Рабочая программа кружка по духовно-нравственному направлению "Добрый мир"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) по теме
Цель:
развитие личности ребёнка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.
Задачи:
Образовательные:
- формирование у детей основополагающих морально-нравственных идеалов, установок, ценностей, норм, обеспечивающих осознанный нравственный выбор;
- приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей;
Развивающие:
- духовно нравственное развитие детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России,
- понимание значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества;
- создание условий творческого развития;
Воспитательные:
- воспитание любви к Родине, семье;
- интеграция личности в национальную и мировую культуру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_dobryy_mir | 23.28 КБ |
Предварительный просмотр:
КРУЖОК
Рабочая программа по дополнительному образованию детей
Направление: духовно-нравственное
Руководитель кружка Кривошеева Ю.В.
музыкальный руководитель МОУ КСШ дошкольная ступень образования
Для детей 5-7 лет.
Сроки реализации программы – 2 года.
Пояснительная записка.
… Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдёт в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их.
Евангелие от Марка, 10 глава, 14-16 стихи
Ряд насущных проблем современного общества – отсутствие нравственных идеалов, как следствие, поколения людей без четких представлений о нормах морали, бездуховность, увеличение преступности среди молодежи, пагубные привычки, и др. требуют немедленного переосмысления подхода к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Образование, не имеющее под собой прочного фундамента воспитания нравственности, может дать обществу лишь людей с определенным уровнем знаний, но не знающих норм морали, без ощущения причастности к культурным и духовным традициям своего Отечества. Поэтому задачи воспитания духовно-нравственной культуры детей являются в настоящее время наиболее актуальными. Они определяются как воспитание «готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию, ознакомление с основными нормами светской и религиозной морали и понимания их значения в выстраивании отношений в семье и обществе, понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества, формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России,…становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций народов России, осознание ценности человеческой жизни».
Раннее детство учёными, специалистами в области духовно-нравственного воспитания охарактеризовано как «золотое время» в эмоциональной жизни ребёнка. В этом возрасте у детей проявляются такие положительные качества, которые уменьшаются с возрастом. Это душевная целостность, моральная чистота, непосредственность, простодушие, искренность. Именно эти качества являются главными сильными сторонами ребёнка. В православном понимании – этими качествами проявляется в нём Образ Божий, что является главной метафизической силой личности. С психологической точки зрения моральное созревание детской души является основой её духовного развития.
Традиции православной культуры, будучи глубоко укоренены в истории русского народа, помогают подрастающему поколению обрести тот нравственный идеал, который в течение многих столетий был главным критерием морально-этических поведенческих норм русского человека, который является отправной точкой в деле воспитания детей.
Цель:
развитие личности ребёнка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.
Задачи:
Образовательные:
- формирование у детей основополагающих морально-нравственных идеалов, установок, ценностей, норм, обеспечивающих осознанный нравственный выбор;
- приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей;
Развивающие:
- духовно нравственное развитие детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России,
- понимание значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества;
- создание условий творческого развития;
Воспитательные:
- воспитание любви к Родине, семье;
- интеграция личности в национальную и мировую культуру.
Организация образовательного процесса:
- Обучение проводится с группой воспитанников. Возраст детей 5-7 лет.
- Сроки реализации программы – 2 года.
- Количество детей в группе – 12,15 человек.
- Периодичность – 1 раз в неделю (25 – 30 мин.)
- Форма организации – кружок.
Принципы деятельности кружка
православного воспитания дошкольников базируются на принципах личностно-ориентированного образования в христианских традициях:
1. Принцип христоцентричности:
- в процессе занятий педагог ставит житие и образ Христа в пример детям для духовного подражания;
- чувствует сам и передает чувство присутствия Божия всегда и во всем детям;
- стимулирует и поощряет у детей нравственную работу над собой (желание различать добро и зло, делать добрые дела во имя Господа) с целью раскрытия образа Божия в душе ребенка;
- дети с эмоциональностью воспринимают чтение библейских сюжетов о Христе, сопереживают Христу, Богородице.
