Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности
материал на тему

Воложанина Светлана Владимировна

Аналитическая записка  о результатах педагогической деятельности за период 2012 - 2017гг. для участия в районном этапе городского конкурса "Воспитатель года - 2018" Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskaya_zapiska_volozhanina_s.v.docx48.9 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая записка

Воложаниной Светланы Владимировны, воспитателя

 филиала МБДОУ - детского сада комбинированного вида «Надежда»

детский сад № 440

В дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе.

Поэтому миссия дошкольного образования - сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе.

        Трансформация России в постиндустриальное общество, процессы информатизации, усиление значимости средств массовой информации как института социализации, широкий диапазон информационных и образовательных ресурсов открывают новые возможности развития личности ребенка, но одновременно несут и различного рода риски.

        Задача приобщения детей к жизни в современном социальном пространстве требует обновления не только содержания дошкольного образования, но и способов взаимодействия между детьми и взрослыми, формирования базового доверия ребенка к миру, комфортного и безопасного образа жизни.

        Все это требует разработки инновационных программ дошкольного образования, соответствующих современному уровню развития педагогической науки и практики, учитывающей и интегрирующей лучшие образцы отечественного и зарубежного опыта.

        Современные требования к дошкольному образованию прямо указывают на необходимость содействию и сотрудничеству детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений. Это предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений как детей, так и взрослых. Каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход игры, занятия, проекта, обсуждения, в планирование образовательного процесса, может проявить инициативу. Детям предоставляется возможность высказывать свои взгляды, свое мнение, занимать позицию и отстаивать ее, принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями.

        Особенно важным является сотрудничество детского сада с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом. Сотрудники детского сада должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников.

        Развитие сетевого взаимодействия с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, поможет внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития. Детский сад должен установить партнерские отношения не только с семьями детей, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать обогащению социального и культурного опыта детей, приобщению детей к национальным традициям (посещение театров, музеев, освоение программ дополнительного образования), к природе и истории родного края; содействовать проведению совместных проектов, экскурсий, праздников, посещению концертов, а также удовлетворению особых потребностей детей, оказанию психолого-педагогической и/или медицинской поддержки в случае необходимости (центры семейного консультирования и др.).

        Это положение стало для автора ведущим в работе с детьми.

        Цель деятельности воспитателя: создание условий для обогащения социального и культурного опыта детей, приобщению к национальным традициям, к природе и истории родного края, труду в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, признание воспитанников полноценными участниками образовательных отношений.

Для осуществления эффективной педагогической деятельности были поставлены следующие задачи:

- развивать интерес ребенка к истории своей семьи, своего города, края;

- способствовать развитию социально-эмоциональной сферы детей, обогащению личного опыта, самостоятельности, положительной самооценке;

- формировать у воспитанников представления о роли труда взрослых в жизни общества и каждого человека (на основе ознакомления с разными видами производительного и обслуживающего труда, через знакомство с многообразием профессий и трудовых процессов);
- побуждать к активной позиции родителей с целью вовлечения их в совместную деятельность по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста;

- развить сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами с целью формирования у детей коммуникативных способностей, доброжелательности к окружающим, готовности к сотрудничеству и самореализации.

Для успешной реализации поставленных задач в педагогической деятельности были использованы авторские программы и технологии, направленные на обеспечение развития личности современного ребенка, его социализации при сохранении этнической самоценности, формированию эстетического вкуса, эмоционально-действенного отношения и чувства сопричастности к миру, другим людям и самому себе: «Мы живем на Урале» Толстиковой О.В., Савельевой О.В., «Цветные ладошки» И.А. Лыковой, «Знакомство дошкольников с родным городом и страной» Алешиной Н.В.

Внедрила современные образовательные технологии.

Информационно-коммуникационные технологии. 

