Эмоциональный мир ребенка-дошкольника: поддержка и развитие.
статья на тему

В сатье описаны различные направления работы по развитию у дошкольников эмоциональной сферы. Приведены примеры упражнений, приемы работы с дошкольниками всех возрастных групп. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalnoe_razvitie_doshkolnikov.docx22.05 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональный мир ребенка-дошкольника: поддержка и развитие.

Вся жизнь ребенка подчинена его чувствам. Управлять своими эмоциями и переживаниями он еще не может, поэтому дети гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть. Связано это с тем, что дети 4-5 лет почти совсем не знают себя: с трудом определяют свое или чужое эмоциональное состояние, затрудняются в его определении; не могут управлять своими эмоциями, учитывать настроение и эмоции партнера по общению. Вот почему они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени.

Настроение и эмоциональное состояние ребенка во многом зависит от особенностей его взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Но ему тяжело самому сориентироваться в сложной системе общения, ведь дошкольник среднего возраста еще лишь нащупывает характерные для него способности отношений с окружающими. Поэтому педагогу необходимо воспитывать в дошкольниках умение общаться в коллективе, иметь чувство взаимоуважения и взаимодоверия друг к другу; создавать условия для проявления и развития индивидуальных способностей каждого; развивать у ребят адекватную оценочную деятельность не только поступков окружающих, но и собственного поведения; находить эмоциональный отклик в различных ситуациях; обучать их искусству общения в различных формах. Ведь научится изображать эмоции, понимать их – это залог успешного социального развития.

Для эмоционального развития дошкольников необходимо использовать разнообразные методы и приемы работы: совместные игры, личностное общение, наблюдение за деятельностью людей, чтение художественной литературы, рассматривание картин, прослушивание музыкальных произведений, театрализация. Педагогу нужно стараться самому быть эмоционально выразительным и отзывчивым. Проявлять это в интонации, голосе, жестах, мимике, ведь ему необходимо постоянно корректировать излишнее эмоциональное проявление ребят друг к другу. Необходимо объяснять детям, что, несмотря на различие во внешнем виде и характере, все они хорошие, и нужно относится ко всем с уважением, быть внимательным друг к другу, считаться с интересами и желаниями другого. В дошкольном возрасте начинает развиваться избирательное отношение к сверстникам, что проявляется в явно демонстрируемых симпатиях и интересе. Для знакомства воспитанников с особенностями своего возраста педагогу рекомендуется проводить совместные игры на узнавание детьми друг друга, такие как: «Назови ласково по имени», «Где же наши (ручки, ножки, ушки и т.д.)?», «Угадай по голосу», «Узнай по фотографии» и др. Нужно пробовать объединять ребят в совершенно разнообразные группы, таким образом, некоторые дети находят много общего друг с другом и создают так называемые «кружки по интересам». Все это создает позитивный настрой не только всей группы, но и отдельно каждого ребенка.

Если говорить о непосредственном знакомстве дошкольников с эмоциями и чувствами, развитии умения детей правильно понимать и проявлять их, то я рекомендую педагогам использовать некоторые направления в своей работе. Первое направление – умение выражать эмоции и чувства самостоятельно, второе – умение понимать чувства и эмоции партнера.

Одним из приемов работы для развития умения выражать эмоции и чувства являются игры-имитации. Играя в них, дети изображают различные эмоциональные состояния сначала с помощью педагога, а потом самостоятельно. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок способен различить такие эмоции как: грусть, радость, гнев, обида, но попытаться самому показать их не так легко маленькому человеку. Поэтому необходимо познакомить ребят с проявлениями различных эмоций, объяснить, как эмоции отображаются в мимике и жестах, интонации. Для знакомства лучше всего использовать несложные игры, которые познакомят малышей с внешним обликом человека: «Веселые и грустные ребята», «Злой дядя», «Обиженная девочка», «Жадный мальчик» и др.   В игре дети эмоционально раскрываются, не замечают свои неудачи, с интересом учатся новому.

