Затем проводится любая пальчиковая гимнастика.

Разотру ладошки сильно (растирание ладоней)

Каждый пальчик покручу, (захватывают каждый пальчик у основания, выкручивающими движениями дойти до ногтевой фаланги)

Поздороваюсь с ним сильно

 И вытягивать начну

Затем руки я помою (движения в соответствии с текстом)

Пальчик в пальчик я вложу (пальцы сложить в «замок»)

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Выпущу я пальчики, (расцепить пальцы и перебирать ими)

Пусть бегут, как зайчики

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики, начиная

с большого)

Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)

Листья березы, (Загибают пальчики, начиная с большого)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем. («Шагают» по столу пальчиками.)

3 этап – развитие тактильной чувствительности – массаж руки с помощью шишек.   криотерапия предполагает простые манипуляции с ледяными кубиками с постепенным увеличением времени воздействия от 10 до 60 секунд. Чтобы детей заинтересовать, а также, чтобы работая со льдом, осуществлялась обучающая функция, я подобрала игры и разделила их по степени продолжительности.

Игра «Достань игрушку»

Лед высыпают в большую миску вместе с мелкими игрушками. Ребенок погружает руки в миску, захватывает кусочки льда, ищет спрятанные там игрушки в течении 5-10 секунд. Затем вытирают и разогревают руки. Криоконтраст проводят 3 раза.

Игра «Разложи по цвету»

На подготовленные картинки дети раскладывают кусочки льда по цветам. (10-15 секунд). Во время игры можно закреплять знания цветов. Попробуйте поработать левой рукой.

Игра «Рисуем льдинками»

Очень интересным и необычным для детей занятием является рисование цветными льдинками. Для рисования нужно выбирать бумагу поплотнее, чтобы она не раскисала. Лед начинает таять и оставлять следы, у вас получится ледовая картина, а можно предложить детям простые по форме предметы для раскрашивания ледяными льдинками.

В заключении я хочу сказать, что игры со льдом вызывают у детей радостное настроение, дают много эмоционально ярких впечатлений. У детей значительно улучшаются движения кисти руки. Метод криотерапии способствует оздоровление организма.

Закончить хотелось бы словами американского психолога Эриха Фромма:

«Играя, дети учатся прежде всего развлекаться,

а это одно из самых полезных занятий на свете».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Повышение профессионального уровня педагога как залог успешной деятельности ДОУ»

Презентация подготовлена для круглого стола руководителей ДОУ кольчугинского района Владимирской области, апрель, 2011 год....

опыт работы по проблеме"Повышение профессиональной компетентности педагогов в организации проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении"

опыт  работы  преднозначен для  старших  воспитателей  и  воспитателей  работающих  по  проектной  технологииИнформация  об  опытеУсловия...

План работы по повышению профессионального уровня педагога "Правила дорожного движения - основа безопасности дошкольника"

План работы по повышению профессионального уровня педагога "Правила дорожного движения - основа безопасности дошкольника"...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня педагога на тему: Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности

Индивидуальный план педагога "Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности"...

Консультация для педагогов о организации игровой деятельности дошкольников

Материал содержит рекомендации по организации игровой деятельности детей дошкольного возраста в ДОУ...