Главные вкладки

    Методическое сопровождение внедрения метода проектов в практику работы с дошкольниками
    материал на тему

    Дается обоснование современного построения образовательного процесса на основе деятельностного подхода и  методическое сопровождение внедрения метода проектов в практику работы педагогов.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методическое сопровождение внедрения метода проектов                                                                        в практику работы с дошкольниками

    Ховрина И.В.,                                                                                                                                                 старший воспитатель                                                                                                                           МБДОУ «ЦРР – детский сад № 103»                                                                                                          г. Воркуты

    Содержание:

    Современные подходы построения образовательного процесса в системе  дошкольного воспитания.

    Деятельностный характер содержания и организации образовательного процесса ДОУ.

    Метод проектов в работе с дошкольниками.

    Система  методической работы по внедрению метода проектов в практику работы с дошкольниками.

     В настоящее время система дошкольного воспитания испытывает противоречия переходного периода. Старые принципы работы постепенно себя изживают, и им на смену приходят новые концепции и идеи.

     С введением федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования изменились подходы к построению всего образовательного процесса в работе с дошкольниками.

     Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования установлены следующие принципы:

    1. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса в дошкольном образовании.

    2. Принцип интеграции образовательных областей

    3. Принцип развивающего образования.

    4. Сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости. 

    Специфика ребенка дошкольного возраста такова, что его достижения определяются не столько суммой ЗУН, а личностными качествами, которые обеспечивают ему психологическую готовность к школе. В образовательных программах, соответствующих ФГТ, отсутствует жесткая предметность. Ведущий вид деятельности дошкольника – игра.

    В нормативных документах, и в ФГТ названы основные формы организации образовательного процесса: 

    - совместная деятельность взрослого с детьми,

    - самостоятельная деятельность ребенка.

      Правильно организованное обучение ведет за собой развитие? (Л.С. Выготский)

     - обучение создает зоны ближайшего развития, т.е. те внутренние процессы развития, которые сейчас возможны только в сфере взаимоотношений ребенка, в первую очередь, со взрослым, но продлевая внутренний ход развития, через некоторое время они становятся внутренним достоянием самого ребенка;

    - обучение не есть развитие, но правильно организованное оно ведет за собой развитие, вызывает к жизни ряд таких процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными.

    Л.С. Выготский говорит не об обучении вообще, а о правильно организованном обучении.

    Тогда каким же должно быть правильно организованное обучение?

    - обучение и воспитание – всеобщие и необходимые формы психического развития человека;

    - благодаря им человек присваивает ценности материальной и духовной культуры;

    - это осуществляется в ходе собственной деятельности;

    - процессы обучения и воспитания человека сами протекают внутри его собственной личной деятельности;

    - на основе формирования конкретных видов деятельности у человека возникают и развиваются определенные психологические новообразования;

    - процессы обучения и воспитания не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы (т.е., включены в деятельность).

    Таким образом, между обучением и психическим развитием человека стоит его деятельность. 

     Деятельность – осмысленное и целенаправленное взаимодействие человека с окружающим миром, опосредованное его внешней и внутренней активностью (И.Б.Котова, О.С. Канаркевич, В.Н. Петриевский – Психология: учеб. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – С.14.) Авторы выделяют такие виды деятельности, как: игра, учение и труд – называя их основными. Структура деятельности, по мнению авторов, - это: 1) мотив; 2) цель деятельности; 3) действия; 4) средства (материал); 5) результат (И.Б.Котова, О.С. Канаркевич, В.Н. Петриевский – Психология: учеб. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – С.14-16).  Деятельностный подход предполагает организацию процесса обучения таким образом, что ребенок выступает как субъект этой деятельности, самостоятельно решающий конкретные учебные задачи (познавательные, исследовательские, проективные и т.д).

     Современный дошкольник значительно отличается от своих сверстников прошлых лет. Он неплохо ориентируется в себе, своем ближайшем окружении, своем настоящем и будущем. Он многим интересуется и о многом рассуждает. И в то же время, он любит играть, сочинять, фантазировать. Ученые отмечают, что современные дети стремятся к интеграции, объединению разных видов деятельности в один процесс. Использование развивающих подходов к построению процесса обучения в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивает каждому ребенку выбор деятельности по интересам и позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально, реализовать замыслы, выбирать и менять что-то самому.

