Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО и ООП ДО детского сада
статья (старшая группа) на тему
В своей работе мы, воспитатели, стараемся обустроить групповое пространство с учётом выделенных требований ФГОС ДО, а именно: доступности, насыщенности, вариативности, полифункциональности, трансформируемости и безопасности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пространство группы организовано с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами в виде разграниченных зон, оснащенных различными развивающими материалами: книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр., пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. В группе предусмотрено место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.
- Все предметы доступны детям. В соответствии с тематическим планированием образовательного процесса оснащение центров меняется или дополняется необходимыми материалами;
- Насыщенность различных центров осуществляется, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, а также задачи ООП ДО детского сада.
Развивающая предметно — пространственная среда организованна с учетом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей: ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Художественно-эстетическое развитие», ОО «Физическое развитие».
Социально-коммуникативное развитие. В группе создан уголок доверительного общения. Мягкий инвентарь, подушечки сшитые родителями детей, располагает детей устроиться поудобнее для общения и деятельности. Для работы с воспитанниками мы используем так называемое панно «детского совета».
В группе в соответствии с возрастом детей, оборудован патриотический уголок. Здесь имеется герб родного города, флаг России, альбом «Столица нашей Родины», «Достопримечательности города». Подобрана литература по данной тематике, карты, глобус, а так же цветные иллюстрации предприятия Авто ВАЗ. Фотоальбомы, куклы с народными костюмами и многое другое, что позволяет развивать чувство уважения, интерес к традициям национальностей Поволжья и их промыслам.
Создавая развивающую среду в группе, немало внимания уделено созданию комфортных условий для развития навыков безопасного поведения детей. В уголке безопасности имеется разнообразный материал по правилам безопасного поведения на дорогах, во время пожара: сюжетные иллюстрации, игры, папки–передвижки, раздаточный и демонстративный материал, картотека по ОБЖ, настольно- печатные игры «Опасное и безопасное вокруг нас», «Занимательный бизиборд» изготовлен совместно с родителями.
Для игр по интересам и с учетом гендерного подхода созданы уголки для мальчиков и девочек. Для конструктивной деятельности в группе создан центр конструирования. Он содержит различные виды конструктора, которые хранятся на открытых полках. Для построек имеются образцы моделей, модели транспорта. Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно-ролевых игр, подобранных с учетом возрастных особенностей детей. В центре имеются игрушки, сделанные своими руками: мягкие игрушки «Семейство Рябы».
Большое значение в развитии личностных качеств ребенка имеет труд. Трудовые поручения и дежурства становятся неотъемлемой частью образовательного процесса в старшей группе. Для дежурства в группе есть уголок, оформленный руками воспитателя, где дети сами видят, кто дежурный и там находятся специальные фартуки и колпачки для дежурства.
Познавательное развитие включает в себя центр науки, центр математики. Центр «Науки» расположен непосредственно у окна. Здесь созданы условия для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви к природе и бережного отношения к ней, ведутся наблюдения в календаре природы, а так же приобщение детей к уходу за растениями (лейки, опрыскиватели), таким образом, у детей развиваются основы экологической культуры.
В данном центре есть «Лаборатория», где размещен материал для познавательно-исследовательской деятельности: магниты, увеличительные стекла, веревки, губки, пипетки, весы, мензурки, микроскоп, емкости с сыпучими, жидкими, твердыми веществами, мерные ложечки, сосуды для проведения опытов и др.
Родители воспитанников помогают нам, воспитателям, насытить среду «Лаборатории» разноцветным и разноразмерным бросовым материалом: крышечки, коробочки, пластиковые бутылочки, контейнеры из-под ягод и овощей, пластиковые трубочки, различные крупы, цветной песок и т.д. Фантазия педагога, помноженная на творческое воображение ее воспитанников, превращает все это в причудливый развивающий материал. Центр «Науки» - это удобное рабочее место, где ребята играют в дидактические, развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели. Для выполнения индивидуальных и подгрупповых упражнений и игр используется фланелеграф, мольберт, магнитная доска, интерактивные планшеты.
Для развития познавательной активности детей в группе имеются пособия и оборудование с учетом возраста детей и изучаемой темы, алгоритмы, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных национальностей, дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, альбомы, проспекты.
