РППС подготовительной группы.
статья (подготовительная группа) на тему

Купреева Любовь Андреевна

Характеристика центров в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rpps_podgotovitelnoy_gruppy.docx22.55 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика развивающей предметно-пространственной среды подготовительной группы.

Предметно-развивающая среда в нашей группе организована так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по центрам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование).

Игровые зоны разделены по гендерному различию. В уголке мальчиков размещены строительные инструменты, детали военной формы, разнообразные технические игрушки, автомобили.

Для девочек организованы уголки - парикмахерская, кухня, прачечная, где размещены предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. Для детей создан уголок ряжений.

Развивающую предметно-пространственную среду мы постарались сделать содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1. Полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по - новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя ширму, подиум, стулья. В связи с тем, что игровые замыслы наших детей весьма разнообразны, весь игровой материал в игровом центре размещен таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их "под замыслы".

Стабильные тематические зоны полностью уступают место мобильному материалу — крупным универсальным маркерам пространства и полифункциональному материалу, которые легко перемещаются с места на место. Например, обычная ширма может служить тоннелем, кабиной машины, уголком уединения, театральной ширмой, больницей, мастерской, кабинкой для переодевания, ракетой и др.

2. Трансформируемость предметной среды позволяет детям по-новому взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявлять активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты. Например, подиум обогащают детскую игру, обеспечивают трансформируемость, полифункциональность игрового пространства. На усмотрение играющих он может служить местом для выставки работ по конструированию ,для показа театральных представлений, для индивидуальных выступлений дошкольников  и т. д. Такая организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а воспитателю организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости от:

- образовательной ситуации

- меняющихся интересов детей

- возможностей детей

3. Вариативность среды предполагает: наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность.

4. Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. Имеются алгоритмы по использованию материалов развивающего пространства (например: алгоритм работы в уголке ИЗО, аппликации, конструирования из бумаги, схемы для использования при конструкторских играх и др.).

В нашей группе центры созданы по образовательным областям.

Социально-коммуникативное развитие:

- Центр ППД

- Центр пожарной безопасности

- Центр активности (центр сюжетно-ролевых игр)

Центр «Безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами: пожарной машиной с необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми, плакатами. Хорошим дидактическим пособием служит специально оборудованный столик с разметкой улиц и дорог, и дополнительным набором мелкого строительного материала и дорожных знаков. Я думаю, что создание центра безопасности в группе помогает детям в ознакомление с правилами и нормами безопасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни.

В Центре «Сюжетно – ролевых игр» оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». В связи с тем, что игровые замыслы старших дошкольников весьма разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр.

Центр создан с учетом гендерных различий дошкольников. Мальчикам отведено место для игр с автодорогой, гаражом, машинами различных видов и др.

У девочек имеется место для разыгрывания игр в больницу (набор доктора, кушетка для лечения кукол, необходимые атрибуты для одежды врача), в парикмахерскую (фены, расчески, украшения, косметика), для игры в с/р игру «Дом. Семья» (набор мебели, посуды, кукол и т.д).

Познавательное развитие:

- Центр краеведения

- Центр конструктивной деятельности

- Центр математического развития

- Центр экспериментирования

В центре краеведения помещена государственная символика родного города, края и России. В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, образцы народного декоративно-прикладного искусства и т. д. Оформлен уголок родного края, в котором дети могут познакомиться с традициями, культурой, бытом и памятными местами. В уголок родного края входит художественная литература по краеведению, оформлен альбом «Мой город», «Моя семья», «Достопримечательности города» и др.

Цент конструктивной деятельности представлен многообразием видов конструктора: большие деревянные кубики, различные геометрические наборы кубиков «Томик», лего, строительные наборы с геометрическими фигурами разного размера, железные конструкторы с болтовыми соединениями.

Центр математического развития «Познавайка» объединен с центром речевого развития. В данном центре располагаются нормативно — знаковый материал: наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, иллюстрации состава числа от 1 до 10, представлены, как различные виды мозаик, так и современные пазлы. Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки. При выборе игр предпочтение отдавалось способности игр стимулировать развитие детей. Такими играми являются развивающие игры В. Воскобовича, «Разрезной квадрат» Никитина, «Логические блоки Дьенеша». Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр

Центр опытно-экспериментальной деятельности представлен многообразием коллекций (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскопы, компасы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы и т. д. В процессе экспериментальной деятельности по выращиванию растений ведутся дневники наблюдений, в которых мы фиксируем сделанные детьми выводы по результатам ежедневного наблюдения.

В целях непрерывного продолжения работы по углублению и обобщению знаний детей о живой природе в группе создан уголок природы, в котором имеются календарь наблюдений или центр по исследованию окружающей среды, колесо с днями недели, коллекция гербариев, диких и домашних животных, дидактических материалов и рабочих тетрадей.

