Тренинговое занятие для родителей «В школу скоро мы идем!» в подготовительной к школе группе «Дельфиненок»
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Романова Анастасия Юрьевна

Важная роль принадлежит осознанности родителей насколько их дети готовы к школе.  Однако если семья и детский сад совместно не будут решать вопросы подготовки детей к школе, то должного результата не будет. Благодаря   тесному взаимодействию воспитателей, родителей, учителей можно избежать негативных последствий адаптации к школе.Цель методической разработки заключается в ознакомлении родителей с основными аспектами подготовки детей школьному обучению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx28.02 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №82» г. Чебоксары

 

Тренинговое занятие для родителей «В школу скоро мы идем!» в подготовительной к школе группе «Дельфиненок»

Методическая разработка

Романова Анастасия Юрьевна

«Психологическое сопровождение родителей (законных представителей)

 

2017 год

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………………3

2.Основная часть……………………………………………………………………..5

3. Заключение……………………………………………………………………...…8

4. Литература……………………………………………………………………..….9

Введение

         Процесс подготовки детей в условиях подготовительной группы в детском саду важный и ответственный момент.  

         Система дошкольного образования активно развивается, но дети все меньше готовы к поступлению в начальную школу. Процесс адаптации детей к школе затягивается. Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но их определённый набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным [5, с. 24]. Вопросы психологической готовности к обучению в школе рассматривают педагоги: Л.И. Божович, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Л.М. Фридман, М.М. Безруких Е.Е. Кравцова и многие другие. Изучив труды данных психологов, мы приходим к выводу, что готовность к школьному обучению многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. Подготовка ребенка к школе предполагает комплексное развитие его интеллектуальной, личностно-эмоциональной сферы с современным достижением определенного уровня физической зрелости. Важная роль принадлежит осознанности родителей насколько их дети готовы к школе.  Однако если семья и детский сад совместно не будут решать вопросы подготовки детей к школе, то должного результата не будет. Благодаря   тесному взаимодействию воспитателей, родителей, учителей можно избежать негативных последствий адаптации к школе. Актуальность данной проблемы определило тему методической разработки «Тренинговое занятие для родителей «В школу скоро мы идем!» в подготовительной к школе группе «Дельфиненок».

Цель методической разработки заключается в ознакомлении родителей с основными аспектами подготовки детей школьному обучению.

Задачи:

Оценить степень наличия тревожности родителей по поводу приближающегося школьного обучения

Помочь родителям организовать подготовку ребенка к школе, актуализировать их личный опыт

Помочь взглянуть глубже на отношения с ребенком и осознать свою роль в его жизни

Создать у родителей позитивную обстановку в обучении

Развивать умение видеть ребенка в роли будущего школьника

Развивать коммуникативные навыки родителей.

В основу идеи создания методической разработки легли следующие теоретические положения:

  1. Готовность ребенка к школьному обучению предполагает «вращивание» социального правила, то есть системы социальных отношений между ребенком и взрослым (Д.Б. Эльконин).
  2. Готовность к школьному обучению – это желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности (В.С. Мухина). 

Методологические и теоретические основы работы составили: принцип единства сознания и деятельности, принцип системности, принцип детерминизма и активности сознания личности.

Концептуальную основу исследования составили: возрастная периодизация Д.Б. Эльконина, теория о школьной зрелости А. Анастази, концепция о готовности к обучению в школе Л.И. Божович.

Предлагаемая нами методическая разработка представляет собой психологический тренинг для родителей. Тема тренинга посвящена раскрытию проблемы предшкольной подготовки детей. Родители знакомятся с термином «психологическая готовность к школе», познакомятся с основными ее компонентами. Также в процессе совместной деятельности им дается возможность осознать свою актуальную роль в адаптации ребенка к школе. Предлагаемые тренинговые упражнения и задания способствуют актуализации личного опыта родителей. План тренинга:

  1. Приветствие «Имя и цвет»
  2. Упражнение «Серьезный момент»
  3. Упражнение «Незаконченные предложения»
  4. Мини – лекция «Понятие готовности к школе»
  5. Упражнение «Волшебство похвалы»
  6. Творческое упражнение «Как мои родители ходили в школу»
  7. Мини – лекция «Практические рекомендации родителям будущих первоклассников»
  8. Ритуал прощания

Новизна методической разработки. Данная методическая разработка уточняет теоретические положения по проблеме подготовки к школьному обучению среди родителей и конкретизирует практические рекомендации предшкольной подготовки.

Практическая значимость методической разработки: предлагаемый тренинг может быть использован детскими психологами и всеми интересующимися данной проблемой.

Тренинговое занятие для родителей «В школу скоро мы идем!» в подготовительной к школе группе «Дельфиненок»

Задачи:

Оценить степень наличия тревожности родителей по поводу приближающегося школьного обучения

Помочь родителям организовать подготовку ребенка к школе, актуализировать их личный опыт

Помочь взглянуть глубже на отношения с ребенком и осознать свою роль в его жизни

Создать у родителей позитивную обстановку в обучении

Развивать умение видеть ребенка в роли будущего школьника

Развивать коммуникативные навыки родителей.

