Организация развивающей предметно-пространственной среды, способствующей музыкальному развитию воспитанников детского сада в соответствии с ФГОС ДО.
консультация по теме

    Одним из принципов, заложенных в федеральный государственный образовательный стандарт, является реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

     При создании в группе центра музыкального развития необходимо учитывать  принципы построения развивающей предметно-пространственной среды, а именно,  среда  должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Организация развивающей предметно-пространственной среды, способствующей музыкальному развитию воспитанников детского сада в соответствии с ФГОС ДО.

Одним из принципов, заложенных в федеральный государственный образовательный стандарт, является реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

При создании в группе центра музыкального развития необходимо учитывать  принципы построения развивающей предметно-пространственной среды, а именно,  среда  должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Центр музыкального развития  должен быть оснащен средствами обучения и воспитания (в том числе техническими) и соответствующими материалами.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами, двигательную активность, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

Центр музыкального развития должен быть организован таким образом, чтобы  детям и педагогам было удобно изменять предметно-пространственную среду в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Все составляющие музыкального уголка  должны давать возможность различного использования  оборудования и атрибутов, расположенных в нём, в том числе в качестве предметов – заместителей в детской игре, например: сегодня дети организовали в группе оркестр, а завтра эти же инструменты продаются в магазине музыкальных инструментов.

Наличие оборудования, материалов, игр и игрушек музыкального уголка должно обеспечивать свободный выбор детей. Также, нельзя забывать и о периодической сменяемости содержимого музыкального уголка, о появлении новых предметов, стимулирующих активность детей к музыкальной деятельности.

Необходимо помнить, что все дети должны иметь  свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям музыкального уголка.

При создании центра музыкального развития необходимо учитывать и возрастные особенности детей.

Все элементы развивающей предметно-пространственной среды  центра музыкального развития должны отвечать требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Назначение центра музыкального развития детей:

  • Приобщение к художественно – эстетической культуре посредством музыкального искусства;
  • Воспитание интереса и любви к музыке, обогащая впечатления дошкольников при знакомстве с различными музыкальными произведениями;
  • Формирование и активизация сенсорных способностей, чувства ритма, ладовысотного слуха, певческого голоса и выразительности движений;
  • Приобщение к различным видам музыкальной культуры, знакомство с первичными элементами нотной грамотности.

Примерное наполнение музыкального зала

Набор музыкальных инструментов (11 шт.)

1

Бубен большой

2

Бубен средний

10

Бубен малый

1

Тамбурин большой

1

Тамбурин малый

10

Ксилофон – альт диатонический

3

Ксилофон 12 тонов

10

Металлофон – альт диатонический

3

Металлофон 12 тонов

10

Балалайка-прима

1

Гитара детская

1

Бугай (мембранный ударный музыкальный инструмент)

1

Вертушка (шумовой музыкальный инструмент)

1

Дрова (10 нот, ударный музыкальный инструмент)

1

Звуковой топор (ударный музыкальный инструмент)

1

Звуковые ложки (тональные, набор из 6 шт., ударный музыкальный инструмент)

1

Игровые ложки (комплект из 3 шт., ударный музыкальный инструмент)

3

Колотушка

2

Кокошник (ударный музыкальный инструмент, вариация колотушки)

1

Копытца (1 пара, ударный музыкальный инструмент, эффект цоканья копыт)

1

Румба (6 пар бубенцов, фольклорный музыкальный инструмент)

2

Маракасы (пара)

3

Трещотка пластинчатая

2

Шейкер деревянный

2

Барабан с палочками

2

Треугольники (набор из 4 шт., ударный музыкальный инструмент)

2

Браслет на руку с 4 бубенчиками (2 шт.)

10

Пояс на талию с 10 бубенчиками

5

Браслет на лодыжку с 4 бубенчиками (2 шт.)

5

Бубенчики на деревянной ручке (21 шт.)

5

Колокольчики (ритм-клаппер)

2

Тон-блок

2

Кастаньеты деревянные (2 шт.)

5

Кастаньеты пластмассовые (2 шт.)

5

Кастаньета с ручкой (1 шт.)

5

Литавры на пальцы, сталь (2 шт.)

5

Литавры детские, сталь (2 шт.)

2

Музыкальные колокольчики (набор)

2

Медные колокольчики на ручке

3

Набор валдайских колокольчиков (10 шт. 5 размеров)

2

Цимбалы детские

5

Дуделка точеная

2

Свистулька-матрешка

5

Свистки с голосами птиц

4

Дудочка с 13 клавишами

3

Шумовые инструменты русские с росписью (13 шт.)

