Главные вкладки

    Организация развивающей предметно-пространственной среды, способствующей музыкальному развитию воспитанников детского сада в соответствии с ФГОС ДО.
    консультация по теме

        Одним из принципов, заложенных в федеральный государственный образовательный стандарт, является реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

         При создании в группе центра музыкального развития необходимо учитывать  принципы построения развивающей предметно-пространственной среды, а именно,  среда  должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Организация развивающей предметно-пространственной среды, способствующей музыкальному развитию воспитанников детского сада в соответствии с ФГОС ДО.

    Одним из принципов, заложенных в федеральный государственный образовательный стандарт, является реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

    При создании в группе центра музыкального развития необходимо учитывать  принципы построения развивающей предметно-пространственной среды, а именно,  среда  должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

    Центр музыкального развития  должен быть оснащен средствами обучения и воспитания (в том числе техническими) и соответствующими материалами.

    Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами, двигательную активность, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

    Центр музыкального развития должен быть организован таким образом, чтобы  детям и педагогам было удобно изменять предметно-пространственную среду в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

    Все составляющие музыкального уголка  должны давать возможность различного использования  оборудования и атрибутов, расположенных в нём, в том числе в качестве предметов – заместителей в детской игре, например: сегодня дети организовали в группе оркестр, а завтра эти же инструменты продаются в магазине музыкальных инструментов.

    Наличие оборудования, материалов, игр и игрушек музыкального уголка должно обеспечивать свободный выбор детей. Также, нельзя забывать и о периодической сменяемости содержимого музыкального уголка, о появлении новых предметов, стимулирующих активность детей к музыкальной деятельности.

    Необходимо помнить, что все дети должны иметь  свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям музыкального уголка.

    При создании центра музыкального развития необходимо учитывать и возрастные особенности детей.

    Все элементы развивающей предметно-пространственной среды  центра музыкального развития должны отвечать требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

    Назначение центра музыкального развития детей:

    • Приобщение к художественно – эстетической культуре посредством музыкального искусства;
    • Воспитание интереса и любви к музыке, обогащая впечатления дошкольников при знакомстве с различными музыкальными произведениями;
    • Формирование и активизация сенсорных способностей, чувства ритма, ладовысотного слуха, певческого голоса и выразительности движений;
    • Приобщение к различным видам музыкальной культуры, знакомство с первичными элементами нотной грамотности.

    Примерное наполнение музыкального зала

    Набор музыкальных инструментов (11 шт.)

    1

    Бубен большой

    2

    Бубен средний

    10

    Бубен малый

    1

    Тамбурин большой

    1

    Тамбурин малый

    10

    Ксилофон – альт диатонический

    3

    Ксилофон 12 тонов

    10

    Металлофон – альт диатонический

    3

    Металлофон 12 тонов

    10

    Балалайка-прима

    1

    Гитара детская

    1

    Бугай (мембранный ударный музыкальный инструмент)

    1

    Вертушка (шумовой музыкальный инструмент)

    1

    Дрова (10 нот, ударный музыкальный инструмент)

    1

    Звуковой топор (ударный музыкальный инструмент)

    1

    Звуковые ложки (тональные, набор из 6 шт., ударный музыкальный инструмент)

    1

    Игровые ложки (комплект из 3 шт., ударный музыкальный инструмент)

    3

    Колотушка

    2

    Кокошник (ударный музыкальный инструмент, вариация колотушки)

    1

    Копытца (1 пара, ударный музыкальный инструмент, эффект цоканья копыт)

    1

    Румба (6 пар бубенцов, фольклорный музыкальный инструмент)

    2

    Маракасы (пара)

    3

    Трещотка пластинчатая

    2

    Шейкер деревянный

    2

    Барабан с палочками

    2

    Треугольники (набор из 4 шт., ударный музыкальный инструмент)

    2

    Браслет на руку с 4 бубенчиками (2 шт.)

    10

    Пояс на талию с 10 бубенчиками

    5

    Браслет на лодыжку с 4 бубенчиками (2 шт.)

    5

    Бубенчики на деревянной ручке (21 шт.)

    5

    Колокольчики (ритм-клаппер)

    2

    Тон-блок

    2

    Кастаньеты деревянные (2 шт.)

    5

    Кастаньеты пластмассовые (2 шт.)

    5

    Кастаньета с ручкой (1 шт.)

    5

    Литавры на пальцы, сталь (2 шт.)

    5

    Литавры детские, сталь (2 шт.)

    2

    Музыкальные колокольчики (набор)

    2

    Медные колокольчики на ручке

    3

    Набор валдайских колокольчиков (10 шт. 5 размеров)

    2

    Цимбалы детские

    5

    Дуделка точеная

    2

    Свистулька-матрешка

    5

    Свистки с голосами птиц

    4

    Дудочка с 13 клавишами

    3

    Шумовые инструменты русские с росписью (13 шт.)

