Конспект НОД " В гостях у поющих птиц" по развитию элементов логического мышления в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Мухаметова Гульнар Фаритовна

Конспект НОД « В гостях у поющих птиц» по развитию элементов логического  мышления

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое.

Программное содержание:

Образовательные: Упражнять в построении  сериационного ряда и использовании его в качестве модели словесно обозначенных  сериационных  отношений между объектами;

 Развивающие : развивать и обогащать словарный запас; логическое мышление, память;

Воспитательные : воспитывать у детей самостоятельность, инициативу, чувство ответственности и упорство в преодолении трудностей.

Оборудование:  интерактивная доска,  презентация птицы , запись музыки «Пение птиц», Музыкальная композиция с физ. минуткой.

Материал: демонстрационный( 5 разноцветных силуэтов птиц: синий , желтый, коричневый, зеленый, красный) представлены на слайде

 Раздаточный ( 5полосок разной длины,   цветные карандаши: синий , желтый, коричневый, зеленый, красный.)

   Методы и приемы для непосредственной образовательной деятельность

 наглядные: использование дидактического мультимедийного пособия;

— словесные: беседа, загадка, выводы, обобщения;

— практические: игровая ситуация, физкультминутка

Ход непосредственной образовательной деятельности

Перед входом в группу:

Собрались все дети в круг

Ты мой друг и я твой друг

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Дети под музыку пения птиц  заходят в группу.

- Ребята посмотрите, как много гостей к нам пришло, давайте поздороваемся

1.Введение в игровую ситуацию:

Цель педагогическая: Мотивировать детей на включение в игровую деятельность, активизировать их представление про осень

 Цель для детей: принять игровую ситуацию, для того чтобы узнать что-то новое.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня придут необычные  гости , но кто они , узнаете только тогда , когда отгадаете загадку:

Загадывание загадки:

«Различаемся мы цветом, встретишь нас зимой и летом

Если крыльями взмахнём, будем в небе голубом.

Мы умеем щебетать, каркать, петь и ворковать.

Нас зимой вы подкормите.

Дети, кто мы? назовите» ( птицы ) ( показ на слайде перелетных птиц) (слайд 1)

 2.Актуализация знаний

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, какое  время  года изображена на экране? Куда же это все птицы улетают?

Дети.  Осень.   В  теплые края

Воспитатель.  А почему птицы улетают именно осенью?  ( ответы детей)

Воспитатель. Правильно, осенью многие насекомые  прячутся, потому - что  нет корма для жизни.

3 Затруднение в игровой ситуации

Цель педагогическая: создать мотивационную ситуацию для открытия нового знания

Цель детская : сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения.

Воспитатель: Прежде чем улететь в теплые края птицы решили устроить концерт и узнать , кто из них поет лучше всех. Но никак не могли догадаться, кто из них лучше поет, и обратились ребята к вам за помощью: Дети, мы   приглашаем вас стать судьями на конкурсе пения птиц. Мы вас очень просим, помогите нас оценить. ( на экране птицы просят  помощи) слайд №2

Воспитатель:  Что делать ? Как нам узнать, кто из них лучше поет?

 ( не знаем)

- Давайте пройдем за столы.( дети проходят за столы)

4.Открытие нового знания

Цель педагогическая: создать  проблемную  ситуацию  для освоения действия по построению сериационного ряда и использованию его в качестве модели словесно обозначенных сериационных отношений между объектами.

Цель детская:  научиться строить  сериационный  ряд, использовать  его в качестве модели  отношений между объектами.

Воспитатель:  Оценивать пение птиц нам помогут полоски и цветные карандаши. Вы должны выбрать подходящую полоску и делать на ней пометку карандашом. Как вы думаете, что будет обозначать самая большая полоска?

Дети : Самая большая полоска обозначает победителя конкурса, полоска, которая чуть меньше большой полоски занявшая второе место, самая маленькая полоска занявшая последнее место  итд

(Дети высказывают своё мнение по обозначениям остальными чёрточками – участников конкурса)

Воспитатель: В конкурсе принимают участие пять птиц. ( слайд №3)

(Показ силуэтов птиц: синяя, жёлтая, коричневая, зелёная, красная).

Воспитатель: Синяя птица поёт лучше всех! Жёлтая лучше всех, кроме синей! Коричневая поёт хуже всех! Зелёная – лучше коричневой, но хуже всех остальных. Красная поёт хуже жёлтой и синей, но лучше коричневой и зелёной.

(Дети строят модель сериационного ряда; обсуждение, как дети распределили места)

Воспитатель: - Миляш ,  какая птица поет лучше всех? ( синяя птица)

Аделина -  Какая, полоска у синей птицы? ( самая большая)

                -  Карандашом, какого цвета ты сделала пометку? ( синего)

       - Почему?  ( потому – что птица  синего цвета

  Артем – какая птица поет лучше всех, кроме синей!? ( желтая)

   Матвей  - какая полоска у желтой птицы? ( чуть меньше) и.т.д.