Создала электронный каталог презентаций для занятий (история родного города, моя малая Родина, мой край – земля Урала, традиции детского сада, ребенок в семье и обществе), электронную библиотеку со слайд-фильмами («Мы живем на Урале», «Роботы на службе человека», «Наш любимый город», «Проложившим дорогу в космос», «Наша родина – Россия», «Красная книга Урала»). Составлены рекомендации и видео консультации для педагогов по формированию общей культуры личности ребенка, бережному отношению к родной природе, формы партнерского сотрудничества с социальными институтами.

                Музейная педагогика. Воспитанники чувствуют свою причастность к созданию мини-музея: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты, а затем самостоятельно выступают в роли экскурсовода для своих одногруппников и детей других групп. Данная работа позволила воспитать у детей ценностное отношение к наследию предшествующих поколений. Вместе с детьми организовала мини-музеи «Предметы старины», «Куклы из старого сундука», «Мастеровая в русской избе», народного быта.

Технология проектирования. Реализация проектов «Мудрые сказы писателей Урала» (2014г.) способствует знакомству детей с жизнью и творчеством знаменитых людей своего края; «Мои родственники в других городах и селах Урала» (2016г.), направленный на воспитание чувства родовой чести, привязанности к общим делам, любви и уважения к членам семьи; «История моей семьи» (2015г.), способствующий формированию познавательного интереса к родословной своей семьи.

 Внедрила современные формы работы с детьми, приемы и методы. Для формирования у детей познавательного интереса к окружающему миру, Родине использую путешествие по «Реке времени». Литературные вечера по детским писателям «Поэты – детям» (К.И.Чуковский, С.Я.Маршак, С.В.Михалков) формируют у ребенка потребность в чтении книг как постоянному элементу жизни, источнику ярких эмоций и поводу к позитивно окрашенному общению со взрослыми.

Плоскостное и объемное моделирование архитектурных сооружений включает в себя знакомство со спецификой зданий и их устройства в городе в разных видах деятельности (дома высокие, каменные, с балконами, лифтами, ванной и т.п.).

Важной составляющей эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста являются игры-драматизации, игры-путешествия, дидактические игры, такие, как «Отгадай, кто мы», «Прогулка в парк», «Полет на луну», которые расширяют представления об истории предметного мира как результате труда человека, продукте его творческой мысли.

Результатом проведения в детском саду социальных акций «Наши пожелания детям всей земли» (2014г.), «Чествование ветеранов» (2015г.), «Сбор корма для приютов животных» (2017г.) стало накопление детьми разнообразного практического социального опыта. У воспитанников в элементарном виде сформировались социально-ценностные ориентации, понимают сущность своего «Я» и осознают себя частью природы, частью социума, частью окружающего мира, частью культуры.

Для закрепления полученных знаний совместно с детьми создали карту города, маршруты экскурсий и прогулок по городу, выпустили газету о малой родине.

В рамках сетевого взаимодействия с социальными партнерами для нравственного развития и обогащения личности воспитанников, позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста разработала «Модель интегрированного планирования образовательного процесса в детском саду в соответствии с ФГОС дошкольного образования» (2013г.). Содержанием модели стали мероприятия и целевые прогулки, посещение выставок и экскурсий. Вместе с учениками начальной школы МАОУ СОШ № 167 систематически проводятся мероприятия, посвященные «Дню знаний» (помогает понять воспитанникам, почему необходимо получать знания, какую пользу они приносят им, что надо уметь для того, что пойти в школу), мастер-классы «Старшие – младшим» (формирует умение работать в разновозрастных группах, у дошкольников – стремление к поступлению в школу), ансамбль школы «Кугарсен» принял участие в творческом вечере «Россия – многонациональное государство».

Воспитанники детской школы искусств №15 познакомили с народными играми, музыкальными инструментами, привлекли дошкольников к участию в различных театрализованных представлениях, концертах, создавая для них настоящий праздник: «Уральские народные песни», «Любимые произведения», «Сказки леса».

