Статья "Повышение профессионального уровня педагога дошкольной образовательной организации через систему наставничества".
статья

Миличихина Ольга Владимировна

Как организовать систему настваничества в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_nastavnichestvo.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

Пономарева Людмила Анатольевна,

заведующий МАДОУ № 3 «Журавушка»,

город Бердск.

Чернова Ольга Владимировна,

старший воспитатель МАДОУ № 3 «Журавушка»,

город Бердск.

Повышение профессионального уровня педагога дошкольной образовательной организации через систему наставничества.

Одним из ведущих направлений в развитии любого образовательного учреждения на современном этапе является повышение профессионального уровня педагога. Это один из приоритетов в Национальном проекте «Образование 2018-2024» и подпроектах «Учитель будущего», «Молодые профессионалы».

Педагоги нашего учреждения повышают свой профессиональный уровень через:

  • обеспечение возможности для непрерывного и планомерного повышения квалификации педагогических работников, в том числе на основе использования современных цифровых технологий, формирования и участия в профессиональных ассоциациях, программах обмена опытом и лучшими практиками;
  • привлечения к дополнительному профессиональному образованию педагогических работников, в том числе в форме стажировок;
  • вовлечения в различные формы поддержки и сопровождения в первые три года работы педагогов до 35 лет.

Так же учитывается национальная система учительского роста педагогических работников, в том числе внесенные изменения в номенклатуру должностей педагогических работников.

Инновационной деятельностью за последние три года можно считать развитие системы наставничества в учреждении. Под развитием мы подразумеваем все процессы, способствующие полному раскрытию потенциала сотрудников. Основными элементами системы развития персонала являются приобретение опыта, обучение и наставничество. Институт наставничества не нов. Идея получила широкое распространение в нашей стране еще в советское время. Сегодня для многих организаций наставничество становится неотъемлемой частью корпоративной культуры.

В общем виде наставничество можно определить как способ передачи знаний и навыков более опытным человеком менее опытному. В более широком, современном значении наставник — это квалифицированный специалист, имеющий достаточный опыт работы в учреждении, который:

  • помогает новым сотрудникам адаптироваться в организации;
  • содействует их профессиональному развитию, карьерному росту;
  • участвует в оценке результатов их деятельности.

Наставник, с одной стороны, представляет интересы сотрудника в отношениях с учреждением, а с другой — является ее представителем для сотрудника.

Педагогическое наставничество -  разновидность индивидуальной работы с молодыми и начинающими педагогами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в ДОО или имеющими трудовой стаж не более 3 лет (или имеющие большой перерыв в педагогической деятельности).

Какие качества педагога-наставника мы рассматриваем:

  • обладает высоким уровнем лояльности к ДОО, является носителем ключевых ценностей корпоративной культуры;
  • имеет системное представление о работе своего ДОО и педагогическом сообществе города;
  • обладает значительным опытом в сфере педагогической деятельности;
  • имеет желание быть наставником, иначе наставничество будет восприниматься как дополнительная нагрузка, а это скажется на качестве. Что важно — от наставника требуется искреннее стремление помогать подопечному, а не просто от случая к случаю оценивать результаты его работы;
  • готовность инвестировать свое время в развитие другого человека. Это один из самых тонких вопросов: стать хорошим наставником невозможно, если стремление помогать не является для человека безусловной ценностью;
  • способность к конструктивной критике: главное слово здесь — «конструктивная». Когда наставник дает оценку действий того или иного сотрудника, это не должно напоминать критический анализ — оценка в первую очередь должна содержать конкретные предложения по улучшению работы;
  • проявлять инициативу и регулярно предоставлять обратную связь. Хороший наставник — всегда в курсе проблем сотрудника. Если у подопечного появляются проблемы в работе или взаимоотношениях, он не дожидается окончания учебного года, а принимает меры немедленно, чтобы своевременно скорректировать действия сотрудника.

