«Создание условий для формирования танцевальных способностей дошкольников»
методическая разработка по теме

Мальцева Светлана Владимировна

Методическая  разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_usloviy.docx31.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 19

Музыкальный руководитель:  Рыдаева С.В.

Тема: «Создание условий для формирования танцевальных способностей дошкольников»

Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания

Музыкально- ритмическая деятельность – это активный процесс овладения общими музыкально-ритмическими умениями и навыками. Она способствует формированию личности ребёнка, его познавательной сферы, развитию музыкальных  способностей.   

 Под способностями к музыкально-ритмическим движениям мы понимаем следующий комплекс свойств личности:

  • способность эмоционально откликаться на музыку;
  • способность слышать и различать средства музыкальной выразительности (тембровые, ритмические, темповые, динамические) и адекватно отображать их в движениях);
  • способность к верной координации движений под музыку;
  • способность творчески самовыражаться в движениях под музыку.

Изменение окружающей жизни диктует современным педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания, а именно:

  • Обучение, при котором у ребенка формируются знания и  умения.
  • Комплексное и системное использование методов  музыкально-ритмического воспитания детей.
  • Различные формы работы с детьми.
  • Правильный подбор   музыкального  репертуара.
  • Создание непринуждённой обстановки на занятии.
  • Индивидуальный подход в обучении детей.
  • Организация предметно-развивающей среды.
  • Взаимодействие с педагогами.
  • Вовлечение  родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Ведущим  условием развития у дошкольников музыкально-ритмических  навыков  является осознанное отношение детей к средствам танцевальной  выразительности и  овладение языком танцевальных  движений. 

 Для этого  я широко использую музыкально - ритмические  упражнения, этюды для воспитания у детей чувства ритма, музыкальности, пластичности и выразительности движений. Музыка помогает детям закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Всё это постепенно воспитывает  и развивает музыкальную память, закрепляет привычку двигаться ритмично, красиво. Овладевая всё новыми и всё более сложными музыкальными движениями, дети стремятся выполнять их эмоционально и выразительно   под музыку.

Эффективность  работы с детьми в данном направлении  безусловно,  зависит  от   систематичности занятий  и конечно, от правильно подобранных методов работы с детьми.

В процессе обучения детей двигательным упражнениям, танцевальных движениям, пляскам   использую разные методы:

  • Наглядно-слуховой метод (выразительное исполнение музыки  педагогом и отдельных его частей) -  который используется мной при ознакомлении детей с муз. произведением, с помощью которого в дальнейшем строятся музыкально- ритмические композиции.
  • Наглядно-зрительный,  двигательный метод   (показ игр, плясок, отдельных их элементов, ритмических упражнений) -  данный  метод  я применяю при показе  ритмических упражнений, игр, плясок, танцевальных элементов,  сюжетно-образных движениях.
  • Словесный метод  (беседа о характере музыки, образный рассказ о новой игре, танце, пояснения в ходе выполнения движений, напоминание о правильности и образности движений) - этот метод очень важен для меня,  потому что без чёткого объяснения нельзя добиться положительного результата. Поэтому  он  используется мной  в танцах, муз. играх, при пояснении в  ходе выполнения движений, многократном  повторении и  при знакомстве с новым материалом.
  • Практический метод - предполагает  многократное выполнение конкретного музыкально-ритмического движения, поэтому используется мной   при  выполнении  двигательного упражнения и при последовательном разучивании  материала.
  • Импровизационный метод – данный метод  помогает детям раскрепоститься, обрести уверенность в себе. Поэтому  широко использую его при  выполнении образных движений, этюдов,  инсценировании песен, импровизации плясок.  
  • Метод наглядного моделирования –  предполагает  использование  на занятиях наглядно-дидактического пособия, схем-карточек с движениями. Использование данного  метода  помогает детям осмыслить форму танца, запомнить последовательность движений, способствует развитию танцевального творчества.  В своей практике  я применяю его при обучении танцевальным движениям, при разучивании танца, для развития танцевального творчества детей

Данные методы позволяют мне  познакомить детей с произведением, расширить  их кругозор, повысить их познавательную и двигательную активность, а также добиться более выразительного исполнения постановки.

Процесс формирования танцевальных способностей зависит  и от форм работы с детьми.

Свою работу с детьми строю в форме  групповых, подгрупповых и  индивидуальных  занятий.