Оборудование:

- камушек, клей, фломастеры, лист ватмана.

- цветные вырезанные круги.

- карточки к упражнению «Незаконченные предложения»

- рисунок «Ромашка»

Содержание

  1. Приветствие «Имя и цвет». (Все родители сидят в кругу)

Добрый день, уважаемые родители! Я предлагаю нам познакомиться поближе. Каждый из вас сейчас по очереди называет свое имя и выбирает круг (коричневый – испытываете сильное беспокойство и тревожность; синий – умеренное, контролируемое, легкое волнение; красный – если уверены в своем ребенке, нет особого беспокойства). Потом каждый высказывается и передает другому камень. В ходе обсуждения находятся ответы на следующие вопросы: от чего и от кого зависит снижение вашей тревожности; что должно измениться, чтобы уменьшилось ваше беспокойство. Примечание: данная информация позволяет диагностировать общее отношение родителей к обучению.

  1. Упражнение «Серьезный момент»

Начало обучения ребенка в школе – один и самых серьезных моментов в его жизни. Уважаемы родители, давайте вместе подумаем, что значит «серьезный момент»? а этот вопрос я попрошу ответить вас. (родители выполняют задание, передавая друг другу мяч). Например: новый коллектив, новые знания, новая учительница, много новых впечатлений, новые обязанности, большие нагрузки.

  1. Упражнение «Незаконченные предложения».

Родителям предлагаются листочки, на которых написаны только начало предложения. Им необходимо закончить предложения сразу, долго не задумываясь.

  1. Я со своим ребенком занимаюсь…
  2. Моему ребенку трудно…
  3. Мой ребенок не умеет…
  4. Меня радует в моем ребенке….
  5. Мой ребенок в школе…
  6. Я хочу, чтобы мой ребенок…
  7. С началом школьной жизни я думаю, что мой ребенок…
  8. Мой ребенок любит больше всего…

Теперь я попрошу перечитать предложения еще раз и задуматься, совпадают ли ваши предложения с возможностями вашего ребенка? Затем каждый участник высказывается, делиться своим мнением. А какие вопросы сложно найти ответ, какие предложения вызвали противоречивые чувства. Примечание: Данное упражнение помогает воспринимать свое ребенка как будущего первоклассника. 

  1. Мини-лекция «Понятие готовности к школе» [4]

Школа – это большие физические и эмоциональные нагрузки. Изменяется вся жизнь – все подчиняется школе, школьным делам и заботам. Начало обучения очень напряженный период еще и потому, что школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, практически не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил. Трудно все: сам режим учебных занятий (с перерывами не «когда хочется», а через долгих 35 - 40 минут), и обилие новых впечатлений, с которыми нельзя тут же поделиться, и эмоции, которые приходится сдерживать. Трудно не отвлекаться и следить за мыслью учительницы, трудно сидеть в определенной позе.

Итак, на ребенка в школе ложатся большие нагрузки (психологические, интеллектуальные, физические), за которые организм платит иногда здоровьем. Первоклассники пребывают в школе в состоянии информационного и эмоционального стресса. А мы, взрослые, к сожалению, не всегда понимаем и видим это. Вполне естественно встает вопрос: «Как подготовить ребенка к школе?»

Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»? Прежде всего это:

Мотивационная готовность – это наличие у детей желания учиться. Желание учиться и желание пойти в школу существенно отличаются друг от друга. Интерес к внешней стороне учебы, к процессу обучения, то есть к школе, к школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе является первым этапом развития мотивационной готовности.

Интеллектуальная готовность - это наличие у ребенка более высокого психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, дает возможность ребенку считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане.

Волевая готовность – это умение слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый. Ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Важно, чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Это необходима для нормальной адаптации детей школьным условиям.

  1. «Упражнение «Волшебство похвалы»

Психологически родители должны быть готовы не только к трудностям, но и к успехам ребенка. Поэтому важно уметь создавать позитивную обстановку в обучении. Родители, давайте с вами попробуем написать слова похвалы на ромашке (каждому раздается ромашка, а каждом ее лепестке они пишут свои варианты). Далее педагог- психолог предлагает вниманию родителей разнообразные способы похвалы.

  1. Творческое упражнение «Как мои родители ходили в школу»

В период поступления в школу ваш ребенок особо нуждается в вашей помощи и поддержке. Давайте изготовим коллаж из ваших фотографий, а ребята среди множества фотографий смогут отыскать знакомое лицо мамы или папы. (Родители приклеивают фотографии и своего школьного прошлого, подписывают их.

  1. Мини - лекция «Практические рекомендации родителям будущих

первоклассников» [4]

Опыт педагогов и психологов показывают, что никакое самое хорошее детское учреждение – и детский сад, ни начальная школа – не могут заменить семью, семейное воспитание. Правила создания позитивной обстановки в обучении:

  1. Дошкольник учится в игре, где активно и равноправно участвуют родители.
  2. Обучение требует систематичности: 10 -15 минут каждый день дадут больший результат, чем час - два в выходные дни.
  3. Необходимо учитывать принцип «от простого к сложному», то есть нельзя сразу научить ребенка всему, что вы знаете и умеете, каждый новый элемент добавляется постепенно, когда предыдущие знания, умения уже усвоены.
  4. Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия ребенка словами: Если бы ты сделал так (показ, объяснение), то было бы еще лучше».
  5. Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если взрослому не хочется играть в какую-то игру или он плохо себя чувствует, то лучше отложить занятие. Игровое общение должно быть интересным и для ребенка, и для взрослого.
  6. Ни в коем случае не прощайтесь, «предупреждая»: «Смотри, не балуйся», «Веди себя хорошо», «Чтобы не было плохих отметок!».
  7. Пожелайте ребенку удачи, подбадривайте его, найдите несколько ласковых слов – у него впереди трудный день.
  8. После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо 2-3 часа отдыха. Лучшее время для приготовления уроков – с 15 до 17 часов.
  9. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то…». Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы сможете оказаться в очень сложной ситуации.
  1. Ритуал прощания «Рефлексия»

Родители передают по кругу камушек и делятся общими впечатлениями от тренинга.  Что вы узнали сегодня нового? Чем полезна была сегодняшняя встреча?


Заключение

Подготовка к школе и школьные успехи взаимосвязаны. Важно осознать родителям реальную трудность и сложность школы. Не только учебы как таковой, а всего комплекса учебных нагрузок – интеллектуальных, эмоциональных, физических. К школьной жизни должны быть психологически готовы не только дети, но и родители. От отношения родителей к школе зависят особенности школьной адаптации.

Практическая значимость методической разработки: предлагаемый тренинг может быть использован детскими психологами и всеми интересующимися данной проблемой.

Литература:

  1.  Безруких М.М. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы» / М.М. Безруких, Л.А. Парамонова, В.И. Слободчиков [и др.] // Начальное образование. – 2006. – №3. – С. 9–11.
  2. Доронова Т.С. О Концепции организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе // Дошкольное воспитание. – 2007. – №8. – С. 18–33.
  3. Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции // Дошкольная педагогика. – 2007. – №6. – С. 8–10.
  4. Пазухиа И.А «Идем в школу с радостью» // Дошкольная педагогика. – 2010. - № 4. – С.53-58.
  5. Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь / Г.А. Цукерман, Н.К. Поливанова. – Томск, 1992. – 182 с.
  6. Шмидт Е.В. Актуальные проблемы предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sundekor.ru/referat/aktualnye-problemy-preddoshkolnoi-podgotovki-starshikh-doshkolnikov/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговое занятие для родителей будущих первоклассников «В школу с радостью» с использованием ИКТ

Задачи:  Развитие коммуникативных умений родителей.  Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком — будущим школьником.  Расширение возможностей понимания своего ребенка.  Развитие уме...

Тренинговое занятие для родителей будущих первоклассников «В школу с радостью» с использованием ИКТ

Задачи:Развитие коммуникативных умений родителей.Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком — будущим школьником.Расширение возможностей понимания своего ребенка.Развитие умения осмысливать сво...

Конспект тренингового занятия с родителями на тему: "Психологическая подготовка ребенка к школе"

   Данное занятие может быть полезно педагогам-психологам детских садов и дополнительного образования. Рассчитано на родителей воспитанников старшего дошкольного возраста с целью опти...

Тренинговое занятие для родителей будущих первоклассников «В школу с радостью» с использованием ИКТ

Задачи:Развитие коммуникативных умений родителей.Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком — будущим школьником.Расширение возможностей понимания своего ребенка.Развитие умения осмысливать сво...

"Идём в школу с радостью" -тренинговое занятие с родителями

Зачастую родители испытывают тревогу за ребёнка перед его поступлением в первый класс, либо начинают считать  первоклассника самостоятельным ребёнком, считая, что их малыш сам справится с новой ж...

Тренинговое занятие для родителей и детей подготовительной группы: "На ошибках учатся"

Неудачи и ошибки случаются с каждым из нас, но отношение к неудачам и ошибкам у каждого — разное. Одни люди прогибаются или ломаются под давлением неудач, а другие используют проблемы, чтобы ста...

Тренинговое занятие для родителей и детей подготовительной группы: "На ошибках учатся"

Неудачи и ошибки случаются с каждым из нас, но отношение к неудачам и ошибкам у каждого — разное. Одни люди прогибаются или ломаются под давлением неудач, а другие используют проблемы, чтобы ста...