Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО и ООП ДО детского сада
статья (старшая группа) на тему

Кочешкова Юлия Анатольевна

В своей работе мы, воспитатели,  стараемся обустроить групповое пространство с учётом выделенных требований ФГОС ДО, а именно: доступности, насыщенности, вариативности, полифункциональности, трансформируемости и безопасности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пространство группы организовано с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами в виде разграниченных зон, оснащенных различными развивающими материалами: книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр., пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. В группе  предусмотрено место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.                    

- Все предметы доступны детям. В соответствии с тематическим планированием образовательного процесса оснащение центров меняется или дополняется необходимыми материалами;

- Насыщенность различных центров осуществляется, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, а также задачи ООП ДО детского сада.

  Развивающая предметно — пространственная среда организованна с учетом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей: ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие»,  ОО «Художественно-эстетическое развитие», ОО «Физическое развитие».  

Социально-коммуникативное развитие. В  группе создан уголок доверительного общения. Мягкий инвентарь, подушечки сшитые родителями детей, располагает детей устроиться поудобнее для общения и деятельности. Для работы с воспитанниками мы  используем так называемое панно «детского совета».

В группе в соответствии с возрастом детей, оборудован патриотический уголок. Здесь имеется герб родного города, флаг России, альбом  «Столица нашей Родины», «Достопримечательности города». Подобрана литература по данной тематике,  карты, глобус, а так же цветные иллюстрации предприятия Авто ВАЗ.  Фотоальбомы, куклы с народными костюмами и многое другое, что позволяет развивать чувство уважения,  интерес к традициям  национальностей Поволжья и  их промыслам.

Создавая развивающую среду в группе, немало внимания уделено созданию комфортных условий для развития навыков безопасного поведения детей. В уголке безопасности имеется разнообразный материал по правилам безопасного поведения на дорогах, во время пожара: сюжетные иллюстрации, игры, папки–передвижки, раздаточный и демонстративный материал, картотека по ОБЖ, настольно- печатные игры «Опасное и безопасное вокруг нас», «Занимательный бизиборд»  изготовлен совместно с родителями.

 Для игр по интересам и с учетом гендерного подхода созданы уголки для мальчиков и девочек.  Для конструктивной деятельности в группе создан центр конструирования. Он содержит различные виды конструктора, которые  хранятся на открытых полках. Для построек имеются образцы моделей, модели транспорта. Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно-ролевых игр, подобранных с учетом возрастных особенностей детей. В центре имеются игрушки, сделанные своими руками:  мягкие игрушки  «Семейство Рябы».  

Большое значение в развитии личностных качеств ребенка имеет труд. Трудовые поручения и дежурства становятся неотъемлемой частью образовательного процесса в старшей группе. Для дежурства в группе есть уголок, оформленный руками воспитателя,  где дети сами видят, кто дежурный и там находятся специальные фартуки и колпачки для дежурства. 

Познавательное развитие включает в себя центр науки, центр математики.   Центр «Науки» расположен непосредственно у окна. Здесь созданы условия для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви к природе и бережного отношения к ней, ведутся наблюдения в календаре природы,  а так же приобщение  детей к уходу за растениями (лейки, опрыскиватели),  таким образом, у детей  развиваются основы экологической культуры.

В данном центре есть «Лаборатория», где размещен материал для познавательно-исследовательской деятельности: магниты, увеличительные стекла, веревки, губки, пипетки, весы, мензурки, микроскоп, емкости с сыпучими, жидкими, твердыми веществами,  мерные ложечки,  сосуды для проведения опытов и др.

Родители воспитанников помогают нам, воспитателям, насытить среду «Лаборатории»  разноцветным и разноразмерным бросовым материалом: крышечки, коробочки, пластиковые бутылочки, контейнеры из-под ягод и овощей, пластиковые трубочки, различные крупы, цветной песок и т.д. Фантазия педагога, помноженная на творческое воображение ее воспитанников, превращает все это в причудливый развивающий материал. Центр «Науки» - это удобное рабочее место, где ребята играют в дидактические, развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели. Для выполнения индивидуальных и подгрупповых упражнений  и игр используется фланелеграф, мольберт, магнитная доска, интерактивные планшеты.

Для развития познавательной активности детей в группе имеются  пособия и оборудование с учетом возраста детей и  изучаемой темы,  алгоритмы, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных национальностей, дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, альбомы, проспекты.

