Рабочая программа кружка по духовно-нравственному направлению "Добрый мир"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) по теме

Кривошеева Юлия Владимировна

 Цель:

 развитие личности ребёнка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.

Задачи:

 Образовательные: 

- формирование у детей основополагающих морально-нравственных идеалов, установок, ценностей, норм, обеспечивающих осознанный нравственный выбор;

- приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей;

   Развивающие:

 - духовно нравственное развитие детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России,

 - понимание значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества;

- создание условий творческого развития;

   Воспитательные:

- воспитание любви к Родине, семье;

- интеграция личности в национальную и мировую культуру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_dobryy_mir23.28 КБ

Предварительный просмотр:

КРУЖОК

                                     

Рабочая программа по дополнительному образованию детей

                               «ДОБРЫЙ МИР»

Направление: духовно-нравственное

Руководитель кружка Кривошеева Ю.В.

музыкальный руководитель МОУ КСШ дошкольная ступень образования

Для детей 5-7 лет.

Сроки реализации программы – 2 года. 

Пояснительная записка.

… Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдёт в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их.

                                                 Евангелие от Марка, 10 глава, 14-16 стихи

Ряд насущных проблем современного общества – отсутствие нравственных идеалов, как следствие, поколения людей без четких представлений о нормах морали, бездуховность, увеличение преступности среди молодежи, пагубные привычки, и др. требуют немедленного переосмысления подхода  к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Образование, не имеющее под собой прочного фундамента воспитания нравственности, может дать обществу лишь людей с определенным уровнем знаний, но не знающих норм морали, без ощущения причастности к культурным и духовным традициям своего Отечества. Поэтому задачи воспитания духовно-нравственной культуры детей являются в настоящее время наиболее актуальными. Они  определяются как  воспитание «готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию, ознакомление с основными нормами светской и религиозной морали и понимания их значения в выстраивании отношений в семье и обществе, понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества, формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России,…становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций народов России, осознание ценности человеческой жизни».

Раннее детство учёными, специалистами в области духовно-нравственного воспитания охарактеризовано как «золотое время» в эмоциональной жизни ребёнка. В этом возрасте у детей проявляются такие положительные качества, которые уменьшаются с возрастом. Это душевная целостность, моральная чистота, непосредственность, простодушие, искренность. Именно эти качества являются главными сильными сторонами ребёнка. В православном понимании – этими качествами проявляется в нём Образ Божий, что является главной метафизической силой личности. С психологической точки зрения моральное созревание детской души является основой её духовного развития.

  Традиции православной культуры, будучи глубоко укоренены в истории русского народа, помогают подрастающему поколению обрести тот нравственный идеал, который в течение многих столетий был главным критерием морально-этических поведенческих норм русского человека, который является отправной точкой в деле воспитания детей.

Цель:

 развитие личности ребёнка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.

Задачи:

 Образовательные: 

- формирование у детей основополагающих морально-нравственных идеалов, установок, ценностей, норм, обеспечивающих осознанный нравственный выбор;

- приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей;

   Развивающие:

 - духовно нравственное развитие детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России,

 - понимание значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества;

- создание условий творческого развития;

   Воспитательные:

- воспитание любви к Родине, семье;

- интеграция личности в национальную и мировую культуру.

Организация образовательного процесса:

- Обучение проводится с группой воспитанников. Возраст детей 5-7 лет.

- Сроки реализации программы – 2 года.

- Количество детей в группе – 12,15 человек.

- Периодичность – 1 раз в неделю (25 – 30 мин.)

- Форма организации – кружок.

Принципы деятельности кружка

православного воспитания дошкольников базируются на принципах личностно-ориентированного образования в христианских традициях: 

1.   Принцип христоцентричности:

- в процессе занятий педагог ставит житие и образ Христа в пример детям для духовного подражания;

- чувствует сам и передает чувство присутствия Божия всегда и во всем детям;

- стимулирует и поощряет у детей нравственную работу над собой (желание различать добро и зло, делать добрые дела во имя Господа) с целью раскрытия образа Божия в душе ребенка;

- дети с эмоциональностью воспринимают чтение библейских сюжетов о Христе, сопереживают Христу, Богородице.