Знакомство детей с мимикой лица, рекомендую демонстрировать педагогам на личном примере или использовать картинки. Для этого нужно собирать детей в небольшие группы (5-6 человек), где и показывать им различные эмоции, а затем предложить детям их повторить. Для уточнения положения тех или иных частей лица (губ, бровей, уголков рта) удобно использовать пиктограммы, на которых педагог сможет изобразить мимику лица с помощью ответов детей.  Начиная со среднего дошкольного возраста можно предлагать ребятам рисовать несложные пиктограммы самостоятельно, опираясь на лицо педагога, картинку или собственное отражение в зеркале.

Для развития умения понимать чувства и эмоции партнера хорошо использовать прием - чтение отрывков художественных произведений. Чтение дает возможность решить образовательные задачи по нескольким направлениям: развитие эстетического вкуса, расширение кругозора, воспитывает усидчивость и, конечно же, вызывает эмоциональный отклик у дошкольников. На примере знакомых сказок, дети узнают настроение героев, их внутреннее состояние. В процессе чтения можно попросить ребят изобразить лицо или позу персонажа в определенный момент происходящих событий. Ребята с удовольствием и большим интересом перевоплощаются в любимых героев, угадывают эмоциональное состояние каждого.

Все дети без исключения любят отгадывать загадки. И этот прием так же можно использовать в работе по развитию умения понимать чувства и эмоции партнера. Когда ребята овладевают простейшими знаниями об эмоциях, умеют различать их на картинке, сами могут изобразить то или иное настроение, логично предложить им поиграть друг с другом или воспитателем. Для этого одни ребята должны «загадать загадки», какие эмоции они изображают, а другие отгадать. Данная работа может выполняться в технике аппликация с уже имеющимися заготовками (для младшей и средней групп) и с самостоятельным изготовлением необходимых деталей (для старшей и подготовительной групп). Так же можно предложить ребятам нарисовать различные эмоции, чтобы остальные ребята или воспитатель отгадали, что они изобразили. И, конечно же, самостоятельная демонстрация эмоций не оставляет равнодушным ни одного ребенка. Эта работа практически всегда вызывает у детей огромный восторг.

Важным направлением работы по развитию эмоционального мира детей является работа с родителями. Ребенку важно понимать любой эмоциональный отклик своих близких. Ведь каждый дошкольник требует не столько внимания-опеки, сколько внимания-интереса. Родителям необходимо уделять ребенку больше времени, так как влияние семьи играет решающую роль на речевое, когнитивное и эмоциональное развитие дошкольников. С помощью мамы и папы ребенок приобщается к жизни общества, формирует свой внутренний мир. Именно в семье закладываются основы уверенности в себе и успешного общения вне дома, что способствует успешному продвижению ребенка в будущем. В этом случае я рекомендую педагогам уже хорошо зарекомендовавшие себя формы работы с семьями: индивидуальные консультации и беседы, оформление информационных стендов, круглые столы. Темы необходимо использовать разнообразные, в зависимости от особенностей развития детей данного возраста, до интересующих тем самих родителей: «Дети и родители: мы разговариваем», «Причины плохого настроения», «Детские конфликты», «Ребенок плачет – как его утешить?» и др.

Эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процессов социализации и индивидуализации. Именно поэтому работа педагога в данном направлении должна быть поставленной и систематичной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общение, как одна из составляющих эмоционального благополучия ребенка-дошкольника

Общение детей дошкольного возраста развивается на основе потребности в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении взрослого при ведущей роли стремления к сопереживанию и взаимопониманию. Спос...

Эмоциональное благополучие ребенка-дошкольника.

Помимо питания, одежды, крыши над головой, самое главное в жизни ребенка – это эмоциональное безопасность....

Презентация. Эмоциональные состояния ребенка – дошкольника и их педагогическая оценка в условиях детского сада

Эмоциональные состояния ребенка – дошкольника и их педагогическая оценка в условиях детского сада...

Статья "Эмоционального благополучия ребенка-дошкольника"

 В последнее время большое внимание уделяется эмоциональному благополучию ребенка, которое расценивается как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья....

Значение игрушки в развитии эмоциональной сферы ребенка дошкольника

Значение игрушки в развитии эмоциональной сферы ребенка дошкольника...

«Эмоциональные состояния ребенка – дошкольника и их педагогическая оценка в условиях детского сада»

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребенку  приспособиться к той или иной ситуации. Страх, испытываемый ребенком, например, при виде большой собаки, побуждает его предпринять о...