1

Балийский ксилофон большой

1

Балийский ксилофон средний

1

Балийский ксилофон малый

1

Гонг большой

1

Гонг малый

1

Поющая чаша большая

1

Поющая чаша средняя

1

Поющая чаша малая

1

Шумовой инструмент со звуком дождя (полая короткая трубка с мелкими твердыми предметами внутри)

1

Шумовой инструмент со звуком ливня (полая длинная трубка с мелкими твердыми предметами внутри)

1

Шумовой инструмент со звуком океана (полый плоский цилиндр с мелкими твердыми предметами внутри)

1

Погремушки

30

Флажки разноцветные

80

Мягкие игрушки различных размеров, изображающие животных

30

Кукла в одежде  (30–50 см)

20

Кукла в одежде крупная (50–55 см)

3

Ширма напольная для кукольного театра

1

Ширма напольная для теневого театра

1

Набор перчаточных кукол к различным сказкам (не менее 3 кукол)

10

Шапочка-маска для театрализованных представлений

40

Ростовая кукла (персонажи сказок)

15

Домик из цветного пластика для театрализованных представлений

1

Комплект костюмов для театрализованной деятельности

1

Костюм Деда Мороза (для взрослого)

1

Костюм Снегурочки (для взрослого)

1

Елка искусственная (высота не менее 2,8 м)

1

Гирлянды елочные (не менее 8 м)

5

Набор елочных игрушек для актового зала

1

Мишура

50

Гирлянда из фольги

10

Комплект CD-дисков с музыкальными произведениями (5 дисков)

1

Комплект CD-дисков со звуками природы  (3 диска)

1

Комплект видеофильмов для детей дошкольного возраста (не менее 5 кассет или дисков)

1

Комплект слайд - альбомов для детей дошкольного возраста (не менее 10 шт.)

1

Примерное наполнение центров музыкального развития по возрастным группам

Перечень материалов для детей от 2, 5 до 4 лет (1 и 2-я младшие группы):

  • куклы-неваляшки;
  • образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. п.);
  • игрушки-инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманки;
  • игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;
  • набор не озвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.);
  • атрибуты к музыкальным подвижным играм;
  • флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т. п. для детского танцевального творчества (по сезонам);
  • ширма настольная с перчаточными игрушками;
  • магнитофон и набор программных аудиозаписей;
  • поющие и двигающиеся игрушки;
  • музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации.

Перечень материалов для детей 4—5 лет (средней группы детского сада):

  • В музыкальной зоне для самостоятельной деятельности детей 4-5 лет целесообразно иметь пособия для младшей группы (перечисленные выше, а также дополнительно:
  • металлофон;
  • шумовые инструменты для детского оркестра;
  • книжки-малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам);
  • фланелеграф или магнитная доска;
  • музыкально-дидактические игры: «Три медведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш оркестр», «Цветик-семицветик", «Угадай колокольчик» и др.;
  • атрибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Курочка и петушок». «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.;
  • музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая, на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка;
  • ленточки, цветные платочки, яркие султанчики и т. п. (атрибуты к танцевальным импровизациям, но сезону;
  • ширма настольная и набор игрушек;
  • музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования:
  • магнитофон и набор программных аудиозаписей.

Перечень материалов для детей 5-6 лет (старшей группы детского сада):

  • Дополнительно к материалам средней группы используется следующее:
  • погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др.;
  • музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта);
  • иллюстрации по теме «Времена года»;
  • музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр);
  • портреты композиторов;
  • иллюстрации из «Музыкального букваря»;
  • музыкально-дидактические игры: «Пчелка». «Музыкальное лото», «Узнай и назови», «Ступеньки», «Повтори звуки», «Три поросенка», «Волшебный волчок», «Музыкальный паровозик», "Угадай, что звучит и др. ;
  • атрибуты к подвижным играм («Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши» и др.);
  • детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям;
  • ширмы: настольная и ширма по росту детей;
  • музыкальные лесенки трех-, пяти - и семи ступенчатые — озвученные;
  • атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам;
  • разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты;
  • атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону — листики, снежинки, цветы и т. д.):
  • магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.

Перечень материалов для детей 6-7лет (подготовительной группы детского сада):

  • музыкальные инструменты (маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.);
  • портреты композиторов;
  • иллюстрации по теме «Времена года»;
  • картинки к пособию «Музыкальный букварь»;
  • альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях;
  • графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений;
  • альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр», "Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т. п. ;
  • музыкальные лесенки (трех-, пяти - и семиступенчатые — озвученные);
  • набор самодельных инструментов для шумового оркестра;
  • музыкально-дидактические игры: «Три поросенка», «Три цветка», «Музыкальный зонтик», «Ритмическое лото», «Найди землянички», «Ритмические кубики», «Назови композитора», «Веселая пластинка», «Музыкальные птенчики» и т. д.;
  • атрибуты к подвижным играм (например, «Здравствуй, осень», «Космонавты» и т. п.);
  • атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к
  • танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т. д.) разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкально-танцевальных импровизаций;
  • магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"

1.        Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...

Статья «Развивающая предметно – пространственная образовательная среда как средство развития познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста»

В данной статье рассматривается роль развивающей предметно – пространственной среды в формировании познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возра...

Эффективные технологии на музыкальных занятиях способствующие речевому развитию воспитанников детского сада.

Эффективные технологии  на музыкальных  занятиях способствующие речевому развитию воспитанников детского сада. Мастер-класс.Здравствуйте уважаемые коллеги, хочу представить вам эффективные т...