2. Принцип любви:

- слушая рассказы о земной жизни Иисуса Христа, дети понимают и могут объяснить выражение «Бог есть любовь»;

- отношение педагогов к детям, сотрудникам и родителям; детей к сверстникам, родителям и воспитателям с любовью (забота о ближнем, сопереживание в радости и в горе);

- воспитание чувства любви у детей к окружающему миру, себе, ближнему.

3. Принцип воцерковления:

- педагог организует чтение молитв в повседневной жизни (до и после занятий и т.д.); экскурсии в храм и общение с батюшкой;

- на занятиях кружка и в повседневной жизни педагог учит благоговейно обращаться со святынями;

- побуждает родителей к семейному посещению храма в воскресные и праздничные дни, актуализирует важность причастия в духовной жизни ребенка.

4. Принцип сообразности с природой

и выявление образа Божия в ребенке:

- на занятиях учитывает антропологические и психологические особенности дошкольников, их эмоциональное состояние;

- поощряет проявление усилия воли дошкольников, желание контролировать свои физические потребности;

- педагог пресекает греховные мысли и действия в ребенке, формируя в душах детей страх Божий;

- создает условия для раскрытия и развития дара Божьего в каждом ребенке на занятиях кружка.

5. Принцип согласованности педагогического влияния

Церкви, семьи и дошкольного учреждения:

- педагог устанавливает тесное сотрудничество с родителями воспитанников и священником (духовником детского сада), консультируется с духовником по вопросам организации и содержания занятия, приглашает священника для участия в праздничных мероприятиях и занятиях кружка, организует экскурсии в храм с благословения настоятеля;

- актуализирует проблему семейного воспитания и необходимость консолидации усилий Церкви, семьи и детского сада в процессе встреч с родителями; организует приватные и коллективные беседы со священником (другие формы работы).

6. Принцип послушания:

- педагог на занятиях посредством игр и игровых упражнений формирует у детей послушание как основу добродетелей;

- в беседах, консультациях с родителями педагог разъясняет   важность формирования послушания у детей дошкольного возраста и помогает им выстроить правильные взаимоотношения с детьми, учитывая их возрастные особенности.

7. Принцип социально-производственной направленности:

- в работе с детьми педагог учитывает характерные особенности населенного пункта, виды деятельности родителей воспитанников и знакомит детей с производством. При этом обращает внимание на пользу, которую дает данное производство для всех людей, проводит аналогию производства с христианскими принципами жизни;

- использует наработки «Музея профессий», вместе с детьми участвует в создании музея;

- своим примером, примером родителей формирует у детей уважение к труду взрослых, воспитывает трудолюбие, послушание, используя игры и упражнения.

8. Принцип культуросообразности:

- свою работу с детьми строит на основе церковного календаря;

- на занятиях кружка знакомит детей с культурой и православными традициями, воспитывая благоговейное отношение к святыням;

- помогает родителям формировать и возрождать семейные христианские традиции;

- создает культурную среду в группе, способствующую душевному и духовному развитию личности ребенка.

9. Принцип индивидуального подхода:

- на занятиях педагог, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, предлагает дифференцированные задания для выполнения;

- в беседе с родителями советуется о выборе педагогических методов и воздействий на ребенка.

Сетка занятий

Старшая группа

среда

15.45 – 16.10

Подготовительная группа

четверг

15.45 – 16.15

Методы и приемы обучения:     

  • Наглядный – наглядно-зрительные, тактильно-мышечные, предметная наглядность, наглядно-слуховые.
  • Информационно-рецептивный – совместная деятельность педагога и ребенка.
  • Репродуктивный – уточнение и воспроизведение известных действий по образцу.
  • Практический – изготовление атрибутов к играм, придумывание вариантов игр
  • Словесный – описание и объяснение, образный сюжетный рассказ.
  • Проблемного обучения – творческое использование готовых знаний, самостоятельное нахождение выхода из различных ситуаций.
  • Игровой – использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания ситуаций.
  • Соревновательный – нахождение неординарных решений для достижения цели.

Промежуточные результаты.

1. Формирование мировоззрения воспитанников на основе духовно-нравственных принципов, традиций Русской Православной церкви.

2. Обучение детей оценке поступков своих и окружающих, явлений и событий, происходящих в мире, относиться к происходящему с точки зрения христианской морали

3. Знакомство детей с основными понятиями христианского православного вероучения

4. Знакомство детей с традициями православной Церкви, молитвами, календарем, праздниками.

