Создание развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе детского сада.
методическая разработка (младшая группа) на тему

Картамышева Елена Витальевна

Эссе на тему: Создание развивающей среды в младшей группе по области художественно-эстетическое развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_po_hud_est.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе

Создание развивающей предметно-пространственной среды
в младшей группе детского сада

Область художественно-эстетическое развитие.

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования ставят в центр внимания ребёнка с его индивидуальными и возрастными особенностями развития. Одним из пяти направлений развития детей является художественно - эстетическое. Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки), одним словом реализовать себя как творческая личность.

Приобщение детей к миру искусства, формирование представлений об эстетических признаках объектов окружающего мира, развитие любознательности, способности видеть красоту природы, любоваться ею, а так же формирование первых технических навыков и умений в изобразительной деятельности происходит уже в младшем дошкольном возрасте. Поэтому важным моментом в работе педагога является создание развивающей среды, которая обеспечит единство различных форм организации изобразительной деятельности в ДОУ.

Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

При создании развивающей предметно-пространственной среды в нашей группе мы руководствовались следующими принципами: 
- полифункциональности среды;

- трансформируемости среды;

- вариативности;

 - безопасность среды;

 - доступность среды.
Подбор материалов и оборудования  осуществляется исходя из того, что при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования основной формой работы с детьми является игра.

Предметно-развивающая среда в нашей группе оборудована с учетом возрастных особенностей ребенка. Все элементы среды связаны между собой по содержанию и художественному решению. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки обеспечивают максимальный для разного возраста развивающий эффект. Важно помнить, что в младшем возрасте формируются сенсорные способности ребенка. Содержание предметно-пространственной среды соответствует интересам мальчиков и девочек. Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок.

Создавая предметно-развивающую среду, я стараюсь учитывать  период обучения, сезонности. Так, осенью группу украшает букет из осенних цветов и листьев, на подносе — овощи и фрукты; зимой в группе снежинки на окнах, украшенная елка, силуэты сказочных героев, сделанные из бумаги. Весной и летом мы украшаем стены цветами, птицами.

В нашей группе созданы условия для художественно-эстетической деятельности: имеется «Уголок сказок», где детям предоставлены разные виды театра; пальчиковый, настольный, кукольный. Дети свободно могут взять любого героя сказки или мультфильма и поиграть с ними.

В группе оформлена выставка «Уголок книг». Яркие, красочные книги и иллюстрации привлекают детей, они с удовольствием рассматривают картинки в книжке, пытаются подражать персонажам той или иной сказки. Рассматривая с детьми картинки в книжках, обращаю их внимание на красочные яркие элементы росписи сарафана, головного убора, на  животных, птиц, отмечаем в иллюстрациях и противоположные примеры в поведении героев.

Предметом совместного эстетического переживания могут быть не только произведения искусства, но и проявления красоты в обыденной жизни. Так в  нашей группе мы создали «полочку красоты», где выставлены предметы декоративно-прикладного искусства, росписи, матрешка, дымковские барышни, яркие раскраски, альбомы с росписями(дымка,городец,хохлома), хохломская посуда. Совместно с педагогом или по желанию ребенка можно рассмотреть предмет, потрогать его, обратить внимание на его красоту, для чего принадлежит, откуда он появился у нас. Дети-исследователи и творцы, поэтому им очень интересно откуда же у нас на полочке появился этот предмет. А еще дети очень внимательны, они сразу замечают на изменившуюся обстановку в группе или появление нового предмета: например, яркий коврик на полу или ваза на столе, разноцветные чашечки для чая или нарядная одежда малыша. В групповой комнате создан центр «Уголок  художника». Дети очень любят рисовать, лепить. Поэтому им предоставлена эта возможность проявить свое творчество, взяв в руки карандаш, фломастер, пластилин. Но не только этими инструментами могут воспользоваться дети. В центре «Уголок  художника» есть и цветная бумага, бумага разной фактуры и размера и краски, и ватные палочки, доски для лепки, влажные салфетки, стаканчики, диски, трубочки и многое другое оборудование. Для создания аппликаций представлены наклейки, клей, кисти для клея, клеенки. Вместе с детьми мы создаем коллективные работы и украшаем ими нашу группу или прихожую. В группе имеется музыкальный цент «Уголок музыки», где находятся музыкальные инструменты; барабан, бубен, дудочки, колокольчики, шумелки, свистульки, музыкальный центр ,дисками с песнями, сказками,  колыбельными . Дети очень любят импровизировать, петь и танцевать под звон любимого инструмента.

Так же есть «Уголок конструирования» где  есть наборы из строительного материала ( деревянный и Лего) и игрушки для обыгрывания построек; так же имеется напольный конструктор. Дети с удовольствием играют в игру  «Сложи узор», строят из палочек Дьянеша «Посудная лавка».  Центры содержат разнообразный материал, пособия, игры. Произведения народного и классического искусства, эстетически оформленный интерьер должны окружать ребенка в его жизни. Художественно-творческая деятельность дарит детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребенок стремиться снова и снова в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Предлагаю детям, а не навязываю, помогаю, а не заставляю их. А чтобы помочь ребенку найти себя, предлагаю ему как можно больше разных способов самовыражения. Рано или поздно, но он обязательно выберет свой путь, который позволит ему в полной мере показать себя

У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам.