Конспект НОД по технике речи для детей 5–7 лет по мотивам русской народной сказки «Колобок»
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) на тему

Златовчена Светлана Юрьевна

НОД из двух частей направленное на развитие голосовых данных (дикция, тембр, артикуляция) через упражнения на развитие дикции и артикуляции, работу со скороговорками. На развитие умения изображать эмоции, используя голос. На развитие интонационной выразительности.

· 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_tehnike_rechi.docx27.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по технике речи для детей 5–7 лет

по мотивам  русской народной сказки «Колобок» (часть 1).

Цель:

    Развитие речевого аппарата.

Задачи:

• развивать голосовые данные (дикцию, тембр, артикуляцию) через упражнения на развитие дикции и артикуляции, работу со скороговорками;

• развивать умение изображать эмоции, используя голос;

• развивать интонационную выразительность;

  • развивать умение связывать смысл текста и интонацию, ставить ударение в предложении в соответствии со смыслом;
  • упражнять отчетливое произношение и различение гласных звуков.

Ход НОД:

Педагог: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

П.: Давайте сегодняшний день мы начнём с вами с необычного приветствия.

Артистическая разминка «Поздороваемся»

Скажем«Доброе утро! Мы рады Вас видеть!» со следующей интонацией:

-радостно

-с удивлением

- серьезно, как президент страны

    А теперь я хочу пригласить вас в сказку, а вот в какую попробуйте отгадать:

Замесила бабушка ни булку, ни оладушки, 

Доставала из печи 

Ни пирог, ни калач,

Как поставила на стол, 

Он от бабушки  ушел.

Кто же бегает без ног? 

Это желтый КОЛОБОК!

-Правильно, колобок! А вот и сама сказка:

«Жили были старик со старухой. Вот и просит старик:

- Испеки мне, старая колобок. (Дети произносят фразу как старик)

- Да из его испечь-то? Муки нет. (Дети произносят фразу как старуха)

- А ты по амбару помети, по сусекам поскреби, может, и наберется. (Дети произносят фразу как старик)

    Старуха наскребла две горсти муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, испекла и положила на окошко студиться.

    Надоело колобку лежать, он и покатился с окна на завалинку, с завалинки на травку, с травки на дорожку.

    Катится колобок по дорожке, а навстречу ему заяц:

-Колобок-колобок, я тебя съем!

Упражнение на интонационную выразительность.

Фразу«Колобок-колобок, я тебя съем!»

Произнести:

• кровожадно,

• печально,

• радостно,

• злостно,

• удивлённо,

• устало.

    А колобок и отвечает:

-Не ешь меня, косой, лучше я тебе песенку спою.

Но спел колобок совсем не ту песенку, которую мы привыкли от него слышать, а вот какую:

Упражнение на интонационную выразительность «Главное слово»

(«ударное слово», выделяется интонационно)

Используем чистоговорки и скороговорки, давая задание выделить интонационно то или иное слово, обратить внимание на то, как меняется смысл фразы, при переносе интонационного ударения на «главное» слово»:

 «Кукушка кукушонку купила капюшон»

«Слишком много ножек у сороконожек»

 «Галка села на забор, грач завел с ней разговор»

    Отвлёк колобок зайца песенкой необычной и укатился от него. Катится дальше, катится…Давайте  мы с вами представим как может катиться колобок и побудем на его месте. (Дети по очереди по двое «катятся» по дорожке: скачут, топают ногами, идут в присядку, катятся кубарем).

Катиться дальше колобок, а навстречу ему волк:

-Колобок, колобок, я тебя съем! (Произнести фразу как волк)

-Не ешь меня, а лучше повторяй за мной.

Упражнение на дикцию.

Произнесите медленно и отчетливо следующие слова на различение гласных звуков.

  •  Задача! Анна, адрес, автор, астра, алгебра, нас, бал, мак, старт, рука, як, яр, яд, ягода, яма, Аня, Ася, альт, Альбина, Алиса.

Отвлёк колобок и волка и покатился дальше- только волк его и видел!

- А что же происходило с колобком дальше, мы узнаем на следующем занятии! До свидания!

Конспект НОД по технике речи для детей 5–7 лет

по мотивам  русской народной сказки «Колобок» (часть 2).

Цель:

    Развитие речевого аппарата.

Задачи:

  • упражнять в правильном произношении шипящих звуков («ш», «ж», «щ», «ч»).

• развивать голосовые данные (дикцию, тембр, артикуляцию) через упражнения на развитие дикции и артикуляции, работу со скороговорками;

• развивать умение изображать эмоции, используя голос;

Ход НОД:

Педагог: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

П.: Давайте сегодняшний день мы начнём с вами с необычного приветствия.

Артистическая разминка «Поздороваемся»

Скажем«Доброе утро! Мы рады Вас видеть!» со следующей интонацией:

-радостно

-с удивлением

- серьезно, как президент страны

   

Катиться колобок, а навстречу- медведь:

-Колобок, колобок, я тебя съем!  (Произнести фразу как медведь)

- Не ешь меня, а попробуй моё варенье.

Упражнение для выработки правильного произношения шипящих звуков

(«ш», «ж», «щ», «ч»).

«Вкусное варенье».

Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков. 
Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. 
Внимание!

  • Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
  • Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
  • Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Отвлёк колобок медведя вареньем и покатился дальше. Да и мы с вами что-то засиделись, надо бы размяться.

Физкультминутка «Колобок»

(Сл. и муз. Г. Струве)

Кто там катится вдали,

Без тропинок, без дорог?

(Руки козырьком к глазам, повороты туловища влево-вправо.)

Ты зачем на край земли Разбежался, Колобок? (Наклоны вперед, руки на поясе.)

Колобок, Колобок,

Ну, куда ты, дружок?

Ну, какой тебе прок

Убегать за порог? (Хлопки в ладоши.)

— Я от бабушки ушел,

Я от дедушки ушел,

Не попался на зубок,

Вот какой я Колобок!

(Приседания.)

На пригорок, на горбок,

Через поле и лесок

Полечу я Колобок

Жаль, что я не голубок! (Прыжки на месте.)

Снова мчался Колобок,

Улыбался Колобок.

С кем встречался Колобок.

Похвалялся Колобок. (Бег на месте.)

Он и волку и лисе

Все хвалился и хвалился...

(Присели.)

Ну, а дальше знают все До чего он докатился! (Резко встали, руки вверх.)

Катится колобок, а навстречу ему лиса:

-Колобок, колобок, какой же ты румяный да пригожий! (Произнести фразу как лиса)

    Колобок рад, что его похвалили, и запел:

Упражнение на дикцию.

Произнесите следующие строчки, соблюдая звонкость, собранность и свободу звука. Колобок побоялся близко подкатится к лисе, но и кричать громко чтоб лиса его услышала он тоже не мог, потому что  неподалеку спали ее лисята. Естественно, что вы будете говорить тихо и одновременно постараетесь, чтобы тот, кому адресуете речь, слышал вас точно и отчетливо.

-Я колобок, колобок, по амбару метён,

По сусекам скребен, на сметане мешён,

В печку сажен, на окошке стужен.

Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел,

Я от зайца ушёл, я от волка ушёл,

От медведя ушёл,

А от тебя, лиса, и подавно уйду!»

    Заслушалась лиса и наш хитрый колобок и от нее укатился!  Катился он катился и прикатился к нам! Давайте с ним немножко поиграем!

Упражнение на дикцию.

Поиграем с колобком (мячиком) и слогами. Произнесите:

  • Ппа — ппо — ппу — ппэ — ппи — ппы
  • Бба — ббо — ббу — бби — ббы
  • Пабба — поббо — пуббу — пэббэ — пибби — пыббы

    Наигрался колобок с нами пора ему возвращаться в свою сказку. А мы ещё немного поиграем!

Игра «Колобок».

Водящий — Колобок, остальные дети — герои сказки. Водящий держит желтый воздушный шарик, сидит на корточках в центре круга, остальные исполняют под музыку соответствующие движения.

С окончанием музыки один из детей обращается к Колобку, передавая интонацию своего персонажа: «Колобок, Колобок, я тебя съем!», и пытается догнать его (бегают по внешнему кругу). Если он не догнал Колобка, говорит грустно: «Не догнал!» или радостно: «Ой, поймал!» Пойманный Колобок становится в круг и исполняет роль того, кто его догнал.

Звучит другая музыкальная пьеса, и игра продолжается.

Ну, ребятки, наигрались мы сегодня, пора прощаться!

Список литературы:

-  Леокарди, Е. И. Дикция и орфоэпия [Текст]: сборник упражнений по сценической речи. / Е. И. Леокарди. – М.: Просвещение, 1967г.

-  Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л. П. Федоренко – М.: Просвещение, 1984 г

- Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников / Изд-во Института Психотерапии. – М., 2001.

- Куликовская Т. А. Чистоговорки и скороговорки / Изд. «Гном и Д», 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной НОД «Узнай и покажи лесных животных» на основе русской народной сказки «Колобок»

Задачи: знакомство с лесным зверьком – ёж. Закрепление знаний детей о лесных животных (заяц, волк, медведь, лиса). Формирование навыков  детей узнавать и показывать диких животных. Формирование н...

Конспект открытого занятия по физкультуре в младшей группе. По сюжету русской народной сказки «Колобок».

Конспект открытого занятия по физкультуре в младшей группе.По сюжету русской народной сказки «Колобок».Программное содержание:Учить выполнять упражнения слаженно и дружно; Развивать д...

Конспект занятий по развитию речи во второй младшей группе по русской народной сказке «Колобок» / с помощью кукол бибабо

Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Колобок», приобщению к устному народному творчеству.Задачи: - развитие связной речи и обогащение словарного запаса детей;- развитие вним...

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе Чтение русской народной сказки "Колобок". Дидактическое упражнение "Играем в слова".

Цель:  Создать условия для знакомства детей с русской народной сказкой «Колобок» (обраб. К. Ушинского).  Задачи:Образовательные:·...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы по русской народной сказке "Лисичка-сестричка и серый волк"

Конспект занятия по развитию речи для детей сртаршей группы по русской народной сказке "Лисичка-сестричка и серый волк"...

Конспект НОД по физической культуре в младшей группе по сюжету русской народной сказки «Колобок»

Создавать игровые условия для развития интереса к занятиям по физической культуре;-формировать умения выполнять двигательные действия по образцу;- воспитывать чувства сопереживания;- осуществлять проф...