Для умственного развития создан  центр «Математика»: с раздаточным счетным материалом, геометрическими фигурами, занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры, набор геометрических фигур. Есть игры изготовленные семьями воспитанников, например «Состав числа».  В данном центре организован уголок сенсомоторного развития, он  предназначен для развития мелкой моторики и тактильных ощущений. Здесь дети закрепляют умения завязывать шнурки, нанизывать бусины, застегивать пуговки и др.

Речевое развитие включает в себя центр «Книги и развития речи», который постоянно пополняется в соответствии с возрастом и интересами детей. В этом центре ребенок имеет возможность самостоятельно выбрать понравившуюся книгу и спокойно её рассмотреть. Представлены  портреты детских писателей и комплект книг, соответствующие ООП ДО детского сада и возрасту. Имеются игры на развитие звуковой культуры речи, грамматический строй речи, формирование словаря, интонационной выразительности ("Речевые кубики"), мнемотаблицы.  

Для того чтобы пробудить у детей интерес к  письму и  к  письменности в группе организован письменный уголок. Уголок оснащен набором  "Детская типография", это пособие  предназначено для детских печатных работ. С помощью штампов ребенок имеет возможность познакомится с буквами и научится составлять из них слова.

Воспитателями сделаны пособия, дидактические игры " Веселый паровозик ", " Расскажи сказку по картинкам ", «Четвертый лишний" и т. д., картинки для рассматривания и составления рассказов, серии сюжетных картин, наборы по лексическим темам. Мы  придумали и изготовили игры для развития речевого дыхания из трубочек и шариков.

Художественно-эстетическое развитие. Хорошо освещенное место отведено центру художественного творчества, этот центр мы назвали «Творческая мастерская», где воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы, тем самым развивая свои творческие способности. В группе имеется полочки для «незаконченных работ». Дети могут мастерить поделку целый день, прерываясь на другие игры и занятия, а потом возвращаясь к оставленному на время замыслу. При этом поделка хранится на полочке и ждет, когда ее создателя вновь настигнет вдохновение. Педагоги нашего детского сада выдвигают идею уважительного отношения к каждой детской работе, каждому воплощенному замыслу. Поэтому очень важно показать результаты творчества воспитанников с помощью выставок, презентаций. Эту идею мы полностью поддерживаем и создаем условия для таких презентаций в своей группе.

Центр «Театра и музыки» представлен набором детских  музыкальных инструментов; различными видами театра: пальчиковым, настольным, теневым.

Физическое развитие.  Центр «Здоровья»  удобно размещен в группе, способствует развитию двигательной активности, моторики детей, и  их гармоничному развитию. Использование разнообразных физкультурных и спортивно-игровых пособий повышает интерес детей к выполнению различных движений, ведет к увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на физическое, умственное развитие и на состояние здоровья ребенка. Некоторый инвентарь изготовлен руками воспитателей и родителей: коврики для массажа стоп, рукавицы и др.  

Также хочется отметить, что мы, стараемся использовать в групповом пространстве полифункциональные материалы: ширмы, мягкие модули,  бросовый материал, макеты  и т.д.

Полифункциональность среды нашей группы позволяет разнообразно использовать ее составляющие, поддерживает детскую инициативу, открывает возможности каждому ребенку найти занятие по душе, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, формировать игровые умения, реализовывать игровые замыслы, способствует воспитанию дружеских взаимоотношений между детьми.

И, самое важное, мы, воспитатели соблюдаем принцип безопасности при организации развивающей предметно-пространственной среды: располагаем модули так, чтобы дети свободно перемещались по группе, вовремя убираем из пользования детей сломанные, травмоопасные игрушки и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей предметно-пространственной среды, способствующей музыкальному развитию воспитанников детского сада в соответствии с ФГОС ДО.

  Одним из принципов, заложенных в федеральный государственный образовательный стандарт, является реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде вс...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Организация развивающей предметно-пространственной среды МДОУ "Детского сада №218" в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Ребенок – это не маленькое подобие взрослого человека, а полноценный человек, уникальный в своей индивидуальности, великий подражатель, увлеченный исследователь, с радостью и удивлением откр...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в спортивном зале детского сада в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Организация развивающей предметно-пространственной среды в спортивном зале детского сада в соответствии с требованиями ФГОС ДО...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"

1.        Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...