Для создания у воспитанников целостного представления об окружающем мире, развития познавательной мотивации, освоения им общечеловеческих ценностей детский сад взаимодействует с «Семейной библиотекой» № 42. Сотрудники организуют для детей старшего дошкольного возраста тематические часы, на которых дети обсуждают поведение литературных героев, демонстрируют свои актерские способности в постановках сказок, рассматривают книги, слушают истории о жизни города, его истории и сегодняшнем дне.

В почтовом отделении связи ребят познакомили с профессией работников почты, с их трудовой деятельностью, с предметами – помощниками. Основная цель экскурсии - расширить знания детей о необходимости и общественной значимости труда взрослых, воспитывать навыки культурного поведения в общественных местах.

Уже традицией стали ежегодные посещения воспитанников и их родителей музея военной техники «Боевая слава Урала» в канун 9 мая. Экскурсия помогает формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей страны в годы Великой Отечественной войны, воспитывать нравственные чувства: доброжелательность, чуткость, отзывчивость, сопереживание, благодарность, умение прийти на помощь, а также уважение к защитникам Родины, гордость за свой народ, армию.

Данная работа способствовала обогащению социального и культурного опыта детей, приобщению к национальным традициям, к природе и истории родного края.

Для повышения профессиональной компетентности педагогов по формированию духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, родному краю, культурному наследию своего народа, провела консультации: «Аспекты реализации духовно-нравственного развития дошкольников», «Художественная литература как средство нравственного и патриотического воспитания дошкольников», «Особенности дошкольного возраста в развитии духовности и нравственности», «Проект организации музейной комнаты в детском саду».

Для вовлечения родителей в образовательный процесс использовала современные формы взаимодействия:

  1. Размещение информации на сайте детского сада.
  2. Видео консультации («Как превратить чтение в удовольствие», «Как одевать ребенка зимой», «Как предотвратить драку», «Массаж карандашами»).
  3. Участие в проектной деятельности («Современные профессии моих родителей», «Город – мечта»)
  4. Выставки совместных работ ребенка с его родителями «Праздник в нашей семье», «Макет родного города (по улицам и проспектам г. Екатеринбурга).
  5.  Семейные гостиные «Русское чаепитие», «Уральские семейные посиделки»,

Была организатором и продолжаю поддерживать традиции для сплочения детско-родительского коллектива музыкально-семейного конкурса «И мы споем».

В результате, воспитанники способны создавать изделия народных промыслов, дети проявляют интерес к своей семье, социальным явлениям, к событиям настоящего и прошлого, к жизни людей в родном крае, с удовольствием участвуют в разных видах деятельности на материале народной культуры.

В начале каждого учебного года проводится диагностика усвоения социального и культурного опыта детей, приобщению к национальным традициям, к природе и истории родного края в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.

Полученные результаты на начальном этапе мониторинга в 2013 г. представлены в таблице:

2013г.

Показатели

%

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания

47

        Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми

31

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в детском саду

42

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества

34

Развитие любознательности и познавательной мотивации о себе, своей семье, городе, крае

51

При проведении мониторинга я отметила, что дети знают названия некоторых профессий, связывая их с конкретным человеком. Отвечая на вопросы, могут рассказать о трудовом процессе людей в организациях, в которых работают их родители, но порой в поведении воспитанников отмечаются случаи небрежного отношения к результатам чужого труда, помогают взрослым неохотно. Дети не уверены в себе: стремление к самостоятельности в самообслуживании не выражено ярко, предпочитают «труд рядом». По инициативе взрослого дети замечают состояние окружающих, но не реагируют на него. Воспитанники проявляют умеренный интерес к познанию родного города, природе родного края, страны.  

        Промежуточные результаты в конце каждого образовательного периода представлены в диаграмме: 

В течение анализа работы в середине периода я отметила, что дети стали различать виды труда людей на основе существенных признаков, но затрудняются в обосновании своих суждений. Охотно включаются в коллективные формы трудовой деятельности, но выполняют роль помощника.  Дети знакомятся с родным городом и страной, культурными традициями с помощью взрослых, но не проявляют инициативы и самостоятельности.   Продолжив работу в этом направлении, были добавлены в систему обучения игры-драматизации, игры-путешествия, экскурсии для активизации ребенка в образовательном процессе.