Речевое развитие:

- Центр речевого развития или грамотности

- Книжный центр

Центр включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения.

В Центре «Познавайка» (соединен с математиком) находятся различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки и т. д. Также имеются домики для разграничения гласных, согласных, парных согласных.

Художественно-эстетическое развитие:

- Центр изодеятельности или уголок творчества

- Центр музыкально-театрализованной деятельности

- Центр бросового материала

В Центре ИЗО деятельности подобраны различные картинки, рисунки с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т. п. Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же предполагает овладение умением работать по образцу. В данном центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, глина, пластилин, дидактические игры и т. п.). Большинство из перечисленных материалов помещается в специально отведенном шкафу. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.

Здесь же расположен центр бросового материала, где дети могут взять необходимый предмет для воплощения своего творческого замысла (ткани, нитки, пробки, скорлупа орех, крупы, вата, ватные палочки и диски и др.). Также бросовый материал служит нам в помощь для работы кружка «Радуга творчества».

«Музыкально — театрализованный» центр — это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Здесь размещаются ширма, различные виды театров. Дети — большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей. Он представлен различного вида театрами (кукольный, настольный, пальчиковый). Здесь размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей. Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. Для этого в нашей группе создан музыкальный центр, который помогает моим воспитанникам переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия, помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности, инициативе.

Физическое развитие:

- Центр физического развития

Центр физического развития содержит в себе различный спортивный инвентарь. Данное оборудование (кегли, мячи, обруч, ленточки, кольцеброс и др.) направлено на развитие физических качеств детей — ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств. На современном этапе развития, возникла необходимость размещения в данном центре игр и пособий по приобщению старших дошкольников к навыкам здорового образа жизни. Данный Центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть островок тишины и спокойствия. С целью обеспечения психологического комфорта в группе расположен «Уголок уединения», представляющий собой ширму с занавесками. Если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, он может пойти в уголок уединения и релаксации, повесить маркет «тишина» и спокойно отдыхать на подушечке, зная, что его не потревожат.

Также в групповой комнате имеется рамочка для индивидуальных выставок работ дошкольников. Ребенок может вывесить свою работу и представить ее на обзор сверстникам.

В приемной комнате имеется место для поощрения детей в успехах по разным областям («Мои успехи»), что повышает самооценку и стимулирует ребенка на работу.

Развивающая предметно-пространственная среда группы современна, отвечает критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей детской деятельности, обеспечивает достижение нового, перспективного уровня развития детей. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Она организована таким образом, чтобы дети могли самостоятельно исследовать окружающие предметы, так как стремление к исследованию становится преобладающим мотивом их поведения.

Максимально используется всё пространство группы, которое разделено на определенные центры. Все эти центры при желании и необходимости, легко трансформируются. Они оснащены большим количеством развивающего материала: книги, игрушки, материал для творчества, развивающее оборудование и т. д. Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Предметно-пространственная развивающая среда группы привлекательна, интересна, выразительна, содержательно-насыщенна, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная, безопасная, она стимулирует развитиеу дошкольников самостоятельности, общительности, доброжелательности, чувства собственного достоинства. РППС организована так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Весь игровой материал находится в доступном для ребенка месте.

Создавая благоприятную среду развития для наших детей, мы хотим их видеть овладевшими основными культурными способами деятельности, обладающими установкой положительного отношения к миру, развитым воображением, умеющими выражать свои мысли, любознательными, выносливыми и физически развитыми, а главное счастливыми! Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ РППС Подготовительной группы по разделу "Развитие игровой деятельности"

Анализ развивающей предметно-пространственной среды подготовительной группы по разделу "Развитие игровой деятельности"...

РППС подготовительной группы МБДОУ № 9 " СВЕТЛЯЧОК".

В данных двух  презентациях (см. ниже) представлены слайды с изображением  РППС   группы № 3 "Забавные пчелки".Период времени года -осень,лето,  годы: с 2016 по 2019...

РППС подготовительной группы на тему: "Транспорт. Виды транспорта".

Предметно-развивающая среда является  важным и мощным фактором воспитания и развития ребенка. В основе моего подхода к насыщению предметно развивающей среды, как и в основе ФГОС, лежит принцип де...

Презентация РППС подготовительная группа

В презентации представлены рабочий, активный, спокойный сектор, среда для диалога с родителями....

Аналитическая справка РППС подготовительной группы

Представлена аналитическая справка развивающей предметно-пространственной среды подготовительной группы...

Аналитическая справка РППС подготовительной группы

Аналитическая справка РППС подготовительной группы...