«Внедрение метода проектов в практику работы ДОУ"
методическая разработка на тему

Карачун Ирина Валерьевна

О перспективности метода проектов свидетельствуют те факты, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование проектной деятельности в работе с дошкольниками К онсультация для воспитателей ДОУ автор: старший воспитатель Карачун И.В.

Слайд 2

Проект - самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат.

Слайд 3

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. В младшем дошкольном возрасте – это: - вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); - активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты), В старшем дошкольном возрасте – это: - формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; - развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; - формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов. - развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности

Слайд 4

Этап проекта Деятельность педагога Деятельность детей 1 этап Целеполагание 1.Формулирует проблему (цель). При ее постановке определяется и продукт проекта. 2.Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. 3.Подводит детей к формулировке задачи. 1.Вхождение впроблему. 2.Вживание в игровую ситуацию. 3.Принятие задачи. Дополнение задач. 2 этап Разработка проекта 1.Помогает объединиться детям для решения задач (шагов), выбрать ответственных. 2.Помогает спланировать деятельность. 3.Организует деятельность. 1.Объединение в микрогруппы по желанию. 2.Распределение амплуа. 3.Участие вр аботе одной из групп. 3 этап Работа над проектом 1.Оказывает практическую помощь (при необходимости). 2.Направляет и контролирует осуществление проекта. 1.Формирование спецефических знаний, умений, навыков. 5 этап Оценка результатов 1.Анализирует достигнутые результаты. 1.Участие в коллективном анализе и самооценке. Деятельность педагога и детей в работе над проектом

Слайд 5

Типы проектов , актуальных для дошкольного образования . 1 . По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые. 2 . По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ. В контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект). 3 . По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный. 4. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный).

Слайд 6

1. По доминирующему методу

Слайд 8

Творческие проекты по содержанию отражают взаимоотношения: ребенок – семья; ребенок – природа; ребенок – рукотворный мир; ребенок – общество и его культурные ценности. Игровые проекты Структура игровых проектов только намечается, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием. (литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в придуманных ситуациях).

Слайд 9

2. По характеру контактов Внутри одной возрастной группы Педагоги и дети не испытывают трудности, поскольку хорошо знают творческие возможности и социальные качества друг друга; имеют представление о предметно-пространственной среде группы . В контакте с другой возрастной групппой . Участие в совместном проекте с другой группой обогащает детей новыми впечатлениями, позволяет пережить новые эмоции, завоевать симпатии у окружающих людей . В нутри ДОУ. Они требуют высокого уровня развития управленческих (творческих, организаторских) умений у педагогов, поскольку обходимо определить актуальную проблему, продумать условия и форму детских или детско-взрослых проектов Открытые проекты Реализуются в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями.

Слайд 10

3. По количеству участников Индивидуальный проект . Выполняется автономно, предназначен для обогащения культурного опыта ребенка; с его помощью отслеживаются способности преодолевать препятствия в решении проблемы (сочинение и иллюстрирование сказки). Парный проект . Осуществляется парой (парами) участников. Дети приобретают навыки сотрудничества, учатся действовать вместе на одном пространстве, решают общую проблему, выбирают адекватные способы решения . Групповой проект . Осуществляется группой участников (от 3 до 10-12 чел .). Фронтальный (коллективный) проект . Выполняется всем коллективом.

Слайд 11

4 . По продолжительности Краткосрочные проекты. Направлены на решение небольшой проблемы или части более крупной. Они могут быть реализованы на одном или нескольких специально организованных занятиях, в рамках совместной со взрослыми или самостоятельной детской деятельности (исследование свойств льда; изучение деятельности художника в мастерской ). Проекты средней продолжительности. Рассчитаны на решение проблемы в течение нескольких дней, недель (подготовка к празднику), путешествию; сочинение и постановка сказки ). Долгосрочные проекты (от одного до нескольких месяцев ). Решают крупную проблему, для преодоления которой требуются усилия и достаточное время (например, исследование своей родословной).

Слайд 12

Уровни проектной деятельности: подражательно – исполнительный (3,5 – 5 лет) – первые попытки детей самостоятельно решать проблему необходимо замечать и поощрять, сообщая ребенку о его успехах: «Ты быстро придумал!», « Хорошо, что ты вовремя пришел мне на помощь!» Это помогает ребенку осознать свое поведение, понять, что он делает правильно, а где допускает ошибки ; развивающий (5- 6 лет) - к концу пятого года жизни дети накапливают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый, развивающий уровень проектирования. В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность, ребенок способен сдерживать свои импульсивные побуждения, терпеливо выслушивать взрослого и других участников совместной деятельности. Перестраиваются отношения со взрослыми: дошкольники реже обращаются к ним с просьбами, активнее организуют самостоятельную деятельность, у них развивается самоконтроль; они способны достаточно адекватно оценить собственные поступки; принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения намеченного результата ; 3. творческий (6 – 7 лет) – активность взрослого постепенно снижается. Он не столько генерирует свои идеи, сколько подключается к реализации детских идей. У детей наблюдается высокий уровень интереса, обусловленного познавательным и личностным развитием.

Слайд 13

Воспитателю, работая над проектом, необходимо: 1) глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду; 2) создать игровую мотивацию, опираясь на интересыдетей и их эмоциональный отклик; 3) вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт; 4) заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме на протяжении всего проекта; 5) при составлении совместного плана с детьми поддерживать детскую инициативу; 6) тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться; 7) соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом; 8) в ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход; 9) развивать творческое воображение и фантазию детей; 10) творчески подходить к реализации проекта, ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений, 11) ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного творчества с ребенком, 12) заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить презентацию со всеми участниками проекта.

Слайд 14

Проектная разработка должна содержать следующие структурные компоненты : • Обоснование необходимости проекта • Цели и задачи проекта • Участники проекта • Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей • Рабочий план реализации проекта • Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта • Оценка эффективности реализации проекта • Оценка рисков • Дальнейшее развитие проекта

Слайд 15

Умение пользоваться проектным методом – показатель высокой квалификации педагога, овладение им прогрессивной методикой обучения и развития детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сопровождение внедрения метода проектов в практику работы с дошкольниками

Дается обоснование современного построения образовательного процесса на основе деятельностного подхода и  методическое сопровождение внедрения метода проектов в практику работы педагогов....

Система работы по внедрению метода проектов в образовательный процесс ДОУ.

Представлена система работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ по внедрению проектного метода в образовательный процесс в 2009-2010 году, а также достигнутые результаты....

Методический проект "Как внедрить метод проектов в практику работы педагогов детского сада?"

Презентация методического проекта о внедрении метода проектов в работу воспитателей ДОУ...

Информационный практико – ориентированный проект «Методическое сопровождение внедрения ФОП ДО в практику работы дошкольного образовательного учреждения»

Разработка модели и механизма управления перехода дошкольного образовательного учреждения на ФОП, ориентированной на мотивацию к изменению профессиональной позиции педагога и совершенствование опыта п...