    1

    Балийский ксилофон большой

    1

    Балийский ксилофон средний

    1

    Балийский ксилофон малый

    1

    Гонг большой

    1

    Гонг малый

    1

    Поющая чаша большая

    1

    Поющая чаша средняя

    1

    Поющая чаша малая

    1

    Шумовой инструмент со звуком дождя (полая короткая трубка с мелкими твердыми предметами внутри)

    1

    Шумовой инструмент со звуком ливня (полая длинная трубка с мелкими твердыми предметами внутри)

    1

    Шумовой инструмент со звуком океана (полый плоский цилиндр с мелкими твердыми предметами внутри)

    1

    Погремушки

    30

    Флажки разноцветные

    80

    Мягкие игрушки различных размеров, изображающие животных

    30

    Кукла в одежде  (30–50 см)

    20

    Кукла в одежде крупная (50–55 см)

    3

    Ширма напольная для кукольного театра

    1

    Ширма напольная для теневого театра

    1

    Набор перчаточных кукол к различным сказкам (не менее 3 кукол)

    10

    Шапочка-маска для театрализованных представлений

    40

    Ростовая кукла (персонажи сказок)

    15

    Домик из цветного пластика для театрализованных представлений

    1

    Комплект костюмов для театрализованной деятельности

    1

    Костюм Деда Мороза (для взрослого)

    1

    Костюм Снегурочки (для взрослого)

    1

    Елка искусственная (высота не менее 2,8 м)

    1

    Гирлянды елочные (не менее 8 м)

    5

    Набор елочных игрушек для актового зала

    1

    Мишура

    50

    Гирлянда из фольги

    10

    Комплект CD-дисков с музыкальными произведениями (5 дисков)

    1

    Комплект CD-дисков со звуками природы  (3 диска)

    1

    Комплект видеофильмов для детей дошкольного возраста (не менее 5 кассет или дисков)

    1

    Комплект слайд - альбомов для детей дошкольного возраста (не менее 10 шт.)

    1

    Примерное наполнение центров музыкального развития по возрастным группам

    Перечень материалов для детей от 2, 5 до 4 лет (1 и 2-я младшие группы):

    • куклы-неваляшки;
    • образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. п.);
    • игрушки-инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманки;
    • игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;
    • набор не озвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.);
    • атрибуты к музыкальным подвижным играм;
    • флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т. п. для детского танцевального творчества (по сезонам);
    • ширма настольная с перчаточными игрушками;
    • магнитофон и набор программных аудиозаписей;
    • поющие и двигающиеся игрушки;
    • музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации.

    Перечень материалов для детей 4—5 лет (средней группы детского сада):

    • В музыкальной зоне для самостоятельной деятельности детей 4-5 лет целесообразно иметь пособия для младшей группы (перечисленные выше, а также дополнительно:
    • металлофон;
    • шумовые инструменты для детского оркестра;
    • книжки-малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам);
    • фланелеграф или магнитная доска;
    • музыкально-дидактические игры: «Три медведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш оркестр», «Цветик-семицветик", «Угадай колокольчик» и др.;
    • атрибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Курочка и петушок». «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.;
    • музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая, на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка;
    • ленточки, цветные платочки, яркие султанчики и т. п. (атрибуты к танцевальным импровизациям, но сезону;
    • ширма настольная и набор игрушек;
    • музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования:
    • магнитофон и набор программных аудиозаписей.

    Перечень материалов для детей 5-6 лет (старшей группы детского сада):

    • Дополнительно к материалам средней группы используется следующее:
    • погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др.;
    • музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта);
    • иллюстрации по теме «Времена года»;
    • музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр);
    • портреты композиторов;
    • иллюстрации из «Музыкального букваря»;
    • музыкально-дидактические игры: «Пчелка». «Музыкальное лото», «Узнай и назови», «Ступеньки», «Повтори звуки», «Три поросенка», «Волшебный волчок», «Музыкальный паровозик», "Угадай, что звучит и др. ;
    • атрибуты к подвижным играм («Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши» и др.);
    • детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям;
    • ширмы: настольная и ширма по росту детей;
    • музыкальные лесенки трех-, пяти - и семи ступенчатые — озвученные;
    • атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам;
    • разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты;
    • атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону — листики, снежинки, цветы и т. д.):
    • магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.

    Перечень материалов для детей 6-7лет (подготовительной группы детского сада):

    • музыкальные инструменты (маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.);
    • портреты композиторов;
    • иллюстрации по теме «Времена года»;
    • картинки к пособию «Музыкальный букварь»;
    • альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях;
    • графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений;
    • альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр», "Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т. п. ;
    • музыкальные лесенки (трех-, пяти - и семиступенчатые — озвученные);
    • набор самодельных инструментов для шумового оркестра;
    • музыкально-дидактические игры: «Три поросенка», «Три цветка», «Музыкальный зонтик», «Ритмическое лото», «Найди землянички», «Ритмические кубики», «Назови композитора», «Веселая пластинка», «Музыкальные птенчики» и т. д.;
    • атрибуты к подвижным играм (например, «Здравствуй, осень», «Космонавты» и т. п.);
    • атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к
    • танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т. д.) разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкально-танцевальных импровизаций;
    • магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация развивающей предметно-пространственной коррекционной среды

    Организация развивающей предметно-пространственной коррекционной среды...

    Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

    Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

    Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

    Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

    Организация развивающей предметно-пространственной среды МДОУ "Детского сада №218" в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

    Ребенок – это не маленькое подобие взрослого человека, а полноценный человек, уникальный в своей индивидуальности, великий подражатель, увлеченный исследователь, с радостью и удивлением откр...

    Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

    Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

    Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"

    1.        Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...