        -     Какое место заняла синяя птица ( первое)

        -  На каком  месте   желтая птица   ( второе) итд

Воспитатель:  Ребята посмотрите друг у друга, правильно ли вы оценили птиц. ( взаимопроверка) (Слайд №4)

Физминутка  с музыкальной композицией

 5..Включение нового знания в систему знаний

Цель педагогическая: закрепить добытые в играх знания и представления детей о построении сериационного ряда

Цель детская : показать полученные знания в игре

Молодцы, ребята, вы помогли  птицам- конкурсантам, но они хотят, еще спеть в парах т.е  определить победителей в парах (Слайд №5)

Воспитатель: Синяя и желтая птица поют лучше всех, а красная и зеленая птица поют  лучше коричневой ,но хуже  синей и желтой , а коричневая  поет хуже всех. Какая  пара заняла 1 – место? , 2 – место?, 3 – место?.

(Ответы детей)

 Воспитатель: А теперь ребята пора награждать победителей. (Дети награждают победителей – птиц занявшее 1 – место? , 2 – место, 3 – место.)

6. Осмысление

Цель педагогическая :восстановить в памяти детей то, что делали на занятии, и создать ситуацию успеха

Цель детская: Самооценка себя

- Ребята , кто к нам приходил в гости?

-- Что они хотели? (узнать , кто из них лучше поет)

- Как мы узнали, кто из них лучше поет?

  - Какое задание было для вас самым трудным? Почему?

 - Какое задание больше   всего понравилось? Почему?

-  «Что вы расскажите родителям о нашей сегодняшней игре?»

Молодцы, ребята, вы помогли птицам, а придет время птицы помогут нам. С наступлением весны птицы прилетят ,  и  будут спасать в садах и огородах наш урожай от вредных насекомых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_logike.docx26.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД « В гостях у поющих птиц» по развитию элементов логического  мышления

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое.

Программное содержание:

Образовательные: Упражнять в построении  сериационного ряда и использовании его в качестве модели словесно обозначенных  сериационных  отношений между объектами;

 Развивающие : развивать и обогащать словарный запас; логическое мышление, память;

Воспитательные : воспитывать у детей самостоятельность, инициативу, чувство ответственности и упорство в преодолении трудностей.

Оборудование:  интерактивная доска,  презентация птицы , запись музыки «Пение птиц», Музыкальная композиция с физ. минуткой.

Материал: демонстрационный( 5 разноцветных силуэтов птиц: синий , желтый, коричневый, зеленый, красный) представлены на слайде

 Раздаточный ( 5полосок разной длины,   цветные карандаши: синий , желтый, коричневый, зеленый, красный.)

   Методы и приемы для непосредственной образовательной деятельность

 наглядные: использование дидактического мультимедийного пособия;

— словесные: беседа, загадка, выводы, обобщения;

— практические: игровая ситуация, физкультминутка

Ход непосредственной образовательной деятельности

Перед входом в группу:

Собрались все дети в круг

Ты мой друг и я твой друг

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Дети под музыку пения птиц  заходят в группу.

- Ребята посмотрите, как много гостей к нам пришло, давайте поздороваемся

1.Введение в игровую ситуацию:

Цель педагогическая: Мотивировать детей на включение в игровую деятельность, активизировать их представление про осень

 Цель для детей: принять игровую ситуацию, для того чтобы узнать что-то новое.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня придут необычные  гости , но кто они , узнаете только тогда , когда отгадаете загадку:

Загадывание загадки:

«Различаемся мы цветом, встретишь нас зимой и летом

Если крыльями взмахнём, будем в небе голубом.

Мы умеем щебетать, каркать, петь и ворковать.

Нас зимой вы подкормите.

Дети, кто мы? назовите» ( птицы ) ( показ на слайде перелетных птиц) (слайд 1)

 2.Актуализация знаний

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, какое  время  года изображена на экране? Куда же это все птицы улетают?

Дети.  Осень.   В  теплые края

Воспитатель.  А почему птицы улетают именно осенью?  ( ответы детей)

Воспитатель. Правильно, осенью многие насекомые  прячутся, потому - что  нет корма для жизни.

3 Затруднение в игровой ситуации

Цель педагогическая: создать мотивационную ситуацию для открытия нового знания

Цель детская : сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения.

Воспитатель: Прежде чем улететь в теплые края птицы решили устроить концерт и узнать , кто из них поет лучше всех. Но никак не могли догадаться, кто из них лучше поет, и обратились ребята к вам за помощью: Дети, мы   приглашаем вас стать судьями на конкурсе пения птиц. Мы вас очень просим, помогите нас оценить. ( на экране птицы просят  помощи) слайд №2

Воспитатель:  Что делать ? Как нам узнать, кто из них лучше поет?

