Конспект НОД «Развитие элементов логического мышления» в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Бурмистрова Валентина Ивановна
Данный конспект представлен для воспитателей, а также может быть интересен родителям и другим людям, занимающимся обучением и развитием детей. В данном материале можно найти задания и игры на развитие у детей мышления, умения классифицировать, устанавливать сериационный ряд по убыванию какого- либо признака, находить закономерности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx17.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

 «Развитие элементов логического мышления» в старшей группе

Описание работы: данный конспект представлен для воспитателей, а также может быть интересен родителям и другим людям, занимающимся обучением и развитием детей. В данном материале можно найти задания и игры на развитие у детей мышления, умения классифицировать, устанавливать сериационный ряд по убыванию какого- либо признака, находить закономерности.
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Цель: освоение сериационных и классификационных отношений между понятиями при помощи наглядных моделей.
Задачи: 
1)
Обучающие:
- Закреплять действия по использованию модели сериационных отношений между объектами (убывания признака).
- Закреплять умение классифицировать понятия по содержанию (совокупности существенных признаков).
- Познакомить с графическим отображением классификационных отношений (круги).
- Способствовать освоению действий ориентировки в сериационных отношениях между понятиями.
- Упражнять в выделении различных свойств фигур (цвета, формы, величины), в группировке фигур по заданному признаку.
- Упражнять в установлении закономерности.
2)
Развивающие:
- Развивать способность к наглядному моделированию как средству упорядочивания имеющегося у детей опыта, подводить к усвоению логических форм мышления.
- Развивать внимание, память, речь.
3)
Воспитательные:
- Формировать основы безопасного поведения в быту.
- Формировать навыки сотрудничества детей друг с другом.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение выслушивать ответы товарища, не перебивать.
- Вызвать желание помогать герою сказки.
Предварительная работа: чтение сказки Одоевского «Мороз Иванович», опытническая деятельность – «Заварим чай», «Остудим чай», игра с мячом «Назови одним словом», игра «Найди лишнее».
Методы и приемы:
- Наглядные: просмотр презентации, демонстрация иллюстраций, предметных картинок.
- Словесные: беседа, вопросы, объяснение, указание.
- Практические: упражнение, моделирование, организация игровой ситуации, создание проблемной ситуации, подвижная игра.
Материалы и оборудование: проектор, ноутбук, настенная доска, колокольчик.
Демонстрационный материал: 5 кружков разной величины, набор карточек с изображениями заварочного чайника, тарелки, маленького ребенка, комнатного растения, кружки; 5-6- карточек с изображением фруктов (персик, яблоко, хурма, гранат, апельсин, груша), карточка с изображением пилы; 2 обруча.
Раздаточный материал: Лист бумаги, разделенный на 5 столбцов, в верхней части каждого столбца – круг определенного размера (круги последовательно уменьшаются по величине); набор карточек с изображениями заварочного чайника, тарелки, маленького ребенка, комнатного растения, кружки; картинки камешков, вырезанные из картона; два круга, вырезанные из бумаги; предметные картинки по темам «Мебель», «Птицы», «Деревья», «Цветы», «Дикие животные», «Домашние животные»; логические блоки Дьенеша.


Ход НОД

Воспитатель и дети заходят в группу, встают в круг.
Воспитатель: Посмотрим друг другу в глазки и улыбнемся. Правой рукой погладим себя, левой рукой погладим себя, обнимем себя обеими руками.
Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на коврик и угадайте сказку (появляются изображения колодца, яблони, печки и травы под снегом).
Дети: «Мороз Иванович».
Воспитатель: Угадайте героя этой сказки по предметам (появляются ведро, фартук, веник).
Дети: Рукодельница. Воспитатель: Ребята, нянюшка дала Рукодельнице много работы. Она не справляется. Поможем ей?
Дети: Да.
Воспитатель: Рукодельнице нужно принести воду из колодца, а на улице холодно. Что ей надеть? У Рукодельницы есть шуба, куртка и пальто (шуба, куртка и пальто). Нужно выбрать самую теплую вещь. В пальто теплее, чем в куртке, в шубе теплее, чем в пальто. Что надеть?
Дети: Шуба (на экране остается только шуба).