После реализации поставленных задач, были получены следующие  результаты:

Показатели

%

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания

86

        Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми

91

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в детском саду

88

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества

90

Развитие любознательности и познавательной мотивации о себе, своей семье, городе, крае

95

        В результате данная работа способствовала развитию социально-эмоциональной сферы детей, обогащению личного опыта, у воспитанников появился интерес к семье, родному городу, истории своей страны, культуры.

Дети охотно помогают взрослым и сверстникам, стремятся участвовать в совместной с ними деятельности, с уважением относятся к труду взрослых. Воспитанники стали самостоятельны в самообслуживании, видят необходимость выполнения определенных действий, проявляют внимание и заботу.

За 2012-2017 гг. в мероприятиях приняли участие 52% семей. В результате проведенного анкетирования 84% родителей отметили новизну, доступность и значимость проводимой с ними работы в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

Организованный таким образом педагогический процесс способствовал созданию условий для самостоятельной и совместной деятельности взрослых и детей, которые способствовали обогащению социального и культурного опыта воспитанников, приобщению к национальным традициям, к природе и истории родного края, труду.

Показателями моей профессиональной деятельности является ежегодное участие воспитанников в конкурсах разного уровня:

- международный: конкурс детского рисунка «Сердце отдаем детям» (диплом III степени, 2013 г.);

- всероссийский: конкурс детского рисунка «Мир науки глазами детей» (2016г., 2015г., сертификат участника); Уральская резиденция деда Мороза «Новый год-2014» (диплом победителя, 2014г.), конкурс рисунков «Сохраним наше будущее» (диплом участника, 2014г.), конкурс рисунков «Олимпийская мечта» (диплом участника, 2014г.), конкурс проектно - исследовательских проектов «Радуга открытий» (сертификат участника, 2014г.);

- областной: конкурс детского творчества «Наследники дяди Миши», посвященный 80-летию службы ОРУД-ГАИ-ГИБДД МВД России (грамота участника, 2016г.);

- городской: фестиваль «ДО-школьная наука» (сертификат участника, 2017), интеллектуально-познавательная игра-конкурс «Люблю Урал - мой край родной» (благодарственное письмо, 2017), в рамках XVI специализированной выставки «Мать и дитя» фотоконкурс «Я на пузике лежу» (диплом, 2016г.), «Маленькие граждане большой страны» (сертификат участника, 2016г.), конкурс детского рисунка «Этот город самый лучший город на Земле» (автор работы топ-80, 2016г.), конкурс детского рисунка под девизом «Герой моей любимой книжки» (диплом III место, 2015г.), экологический конкурс «Чистая вода России» (2015г., сертификат участника), экологический конкурс «Цветы Победы» (2015г., сертификат участника), выставка детского творчества «Пасхальные перезвоны» (сертификат участника, 2014г.), конкурс «Елочных игрушек в технике оригами» (благодарственное письмо, 2012 г.), «В лабиринтах природы» (сертификат участника, 2012 г.);

- районный: конкурс творческих работ «Дошколенок и дорога» (дипломы участников, 2017г.), «Битва хоров» (дети) (грамота, 2017г.), «Пушкинские чтения» (III место, 2016г.), конкурс детского рисунка «Двор моей мечты» (сертификат участника, 2016г.), «Музыкальный калейдоскоп» (лауреаты, 2016г., 2015г.), «Елочная игрушка» (2016г., диплом участника), фестиваль ритмической гимнастики «Ритмы детства» (сертификаты участников, 2014-2016гг.), акции «Подари улыбку миру», «70 голубей мира» (2015-2017гг.), конкурс детских рисунков «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда буду я!» (сертификаты участников, 2015г.), шашечный турнир (III место, 2014 г.), математический конкурс «Кенгуренок» (диплом участника, 2014г.), районный праздник поэзии «Звездочки» (грамоты участников 2015г., 2014г., 2012г.), выставка детского творчества по пожарной безопасности (сертификат участника, 2013г.).

