ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
статья (младшая группа) на тему

Цветкова Анна Михайловна

Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл effektivnye_formy_vzaimodeystviya_s_detmi.docx16.21 КБ

Предварительный просмотр:

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

А.М. Цветкова, воспитатель

ГБДОУ детский сад № 50

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Часто случается, что для многих родителей после того, как они отдали своего ребенка в дошкольное учреждение, наступает пора разочарования: детские слезы, капризы, отказы идти в сад, бесконечные болезни, невысказанные претензии и обиды в адрес воспитателей.

В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Резкое предъявление нового  помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни – это и эмоциональный, и информационный стресс, проявления которого у ребенка разнообразны: отказ от еды, сна, общения с окружающими, уход в себя, плач, болезни.

Можно ли избежать этих неприятных переживаний? Как помочь ребёнку и родителям семье справиться с новой ситуацией?

Для того чтобы взрослый мог организовать правильное взаимодействие  с ребенком, он должен четко представлять особенности возраста малыша. Возраст от 1 года до 3 лет характеризуется активным развитием нервной системы, организм малыша начинает более интенсивно развиваться физически,  нарастает интерес к познанию, совершенствуется речь и её восприятие. Ребёнок учится контролировать некоторые свои потребности и желания.

Сознавая важность быстрой и безболезненной адаптации к детскому саду вновь поступивших малышей для сохранения их здоровья и своевременного развития, мы уделили большое внимание организации адаптационного периода. Главной задачей для нас в этот период было создание в группе эмоционально-положительной атмосферы уюта и добра, налаживание доверительных отношений с детьми и их родителями. Стремились сделать так, чтобы каждый ребенок чувствовал, его здесь ждут, любят. Встречая малышей, говорили тихим спокойным тоном, уделяли внимание каждому ребенку, старались расположить их к себе, обнять, поговорить, глядя в глаза. Для этого мы использовали все разнообразие фольклорного материала - различные песенки,  потешки, сказки. Работая много лет на группе раннего возраста, у нас сложилась система мероприятий, основанная на играх и упражнениях, которая позволяет установить контакт с ребёнком и ускорить процесс адаптации его к новым условиям. При планировании своей работы, мы старались учитывать то, что наиболее интересно и близко детям этого возраста.

Первую встречу с малышами мы организовали в форме игровой экскурсии по групповым комнатам, предварительно украсив их шарами, чтобы у детей сложилось ощущение праздника. В приемной предложили каждому ребенку посмотреть на шкафчики, на картинки и попробовать открыть их.  Открывая шкафчики, дети нашли в одном из них нарядную куклу. Кукла познакомилась с детьми, рассказала, что это за помещение, для чего нужны шкафчики и пригласила детей в спальную. В спальне дети вместе с куклой рассматривали кроватки, пробовали на них сидеть, лежать. На одной из кроваток детей ждал сюрприз – медвежонок, который спал, укрывшись одеялом. Мы Мишку разбудили и пригласили в путешествие дальше. В умывальной комнате Мишка  в игровой форме познакомил малышей с этой комнатой. Малыши узнали, для чего здесь горшки, кран, полотенца. Затем Мишка пригласил всех в групповую комнату, где детей  ждали различные игры, сюрпризы.  Самым удивительным для малышей была настоящая горка, с которой можно кататься, катать машинки, катать мячики. Предложили детям поднять головы вверх, а там каруселька, которая крутится вместе с яркими игрушками. В конце встречи Мишка спрятался, и мы все вместе его искали. Мишка сидел на машине, а в лапках держал воздушные разноцветные шарики. Каждый малыш получил в подарок понравившийся ему шарик. Таким образом для детей была создана атмосфера радости, различные игровые сюрпризные моменты позволили отвлечь малышей и установить доверительные отношения с воспитателями.

Для уменьшения тревожности и беспокойства у маленьких воспитанников, мы подбираем такие игры и упражнения, которые вызывают у них заинтересованность. Например: однажды к нам пришла матрешка и принесла большую сумку, в которой оказались кубики. Мы вместе разбирали и собирали матрешку, а потом строили лесенки и башенки. В следующий раз пришел Зайка и принес «Чудесный мешочек», а в нем - много игрушек, завернутых в шуршащую бумагу. Дети с восторгом разворачивали бумажки и находили в них игрушки, а потом снова заворачивали и прятали в мешочек. Такой прием мы часто используем на различных занятиях, меняя персонажей. Малышам доставляет удовольствие шуршать бумагой, делать комочки и бросать их, а потом снова сбирать. Детям это нравится, и они отвлекаются от переживаний, связанных с расставанием родных.

За время работы мы пришли к выводу, что игры с крупой помогают детям расслабиться, снять эмоциональной напряжение в адаптационный период. Дети с удовольствием пересыпают крупу, рисуют, играют с ней. Попробовали рисовать на листе картона клеем какую-нибудь фигурку, а дети самостоятельно засыпали ее манной крупой, а потом ссыпали лишнюю. На листе бумаги оставалась фантастическая фигура. У детей было столько восторга и радости, что они хотели повторять это снова и снова.

Использование таких игр как: «Дай ручку!», «Хлопаем в ладоши!», «Ку-ку», «Лови мячик!» и другие, позволяют наладить эмоциональный контакт с ребёнком со взрослым.

Таким образом, продуманное взаимодействие педагога с ребёнком, впервые пришедшим в детский сад, даёт положительные результаты. Дети быстро адаптируются к новым условиям, чувствуют себя здесь комфортно и активно взаимодействуют с воспитателями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СЧАСТЛИВЫЙ МАЛЫШ» Технология воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ

 При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Четкий режим дня, новы...

«СЧАСТЛИВЫЙ МАЛЫШ» Технология воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ

 При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Четкий режим дня, новы...

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ»

При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Четкий режим дня, новые требов...

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Проблема адаптации детей раннего возраста в изменившихся условиях современного дошкольного образования: введение Федеральных государственных образовательных стандартов и появление новых форм обучения ...

Проект «Формирование готовности педагогов к взаимодействию с родителями раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ»

Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность современного педагога являетс...