Проект «Формирование готовности педагогов к взаимодействию с родителями раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ»
проект ( группа) на тему

Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность современного педагога является условием эффективности организации воспитательно-образовательного процесса, она определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться возникающими в психолого-педагогическом процессе ДОУ, ситуациями, разрешая которые он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития ребенка.

В современных условиях эффективное функционирование дошкольного образовательного учреждения невозможно без взаимодействия с семьями воспитанников. Согласно статье 18 Закона РФ «Об образовании» приоритетная роль в воспитании ребенка принадлежит родителям, при этом акцентируется внимание на том, что педагоги дошкольных образовательных учреждений призваны оказывать родителям помощь. Исследования целого ряда авторов (Е.П. Арнаутова, Е.М. Вроно, А.И. Захаров, Л.В. Загик, О.Л. Зверева, Т.А. Маркова и др.) убедительно доказывают необходимость оказания родителям грамотной педагогической помощи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_novitskaya.docx28.23 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Формирование готовности педагогов к взаимодействию с родителями раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ»

1. Тип проекта.

  • По доминирующей в проекте деятельности: управленческий.
  • По содержанию: психолого-педагогический.
  • Участники проекта: педагогический коллектив ДОУ.
  • По времени проведения: продолжительный (учебный год).
  • По характеру контактов: в рамках ДОУ.

2. Обоснование темы проекта (актуальность проблемы).

Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность современного педагога является условием эффективности организации воспитательно-образовательного процесса, она определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться возникающими в психолого-педагогическом процессе ДОУ, ситуациями, разрешая которые он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития ребенка.

В современных условиях эффективное функционирование дошкольного образовательного учреждения невозможно без взаимодействия с семьями воспитанников. Согласно статье 18 Закона РФ «Об образовании» приоритетная роль в воспитании ребенка принадлежит родителям, при этом акцентируется внимание на том, что педагоги дошкольных образовательных учреждений призваны оказывать родителям помощь. Исследования целого ряда авторов (Е.П. Арнаутова, Е.М. Вроно, А.И. Захаров, Л.В. Загик, О.Л. Зверева, Т.А. Маркова и др.) убедительно доказывают необходимость оказания родителям грамотной педагогической помощи.

Содержание, формы и методы общения педагога с родителями детей раннего возраста в условиях ДОУ имеют свою специфику, вытекающую, прежде всего из особенностей самого периода раннего детства. Родителям необходимо показать уникальность и значение правильного воспитания ребенка с первых лет его жизни. Успешный контакт родителей и педагогов приобретает еще большее значение в период адаптации ребенка к детскому саду, поскольку для малыша период отрыва от семьи очень тяжелый и болезненный процесс.

Условием оказания педагогической помощи родителям является установление контактов и педагогическое просвещение родителей через общение. Иными словами, в основе взаимодействия педагога с родителями лежит общение. Общение педагога с родителями в дошкольном учреждении обладает рядом преимуществ: возможностью индивидуального подхода, постоянством контактов, непосредственностью, наличием «обратной связи».

.

3. Анализ исходной ситуации.

На сегодняшний день, в ДОУ работают педагоги с различным профессиональным уровнем. Среди сотрудников есть молодые специалисты, которым тяжело по началу эффективно работать с родителями воспитанников, есть и стажисты, которые давно работают в системе образования.

Тем не менее, можно выделить ряд недостатков, которыми характеризуется процесс организации общения педагогов с родителями воспитанников: формализм, отсутствие согласованности, построение общения педагогов и родителей на уровне взаимных претензий.

Одной из главных страхов родителей становится тот факт, что дети пришли в образовательное учреждение впервые, совершенно не подготовленные и не знающие условий ДОУ. Многие дети раннего возраста переживают адаптацию очень тяжело, что способствует  негативному отношению родителя к воспитателю и детскому саду. На основе анализа результатов работы ДОУ выделен ряд причин сложностей взаимодействия детского сада и семьи, среди которых: низкий социальный статус профессии воспитателя; различие ценностных ориентации и взаимных ожиданий; стихийность построения общения с родителями, неумение педагогов планировать и выстраивать процесс общения с родителями; отсутствие субординации в общении с родителями. Полученные данные свидетельствуют о существовании ряда трудностей между участниками педагогического процесса - родителями и педагогами.