 ( не знаем)

- Давайте пройдем за столы.( дети проходят за столы)

4.Открытие нового знания

Цель педагогическая: создать  проблемную  ситуацию  для освоения действия по построению сериационного ряда и использованию его в качестве модели словесно обозначенных сериационных отношений между объектами.

Цель детская:  научиться строить  сериационный  ряд, использовать  его в качестве модели  отношений между объектами.

Воспитатель:  Оценивать пение птиц нам помогут полоски и цветные карандаши. Вы должны выбрать подходящую полоску и делать на ней пометку карандашом. Как вы думаете, что будет обозначать самая большая полоска?

Дети : Самая большая полоска обозначает победителя конкурса, полоска, которая чуть меньше большой полоски занявшая второе место, самая маленькая полоска занявшая последнее место  итд

(Дети высказывают своё мнение по обозначениям остальными чёрточками – участников конкурса)

Воспитатель: В конкурсе принимают участие пять птиц. ( слайд №3)

(Показ силуэтов птиц: синяя, жёлтая, коричневая, зелёная, красная).

Воспитатель: Синяя птица поёт лучше всех! Жёлтая лучше всех, кроме синей! Коричневая поёт хуже всех! Зелёная – лучше коричневой, но хуже всех остальных. Красная поёт хуже жёлтой и синей, но лучше коричневой и зелёной.

(Дети строят модель сериационного ряда; обсуждение, как дети распределили места)

Воспитатель: - Миляш ,  какая птица поет лучше всех? ( синяя птица)

Аделина -  Какая, полоска у синей птицы? ( самая большая)

                -  Карандашом, какого цвета ты сделала пометку? ( синего)

       - Почему?  ( потому – что птица  синего цвета

  Артем – какая птица поет лучше всех, кроме синей!? ( желтая)

   Матвей  - какая полоска у желтой птицы? ( чуть меньше) и.т.д.

        -     Какое место заняла синяя птица ( первое)

        -  На каком  месте   желтая птица   ( второе) итд

Воспитатель:  Ребята посмотрите друг у друга, правильно ли вы оценили птиц. ( взаимопроверка) (Слайд №4)

Физминутка  с музыкальной композицией

 5..Включение нового знания в систему знаний

Цель педагогическая: закрепить добытые в играх знания и представления детей о построении сериационного ряда

Цель детская : показать полученные знания в игре

Молодцы, ребята, вы помогли  птицам- конкурсантам, но они хотят, еще спеть в парах т.е  определить победителей в парах (Слайд №5)

Воспитатель: Синяя и желтая птица поют лучше всех, а красная и зеленая птица поют  лучше коричневой ,но хуже  синей и желтой , а коричневая  поет хуже всех. Какая  пара заняла 1 – место? , 2 – место?, 3 – место?.

(Ответы детей)

 Воспитатель: А теперь ребята пора награждать победителей. (Дети награждают победителей – птиц занявшее 1 – место? , 2 – место, 3 – место.)

6. Осмысление

Цель педагогическая :восстановить в памяти детей то, что делали на занятии, и создать ситуацию успеха

Цель детская: Самооценка себя

- Ребята , кто к нам приходил в гости?

-- Что они хотели? (узнать , кто из них лучше поет)

- Как мы узнали, кто из них лучше поет?

  - Какое задание было для вас самым трудным? Почему?

 - Какое задание больше   всего понравилось? Почему?

-  «Что вы расскажите родителям о нашей сегодняшней игре?»

Молодцы, ребята, вы помогли птицам, а придет время птицы помогут нам. С наступлением весны птицы прилетят ,  и  будут спасать в садах и огородах наш урожай от вредных насекомых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементов логического мышления в старшей группе №7 «Веснушки» «Помогаем Айболиту».

занятие по формированию  логического мышления в старшей группе по программе "Развитие" Освоение графического построения модели классификационных отношений между понятиями;Упражнять в умении ...

Занятие по развитию элементов логического мышления в старшей группе. Тема: «Конкурс мудрецов»

Занятие  по развитию элементов логического мышления в старшей группе.Тема: «Конкурс мудрецов»...

РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В статье представлена такая проблема как: "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста" с рекомендациями....

Использование ТРИЗ-технологий для развития элементов логического мышления у старших дошкольников.

Статья об использовании ТРИЗ-технологии в дошкольном образованиии...

Конспект занятия по формированию элементов логического мышления в старшей группе

Конспект занятия по формированию элементов логического мышления в старшей группе "Карта сокровищ"...

Развитие элементов логического мышления у старших дошкольников

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление, которое является основой для развития словесно-логического мышления....

Конспект НОД «Развитие элементов логического мышления» в старшей группе

Данный конспект представлен для воспитателей, а также может быть интересен родителям и другим людям, занимающимся обучением и развитием детей. В данном материале можно найти задания и игры на развитие...