Для умственного развития создан центр «Математика»: с раздаточным счетным материалом, геометрическими фигурами, занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры, набор геометрических фигур. Есть игры изготовленные семьями воспитанников, например «Состав числа». В данном центре организован уголок сенсомоторного развития, он предназначен для развития мелкой моторики и тактильных ощущений. Здесь дети закрепляют умения завязывать шнурки, нанизывать бусины, застегивать пуговки и др.
Речевое развитие включает в себя центр «Книги и развития речи», который постоянно пополняется в соответствии с возрастом и интересами детей. В этом центре ребенок имеет возможность самостоятельно выбрать понравившуюся книгу и спокойно её рассмотреть. Представлены портреты детских писателей и комплект книг, соответствующие ООП ДО детского сада и возрасту. Имеются игры на развитие звуковой культуры речи, грамматический строй речи, формирование словаря, интонационной выразительности ("Речевые кубики"), мнемотаблицы.
Для того чтобы пробудить у детей интерес к письму и к письменности в группе организован письменный уголок. Уголок оснащен набором "Детская типография", это пособие предназначено для детских печатных работ. С помощью штампов ребенок имеет возможность познакомится с буквами и научится составлять из них слова.
Воспитателями сделаны пособия, дидактические игры " Веселый паровозик ", " Расскажи сказку по картинкам ", «Четвертый лишний" и т. д., картинки для рассматривания и составления рассказов, серии сюжетных картин, наборы по лексическим темам. Мы придумали и изготовили игры для развития речевого дыхания из трубочек и шариков.
Художественно-эстетическое развитие. Хорошо освещенное место отведено центру художественного творчества, этот центр мы назвали «Творческая мастерская», где воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы, тем самым развивая свои творческие способности. В группе имеется полочки для «незаконченных работ». Дети могут мастерить поделку целый день, прерываясь на другие игры и занятия, а потом возвращаясь к оставленному на время замыслу. При этом поделка хранится на полочке и ждет, когда ее создателя вновь настигнет вдохновение. Педагоги нашего детского сада выдвигают идею уважительного отношения к каждой детской работе, каждому воплощенному замыслу. Поэтому очень важно показать результаты творчества воспитанников с помощью выставок, презентаций. Эту идею мы полностью поддерживаем и создаем условия для таких презентаций в своей группе.
Центр «Театра и музыки» представлен набором детских музыкальных инструментов; различными видами театра: пальчиковым, настольным, теневым.
Физическое развитие. Центр «Здоровья» удобно размещен в группе, способствует развитию двигательной активности, моторики детей, и их гармоничному развитию. Использование разнообразных физкультурных и спортивно-игровых пособий повышает интерес детей к выполнению различных движений, ведет к увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на физическое, умственное развитие и на состояние здоровья ребенка. Некоторый инвентарь изготовлен руками воспитателей и родителей: коврики для массажа стоп, рукавицы и др.
Также хочется отметить, что мы, стараемся использовать в групповом пространстве полифункциональные материалы: ширмы, мягкие модули, бросовый материал, макеты и т.д.
Полифункциональность среды нашей группы позволяет разнообразно использовать ее составляющие, поддерживает детскую инициативу, открывает возможности каждому ребенку найти занятие по душе, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, формировать игровые умения, реализовывать игровые замыслы, способствует воспитанию дружеских взаимоотношений между детьми.
И, самое важное, мы, воспитатели соблюдаем принцип безопасности при организации развивающей предметно-пространственной среды: располагаем модули так, чтобы дети свободно перемещались по группе, вовремя убираем из пользования детей сломанные, травмоопасные игрушки и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация развивающей предметно-пространственной среды, способствующей музыкальному развитию воспитанников детского сада в соответствии с ФГОС ДО.
Одним из принципов, заложенных в федеральный государственный образовательный стандарт, является реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде вс...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....
Организация развивающей предметно-пространственной среды МДОУ "Детского сада №218" в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Ребенок – это не маленькое подобие взрослого человека, а полноценный человек, уникальный в своей индивидуальности, великий подражатель, увлеченный исследователь, с радостью и удивлением откр...
Организация развивающей предметно-пространственной среды в спортивном зале детского сада в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Организация развивающей предметно-пространственной среды в спортивном зале детского сада в соответствии с требованиями ФГОС ДО...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО
Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в подготовительной группе.
Предметно- развивающаяся среда в детсаде....
Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"
1. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...
- Мне нравится (1)