Установление взаимодействия педагогов и родителей требует решения ряда проблем: устранения недоверия, знания запросов родителей и трудностей семейного воспитания, опоры на семейные ценности, партнерское общение, активизация разнообразных форм общения с родителями, формирование у воспитателей педагогической рефлексии и развитие навыков общения.

В связи с этим особую актуальность приобретают проблемы развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ в общении с родителями в период адаптации детей к условиям ДОУ, так как этот период один из сложных как для ребенка так и для родителя.

4. Цель проекта.

Формирование готовности педагогического коллектива к эффективному взаимодействию с родителями детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ. Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. Снятие конфликтности в общении с родителями воспитанников.

Задачи:

1. Изучить состояние  готовности педагогов к общению с родителями воспитанников в  период адаптации детей к условиям ДОУ в педагогической практике.

2. Выявить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в общении с родителями воспитанников.

3. Повысить профессиональную компетентность воспитателей в общении с родителями детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ  через разнообразные методы и формы методической работы.

Объект проекта: готовности  педагога к взаимодействию с родителями детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ.

Предмет проекта: процесс формирования готовности  педагога к взаимодействию с родителями детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ.

5. Обеспечение проектной деятельности.

1. Методическое

Закон об образовании РФ

Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ. Этнопедагогический подход (приложение к журналу «Управление ДОУ»). – М., ТЦ Сфера – 2005.

Лукьянова М.И. Профессиональная компетентность педагога: теоретический анализ понятия // Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно практический журнал. – 2007, №1 (35).

Маханева М.Д. Управление развитием ДОУ: проблемы, планирование, перспективы (приложение к журналу «Управление ДОУ»). – М., ТЦ Сфера – 2006.

Хохлова О.А. Формирование профессиональной компетентности педагогов // Справочник старшего воспитателя дошкольного образования. – 2010, №3.

Интернет источники:

Профессиональная компетентность воспитателя  www.lauc.ru

2. Материально-техническое

Использование информационно-коммуникативных технологий.

3. Диагностико-аналитическое

Опросно- анкетный материал по данной проблеме;

Отчетно-аналитический материал.

6. Ресурсное обеспечение.

Профессиональная компетентность обучающих кадров, управляющих кадров, внедрение информационных технологий.

7.  Финансирование.

Вне бюджет.

8.  Предполагаемый результат.

Наличие у педагогов потребности в совершенствовании в вышеозначенной сфере;

Понимание социальной роли родителей и педагогов в воспитании детей; наличие мотивации у педагогов в организации компетентного общения с родителями;

Сформированность профессионально-значимых установок и личностных качеств для организации эффективного общения с родителями;

Сформированность знаний о семье, методах изучения особенностей семейного воспитания, современных принципах, формах, методах организации общения с родителями; направленность на достижение положительных результатов в организации общения с родителями детей раннего возраста в период адаптации.

9.  Гипотеза проекта (перспективы).

Если реализовать многогранные возможности управленческой и методической работы (региональные курсы повышения квалификации, проблемные курсы, мастер-классы, семинары, конференции) по развитию готовности  педагогов к общению с родителями детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ, то возможна более качественная подготовка педагогов ДОУ по данной проблематике.

 10. Ограничения, возможные риски.

- Отсутствие финансирования;

- Недостаток высококвалифицированных педагогических кадров по данной проблематике;

- Текучесть педагогических кадров;

- Невысокая мотивация педагогов для совершенствования профессионального мастерства;

- Работа в режиме развития.

11.  Содержание проектной деятельности.

Этап

Содержание деятельности

Определение проблемы

Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.

Коррекция управленческих и исполнительских целей. Постановка задач.

Формулирование задач и цели проекта, опираясь на анализ условий образовательного учреждения.

Составление программы проекта

Разработка перспективного плана мероприятий по развитию компетентности педагогов в сфере общения с родителями воспитанников. Подбор средств реализации проекта.

Реализация программы проекта

Проведение активной методической работы

Рефлексия

Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов; оценка реализации проекта; принятие решения о его распространении или закрытии.

Выполнение проекта.

Этапы проекта

Формы и методы работы

1 блок-Мотивационный

Данный блок направлен на осознание воспитателями собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями воспитанников.

Задачи:

- формирование у педагогов осознанного отношения к организации общения с семьёй;

- осознание ими собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями;

- формирование установки на доверительное, без оценочное взаимодействие с родителями;

- развитие готовности каждого педагога к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников;

- развитие таких качеств личности как выдержка, тактичность, наблюдательность, уважение.