2. Принцип любви:
- слушая рассказы о земной жизни Иисуса Христа, дети понимают и могут объяснить выражение «Бог есть любовь»;
- отношение педагогов к детям, сотрудникам и родителям; детей к сверстникам, родителям и воспитателям с любовью (забота о ближнем, сопереживание в радости и в горе);
- воспитание чувства любви у детей к окружающему миру, себе, ближнему.
3. Принцип воцерковления:
- педагог организует чтение молитв в повседневной жизни (до и после занятий и т.д.); экскурсии в храм и общение с батюшкой;
- на занятиях кружка и в повседневной жизни педагог учит благоговейно обращаться со святынями;
- побуждает родителей к семейному посещению храма в воскресные и праздничные дни, актуализирует важность причастия в духовной жизни ребенка.
4. Принцип сообразности с природой
и выявление образа Божия в ребенке:
- на занятиях учитывает антропологические и психологические особенности дошкольников, их эмоциональное состояние;
- поощряет проявление усилия воли дошкольников, желание контролировать свои физические потребности;
- педагог пресекает греховные мысли и действия в ребенке, формируя в душах детей страх Божий;
- создает условия для раскрытия и развития дара Божьего в каждом ребенке на занятиях кружка.
5. Принцип согласованности педагогического влияния
Церкви, семьи и дошкольного учреждения:
- педагог устанавливает тесное сотрудничество с родителями воспитанников и священником (духовником детского сада), консультируется с духовником по вопросам организации и содержания занятия, приглашает священника для участия в праздничных мероприятиях и занятиях кружка, организует экскурсии в храм с благословения настоятеля;
- актуализирует проблему семейного воспитания и необходимость консолидации усилий Церкви, семьи и детского сада в процессе встреч с родителями; организует приватные и коллективные беседы со священником (другие формы работы).
6. Принцип послушания:
- педагог на занятиях посредством игр и игровых упражнений формирует у детей послушание как основу добродетелей;
- в беседах, консультациях с родителями педагог разъясняет важность формирования послушания у детей дошкольного возраста и помогает им выстроить правильные взаимоотношения с детьми, учитывая их возрастные особенности.
7. Принцип социально-производственной направленности:
- в работе с детьми педагог учитывает характерные особенности населенного пункта, виды деятельности родителей воспитанников и знакомит детей с производством. При этом обращает внимание на пользу, которую дает данное производство для всех людей, проводит аналогию производства с христианскими принципами жизни;
- использует наработки «Музея профессий», вместе с детьми участвует в создании музея;
- своим примером, примером родителей формирует у детей уважение к труду взрослых, воспитывает трудолюбие, послушание, используя игры и упражнения.
8. Принцип культуросообразности:
- свою работу с детьми строит на основе церковного календаря;
- на занятиях кружка знакомит детей с культурой и православными традициями, воспитывая благоговейное отношение к святыням;
- помогает родителям формировать и возрождать семейные христианские традиции;
- создает культурную среду в группе, способствующую душевному и духовному развитию личности ребенка.
9. Принцип индивидуального подхода:
- на занятиях педагог, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, предлагает дифференцированные задания для выполнения;
- в беседе с родителями советуется о выборе педагогических методов и воздействий на ребенка.
Сетка занятий
Старшая группа | среда | 15.45 – 16.10 |
Подготовительная группа | четверг | 15.45 – 16.15 |
Методы и приемы обучения:
- Наглядный – наглядно-зрительные, тактильно-мышечные, предметная наглядность, наглядно-слуховые.
- Информационно-рецептивный – совместная деятельность педагога и ребенка.
- Репродуктивный – уточнение и воспроизведение известных действий по образцу.
- Практический – изготовление атрибутов к играм, придумывание вариантов игр
- Словесный – описание и объяснение, образный сюжетный рассказ.
- Проблемного обучения – творческое использование готовых знаний, самостоятельное нахождение выхода из различных ситуаций.
- Игровой – использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания ситуаций.
- Соревновательный – нахождение неординарных решений для достижения цели.
Промежуточные результаты.
1. Формирование мировоззрения воспитанников на основе духовно-нравственных принципов, традиций Русской Православной церкви.
2. Обучение детей оценке поступков своих и окружающих, явлений и событий, происходящих в мире, относиться к происходящему с точки зрения христианской морали
3. Знакомство детей с основными понятиями христианского православного вероучения
4. Знакомство детей с традициями православной Церкви, молитвами, календарем, праздниками.