       Изучив современные подходы организации образовательного процесса, мы отметили, что метод проектов отвечает этим требованиям. Структура работы над проектом включает в себя все те элементы, которые и обозначены деятельностным подходом.

       Метод проектов также позволяет осуществить интеграцию содержания дошкольного образования – связанность, взаимопроникновение и взаимодействие отдельных образовательных областей, обеспечивающих целостность образовательного процесса. Проектная деятельность взрослых и детей позволяет реализовать комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса, заложенный в ФГТ.

    Работа над проектом включает деятельность педагога и детей.

    Она распределяется следующим образом по этапам проекта:

    Этапы проекта

    Деятельность педагога

    Деятельность детей

    I этап

    1.Формулируется проблема (цель).

    (При постановке цели определяется и продукт проекта).

    2.Вводит в игровую сюжетную ситуацию.

    3.Формулирует задачу (не жестко)

    1.Вхождение в проблему.

    2.Вживание в игровую ситуацию.

    3.принятие задачи.

    4.Дополнение задач проекта.

    II этап

    4.Помогает в решении задачи.

    5.Помогает спланировать деятельность.

    6.Организует деятельность.

    5.Объединение детей в рабочие группы.

    6.Распределение амплуа.

    III этап

    7.Практическая помощь (по необходимости).

    8.Направляет и контролирует осуществление проекта.

    7.Формирование специфических знаний, умений, навыков.

    IY этап

    9.Подготовка к презентации. Презентация.

    8.Продукт деятельности готовят к презентации.

    9.Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

     

     С целью повышения образовательного уровня педагогов ДОУ, удовлетворения их потребности в инновационной деятельности организовано проведение  теоретических  и практических семинаров.  Ведётся планомерная, систематическая  и эффективная работа по повышению квалификации, профессионального и теоретического уровня подготовки педагогов.

       Как спланировать работу  по внедрению  инновации в дошкольном учреждении?   Уйти от многих ошибок и упущений  поможет проектирование самой системы методического сопровождения  инновационной программы.

      Для коллектива внедрение метода проектов в практику работы – это, своего рода, эксперимент, который требует изменения системы управления ДОУ. Нововведением в системе управления стало создание творческой рабочей группы по управлению экспериментальной деятельностью. В нее вошли опытные педагоги, имеющие высокий профессиональный уровень, педагог-психолог. Творческая группа осуществляет тактическое сопровождение внедрения метода проектов.

      Вся опытно-экспериментальная работа педагогического коллектива строится на наличии у  каждого члена коллектива теоретической подготовленности, умения анализировать психолого-педагогическую и методическую литературу, т.е. проводить эксперимент на научно обоснованных знаниях.

      Организована работа по обобщению опыта работы педагогов, педагоги представляют свои практические и теоретические материалы на городских педагогических чтениях, участвуют в конкурсах «Талантливый педагог - талантливый ребенок» 

     

     Координатором осуществления методического сопровождения экспериментальной деятельности в ДОУ   становится старший воспитатель.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическое сопровождение внедрения ФГТ в практику дошкольного образовательного учреждения

    Методическое сопровождение внедрения ФГТ в практику дошкольного образовательного учреждения...

    Методическое сопровождение поэтапной реализации в практику работы ДОУ ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы на 2011- 2012 учебный год.

    Примерный  план мероприятийметодического  сопровожденияпоэтапной реализации в практику работы  ДОУ ФГТ к структуреосновной     образовательной   программын...

    Управленческий проект по внедрению проектной деятельности в дошкольном учреждении «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»

    Проект представляет собой практические рекомендации сопровождения технологии проектирования, в которой представлена логика конкретных шагов и действий при проектировании, критерии оценки развития иссл...

    Управленческий проект по внедрению проектной деятельности в дошкольном учреждении «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»

    Управленческий проект по внедрению проектной деятельности в дошкольном учреждении «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ».Старший воспитатель Фоменко Т.А....

    Методическое сопровождение введения ФГОС в практику работы дошкольного образовательного учреждения как средство повышения профессионализма педагогов в условиях перехода на новые образовательные стандарты

    В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особенно актуальными становятся вопросы методического сопровождения образовательной практики,...