В работе с педагогами используются такие формы работы как анкетирование («Мои плюсы и минусы в общении с родителями»), тестовые опросы воспитателей по методике Е.П. Арнаутовой, практикум общения с родителями («Общение с родителями: и сложно и легко», «Кодекс общения педагогов с родителями»)

2 блок- Когнитивный

Данный блок включает в себя формирование у педагогов дошкольного учреждения системы знаний о семье, ее воспитательном потенциале, особенностях семейного воспитания, методах изучения семьи.

В работе с педагогами используются следующие формы: лекции(«Воспитательный потенциал смьи», «Типичные трудности и ошибки семейного воспитания», «Формы работы с семьей»), дискуссии («Семейное и общественное воспитание: единство и различие»)

3 блок - Практический

Данный блок включает в себя работу, направленную на овладение воспитателями умениями и навыками.

Задачи:

- развитие у педагогов умения применять методы изучения семьи и образовательный потребности родителей;

- развитие умения прогнозировать результаты развития ребенка в семье, определять оптимальные пути его развития;

- развитие умения ориентироваться в информации, отбирать из нее необходимое для собственной работы с родителями;

- развитие умения осуществлять индивидуальный подход к родителям в процессе общения;

- формирование навыков организации традиционных и нетрадиционных форм общения с родителями, оказания действенной помощи родителям;

- формирование коммуникативных умений и навыков.

В работе с педагогами используются следующие формы работы: семинары-практикумы («Методы исследования семейного воспитания», «Приглашение к общению»), деловые игры («родительское собрание», «педагогический брифинг»), круглые столы.

4 блок - Контрольный

Блок направлен на выявление положительной динамики работы через анкетирование, опросы, отзывы родителей.

В методическом кабинете могут быть оформлены материалы  по следующим направлениям:

- содержание семейного воспитания и вопросы повышения педагогической культуры родителей в ДОУ;

- рекомендации воспитателям относительно содержания, форм, методов работы с родителями;

- систематизация материала по формам общения с родителями: групповым, индивидуальным, наглядно-информационным;

- повышение педагогического умения педагогов ( самообразование, передовой опыт)

Кроме того, проводимая работа обеспечит рост профессионального мастерства педагогов.

12.  Критерии эффективности проекта.

Отсутствие жалоб со стороны родителей;

Оценка профессиональной компетентности в области взаимодействия воспитатель-родитель с точки зрения родителей воспитанников;

Наличие сформированного опыта работы в сфере общения с родителями;

Использование инновационных технологий по организации работы с родителями.

Высокое личностное развитие.

Профессиональная зрелость.


 Список использованной литературы:

  1. Закон об образовании РФ
  2. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ. Этнопедагогический подход (приложение к журналу «Управление ДОУ»). – М., ТЦ Сфера – 2005.
  3. Лукьянова М.И. Профессиональная компетентность педагога: теоретический анализ понятия // Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно практический журнал. – 2007, №1 (35).
  4. Маханева М.Д. Управление развитием ДОУ: проблемы, планирование, перспективы (приложение к журналу «Управление ДОУ»). – М., ТЦ Сфера – 2006.
  5. Хохлова О.А. Формирование профессиональной компетентности педагогов // Справочник старшего воспитателя дошкольного образования. – 2010, №3.
  6. Интернет источники:
  7. Профессиональная компетентность воспитателя www.lauc.ru

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СЧАСТЛИВЫЙ МАЛЫШ» Технология воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ

 При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Четкий режим дня, новы...

«СЧАСТЛИВЫЙ МАЛЫШ» Технология воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ

 При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Четкий режим дня, новы...

Роль эффективного взаимодействия педагогов ДОУ с семьей ребенка раннего возраста в период адаптации к детскому саду

Для успешного взаимодействия с родителями необходим новый взгляд на семью, открытость ДОУ, умение найти нужные способы мотивирования их для совместной деятельности, владение педагогами при...

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем....

Дистанционное обучение для педагогов "Применение игровых методов и приемов развитие речи, в работе педагога с детьми раннего возраста, в период адаптации к условиям ДОУ"

Цель:  v развитие  речи у детей младшего дошкольного возраста в процессе овладения  связной  диалогической речью. Задачи: v вовремя заметить и скорректировать отставание в фор...

Методическая разработка : "Применение современных игровых технологий в работе педагогов с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ

Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого ребенка. Поэтому, одной из приоритетных задач дошкольного образования является успешная адаптация...