5. Воспитание в детях доброжелательного отношения друг ко другу, терпимости, уважения и бережного отношения к ближнему и окружающему миру.
В межличностных отношениях приоритетны понятия:
- не обидь;
- не делай другому того, чего себе не желаешь;
- если обидел, попроси прощения и старайся больше так не делать;
- если обидели тебя, прости и сам так не поступай;
- заступись за слабого;
- помогайте друг другу;
- не ябедничай;
- не спеши разбираться руками, попробуй сначала словами;
- оценивай человека не по внешности, а по внутренним качествам;
- будь простым и добрым.
6.Работа с родителями:
Беседы
Консультации
Родительские собрания
Наглядный тематический материал
Выставки совместного творчества детей и родителей
Привлечение родителей к участию в проводимых мероприятиях.
Способы получения результатов:
- наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении,
- анализ продуктов детской деятельности;
- специальные педагогические пробы, организуемые педагогом;
- организация досугов, развлечений, КВН и т.д.
Литература.
- Л.Л. Шевченко «Добрый мир»
- Устроение мира. Прогулки по дням творения.
- Устроение отношений в мире. Хорошо-плохо.
- Устроение отношений в нашей жизни.
- Семья. Родина. Православные христиане. Наши меньшие друзья.
- Ценности жизни христиан. Чему мы радуемся?
- Православные праздники.
- Методическое пособие\
- Наглядные материалы.
- Рабочая тетрадь.
- О.К. Харитонова «Основы православной культуры для детей дошкольного возраста»
- С. Афанасьева «Основы христианской культуры. Занятия для детей младшего возраста».
- Библия.
- Евангелие для детей.
- С. Куломзина «Закон Божий для самых маленьких»
- Д. Соколов «Иллюстрированный закон Божий для детей».
- Художественная литература
- Е.Санин, «Бабушкин секрет»,
- Г.Чинякова, «Сердце милующее»,
- Т.Киселева, «Чудесная дружба»,
- А.Мороз, «Гуси-лебеди»,
- А.Шишков, «Много гостинцев детям»,
- И.Зубрин, «Маленький христианин»,
- Н.Мартынова, «Христос в сердце детей»,
- Б.Ганаго, «Детям о душе».
Материально – техническое обеспечение программы.
- Занятия проходят в помещении, стилизованном под русскую избу.
- Церковная атрибутика (иконы, свечи, фигурки ангелов…).
- Наглядные материалы (методическое пособие «Добрый мир», детские православные календари, картинки и т. д.).
- Аудио и видео диски, кассеты («Добрые сказки», «Колокольный звон», мультфильмы, фольклор…).
- ТСО (магнитофон, телевизор, DVD-проигрыватель, компьютер).
- Канцтовары для детского творчества (ручного труда, рисования, лепки и т.д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерный план кружка по духовно-нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста
В обществе сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок явлений, происходит вытеснение духовных потребностей. Вечные ценности: Добро, Истина и Красота – пос...
Программа кружка по духовно-нравственному воспитанию
бу материалда икенче кечкенэлэр торкемендэ алып барыла торган эдэп эхлак программасынын перспектив планы бирелэ...
Дополнительная образовательная программа кружка по духовно-нравственному воспитанию «Зернышки добра»
Программа позволяет углубить знания детей о нравственных ценностях....
Программа кружка по духовно-нравственному воспитанию детей через основы православной культуры с детьми подготовительной группы.
Программа направлена на: развитие любознательности как основы познавательной активности детей; развитие творческих способностей ребенка; формирование навыков творческой деятельности...
Рабочая программа кружка по духовно-нравственному воспитанию детей 5-6 лет "Родничок"
Программа по ознакомлению с родным краем для детей 5-6 лет....
Рабочая программа кружка «Мы дети земли Олонхо» для детей старшего дошкольного возраста «Духовно – нравственное воспитание для детей дошкольного возраста Срок реализации: 2020-2023 г.г.
Рабочая программа кружка «Мы дети земли Олонхо» для детей старшей дошкольного возрастаПояснительная запискаОсобое внимание в деятельности ЧДОУ «Солнечные лучики» уделяется...