Постоянно работаю над повышением своего профессионального уровня. Прошла курсы повышения квалификации по программам «Оказание первичной медико-санитарной помощи» (2017г.), «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в контексте ФГОС ДО: усвоение норм и ценностей, формирование установок» (2016г.), «Развитие профессиональной компетентности экспертов по вопросам аттестации педагогических работников» (2015г.), «Проектирование и организация образовательного процесса в ДОО в соответствии с ФГОС дошкольного образования» (2014г.).

Являюсь активным участником методических мероприятий района и города. Опыт работы по всестороннему развитию воспитанников старшего дошкольного возраста представлен педагогическому сообществу района и города: городской семинар-практикум «Успешность ребенка как результат эффективного взаимодействия педагогического сообщества и родительской общественности» (2017г.),  районный семинар-практикум «Педагогические условия развития мелкой моторики для детей дошкольного возраста» (2015г.), городской семинар-практикум «Применение информационных технологий в физкультурно-оздоровительной работе ДОО» (в рамках Ассоциации инструкторов по физической культуре города Екатеринбурга 2015г.), семинар для воспитателей МБДОУ – детской сада комбинированного вида «Надежда» «Проблема в современной педагогике: раннее выявление и сопровождение детей с признаками одаренности» (2014г.), районный семинар-практикум «Что такое дружба?» (2013г.), представлен опыт работы педагогам района «Социально-личностное развитие дошкольников» (2013г.).

Принимала участие в районном конкурсе методических разработок в рамках районного социально-значимого проекта «Книгу памяти листая..» 2015г.).

В рамках сотрудничества с детским садом № 15 г. Ирбита Свердловской области проводила обмен педагогического опыта, в том числе он-лайн интернет трансляции семинаров-практикумов.

Участвовала в методическом сопровождении учебной педагогической практики студентов УрГПУ, УрФУ, благодарственное письмо, 2016г.         

Вхожу в состав специалистов, привлекаемых для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников, аттестующихся в целях установления квалификационных категорий.

Имею публикации в сборниках: «Комплексный подход в формировании здорового образа жизни», сборник Российского государственного профессионально-педагогического университета, 2016 г., «Роль детской литературы в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста», сборник Нижнетагильского государственного социально-педагогического института, 2016г.

        В дальнейшей работе планирую:

  1. Разработать программу «Мы вместе» направленную на обогащение социального и культурного опыта детей, приобщения их к национальным традициям родного края.
  2. Обобщить и распространить опыт работы среди педагогов района.

Моя профессиональная деятельность отмечена:

- Почетная грамота Управления образования Администрации города Екатеринбурга «За значительные успехи в организации и совершенствовании образовательного и воспитательного процессов» (2011г.);

- Почетная грамота отдела образования Орджоникидзевского района «За творческий подход в воспитании дошкольников и в связи с Днем учителя» (2010г.);

- Почетная грамота администрации МБДОУ - детского сада комбинированного вида «Надежда» «За значительный вклад в подготовку дошкольного учреждения к процедуре лицензирования и аккредитации и в связи с днем Учителя» (2009г.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГАОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ КИРОВСКОГО РАЙОНАМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД №469...

Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности

Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности. Описание работы воспитателя за межаттестационный период....

Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности

Представлен  результат педагогической деятельности...

Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности

Аналитическая записка  для участия в городском конкурсе "Воспитатель года - 2018" Орджоникидзевский район г. Екатеринбург в номинации "инструктор по физической культуре"...

Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности

laquo;Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,дай попробовать – и я пойму»....

Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности за 2014-2017 учебные года.

Приоритетное направление  профессиональной деятельности: развитие и воспитание детей раннего возраста в ходе взаимодействия с семьями воспитанников....