5. Воспитание в детях доброжелательного отношения друг ко другу, терпимости, уважения и бережного отношения к ближнему и окружающему миру.

 В межличностных отношениях приоритетны понятия:

 -  не обидь;

 - не делай другому того, чего себе не желаешь;

 - если обидел, попроси прощения и старайся больше так не делать;

 - если обидели тебя, прости и сам так не поступай;

 - заступись за слабого;

 - помогайте друг другу;

 - не ябедничай;

 - не спеши разбираться руками, попробуй сначала словами;

 - оценивай человека не по внешности, а по внутренним качествам;

 - будь простым и добрым.

6.Работа с родителями:

Беседы

Консультации

Родительские собрания

Наглядный тематический материал

Выставки совместного творчества детей и родителей

Привлечение родителей к участию в проводимых мероприятиях.

Способы получения результатов:

-  наблюдение за активностью ребенка в различные периоды   пребывания в   дошкольном     учреждении,

-  анализ продуктов детской деятельности;

-  специальные педагогические пробы, организуемые педагогом;

-  организация досугов, развлечений, КВН и т.д.

Литература.

  1. Л.Л. Шевченко «Добрый мир»
  2. Устроение мира. Прогулки по дням творения.
  3. Устроение отношений в мире. Хорошо-плохо.
  4. Устроение отношений в нашей жизни.
  5. Семья. Родина. Православные христиане. Наши меньшие друзья.
  6. Ценности жизни христиан. Чему мы радуемся?
  7. Православные праздники.
  8. Методическое пособие\
  9. Наглядные материалы.
  10. Рабочая тетрадь.
  11. О.К. Харитонова «Основы православной культуры для детей   дошкольного возраста»
  12. С. Афанасьева «Основы христианской культуры. Занятия для детей младшего возраста».
  13. Библия.
  14. Евангелие для детей.
  15. С. Куломзина «Закон Божий для самых маленьких»
  16. Д. Соколов «Иллюстрированный закон Божий для детей».
  17. Художественная литература 
  • Е.Санин, «Бабушкин секрет»,
  • Г.Чинякова, «Сердце милующее»,
  • Т.Киселева, «Чудесная дружба»,
  • А.Мороз, «Гуси-лебеди»,
  • А.Шишков, «Много гостинцев детям»,
  • И.Зубрин, «Маленький христианин»,
  • Н.Мартынова, «Христос в сердце детей»,
  • Б.Ганаго, «Детям о душе».

Материально – техническое обеспечение программы.

  1. Занятия проходят в помещении, стилизованном под русскую избу.
  2. Церковная атрибутика (иконы, свечи, фигурки ангелов…).
  3. Наглядные материалы (методическое пособие «Добрый мир», детские православные календари, картинки и т. д.).
  4. Аудио и видео диски, кассеты («Добрые сказки», «Колокольный звон», мультфильмы, фольклор…).
  5. ТСО (магнитофон, телевизор, DVD-проигрыватель, компьютер).
  6. Канцтовары для детского творчества (ручного труда, рисования, лепки и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный план кружка по духовно-нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста

В обществе сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок явлений, происходит вытеснение духовных потребностей. Вечные ценности: Добро, Истина и Красота – пос...

Программа кружка по духовно-нравственному воспитанию

бу материалда икенче кечкенэлэр торкемендэ алып барыла торган эдэп эхлак программасынын перспектив планы бирелэ...

Дополнительная образовательная программа кружка по духовно-нравственному воспитанию «Зернышки добра»

Программа позволяет углубить знания детей о нравственных ценностях....

Программа кружка по духовно-нравственному воспитанию детей через основы православной культуры с детьми подготовительной группы.

Программа направлена на:   развитие любознательности как основы познавательной активности детей;  развитие творческих способностей ребенка; формирование навыков творческой деятельности...

Рабочая программа кружка по духовно-нравственному воспитанию детей 5-6 лет "Родничок"

Программа по ознакомлению с родным краем для детей 5-6 лет....

Рабочая программа кружка «Мы дети земли Олонхо» для детей старшего дошкольного возраста «Духовно – нравственное воспитание для детей дошкольного возраста Срок реализации: 2020-2023 г.г.

Рабочая программа кружка «Мы дети земли Олонхо» для детей старшей дошкольного возрастаПояснительная запискаОсобое внимание в деятельности ЧДОУ «Солнечные лучики» уделяется...