Сундучок математических идей
материал по математике (старшая, подготовительная группа) по теме

Использование «Сундучка математических идей» поможет ребёнку в проявлении собственной инициативы и активности в  познавательной математической сфере, а так же подскажет родителям пути подготовки ребёнка к обучению в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sunduchok_matematicheskih_idey_zvereva_v.v.docx671.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 «Малышок» отдела образования администрации г. Тейково

        

Фестиваль методического мастерства - 2016

«Сундучок математических идей»

Подготовила воспитатель высшей

квалификационной категории

Зверева Валентина Викторовна

«Сундучок математических идей»

Известно, что период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, но очень насыщен познанием. Процесс формирования математических представлений у детей - дошкольников предполагает, прежде всего, развитие мыслительной деятельности ребенка, рост активных познавательных действий.

Согласно ФГОС дошкольного образования, важнейшим условием развития ребенка является освоение им позиции субъекта, т.е. активного участника детских видов деятельности.

(п. 3.2.1. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

…5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;…)

(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования")

Через чувственный опыт   ребенок осваивает окружающий мир – связи и зависимости предметов и явлений, освоение таких свойств как форма, цвет, размер, площадь, масса, емкость и т.д.

Успешное развитие мыслительной деятельности ребенка происходит при развитии у него умений выбирать и осуществлять деятельность, используя активные поисковые (исследовательские) действия, соотносить действия с результатом.

В качестве эффективной технологии развития мыслительной и практической познавательно-исследовательской деятельности дошкольника, формирования математических представлений педагогами ДОУ  широко используются развивающие логико-математические игры.

В настоящее время нет дефицита настольных развивающих игр для детей.  Но я решила использовать интересные идеи интернет-ресурсов  вначале для создания математического Лэпбука, а затем -   «Сундучка математических идей». Моей идеей было  - комплексное дидактическое пособие, обеспечивающее формирование  математических представлений вне целенаправленной организованной образовательной деятельности.  

Собранные игры можно классифицировать по цели применения:  

1. Игры на трансформацию:  

«Игры со счётными палочками», «Геоконт» со схемами трансформирования,    «Сказочный теремок» и «Весёлый клоун» с набором разноцветных резинок.

2. Игры на плоскостное моделирование:

«Сложи рисунок из геометрических фигур»

3 Игры на составление целого из частей:

 «Математические пазлы»

4. Игры на освоение количественного счета:

«Весёлый счёт», «Раскрась нужную цифру»,   «Найди столько же предметов, (соедини их линией)», «Посчитай»

5.Игры на освоение порядкового  счета:

«Назови по порядку», «Нанижи бусы на нитку»

6. Игры на составление и решение задач:

 «Книжка весёлых задачек»

7. Игры на выявление  величины предметов:

 «Платочки для матрёшек», «По порядку рассчитайсь»

8. Игры на соотнесение цифры и количества:        

  «Сосчитай и напиши цифру» «Весёлые прищепки»

9.Игры на ознакомление с цифрами и развитие мелкой моторики пальцев рук:

«Занимательные прописи», «Весёлая математика»

10. Игры на классификацию и сериацию:

«Дорисуй фигуры»

Часть игр предусматривает использование маркера. Ламинирование карточек позволяет использовать их многократно.

В математических играх дети осваивают:

  • умение пользоваться  эталонами познания: цвет, форма, мера (размер, масса), модель, образ.
  • владение способами познания: сравнение, обследование, счет, классификация, сериация и др.
  • получают логико-математический опыт.
  • развивают мышление, сообразительность, смекалку.

В каждой из игр ребенок поставлен перед необходимостью осознания цели, осуществления практического действия и получения результата, ответа на вопросы: что от чего зависит, как быть в данной ситуации.

Принципы организации игр с сундучком таковы:

  • отсутствие принуждения
  • развитие игровой динамики (от малых успехов к большим)
  • поддержка игровой атмосферы, реальных чувств детей
  • взаимосвязь игровой и мыслительной деятельности
  • постепенный переход от простых форм и способов осуществления игровых действий к более сложным.

Учитывая то, что родители – равноправные участники образовательного процесса, сундучок с успехом отправляется в гости в семьи воспитанников. Здесь родителям помогает путеводитель игр, где кратко изложены цели игры и рекомендации - по необходимости.

( п.3.2.1. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования")

В чём ценность моей идеи?

  • компактность игровых материалов и их сменяемость
  • подбор игр в соответствии с проблемами текущего времени
  • занимательность игр
  • активное взаимодействие с семьями воспитанников
  • проявление детьми самостоятельности.

Думаю,   использование «Сундучка математических идей» поможет ребёнку в проявлении собственной инициативы и активности в  познавательной математической сфере, а так же подскажет родителям пути подготовки ребёнка к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сундучок математических идей(1часть)

Достоинства методической    идеи•  компактность игровых материалов и их сменяемость•  подбор игр в соответствии с проблемами текущего времени • занимательность игр •...

Сундучок математических идей(продолжение 2 часть)

Достоинства методической    идеи •компактность игровых материалов и их сменяемость •подбор игр в соответствии с проблемами текущего времени •занимательность игр •акт...

Путеводитель по играм из сундучка математических идей

Собранные игры можно классифицировать по цели применения...

"Математические идеи"

Аннотация: Традиционное занятие, направленное на активизацию мыслительной и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Решению комплекса задач занятия способствуют совокупность и...

КРУЖОК « СУНДУЧОК ИДЕЙ»

КРУЖОК « СУНДУЧОК ИДЕЙ»...

Кружок ручному труду в подготовительной группе «Сундучок идей»

Кружок ручному труду в подготовительной группе «Сундучок идей»...