Сенсорное развитие
статья (младшая группа) по теме

Иванова Валентина Евгеньевна

Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста посредством дидактической игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie.docx17.89 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста посредством дидактической игры

  Сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его дальнейшего успешного обучения. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. От того, как развито у ребенка восприятие и как происходит формирование представлений о внешних свойствах предметов, зависят его познавательные возможности, а также дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления. В дошкольном возрасте познание окружающего мира происходит в игре. Основным средством сенсорного воспитания дошкольников являются дидактические игры, основная задача которых – это накопление разнообразного сенсорного опыта. 

«Самые далеко идущие успехи

науки и техники рассчитаны

не только на мыслящего,

но и ощущающего человека».

Б.Г. Ананьев.

 

Сенсорное воспитание – это развитие у ребенка способностей к чувственному познанию мира: осязанию, слуху, зрению, обонянию, чувству вкуса.

Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие. На основе ощущений и восприятия формируются представления о свойствах предметов, становится возможным их выделять один из множества других, находить сходство и различия между ними.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

- развивает наблюдательность, воображение, внимание;

- готовит к реальной жизни;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.

Одним из средств сенсорного воспитания дошкольников является дидактическая игра.

Посредством дидактической игры дети овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорные эталоны. Дети легче запоминают материал, осваивают новые способы деятельности, сравнивают, различают, сопоставляют, обобщают.

Возможность обучать детей посредством активной, интересной для них деятельности - вот отличительная особенность дидактической игры.

Ребенка привлекает в игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть.

Поэтому, в непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, по сенсорному развитию, ставятся и решаются следующие задачи:

- формировать умения детей ориентироваться в различных свойствах предметов: цвете (красный, желтый, синий, зеленый), величине (круг, треугольник, квадрат), форме (куб, шар, конус- крыша, кирпичик), количестве (много, один), различать величину: большой – маленький, узкий – широкий, высокий – низкий, длинный – короткий;

- создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;

- воспитывать у детей умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата.

Эти задачи также решаются в создании игровой среды.

Мы работаем в младшей группе.Малыши находятся в детском саду весь день, они растут, развиваются, активно общаются друг с другом и с окружающими их вещами, познают мир через физическое взаимодействие с предметами и людьми.

Поэтому, мы стараемся организовать жизнь детей в группе так, чтобы они чувствовали комфорт, любовь взрослых и у них была потребность к познанию.

Требуется немало сил, необычных находок, чтобы создать в группе предметно-развивающую среду, которая бы обеспечивала накопление у детей чувственного опыта..

Создавая предметно – пространственную среду в своей группе, мы учитывали требования ФГОС, отображая её во всех центрах группы, старались сделать её разнообразной, яркой, информативно богатой, для того чтобы максимально ускорить и облегчить период пребывания детей в детском саду, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, облегчить индивидуальное гармоничное развитие ребёнка.

Центр сенсорного развития является одним из самых любимых центров наших воспитанников. В нём собраны дидактические игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения.

В процессе создания сенсорной зоны мы отдали предпочтение не приобретению готовых материалов, а играм, сделанных своими руками. В дидактических играх мы стремимся заинтересовать детей через яркий образ предметов, сюрпризные моменты, эмоциональную речь воспитателей.

Вся наша работа ведётся совместно с родителями.  Много пособий, игр, тренажеров мы изготовили  благодаря помощи родителей.

В группе собрано много материала на развитие тактильных ощущений. Мы используем здесь большое количество природного материала: шишки, желуди, фасоль, горох и многое другое.

Играя с крупой разного размера, трогая и пересыпая её, у детей развивается тактильное восприятие, они получают хороший массаж. Для этого в таз насыпаем пшено, фасоль, помещаю в него различные по форме и величине предметы, предлагаем найти предмет на ощупь.

Чувство вкуса и запаха развиваем во время еды, когда дети непосредственно обоняют запахи, а также с помощью баночек с различными запахами.

Для развития слуха – звучащие предметы, шумящие баночки с различными наполнителями, колокольчики.

Для развития зрения – цветные таблички, сортировка бусин по цвету, шариков и так далее.

Самое главное, чтобы у каждого ребенка создалось ощущение своей значимости, необходимости.

Привлекая внимание детей к сенсорной дидактической игре, мы заметили, что у детей появились такие качества, как интерес и любознательность. У них выработались активность, сдержанность, целеустремленность, а достижение результата вызывает чувство радости и хорошего настроения. Эта радость является залогом успешного развития детей и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.                                                                                       

                      Музыкальный руководитель и воспитатель МБДОУ «Дюймовочка» с. Бижбуляк

                                                                                                                 Иванова Валентина Евгеньевна

                                                                                                                                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О важности сенсорного воспитания дошкольников. Рекомендации по развитию тактильно- двигательного восприятия, как составляющей сенсорного развития детей( из опыта работы)

В дошкольной педагогике одним из вопросов, требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры ребенка. Важность сенсорного воспитания определяется тем, что по...

Презентация для воспитателей "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Игры, направленные на сенсорное развитие"

В презентации педагоги детского сада смогут освежить свои знания о сенсорном развитии детей дошкольного возраста. Мы, педагоги, знаем, насколько важно сенсорное воспитание на протяжении всего дошкольн...

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста (в том числе развитие мелкой моторики как части сенсорного развития)

В консультации рассмотрены теоретические аспекты проблемы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста, его важность для последующего развития познавательных процессов у детей. Отдельно подчеркива...

Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей)  Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...