Для того чтобы сформировать умение детей тонко воспринимать музыку, выполнять разнообразные  двигательные упражнения, свободно импровизировать, выражая муз. образ, необходимо активизировать двигательную  активность детей под музыку в процессе всего времени пребывания в детском саду ( на зарядке, занятиях, между занятиями, на прогулке в тёплый период)

Одной из интересных и  увлекательных  форм работы с детьми -является проведение праздников и развлечений. На них дети испытывают радость собственного творчества, самовыражения, исполняя танцевальные композиции, выученные на занятиях.

От правильного подбора музыкального репертуара во многом зависит формирование у детей музыкальных способностей и тех умений и навыков, которые дают возможность эмоционально воспринимать музыку и свободно двигаться под неё. Поэтому  репертуар я  подбираю так, чтобы музыкальные произведения были достаточно разнообразными по жанру, чтобы они отвечали требованиям высокой художественности, воспитывали вкус ребенка: это- музыка отечественных и современных композиторов, плясовые, современные детские песни, плавные танцевальные мелодии.

Для успешного обучения детей  музыкально- ритмическим движениям  необходимо создавать  непринуждённую обстановку, обеспечивать  психологический комфорт  каждому ребёнку, чтобы у него не было боязни сделать что-нибудь не так, проявить свое неумение. Танцуя вместе с детьми, а это  всегда активизирует деятельность детей, вовлекаю их  в общий ритм  движений, дети  преодолевают  барьер стеснения, неловкости   и быстрее запоминают   танец.

 Каждый ребёнок- это личность и вся работа с ним строится с учётом его индивидуальности. Планируя занятия, я обязательно учитываю индивидуальные особенности каждого ребёнка, его интересы и возможности. Образовательную деятельность провожу в доброжелательной обстановке, проявляя искренний и чуткий интерес к любым малейшим находкам, успехам воспитанников и  осторожность и мягкость в исправлении ошибок.

Немаловажным  условием для формирования танцевальных способностей  - является создание предметно-развивающей  пространственной среды.  Универсальный зал нашего ДОУ  оборудован зеркалами и современными техническими средствами обучения это:  музыкальный инструмент,  муз. центр или магнитофон, мультимедийное оборудование, фонотека – включающая  классическую, народную и современную музыку,  а также детские песни к танцам.

Использование разнообразных  наглядных  и дидактических пособий, атрибутов  способствует повышению интереса и  активизации  детей на занятии.  Несомненно, важное условие эффективности образовательного процесса в области развития танцевальных способностей дошкольников - согласованность действий  всего пед. коллектива. Хочу выделить следующие формы работы:

  • Проведение консультаций.
  • Семенар- практикум по развитию танцевальных движений.
  • Индивидуальная работа с начинающими воспитателями.

Для того чтобы  работа с детьми была более успешной, стараюсь привлечь родителей к проблеме  музыкального воспитания, в частности, развития у детей музыкально- ритмических способностей.   Для этого я использую такие  формы работы как : индивидуальные беседы,  консультации, печатные издания, принимаю участие в родительских собраниях,  где представляю опыт работы по муз-ритмическим  движениям, привлекаю родителей к  изготовлению костюмов и  атрибутов  для занятий и утренников.

Таким образом, наличие вышеперечисленных условий является залогом успешной работы педагога, нацеленной на достижение ожидаемых результатов в развитии детей, и  их способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Создание условий для формирования у детей дошкольников гуманного отношения к окружающим"

Взаимосвязь нравственного поведения устанавливается тогда, когда ребенка упражняют в нравственных поступках, ставят в ситуацию морального выбора, когда он сам решает, как поступить. Делая выбор в поль...

Создание условий для формирования связной речи дошкольников через театрализованную деятельность.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребёнок начал г...

"Создание условий для формирования финансовой грамотности дошкольников по возрастам»

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Воспитателям, работающим с детьми  дош...

«Многообразие художественных приемов, как условие совершенствования формирования творческих способностей дошкольников». Из опыта работы

laquo;Многообразие художественных приемов, как условие совершенствования формирования творческих способностей дошкольников». Из опыта работы...

Развитие мелкой моторики ребенка как необходимое условие полноценного формирования умственных способностей дошкольника

Развитие мелкой моторики рук ребенка влияет на такие свойства сознания, как: мышление, воображение, речь, наблюдательность, координацию, зрительную и двигательную память. Кром...