Нормативная база наставнической работы в МАДОУ № 3 «Журавушка»:

  1. Приказа № 1091 от 17.05.2017 г. МинОбрНауки НСО «Об утверждении примерного положения о наставничестве в государственных учреждениях НСО, подведомственных МинОбрНауке НСО».
  2. Положение о наставничестве в МАДОУ № 3 «Журавушка».
  3. Приказы по личному составу «Об утверждении наставников в МАДОУ № 3 «Журавушка» ежегодно (или по мере необходимости).

Управление эффективностью деятельности. Этот процесс включает в себя две составляющие:

  1. План наставничества (индивидуальной адаптации педагога).
  2. Заключение об итогах выполнения адаптации (индивидуальной программы).

Объективно оценить эффективность работы наставника достаточно сложно. Формальными критериями оценки могут служить:

  • количество встреч наставника со своим подопечным;
  • своевременность заполнения оценочных форм и т. п.

В то же время формальные показатели мало что говорят о качестве работы наставника, поэтому для оценки эффективности оправданно использовать косвенные показатели, такие как:

  • успешность адаптации нового сотрудника в ДОО;
  • эффективное выполнение подопечным своих профессиональных обязанностей;
  • очевидный профессиональный рост и развитие сотрудника и т. п.

Однако успехи подопечного не могут быть единственным критерием оценки, поскольку в работе наставника очень многое зависит, прежде всего, от самого сотрудника. Это как раз тот случай, когда нужно ценить не только результат, но и усилия по его достижению.

Что дает наставничество каждому участнику процесса?

Наставник-педагог: развивает навыки управления; повышает свой статус в ДОО; завоевывает репутацию профессионала и доверие коллег; принимает участие в формировании профессиональной команды (это очень важно, поскольку эффективность всей команды зависит от эффективности работы каждого ее члена).

Сотрудник-педагог: получает своевременную помощь на этапе интеграции в коллектив ДОО; поддержку в профессиональном и карьерном развитии; желание работать именно в этом коллективе ДОО.

Для организации: стабилизирует численность коллектива (снижается текучесть кадров); формирует команду высококвалифицированных лояльных сотрудников; наставники задействованы практически во всех основных педагогических мероприятиях.

По статистике МАДОУ № 3 «Журавушка» с 2017-2020 годы наставниками состоялись: 10 воспитателей; 1 учитель-логопед. Стали участниками профессионального конкурса «Воспитатель года» - 2 педагога. Прошли как сотрудник-педагог: 15 педагогов, из которых аттестовались на соответствие занимаемой должности – 4 педагога; аттестовались на первую категорию -  5 педагогов; стали участниками профессионального конкурса молодых специалистов «Траектория Успеха» – 1 педагог.

Таким образом мы видим, что, через систему наставничества нашего учреждения мы, обеспечиваем точки роста для профессионального и карьерного лифта педагогических работников. Внедряем эффективные механизмы выявления и восполнения профессиональных дефицитов своего учреждения, а также формируем индивидуальные траекторий профессионального совершенствования каждого педагогического работника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Влияние психологического климата в коллективе на повышение профессионального мастерства педагога дошкольной образовательной организации».

Данный материал помогаем выяснить,  при каких условиях развития и какие факторы психологического климата в коллективе влияют на повышение  профессионального мастерства педагогов. А та...

презентация на тему: "Развитие профессиональных компетенций педагога дошкольной образовательной организации"

Итоговый практико-ориентированный проект«Реализация технологии социального партнерства с родителями»  ...

Профессиональная компетентность педагога дошкольной образовательной организации

В современных условиях реформирования образования радикально меня­ется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессиональной педагогической компетенци...

ИТОГОВАЯ РАБОТА на тему «Формирование профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения через самообразование»

Одним из основных направлений современного дошкольного учреждения является качественная организация воспитательно-образовательного процесса, повышение профессиональной компетентности педагогов. Руково...

Квест с педагогами по формированию профессиональных компетенций педагогов дошкольных образовательных организаций

Компетентность в области построения вариативного развивающего образования;Компетентность в области поддержки детской индивидуальности и инициативы детей....