Семинар-практикум
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Семинар-практикум для педагогов" Констректоры ЛЕГО как полифункциональное и трансформируемое средство образовательной среды группы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum_dlya_pedagogov.docx24.73 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар - практикум для педагогов

«Конструкторы LECO как пофункциональнее и

трансформируемое средство образовательной среды группы»

Каждый народ, создавая игры для детей, непременно привносил в них элементы собственной культуры, своих традиций, своего уклада жизни. В большинстве народных игр отражаются особенности местности, в которых они зародились, специфика типичных занятий жителей этого региона.

Поэтому нередко, играя в одну и ту же игру, дети даже из самых близких областей проживания не всегда могут понять специфику игровых атрибутов , отраженных в играх соседей. Так, например, самая известная подвижная игра в догонялки ) детей московского региона носит название «Салочки». Жители Удмуртии и Пермского края играют в «Ляпки». А юным нижегородцам и петербуржцам по нраву играть в «Пятнашки», киевлянам и минчанам - в «Квач», северодвинцам - в «Парю».

В этом смысле уникальным явлением в мире игр для детей всего мира, позволяющим без проблем общаться всем на одном универсальном языке - языке игры, является конструктор LEGO. Самой большой его ценностью является то, что он дает ребенку возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней, видоизменяя и преобразовывая — исходя из собственного замысла необходимости дополнения игровой обстановки.

Игра с мелкими деталями, входящими в наборы LECO, не только способствует развитию моторной умелости, но и стимулирует развитие активной речи, воображения, конструктивных и творческих способностей.

Развитие конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок последовательно проходит три этапа: 1) конструирование по образцу (предметному или графическому, 2) конструирование по условиям 3) конструирование по замыслу.

( эти этапы как раз можно разделить на 3 возрастных группы)

Конструирование по образцу связано с воспроизведением уже готовой -конструкции по схеме, рисунку.

Конструирование по условиям, как правило, обрамляется игровой ситуацией и предполагает создание знакомых ребенку конструкций с учетом игровых требований (размер, ширина, высота), например чтобы в дверь избушки проходил поросенок, чтобы по мосту мог проехать автомобиль и т.д.

Самым сложным видом, опирающимся на освоение знаковой функции мышления, является конструирование по замыслу. Оно предполагает наличие у ребенка представлений о создаваемой постройке, плана ее создания (какие элементы положить в основание, а какие выше, чтобы конструкция не разрушилась), а также знаний о приемах и материалах, с помощью которых ее можно сделать, и т.д.

Считается, что этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности ребенка.

«LEGO» - одна из самых известных и распространённых педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития детей. Под конструктивной деятельностью понимается процесс построения сооружения определённой конструктивной системы из имеющихся частей или элементов.

С помощью «LEGO» - конструктора трудные учебные задачи решаются посредством увлекательной игры, в которой дети одновременно перевоплощаются в своих любимых героев: это строители многоэтажного дома, которые стремятся завершить строительство для новосёлов; либо это будущие гонщики, обсуждающие марки своих автомобилей для участия в «Формуле-1»; или это лётчики, осваивающие новые самолёты. «Ребенок строит, £ значит, он СОЗИДАЕТ, он строит свой мир, тот который ему нравится и который он понимает». В результате систематических занятий у старших дошкольников формируются необходимые для будущего обучения в школе предпосылки: умение выполнять задания в соответствии с поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать свою работу и рассказывать о содержании выполненного, а также развивается мелкая моторика рук и ориентир в пространстве, расширяются представления об окружающем мире, закрепляются обобщающие понятия: «Транспорт», «Растения», «Животные» и др.

Можно с уверенностью сказать, что на занятиях по LEGO-конструированию дети имеют возможность эмоционально раскрыться, поверить в свои силы, активизировать знания и умения.

«LEGO-конструктор» с успехом могут использовать на своих занятиях учителя- дефектологи, педагоги-психологи (с гиперактивными детьми, учителя-логопеды (с детьми ( ОНР, и воспитатели всех возрастных групп для решения программных задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста. «»

Мы предлагаем вам использование игровых упражнении и игр, направленных на реализацию различных образовательных областей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ФГОС ДО.

Обращаем внимание коллег на то, что конструктор LEGO является полифункциональным оборудованием, поэтому применение одних и тех же игр и игровых упражнений способствует полисенсорному развитию детей.

« Построй по образцу» (3-6 лет по вариантам)

Цель. Развивать зрительное и слуховое внимание, зрительную и тактильную память; продолжать знакомить с понятиями «элемент», «деталь»; формировать умения раз-личать геометрические фигуры, действовать по заданному образцу и словесной инструкции. Материал. Детали набора LEGO

Ход игры В игре одновременно могут участвовать от одного и более игроков. Взрослый демонстрирует разнообразные образцы готовых построек, начиная с простейших, и предлагает детям по очереди или одновременно выполнять аналогичные постройки из элементов набора. Выигрывает участник (участники), первым (первыми) выполнивший (- ие) задание взрослого без ошибок.

«Светофор» (3-4 года)

Цель. Формирование умения различать цвет, форму, развитие пространственной ориентации, способности объяснять свои действия.

Материал: длинный кирпичик, кубики — красный, желтый, зеленый, синий . Макет проезжей части дороги.

Ход игры. Детям предлагается игровая ситуация: «Поможем зайчику перейти дорогу». Выслушав ответы детей на предложенные вопросы, воспитатель просит помочь зайчику.

«Задание» (4-5 лет)

Цель. Развитие зрительного и слухового восприятия, представления о величине, цвете. Материал: плата, «колпачки» разных цветов (красный, желтый, зеленый),

Ход игры: Выложи красную башенку из 5-ти квадратов, синюю — из 3-х, желтую — из 4-х квадратов. Покажи самую высокую башенку, пониже, самую низкую. Сколько квадратов в самой высокой башенке? Подбери колпачок каждой башенке.

Вариант: детям предлагаются LEGO-кубики 3-х цветов. Они конструируют разные башенки и сами определяют их высоту. Можно посчитать кубики и обозначить их количество цифрами. Ребенок сам предлагает, какие колпачки должны быть у каждой башенки.

«Игра в зоопарк» ( 5-6 лет)

Цель: развитие конструктивного воображения при сооружении постройки по образцу и по рисунку.

Материал: раздаточный - детали конструктора, фигурки животных, человечков. Демонстрационный - картинка с изображением «зоопарка»

Ход игры: вместе с детьми педагог проводит анализ постройки вольера для животного, выделяет и называет основные части, обращая внимание на их пропорции.

Затем дети строят вольеры для животных, объединяя их в конце занятия общей композицией «Зоопарк».

Литература

1. Л.И. Тихонова, Н.А. Селиванова «Математика в играх с LEGO - конструктором»

2. Л.Г. Комарова «Строим из с LEGO»

3.Журнал Дошкольное воспитание № 5/2014 статья «Конструкторы LEGO как полифункциональное и трансформируемое средство образовательной среды группы» стр. 84-91


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"

Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...

Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ

Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Конспект занятия "Поиграй, со мною мама" Практикум с элементами совместной деятельности детей и родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение у...

Конспект занятия "Моя семья" Практикум для родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

     Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт, зона его ближайшего развития. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, о...