Воспитатель: Рукодельнице до колодца нужно пройти по дорожке, а ее замело снегом. Поможем выложить дорожку?
Дети: Да. (детям раздаются соответствующие камешки из картона)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а дорожка-то не простая, в ней есть своя очередность- два камешка темных, один светлый и так далее.
(Дети выстраиваются в дорожку из чередующихся камешков – двух темных и одного светлого)

Воспитатель: Почему ты встал здесь?
Ребенок: После темного камешка идет еще один темный.
Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием и помогли Рукодельнице добраться до колодца (на экране Рукодельница идет к колодцу). Она набрала воды, принесла домой. Теперь ей нужна наша помощь. Присаживайтесь за столы.
Воспитатель: Рукодельница приготовила воду в кастрюлях, которая нагрета по-разному (на доске 5 кружков разной величины). В этой кастрюле (самый большой кружок) – кипяток, в следующей кастрюле (второй кружок) вода горячая, но не такая, как кипяток, средний кружок обозначает теплую воду, затем- прохладная вода, а в этой (самый маленький кружок) – вода из холодильника, очень холодная. Рукодельнице надо помочь определиться -какой водой, что делать. А сделать ей нужно много: вымыть посуду, заварить чай, искупать малыша, остудить в кружке компот и полить цветы (на доске выставляются соответствующие карточки). Разложите у себя на листочках с кружками картинки так, чтобы Рукодельница знала, какой водой что можно делать. (Дети раскладывают под кружками картинки)
Воспитатель проверяет выполнение задания. Один ребенок выполняет задание у доски.

Воспитатель: Почему заварочный чайник под самым большим кружком?
Дети: Чтобы заварить чай нужен кипяток.
Воспитатель: Почему под кружком поменьше картинка с посудой?
Дети: Чтобы помыть посуду, нужна горячая вода, но не кипяток.
Воспитатель: А можно помыть посуду кипятком?
Дети: Нет, можно обжечь руки.
Воспитатель: Почему кружка с компотом под самым маленьким кружком?
Дети: Компот быстрее остынет в самой холодной воде.
Воспитатель: Какая вода нужна, чтобы искупать малыша?
Дети: Теплая.
Воспитатель: А можно купать малыша в холодной воде?
Дети: Нет, он может простудиться.
Воспитатель: А где лежит карточка с цветком? Почему?
Дети: Цветок поливают водой комнатной температуры.
Воспитатель: Молодцы, вы помогли Рукодельнице разобраться. А теперь она предлагает вам поиграть.
Воспитатель: (раздает детям по одной фигуре из блоков Дьенеша) 

Пока звенит колокольчик, вы бегаете, как колокольчик остановится нужно найти себе пару по цвету, по форме или по размеру (Воспитатель дает команды «По цвету», «По размеру», «По форме»).
Воспитатель: Нянюшка дала Рукодельнице задание – разобрать картинки. (Дети подходят к картинкам -персик, яблоко, хурма, гранат, апельсин, груша, пила).
Разложите картинки на ковре. Есть ли такое слово, которым можно все их назвать?
Дети: Нет, здесь есть лишняя картинка (убирают ее в сторону).
Воспитатель: Почему она лишняя?
Дети: Здесь все – фрукты, а пила не фрукт.
Воспитатель: Что можно сделать, чтобы неподходящая картинка не попала обратно к остальным?
(Дети предлагают разные варианты, затем воспитатель предлагает использовать обручи.)
Воспитатель: Чтобы в посуду больше не попала неподходящая картинка, давайте поместим в один обруч фрукты, а в другой обруч картинку с пилой. Назовем картинки в кругах «Фрукты» и «Инструменты».
Воспитатель: Есть еще картинки (предметные картинки по темам «Мебель», «Птицы», «Деревья», «Цветы», «Дикие животные», «Домашние животные»), их тоже надо разобрать на группы. Ребята, найдите себе пару и присядьте за столы. Нам нужно будет эти картинки распределить по кругам и назвать их.
(Дети выполняют задание, сидя за столами. Воспитатель спрашивает, а дети объясняют, почему поместили картинку именно в этот круг.)

(Дети встают в круг)
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились со всеми заданиями..
Воспитатель: Что для вас сегодня было новым? А что показалось трудным? За кого вы сегодня порадовались? (Дети отвечают) Я вас хвалю, вы все очень старались. Погладьте себя по голове.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементов логического мышления в старшей группе №7 «Веснушки» «Помогаем Айболиту».

занятие по формированию  логического мышления в старшей группе по программе "Развитие" Освоение графического построения модели классификационных отношений между понятиями;Упражнять в умении ...

Занятие по развитию элементов логического мышления в старшей группе. Тема: «Конкурс мудрецов»

Занятие  по развитию элементов логического мышления в старшей группе.Тема: «Конкурс мудрецов»...

РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В статье представлена такая проблема как: "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста" с рекомендациями....

Использование ТРИЗ-технологий для развития элементов логического мышления у старших дошкольников.

Статья об использовании ТРИЗ-технологии в дошкольном образованиии...

Конспект занятия по формированию элементов логического мышления в старшей группе

Конспект занятия по формированию элементов логического мышления в старшей группе "Карта сокровищ"...

Конспект НОД " В гостях у поющих птиц" по развитию элементов логического мышления в старшей группе

Конспект НОД « В гостях у поющих птиц» по развитию элементов логического  мышленияИнтеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественн...

Развитие элементов логического мышления у старших дошкольников

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление, которое является основой для развития словесно-логического мышления....